Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционные основы правового государства.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Конституционные основы правового государства.
В любом государстве основным законом является конституция, соблюдение ее - это неотъемлемая часть любого человека и гражданина. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Основные принципы правового или конституционного государства состоят в том, что государственная власть в нем ограничена.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Основные предпосылки возникновения и развития учения о правовом государстве. Еще в самом начале развития цивилизации человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом и укладом самой жизни. Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Еще Платон писал: “Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет сил и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги”. Теорию о разделении властей предложил Дж. Локк. Ш. Монтескье был его последователем. Философское обоснование учения о правовом государстве и его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Словосочетание “правовое государство” впервые встречается в работах немецких ученых К.Велькера и И.Х. Фрайхера фон Аретина. К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы, построения которых во многом соответствуют идем правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. Понятие механизма государства и его соотношение с понятием государственного аппарата.
Механизм государства - это система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства состоит из государственных учреждений, государственного аппарата и государственных предприятий.
Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. Государственный аппарат состоит из президента; органов законодательной власти (федеральное собрание, которое состоит из Совета Федерации и Государственной Думы); органов исполнительной власти (правительство (председатель и заместители председателя, министры); органов судебной власти (Конституционный Суд России, Верховный Суд России, Высший Арбитражный Суд России); прокуратуры. Признаки государства. Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается следующими признаками. 1) Государство - это политико-территориальная организация общества, территория которого находится под суверенитетом данного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Государственная территория – это территория, не только объявленная каким-то государственным образованием, но и признанная таковой в международном порядке. 2) Государство отличается от других организаций общества тем, что оно представляет собой публичную власть, содержащуюся на налоги и сборы с населения. Публичная власть является учрежденной властью. 3. Государство отличается наличием специального аппарата принуждения. Только оно имеет право содержать армии, органы безопасности и общественного порядка, суды, прокуратуру, тюрьмы, места заключения. Это сугубо государственные атрибуты, и ни одна другая организация в государственном обществе не имеет право образовывать и содержать такой специальный аппарат принуждения. 4. Государство и только оно может облекать свое веление в общеобязательную форму. Закон, право - это атрибуты государства. Только оно имеет право издавать обязательные для всех законы. 5. Государство, в отличие от всех других организаций в обществе, обладает суверенитетом. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Двух одинаковых властей в одной стране не бывает государственная власть - верховная и неразделимая с кем-либо власть.
Политические, социально-экономические и идеологические основы функционирования правового государства. Политическая основа функционирования правового государства наиболее четко проявляется в государственном суверенитете, т. к. в нем объединяются все потребности и интересы различных звеньев политической системы общества. Также к политическим основам функционирования правового государства можно отнести политическую волю, закрепление идеи правового государства в Конституции страны, стремление к соблюдению и защите прав человека. Экономической основой являются производственные отношения, которые базируются на различных формах собственности, равноправных и одинаково защищаются юридически. В правовом государство собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которое экономически обеспечивает господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие. Социальную основу составляет гражданское общество, которое объединяет свободных граждан. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым человеком и гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личных права и свободы. Идеологические основы - это отказ от классов, расовых, национальных догм. Понятие государственного органа. Государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата. Государственный орган: • осуществляет от имени государства его функции;• имеет определенную компетенцию; • обладает властными полномочиями; • характеризуется определенной структурой; • имеет территориальный масштаб деятельности; • образуется в порядке, установленном законом; • устанавливает правовые связи личного состава Понятие демократии. Понятие демократии как особой формы государственно-политического устройства: (народовластие) – форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источниквласти – народ; свободные выборы как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и т.д. Институты демократии.
Демократия - это одна из форм организации государственной власти, при которой государствообразующий народ участвует в формировании политической власти, в программировании ее деятельности и действенно контролирует ее, удерживает от всевозможных отклонений. Что касается институтов демократии, то именно они позволяют отличать демократическое государство от других. Основными критериями, с помощью которых оценивается демократичность государства, являются: 1) провозглашение и фактическое признание народного (не национального, не классового и пр.) суверенитета через широкое участие народа в делах государства, его влияние на решение основных вопросов жизни общества; 2) наличие конституции, гарантирующей, закрепляющей широкий права и свободы граждан, их равенство перед законом и судом; 3) наличие разделения власти на основе верховенства закона; 4) свобода деятельности политических партий и объединений. Наличие официально закрепленного демократического режима с его институтами - один из основных показателей влияния гражданского общества на формирование и деятельность государства.
Формы правления. Форма правления - это организация государственной власти, порядок образования ее высших органов, их структура, компетенция, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением. Платон, а за ним и Аристотель выделяли три возможные формы государственного правления: монархию - власть одного, аристократию -власть лучших; политию - власть народа (в малом государстве-полисе). Вообще все государства по форме правления подразделяются на деспотию, монархию и республику. Деспотия представляет собой государство, в котором вся власть принадлежит одному лицу, господствует произвол, и отсутствуют или не действуют законы. Таких государств в современном мире, к счастью, нет или очень мало. Монархия - государство, главой которого является наследственно приходящий к власти монарх. В историческом плане различаются: раннефеодальная монархия, сословно-представительная, абсолютная монархия с неограниченной единоличной властью монарха, ограниченная монархия, дуалистическая. Различаются также парламентская монархия (Великобритания), выборная монархия(Малайзия). Республика - это представительная форма правления, при которой органы государственной власти формируются через избирательную систему. Различаются: аристократическая, парламентская, президентская, народно-демократическая республика и некоторые другие формы.Уясняя вопрос о форме правления в государстве, необходимо остановиться на таких понятиях, как парламент, президент, глава государства, глава правительства, спикер парламента. Парламент - это орган законодательной государственной власти. В разных странах он называется по-разному: в США - конгрессом, в России - федеральным собранием, во Франции - национальным собранием и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата). Президент - выборный. Глава государства и высшее должностное лицо в нем, которое представляет государство в международных отношениях. В президентских республиках он является и главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим вооруженных сил страны. Президент избирается на определенный конституционный срок. Глава государства - это президент, король (королева), император, то есть высшее должностное лицо, которое непосредственно представляет государство в международных отношениях, назначает послов и т.д. Глава государства есть и в монархиях, и в республиках, но в первых он является наследственным, в республиках - выборным. Глава правительства - первый руководитель исполнительной власти, назначаемый президентом (в президентских республиках) или избираемый парламентом (в парламентских республиках). Правительство в разных государствах называется по-разному (совет министров, кабинет министров и др.). Спикер парламента - председатель (руководитель) палаты в парламентах.
Формы демократии. Форма демократии представляет собой внешнее проявление участия народа в формировании государственной власти и контроле за ее деятельностью. По этому признаку она бывает непосредственной и представительной. В первом случае граждане непосредственно вырабатывают решения (референдум, выборы депутатов, сходы граждан и т.д.), во втором - выражают их через своих представителей. Гражданское общество должно активно использовать все формы демократии, постоянно сверять деятельность государства с интересами общества.
Государство и экономика. Главная задача государства в сфере экономики - это защита прав и интересов предприятий и предпринимателей, характеризуемая многоаспектностью и сложностью. Она предполагает законодательное закрепление гарантий прав и интересов предприятий и предпринимателей. Без определения правовых гарантий деятельности предприятий и предпринимателей нельзя говорить и об их нарушениях. В частности, государством должны гарантироваться: право свободно заниматься предпринимательской деятельностью и право приобретать необходимое для этой деятельности имущество; защита имущества предпринимателей от незаконного изъятия; свободный выбор сферы деятельности в пределах, установленных законодательством; право распоряжаться имуществом, производственной продукцией и прибылью; защита от влияния монополистической деятельности отдельных предприятий и объединений предприятий; право деятельности отдельных предприятий и объединений предприятий; право решать вопросы ценообразования, форм и способов реализации продуктов; самостоятельно определять структуру и штат работников и т.д. Вмешательство государства в предпринимательскую деятельность предприятий и частных лиц допускается только на основе законодательства и ограничивается, как правило, следующими вопросами, относящимися к исключительной компетенции государства; соблюдение законности; оборона и безопасность общества; безопасность и здоровье граждан; налоговое, ценовое и антимонопольное регулирование; предоставление социальных гарантий; соблюдение экологических, санитарных и противопожарных норм. Понятие государства.
Государство - это исторически сложившаяся организация политической власти определенного общества. В данном определении следует выделить следующие ключевые моменты:
Гражданское общество. Гражданское общество - это дееспособная система социальных, экономических, политических, правовых и иных отношений, складывающихся в обществе в интересах его членов и их объединений. Для оптимального управления и защиты этих отношений гражданское общество учреждает государство - политическую власть этого общества.
государство.
Понятие формы государства. Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти. Она характеризуется: порядком образования и организации высших органов власти в обществе, способом территориального устройства государства, отношением между центральной и местной властью, приемами и методами осуществления государственной власти. Поэтому, раскрывая вопрос о форме государства, нужно выделить три его составные части: форму правления, форму государственного устройства, государственный режим. По форме правления государства подразделяются на деспотию, монархию и республику. По форме государственного устройства государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (империя, конфедерация, федерация). Выделяется два вида государственного режима: демократический и авторитарный. Конституционные основы правового государства.
В любом государстве основным законом является конституция, соблюдение ее - это неотъемлемая часть любого человека и гражданина. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Основные принципы правового или конституционного государства состоят в том, что государственная власть в нем ограничена.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.011 с.) |