Понятие и значение типологии государства. Основные подходы к типологии государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и значение типологии государства. Основные подходы к типологии государства.



Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.

Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

  1. Формационный;
  2. Цивилизационный;

Формационный,при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно–экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения. Формационный подход к классификации государств был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Для определения типа государства при формационном подходе учитываются:

  1. Соответствие государства определенной общественно – экономической формации, типу производственных отношений;
  2. Общественно ‑ экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;
  3. Класс, инструментом политической власти которого является государство;
  4. Социальное назначение государства;

Типы государств по формационному подходу:

  1. Рабовладельческий;
  2. Феодальный;
  3. Буржуазный;
  4. Социалистический;

Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.

Достоинства формационного подхода - это продуктивность деления государств на основе социально–экономических факторов и объяснение поэтапности, естественно–исторического характера развития государства.

Недостатки формационного подхода - это односторонность, формализм и недооценка духовных факторов.

Цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.

Цивилизационный подход к классификации государств и обществ был предложен западными мыслителями В. Гумбольдтом, О. Шпенглером, А. Тойнби, М. Вебером, С. Хантингтоном.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби).

В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях современных и древних, западных, восточных, православных.

В цивилизационном подходе различают хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.

В рамках цивилизационного подхода выделяют теорию «стадий экономического роста» (У.Ростоу), теорию «менеджеризма», теорию «единого индустриального общества», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» (А. Д. Сахаров).

Достоинства цивилизационного подхода в выделение духовных, культурных факторов и наличии более четкой типологии государств.

Недостатки цивилизационного подхода в недооценке социально – экономических факторов и преобладании типологии общества, а не государства.

Народный и национальный суверенитет и их правовое закрепление.

Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела.

Народный суверенитет означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направленно политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Национальный суверенитет означает право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самого государства. Сегодня нет такого государства, которое однонационально. Государственный суверенитет закреплен в Конституции РФ и Конституции РБ.

Важнейшая функция государства.

важнейшая, верховная функция государства. Государство для человека, а не наоборот. Противоречия между государством и его гражданами должны разрешаться беспристрастными судебными органами на основе легитимного закона.

Признаки государства, отличающие его от организации власти при первобытнообщинном строе.

 

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. При первобытнообщинном строе принадлежность индивида к тому или иному роду обуславливалась кровным родством. Причем род не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованно обществе имеется строгая локализированная территория.

2. Публичная (государственная) власть. При первобытнообщинном строе была общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, из которых комплектуются органы управления и органы принуждения.

3. Государственный суверенитет - верховенство, самостоятельность и независимость. Верховенство: 1) универсальность властной силы государства, которая распространяется на все население; 2) наличие таких средств, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция и др.). Самостоятельность и независимость- исключительное право государства решать все свои дела.

4. Неразрывная связь государства и права. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает ее законным. Право вводит функции государства в рамки законности.

Понятие функции государства.

 

Функции государства - это основные направления его политической деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение. Существенными признаками функций государства являются: Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни; непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций; направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение тех или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества; реализация функций осуществляется в определенных формах и особыми методами, присущими государственной власти. Функции государства разделяются по следующим видам:

1. По субъектам:

1. функции законодательных органов власти;

2. исполнительные функции;

3. функции правосудия;

II. По направлениям:

1. Внешние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ни внешних задач

1) поддержание мира;

2) сотрудничество с иностранными государствами.

 

2. Внутренние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач

1) экономическая функция;

2) политическая функция;

3) социальная функция;

 

III. По сфере деятельности:

1. правотворческую;

2. правоприменительную;

3. правоохранительную.

 

Формы правления.

Форма правления - это организация государственной власти, порядок образования ее высших органов, их структура, компетенция, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением.

Платон, а за ним и Аристотель выделяли три возможные формы государственного правления: монархию - власть одного, аристократию -власть лучших; политию - власть народа (в малом государстве-полисе). Вообще все государства по форме правления подразделяются на деспотию, монархию и республику.

Деспотия представляет собой государство, в котором вся власть принадлежит одному лицу, господствует произвол, и отсутствуют или не действуют законы. Таких государств в современном мире, к счастью, нет или очень мало.

Монархия - государство, главой которого является наследственно приходящий к власти монарх. В историческом плане различаются: раннефеодальная монархия, сословно-представительная, абсолютная монархия с неограниченной единоличной властью монарха, ограниченная монархия, дуалистическая. Различаются также парламентская монархия (Великобритания), выборная монархия(Малайзия).

Республика - это представительная форма правления, при которой органы государственной власти формируются через избирательную систему. Различаются: аристократическая, парламентская, президентская, народно-демократическая республика и некоторые другие формы.Уясняя вопрос о форме правления в государстве, необходимо остановиться на таких понятиях, как парламент, президент, глава государства, глава правительства, спикер парламента.

Парламент - это орган законодательной государственной власти. В разных странах он называется по-разному: в США - конгрессом, в России - федеральным собранием, во Франции - национальным собранием и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата).

Президент - выборный. Глава государства и высшее должностное лицо в нем, которое представляет государство в международных отношениях. В президентских республиках он является и главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим вооруженных сил страны. Президент избирается на определенный конституционный срок.

Глава государства - это президент, король (королева), император, то есть высшее должностное лицо, которое непосредственно представляет государство в международных отношениях, назначает послов и т.д. Глава государства есть и в монархиях, и в республиках, но в первых он является наследственным, в республиках - выборным.

Глава правительства - первый руководитель исполнительной власти, назначаемый президентом (в президентских республиках) или избираемый парламентом (в парламентских республиках). Правительство в разных государствах называется по-разному (совет министров, кабинет министров и др.).

Спикер парламента - председатель (руководитель) палаты в парламентах.

 

Формы демократии.

Форма демократии представляет собой внешнее проявление участия народа в формировании государственной власти и контроле за ее деятельностью. По этому признаку она бывает непосредственной и представительной. В первом случае граждане непосредственно вырабатывают решения (референдум, выборы депутатов, сходы граждан и т.д.), во втором - выражают их через своих представителей. Гражданское общество должно активно использовать все формы демократии, постоянно сверять деятельность государства с интересами общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.019 с.)