Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и значение типологии государства. Основные подходы к типологии государства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы. Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства. Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу. Подходы к типологии государств:
Формационный,при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно–экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения. Формационный подход к классификации государств был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Для определения типа государства при формационном подходе учитываются:
Типы государств по формационному подходу:
Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым. Достоинства формационного подхода - это продуктивность деления государств на основе социально–экономических факторов и объяснение поэтапности, естественно–исторического характера развития государства. Недостатки формационного подхода - это односторонность, формализм и недооценка духовных факторов. Цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства. Цивилизационный подход к классификации государств и обществ был предложен западными мыслителями В. Гумбольдтом, О. Шпенглером, А. Тойнби, М. Вебером, С. Хантингтоном. В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях современных и древних, западных, восточных, православных. В цивилизационном подходе различают хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций. В рамках цивилизационного подхода выделяют теорию «стадий экономического роста» (У.Ростоу), теорию «менеджеризма», теорию «единого индустриального общества», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» (А. Д. Сахаров). Достоинства цивилизационного подхода в выделение духовных, культурных факторов и наличии более четкой типологии государств. Недостатки цивилизационного подхода в недооценке социально – экономических факторов и преобладании типологии общества, а не государства. Народный и национальный суверенитет и их правовое закрепление. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Народный суверенитет означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направленно политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Национальный суверенитет означает право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самого государства. Сегодня нет такого государства, которое однонационально. Государственный суверенитет закреплен в Конституции РФ и Конституции РБ. Важнейшая функция государства. важнейшая, верховная функция государства. Государство для человека, а не наоборот. Противоречия между государством и его гражданами должны разрешаться беспристрастными судебными органами на основе легитимного закона. Признаки государства, отличающие его от организации власти при первобытнообщинном строе.
1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. При первобытнообщинном строе принадлежность индивида к тому или иному роду обуславливалась кровным родством. Причем род не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованно обществе имеется строгая локализированная территория. 2. Публичная (государственная) власть. При первобытнообщинном строе была общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, из которых комплектуются органы управления и органы принуждения. 3. Государственный суверенитет - верховенство, самостоятельность и независимость. Верховенство: 1) универсальность властной силы государства, которая распространяется на все население; 2) наличие таких средств, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция и др.). Самостоятельность и независимость- исключительное право государства решать все свои дела. 4. Неразрывная связь государства и права. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает ее законным. Право вводит функции государства в рамки законности. Понятие функции государства.
Функции государства - это основные направления его политической деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение. Существенными признаками функций государства являются: Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни; непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций; направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение тех или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества; реализация функций осуществляется в определенных формах и особыми методами, присущими государственной власти. Функции государства разделяются по следующим видам: 1. По субъектам: 1. функции законодательных органов власти; 2. исполнительные функции; 3. функции правосудия; II. По направлениям: 1. Внешние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ни внешних задач 1) поддержание мира; 2) сотрудничество с иностранными государствами.
2. Внутренние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач 1) экономическая функция; 2) политическая функция; 3) социальная функция;
III. По сфере деятельности: 1. правотворческую; 2. правоприменительную; 3. правоохранительную.
Формы правления. Форма правления - это организация государственной власти, порядок образования ее высших органов, их структура, компетенция, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением. Платон, а за ним и Аристотель выделяли три возможные формы государственного правления: монархию - власть одного, аристократию -власть лучших; политию - власть народа (в малом государстве-полисе). Вообще все государства по форме правления подразделяются на деспотию, монархию и республику. Деспотия представляет собой государство, в котором вся власть принадлежит одному лицу, господствует произвол, и отсутствуют или не действуют законы. Таких государств в современном мире, к счастью, нет или очень мало. Монархия - государство, главой которого является наследственно приходящий к власти монарх. В историческом плане различаются: раннефеодальная монархия, сословно-представительная, абсолютная монархия с неограниченной единоличной властью монарха, ограниченная монархия, дуалистическая. Различаются также парламентская монархия (Великобритания), выборная монархия(Малайзия). Республика - это представительная форма правления, при которой органы государственной власти формируются через избирательную систему. Различаются: аристократическая, парламентская, президентская, народно-демократическая республика и некоторые другие формы.Уясняя вопрос о форме правления в государстве, необходимо остановиться на таких понятиях, как парламент, президент, глава государства, глава правительства, спикер парламента. Парламент - это орган законодательной государственной власти. В разных странах он называется по-разному: в США - конгрессом, в России - федеральным собранием, во Франции - национальным собранием и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата). Президент - выборный. Глава государства и высшее должностное лицо в нем, которое представляет государство в международных отношениях. В президентских республиках он является и главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим вооруженных сил страны. Президент избирается на определенный конституционный срок. Глава государства - это президент, король (королева), император, то есть высшее должностное лицо, которое непосредственно представляет государство в международных отношениях, назначает послов и т.д. Глава государства есть и в монархиях, и в республиках, но в первых он является наследственным, в республиках - выборным. Глава правительства - первый руководитель исполнительной власти, назначаемый президентом (в президентских республиках) или избираемый парламентом (в парламентских республиках). Правительство в разных государствах называется по-разному (совет министров, кабинет министров и др.). Спикер парламента - председатель (руководитель) палаты в парламентах.
Формы демократии. Форма демократии представляет собой внешнее проявление участия народа в формировании государственной власти и контроле за ее деятельностью. По этому признаку она бывает непосредственной и представительной. В первом случае граждане непосредственно вырабатывают решения (референдум, выборы депутатов, сходы граждан и т.д.), во втором - выражают их через своих представителей. Гражданское общество должно активно использовать все формы демократии, постоянно сверять деятельность государства с интересами общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.009 с.) |