Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и основные элементы системы праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Система права - это исторически сложившаяся внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права, отражающая исторические, национальные и культурные особенности права конкретного государства.
Признаки системы права: единство, целостность; внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие элементов; наличие структуры.
Термин «система права» не тождественен термину «правовая система». Последняя категория шире, поскольку включает совокупность всех правовых явлении в обществе, а не только правовые нормы.
Система _права _включает _в _себя _следующие _элементы:_ _нормы _права;_ _субинституты _права;_ _правовые _институты;_ _подотрасли _права;_ _отрасли _права;_ _крупные _структурные _образования _(_общности)_,_ _объединяющие _группы _отраслей _– _материальное _и _процессуальное _право,_ _частное _и _публичное _право _и _др._ _
В юридической литературе наблюдаются различные подходы к определению структуры права. Алексеев считает, что структура системы права имеет 4 уровня: норма права->правовой институт->отрасль права->система права. Поленина выделяет 5 структурных подразделений: норма права->субинститут права->институт права->подотрасль права->отрасль права.
Норма права – обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения, представляет _собой _первичный,_ _исходный _элемент _системы _права _и _вместе _с _тем _наиболее _подвижный _в _данном _образовании._ _является самым дробным элементом системы права, так как только правовая норма, а не отдельные ее составляющие (гипотеза, диспозиция, санкция), может самостоятельно обеспечить выполнение основной функции права – правовое регулирование общественных отношений. Правовой институт – группа норм права, регулирующая однородные общественные отношения, составляющих предмет правового регулирования конкретной отрасли права. Правовой институт является внутренним подразделением отрасли. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица - все это правовые институты отрасли гражданского права. Правовой _институт _может _иметь _в _своем _составе _ подинституты,_ _которые _отличаются _от _2_0_2_ _правового _института _объемом _регулирования _и _кругом _норм _права._ _Например,_ _субинститут _законодательной _инициативы _в _институте _законотворчества _в _конституционном _праве,_ _подинститут _референдума _в _институте _народовластия;_ _подинституты _страхования _имущества,_ _личного _страхования,_ _страхования _предпринимательского _риска _– _в _институте _страхования _в _гражданском _праве._ _ Институты _подразделяются _на _отраслевые _и _межотраслевые._ _ Отраслевые _ институты _объединяют _группы _норм _ внутри _ одной _какой-_то _отрасли,_ _например _институт _дарения,_ _институт _наследования _в _гражданском _праве;_ _институты _президентства,_ _избирательного _права,_ _местного _самоуправления _– _в _конституционном _праве._ _ Межотраслевые _ институты _регулируют _отношения,_ _которые _относятся _одновременно _к _нескольким _отраслям _права,_ _например _институт _прав _человека _относится _и _к _международному _праву,_ _и _к _конституционному _праву;_ _институт _договора _– _к _трудовому,_ _гражданскому,_ _международному,_ _государственному,_ _административному _праву;_ _институт _юридической _ответственности _– _практически _ко _всем _отраслям._ _ Несколько _однородных _правовых _институтов _могут _образовать _ подотрасль,_ _например _в _гражданском _праве _существуют _подотрасли:_ _жилищное _право,_ _авторское,_ _патентное _право,_ _обязательственное _право;_ _в _конституционном _праве _– _конституционное _правосудие._ _ Самым _крупным _элементом _системы _права _(_не _считая _объединения _отраслей _права _в _определенные _группы)_ _является _отрасль _права._ _ Отрасль _права _ регулирует _определенный _ род _ общественных _отношений _в _отличие _от _правового _института,_ _который _регламентирует _ вид _ общественных _отношений._ _В _состав _отрасли _входят _институты,_ _подинституты,_ _подотрасли,_ _регулирующие _однородные _общественные _отношения._ _Каждая _отрасль _характеризуется _ автономностью _функционирования,_ _обособленностью,_ _своеобразием _средств _правового _регулирования _и _определенной _иерархичностью _своей _структуры _(_например,_ _деление _на _субинституты,_ _институты,_ _подотрасли)_._ _Одновременно _в _структуре _отрасли _можно _выделить _материальные _и _процессуальные _нормы,_ _институты _и _т._ _д._ _ Отрасль права Все отрасли права условно подразделяют на три большие группы: основополагающая, материальная и процессуальная. Основополагающей отраслью в системе права является конституционное право – предопределяет основные направления и главное содержание правового регулирования, осуществляемое другими отраслями. Материальные отрасли – отрасли, составляющие костяк правовой системы, регулируют основную часть общественных отношений (земельные, трудовые, имущественные, семейные и др.виды отношений). Процессуальные отрасли направлены на обслуживание материальных (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное). Подотрасль права – достаточно объемное правовое образование, составляющее значительную группу правовых норм, входящих конкретную отрасль права. Подотрасли существуют в тех отраслях права, в которых объем регулируемых отношений довольно разнообразен, а их пределы широки (избирательное право в структуре конституционного права). Субинститут права – это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений. Не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление),
Таков вертикальный срез права. Каждая подсистема выполняет свою самостоятельную по значению функцию. Так, если норма права обеспечивает регулирование отдельного вопроса, отношения, то институт права предполагает комплексное урегулирование определенной целостной группы отношений, а отрасль права – целой сферы, отделенной от других сфер. Комплексность и логическая взаимоувязанность регулирования на каждом новом уровне – вот признак, качественно отличающий функции подсистемы более высокого уровня от более низкой.
Билет 3 1Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших вобществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций. Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В КНР- это Верховный народный суд, местные народные суды, "военные суды и другие специальные народные суды". В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что "судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом" (ст. 3, разд. 1). Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся. Например, в конституционных актах подавляющего большинства современных государств в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах юрисдикции, вопросов. В большинстве конституций закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства. Например, Конституция Испании, запрещая деятельность каких бы то ни было чрезвычайных трибуналов, имеющих, как правило, закрытый характер, одновременно устанавливает, что "судебное разбирательство является открытым", "преимущественно устным, особенно по уголовным делам" (ст. 120)
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, что отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ до 6 августа 2014; соответствующие суды субъектов федерации. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ). Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ). Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров Конституции. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ). В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Теперь это высший судебный орган для России и ее граждан. В настоящее время в России проводится судебная реформа, главными направлениями которой являются: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом; дифференциации форм судопроизводства; совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону. Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера. Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры. В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.172 (0.009 с.) |