ТОП 10:

Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.



Признаки гос.органа:

1. является частью единого механизма государства и связан с другими его частями, но обладает

самостоятельностью;

2. состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом;

3. структура: состоит из подразделений;

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции – совокупности прав и обязанностей определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве).

5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые

выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты; б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования.

7. активно участвует в реализации функций государства.

 

Органы государства классифицируются по различным основаниям.

Виды государственных органов:

1) в зависимости от порядка формирования:

а) наследственные (монарх, отчасти палата лордов в Великобритании);

б) избираемые – органы, которые формируются в установленном законом порядке и

непосредственно населением (парламент, президент);

в) производные – органы, которые создаются другими органами государства (правительство);

2) в зависимости от объема полномочий:

а) высшие – правительство, парламент и др.;

б) центральные – министерства;

в) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.;

3) в зависимости от широты компетенции:

а) органы общей компетенции – президент, правительство и др.;

б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства;

4) по порядку осуществления компетенции:

а) коллегиальные – правительство;

б) единоличные – президент;

5) в зависимости от организационно—правовых форм деятельности:

а) законодательные;

б) исполнительные;

в) судебные;

г) контрольно—надзорные органы;

6) в зависимости от действия в пространстве:

а) федеральные государственные органы;

б) органы государственной власти субъектов федерации;

7) в зависимости от длительности действия:

а) постоянные;

б) временные;

8) в зависимости от правовых форм деятельности:

а) правотворческие;

б) правоприменительные;

в) правоохранительные.

Реализация права: понятие, формы

Реализация права – это реализация его социального назначения, воплощение норм права

(содержащихся в них предписаний) в реальную действительность. Реализация права характеризуется таким поведением его субъектов, которое соответствует правовым предписаниям и направлено на приобретение ими и использование предоставленных правом возможностей, исполнение установленных юр. обязанностей.

 

Особенности процесса реализации права:

· реализация всегда связана с правомерным поведением;

· в реализации права заинтересован, в первую очередь, тот субъект, который обладает

субъективным правом, поскольку он в результате реализации может приобрести определенные

блага, достичь необходимой цели и т.п.;

· реализация осуществляется в различных формах.

 

Наиболее сложившимися и очевидными являются 4 формы реализации права: соблюдение,

Исполнение, осуществление (использование), применение.

Первые три считаются простыми, а четвертая – сложной формой реализации. Соблюдение, исполнение и использования являются основными, самыми массовыми формами реализации, их называют простыми формами реализации, т.к. они связаны с непосредственными действиями многочисленных субъектов права, в которых нормы права находят свое воплощение, свою фактическую реализацию.

Использование, исполнение и соблюдение разграничиваются по видам реализуемых норм и характеру правореализующих действий.

В форме использования реализуются управомочивающие нормы. Слово "использование" говорит само за себя. Оно означает, что управомоченный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, блага, удовлетворяет свой интерес. Использование может осуществляться как активным поведением, так и пассивным.

В форме исполнения реализуются обязывающие нормы, требующие активного поведения (действий).

В форме соблюдения реализуются запрещающие нормы, требующие пассивного поведения (воздержания от действий).

 

 

Методы реализации права:

· метод добровольного соблюдения, исполнения и использования субъектами права юр.норм

характерен для таких форм реализации права как активные действия или воздержание от действий, запрещенных правом;

· метод автономного (договорного) решения вопросов субъектами права характеризуется тем, что предписания, содержащиеся в нормах права, приобретают реальное значение без вмешательства органов власти и управления;

· метод государственно-властного предписания характеризуется тем, что в нем обязательно

участвует властный государственный орган, должностное лицо.

 

Правоприменительный процесс – это властная деятельность уполномоченных субъектов права,

направленная на решение конкретных жизненных ситуаций путем издании (принятия)

индивидуального правового акта, на основе общенормативного предписания.

 

Особенности процесса применения права:

· это деятельность специально уполномоченных субъектов права;

· всегда предполагает издание индивидуального правового акта, направленного на решение

конкретного вопроса;

· предполагает возникновение конкретных правовых отношений между субъектом применения и другим субъектом правоотношения;

· осуществляется в случаях, когда вопрос не может быть решен на основе нормативного (общего) предписания;

· возможно при наличии обстоятельств, установленных законом (правонарушение, решение спора о праве, назначение на должность и т.п.).

 

Стадии применения норм права:

· анализ фактических обстоятельств дела для правильного применения нормы;

· выбор правовой нормы, подлежащей применению;

· уяснение смысла и содержания применяемой нормы;

· принятие решения по делу (вынесение правоприменительного акта): издание приказа, принятие судебного решения, вынесение приговора и т.д.;

· реализация акта применения нормы права, т.е. его фактическое исполнение.

 

 

Билет 15

Внешние функции государства

Внешние функции - это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.

1. Функция обороны имела первостепенное значение в прежние времена. В настоящее время мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И, тем не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности.

2. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют.

3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности – постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).

4. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

5. Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и

многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями

(Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).

Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое

сообщество.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.237.183.249 (0.007 с.)