ТОП 10:

Понятие, признаки и назначение государственного аппарата. Основные принципы его организации и деятельности.



 

Государственная власть не только оформляется, выражается вовне (формы государства). Она «материализуется» в государственном аппарате.

Государственный аппарат - это система объединенных принципами организации и деятельности органов, обеспечивающих осуществление государственной власти, решение главных задач, стоящих перед государством.

Государственный аппарат - составной элемент любого государства, в нем находит "материализацию" государственная власть.

Государственный аппарат - основное средство для осуществления функций государства и решения стоящих перед государством и обществом главных задач.

Сущность государственного аппарата проявляется в принципах его организации и деятельности, отражающих в условиях глобализации действие абсолютных общечеловеческих ценностей.

Государственный аппарат - это система органов, в которых работает слой профессионально подготовленных людей (чиновников), которые занимаются управлением на возмездной основе.

Государственный аппарат формируется, действует за счет бюджета - налогов, взимаемых с населения.

Государственный аппарат - это не только органы государства, но и материальные атрибуты (тюрьмы и учреждения принудительного характера)., определяющие потенциальную возможность их использования для целей управления.

Понятие государственного аппарата является обобщающим, охватывающим общими признаками всю совокупность разнообразных по целям и задачам государственных органов. Вместе с тем государственный орган - это организованный коллектив государственных служащих (чиновников), замещающих должности по определенным, прежде всего профессиональным критериям. Государственный орган обладает властными полномочиями, которые реализуются в определенных сферах управления, через администрации подведомственных учреждений, организаций, которые вместе с коллективом работников непосредственно решают задачи и осуществляют функции, обусловленные назначением государственного органа. Последние при этом не являются частями государственного органа, аппарата в целом.

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата[8]:

  • Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.
  • Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.
  • Высокий профессионализм и компетентность.
  • Законность.
  • Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).

 

  1. Органы государства: понятие, признаки, классификация.

 

Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган. Каждый орган государственной власти представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные функции, регламентируемые законодательством.

Орган государства - это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями, проявляющимися в издании решений, обязательных для лиц, каковым они адресованы, и осуществляющие контроль за их исполнением.

Органы государственной власти обладают рядом таких характерных качеств или признаков, которые позволяют отличать их от других органов негосударственных общественно-политических организаций.

Во-первых, порядок организации и деятельности органов государственной власти основан на единстве правовых принципов, закрепленных в конституции страны и других законодательных актах.

Во-вторых, органы государственной власти для выполнения возложенных на них функций и задач наделены государственно-властными полномочиями.

В-третьих, между органами государственной власти и функциями государства существует тесная обратная связь.

В-четвертых, органы государственной власти для обеспечения возложенных на них задач и функций располагают необходимыми материальными средствами.

Классификация органов государственной власти осуществляется по различным основаниям.

По источнику формирования органы государственной власти делятся на первичные и производные.

Первичные - это, как правило, избираемые народом органы государственной власти. К ним относятся представительные (законодательные) органы государственной власти РФ и субъектов в составе РФ, глава государства - Президент РФ, главы субъектов РФ. Производные - это формируемые другими органами государственной власти (например, Правительство РФ формируется Президентом РФ при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ формируются Советом Федерации РФ и т. д.).

По территориальному признаку органы государственной власти подразделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории РФ. К ним относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральная Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, федеральные министерства и т. д.

Органы государственной власти субъектов РФ ограничивают свою деятельность на территории соответствующего субъекта РФ (глава субъекта РФ, представительный (законодательный) орган субъекта РФ, правительство субъекта РФ и т. д.). По характеру компетенции выделяют органы государственной власти общей компетенции и органы государственной власти специальной компетенции.

Органы государственной власти общей компетенции имеют широкий круг полномочий (Президент РФ, Правительство РФ и др.).

Органы государственной власти специальной компетенции имеют ограниченный круг полномочий в своей деятельности (например, Министерство иностранных дел, Министерство здравоохранения, Министерство образования и т. д.).

По порядку реализации полномочий органы государственной власти осуществляют свою деятельность коллегиально (Федеральное Собрание РФ, представительные (законодательные) органы субъектов РФ) и единолично (Президент РФ, глава субъекта РФ и др.).

По форме осуществления государственной деятельности (функций), которые выполняют органы государства в системе государственной власти, они подразделяются на следующие группы:

· органы представительной (законодательной) власти;

· органы исполнительной власти;

· органы судебной власти;

· контрольно-надзорные органы государственной власти.

Особое место в системе органов государственной власти занимает глава государства. Главой государства при монархических формах правления является монарх (король, император, царь, султан, эмир и т. д.), а в республиках - президент. Институт президентства учрежден во многих государствах, где имеются демократические формы правления. В президентских республиках президент - глава исполнительной власти, он формирует правительство и несет политическую ответственность за его работу. А в парламентских республиках статус президента имеет иной характер, его роль значительно скромнее. Президент лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства.

 

  1. Понятие и структура политической системы общества. Место и роль государства в политической системе общества.

 

Рассматривая политическую систему общества, следует подчеркнуть, что в ее основе лежат политические отношения, политика, которая формируется в государственно-образованном обществе в соответствующих формах, но на первых парах она характеризуется неразвитостью, хотя уже с появлением государства возникают первые формальные и неформальные жреческие объединения.

Понятие «политическая система» выражает многообразие структур, взаимосвязей, коммуникаций, нормативов, процессов, с помощью которых властные отношения систематически воспроизводятся на всех уровнях, в разных формах и на всей территории страны. Для изучения политической системы необходимо наблюдение не только за собственно механизмом властвования, но и земель, а воздействием на не всей окружающей среды.

Политическая система общества - это сложное, многогранное явление, анализируемое специалистами в различных областях государства и права, социологии, философии и т. п. В частности, ученые в области государства и права исследуют ее с помощью системного и структурно-функционального анализа, с точки зрения ее относительной статики и непрерывной динамики, соотношения политической системы общества как целого с ее отдельными элементами, прежде всего выясняя мест и роль государства в этом образовании, его новые качества, особенности, грани как структурного элемента.

Политическая система связана с особой сферой деятельности людей - политикой, которая отражает область взаимоотношений между классами, социальными группами, коллективами, личностями по проводу государственной власти.

Политическая система страны представляет собой универсальную управляющуюся систему классового, социально ассиметричного общества, компоненты которой (институциональный, нормативный, функциональный, идеологический) объединяется в диалектические противоречивые, но целостные образования «вторичными» политическими отношениями (они сложились на базе «первичных» между классами другими социальными общностями). Эта система, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть. Политическая власть в основе своей государственная. Она составляет, по определению основоположников марксизма, суть политики, политической борьбы. Политическая власть затрагивает интересы огромных масс людей, выражается в руководстве обществом со стороны социальных групп, занимающих господствующие позиции в жизни государства. Это руководство проявляет себя в конечном счете как общеобязательное и осуществляется как при непосредственном участии доминирующих в обществе социальных сил, так и через государство, общественно-политические организации и движения, политические группы и их лидеров.

Политическая система общества состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем. По функциональному признаку можно выделить определенные подсистемы: Институциональная; Нормативная; Коммуникативная; Культурная; Функциональная.

Основным элементом политической системы является институциональная подсистема, то есть совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических), выражающих и представляющих различные по значению интересы: от общезначимых до групповых и частных. Самым важным инструментом реализации общественных интересов является государство. Максимально концентрируя в своих руках власть и ресурсы, оно распределяет ценности и побуждает население к обязательному выполнению своих решений. Кроме государства в институциональную подсистему входят как политические организации - партии, группы давления, так и неполитические организации, имеющие значительные возможности влияния на власть и общество: средства массовой информации, церковь.

Институты власти и влияния выполняют всевозможные роли на основе различных норм - политических, правовых, нравственных и так далее. Вся совокупность норм, регулирующих политические отношения, составляет нормативную подсистему. Нормы выполняют роль правил, на основе которых происходят политические взаимодействия. Эти правила могут фиксироваться в конституции, правовых актах, а могут передаваться из поколения в поколение в форме традиций, обычаев, символов. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

Следуя таким формализованным и неформализованным правилам, политические субъекты вступают во взаимодействие. Формы подобных взаимодействий, основанных на согласии или конфликте (например, между личностью и государством; между политическими системами различных стран), их интенсивность и направленность составляют коммуникационную подсистему. Система коммуникаций характеризует открытость власти, ее способность вступать в диалог, стремиться к согласию, реагировать на актуальные требования различных групп, обмениваться информацией с обществом.

Политические взаимодействия обусловливаются характером культурно-религиозной среды, ее однородностью. Совокупность субкультур, конфессиональная (религиозная) система, определяющая приоритетные ценности, убеждения, стандарты политического поведения, политическую ментальность составляют культурную подсистему. Она придает общезначимые смыслы политическим действиям, отношениям различных субъектов, стабилизирует общество и выступает матрицей (основой) взаимопонимания и согласия. Базовым элементом культурной подсистемы является господствующая в обществе религия, которая определяет модели взаимодействия индивидов и стандарты индивидуального поведения.

Желаемые модели общества, отраженные в системе культурных ценностей и идеалов, определяют совокупность способов и методов реализации власти. Данная совокупность политических технологий составляет функциональную подсистему. Преобладание методов принуждения или согласия в реализации властных отношений определяет характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы его интеграции и достижения целостности.

Все подсистемы политической сферы связаны отношениями взаимозависимости. Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают жизнедеятельность политической системы, способствуют эффективной реализации ее функций в обществе.

В практическом плане, с точки зрения проявления ее реальной сущности, содержания и назначения, а также в других отношениях политическая система современного российского общества значительно отличается как от политических систем других стран, так и от политической системы России «доперестроечного» периода. Особенности данной политической системы, равно как и особенности других политических систем, обусловливаются теми конкретными экономическими, политическими, социальными и иными объективными и субъективными жизненными обстоятельствами, при которых эта система возникает, укрепляется и развивается.

Государство занимает в политической системе ведущее место. Именно государство организует и направляет векторы взаимодействий различных общественных отношений друг с другом и с собой.

Такая его позиция вытекает из презумпции, что именно государство объединяет население на своей территории, выражает общие интересы общества, определяет основные направления развития и функционирования общества.

С общественными и религиозными организациями государство стремится к сотрудничеству, обеспечивая, таким образом, важнейшие права гражданам на объединение по интересам и свободу совести.

Выделяются три основных направления сотрудничества государства с общественными объединениями:

1) информирование государством о положении дел в совместных сферах деятельности, и о принимаемых в этой связи государством решениях;

2) совместная деятельность в разрешении социально значимых проблем;

3) общественные объединения помогают государству в создании наиболее точно отвечающих потребностям населения законов путем изучения общественного мнения.

С другой стороны, государство контролирует законность деятельности и доходов общественных отношений.

Государство в своей деятельности соучаствует с религиозными организациями в деле морально - нравственного, духовного воздействия на сознание граждан для решения общих гуманистических задач.

Важной в политической системе сферой является сотрудничество государства и политических партий. Взаимодействия государства и партий происходит по нескольким направлениям:

1. партии участвуют в формировании высших органов государственной власти;

2. партии разрабатывают программы политического и экономического развития страны;

3. партии представляют интересы различных социальных групп;

4. многопартийность обеспечивает компромисс между обществом и властью, и позволяет безболезненно разрешать социальные конфликты.

Государство сотрудничает с профсоюзами - массовыми, общественными организациями работников, основанными на общности трудовых интересов и стремлении улучшить условия жизни и труда работников. Профсоюзы в силу своей многочисленности оказывают заметное влияние как на государство, так и на общество, что и является стимулом к сотрудничеству государства и профсоюзов.

Средства массовой информации в политической системе выполняют, по крайней мере, две функции - информационную и идеологическую. Их можно представить в виде идеологического моста между обществом и государством, в этом и заключается их особое место в политической системе. СМИ не всегда самостоятельны в финансовом, и значит, в идеологическом отношении. Поэтому независимость СМИ достаточно условна и призвана поддерживать в обществе одну из демократических иллюзий. С той же мерой условности можно назвать СМИ четвертой властью.

 

  1. Классификация политических систем.

 

Классификация политических систем довольно разнообразна и основывается на различных критериях. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем.

1. Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнении особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, четко выражена, организована и бюрократизирована.

2. Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.

3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость применения насилия.

4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая жизнь контролируется монолитной партией.

Понятие «тоталитаризм» происходит от лат. totalis – всеобщий, целый и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни. Характерные черты тоталитаризма:

— Всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра – политического и идеологического института – партии.

— Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип: «Запрещено все, что не приказано».

— Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.

— В стране признается право на существование только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания альтернативных политических и общественных объединений.

— Существует строгая цензура над всеми СМИ, запрещено критиковать представителей власти.

— Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

— В обществе функционирует только одна официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения.

— Экономика находится под жестким контролем государственных органов.

Демократическая политическая система характеризуется следующими признаками:

· Власть разделена на независимые друг от друга исполнительную, законодательную и судебную власти. Верховный законодательный орган – парламент. Высшая исполнительная власть действует в пределах своих полномочий. Судебная власть может отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

· Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закрепляются за ними. Закон защищает, прежде всего, права личности. Главный принцип: «Все, что не запрещено – разрешено».

· Легальная оппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами. В демократическом обществе оппозиция является неотъемлемым элементом политического процесса.

· Функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов.

· СМИ полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призывая при этом к его насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.

· В обществе отсутствует какая-либо одна официальная идеология. В условиях плюрализма многие идейные течения противостоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена от государства и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светский характер.

· В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основывается преимущественно на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности.

Существуют и другие классификации. Многообразие классификаций свидетельствует о многомерности политического мира. Сложность политических систем такова, что один взятый в отдельности подход или метод недостаточен, чтобы дать полную картину. Для анализа многомерных политических систем требуется многомерный подход.

 

  1. Понятие, признаки и условия формирования правового государства

 

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Основными признаками правового государства являются:

1. верховенство закона во всех сферах жизни общества;

2. деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3. взаимная ответственность личности и государства;

4. реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5. политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6. стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

  • преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
  • выработка высокой политико-правовой грамотности;
  • появление действенной способности противостоять произволу;
  • разграничение партийных и государственных функций;
  • торжество политико-правового плюрализма;
  • выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;

2. оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;

3. располагает специальным государственным механизмом;

4. обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;

5. существует благодаря налогам и другим сборам;

6. обладает государственным суверенитетом.

 

  1. Понятие и структура гражданского общества.

 

Идея гражданского общества возникла в глубокой древности как противопоставление произволу государственной власти, как начало контроля за ее деятельностью и компромисс между централизованным государственным управлением и самоуправлением.

Гражданское общество - это свободное демократическое цивилизованное общество, где обязанности граждан перед государством сведены к законопослушанию и уплате налогов (они обеспечивают существование и эффективное функционирование самого государства и определяют четкий и равный социальный статус личности в обществе).

Составными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Общие идеи и принципы, лежащие в основе понимания современного гражданского общества.

1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения.

2. Безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина.

3. Легитимность и демократический характер власти.

4. Равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности.

5. Правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей.

6. Политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции.

7. Свобода слова и печати, независимость средств массовой информации.

8. Невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности, ответственность.

9. Сотрудничество, партнерство и национальное согласие.

10. Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Регулирующая роль государства сводится к необходимому минимуму: охране правопорядка, борьбе с преступностью, созданию нормальных условий для деятельности собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Таким образом, государство должно выполнять в основном функции «по ведению общих дел».

Централизованное воздействие государства сохраняется, но не путем принудительных и волевых методов, а через такие инструменты, как налоги, льготы, кредиты, субсидии, информация, социальные институты, политическая стабильность, выработка общих ориентиров и приоритетов, поддержка базовых отраслей промышленности, протекционизм (Н.И. Матузов, А.В. Малько).

В гражданском обществе государство координирует развитие науки, культуры, здравоохранения, социальной сферы.

Гражданское общество не совместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности.

В гражданском обществе центральное место занимает человек, гражданин, личность. Это антитоталитарное общество, поскольку тоталитаризм в основе своей есть не что иное, как поглощение гражданского общества государством.

Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Конституция РФ 1993 г. закрепила в двух первых главах («Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина») основные условия и предпосылки, необходимые для формирования новой экономической системы и гражданского общества в целом: равенство всех форм собственности, единое экономическое пространство, широкий круг прав и свобод, в том числе обеспечивающих свободу экономической деятельности, свободу труда, государственное покровительство семье и т.д.

Важнейшим атрибутом гражданского общества является правовое государство - особая политическая реалия, присущая цивилизованному демократическому общественному устройству и представляющая собой форму существования общества, свободного от произвола и необоснованного насилия. Правовое государство основано на верховенстве права и воплощает его общеобязательную волю.

Итак, гражданское общество - это такое состояние общества, когда человек признается высшей ценностью, соблюдаются и защищаются его права и свободы. Государство способствует динамичному развитию экономики и политической свободе, под контролем общества и его организаций находится государственная и общественная жизнь, основывающаяся на правовых ценностях, идеалах демократии и справедливости.

Основу гражданского общества должна составлять свободная личность, ограниченная в своем социально значимом поведении интересами других людей. Это есть условие существования указанных сфер гражданского общества.

Экономическая сфера - это совокупность экономических институтов и отношений, составляющих материальную основу жизни общества. В нее входят:

- отношения собственности;

- отношения производства материальных и нематериальных благ;

- отношения распределения, обмена и потребления;

- частные, государственные, муниципальные предприятия и другие экономические институты.

Политическая сфера - это система институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть. К ней относятся:

- государство;

- политические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т.д.;

- политические отношения между элементами данной системы;

- политическое сознание;

- политические нормы, традиции;

- право.

Социальная сфера - это совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношения между ними. В нее входят:

- личность;

- семья - базовая ячейка общества;

- межличностные отношения;

- социальные общности людей, связанные общими интересами, - нации, классы, социальные группы;

- отношения между крупными социальными группами (классами, сословиями, национальностями и т.д.).

Информационная сфера - это совокупность непосредственно информации, средств массовой информации, предприятий, организаций, учреждений, граждан, осуществляющих информационную деятельность.

Духовно-культурная сфера - это система нематериальных (духовно-культурных) благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения:

- образование;

- образовательные институты;

- отношения, связанные с образованием;

- наука;

- культура;

- искусство;

- религия;

- и др.

 

 

  1. Социальные нормы: понятие, признаки, виды.

 

Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях( “Социальный” происходит от латинского слова socialis, что означает “общественный”.).

Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

1. Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение.

2. Социальные нормы — это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил). Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы должно исполняться всякий раз каждым, кто окажется в сфере ее действия.

3. Социальные нормы — это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же требований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер.

Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.107.209 (0.027 с.)