ТОП 10:

Опасности и угрозы современного мира и проблемы безопасности человека.



Опасности и угрозы современного мира и проблемы безопасности человека.

Развитие человечества, обусловленное его стремлением к обеспеченной и безопасной жизни, всегда было поступательным движением вперёд.

Благодаря происшедшей научно-технической революции мир особенно изменился во второй половине ХХ века. Невиданно возросли масштабы потребления энергии, роста производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в развитых странах. Так, объём промышленного производства за ХХ век возрос более чем в 100 раз. Современные коммуникации сблизили страны и континенты.

Наглядным показателем возросшего уровня жизни стала её продолжительность.

С XVIII века средняя продолжительность жизни людей увеличилась вдвое.

Вместе с тем прогресс проявил свою негативную сторону, связанную с истощением ресурсных возможностей Земли, экстенсивным характером их эксплуатации, перенаселением, рядом кризисных явлений в социальной сфере, обусловил появление крайне неблагоприятных тенденций для жизни человечества. Причём количественное и качественное воздействие человека на природу продолжает стремительно возрастать.

Возрастает количество и качество угроз природного, техногенного, экологического характера, связанных с антропогенной деятельностью, а также социального, в том числе и военного происхождения.

Для обеспечения защиты населения и территорий от угроз

В нашей стране 12 мая 2009 года принят новый важный документ «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года».

«НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» - СОСТОЯНИЕ ЗАЩИЩЁННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ОТ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ УГРОЗ, КОТОРОЕ ПОЗВОЛЯЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ, ДОСТОЙНЫЕ КАЧЕСТВО И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ГРАЖДАН, СУВЕРЕНИТЕТ, ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РФ, ОБОРОНУ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.

«УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» - ПРЯМАЯ ИЛИКОСВЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ НАНЕСЕНИЯ УЩЕРБА КОНСТИТУЦИОННЫМ ПРАВАМ, СВОБОДАМ, ДОСТОЙНОМУ КАЧЕСТВУ И УРОВНЮ ЖИЗНИ ГРАЖДАН, СУВЕРЕНИТЕТУ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ, УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ РФ, ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.

 
«СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» - СИЛЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

           
   
 
   


В целях решения этих проблем в России проводится значительная работа. Приняты Федеральные законы в области защиты окружающей природной среды, «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О безопасности», «О радиационной безопасности», «О промышленной безопасности», «О гражданской обороне», и другие, определяющие общие для страны организационно-правовые нормы в данной области. На всех уровнях образованы и осуществляют свою деятельность органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения («гражданской безопасности») и территорий от ЧС. Создана и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), функционирующая в мирное время и гражданской обороны (ГО) на военное время.

 

Дисциплина БЖД – теоретические основы и значение.

Основные положения учебной дисциплины БЖД.

Развитие человечества с самых ранних стадий отмечено вниманием к вопросам защиты людей от опасностей и накопление опыта. Примеры развития науки о безопасности можно найти в трудах знаменитых учёных древности. В трудах Аристотеля (384 – 322г. до н.э.), Гиппократа (460 – 377г. до н.э.) и других учёных рассматриваются условия труда. Знаменитый медик эпохи возрождения Парацельс (1493 – 1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит известное изречение – «Всё есть яд, и всё есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством». Здесь заложен принцип нормирования вещества. Немецкий врач и металлург Агриколла (1494 – 1555) изложил вопросы по охране труда в своей работе «О горном деле». Итальянский врач Рамццини (1633 – 1714) написал книгу «О болезнях ремесленников», заложив основы профессиональной гигиены.

В 16 веке появились первые законодательные акты, связанные с защитой от опасностей. Особенно бурно такое законодательство развивалось в 19 веке в Германии. В 19 – 20 веках за рубежом и в России создаются научные организации, ведущие исследования опасностей и разрабатывающие защиту от них.

Учебные задачи.

Программная основа БЖД

Теоретические основы.

Атмосферные).

4. Техногенные опасности (механические, все виды механических колебаний, ЭМП, ИИ, электробезопасность, взрывы, пожары и др.).

5. Химические опасности.

6. Световой климат.

7. Воздух, вода, почва, лес как факторы Среды обитания.

8. Экологические опасности.

9. Социальные опасности.

10. Экстремальные и чрезвычайные ситуации.

11. Управление безопасностью жизнедеятельности.

Основы образования в области безопасности в нашей стране были положены в 30-х годах ХХ столетия, а подготовка специалистов в области БЖД начата лишь недавно, в начале 90-х годов.

Сегодня образовательная структура в области БЖД выглядит следующим образом.

ПЕРВЫЙ – общеобразовательный уровень, которым должен владеть каждый, обязан обеспечить подготовку на уровне знания и понимания проблем БЖД. Он должен вооружить человека навыками и приёмами личной и коллективной безопасности (изучение курса «Основы БЖД» в школе).

ВТОРОЙ уровень – подготовка инженерно-технических работников всех специальностей, поскольку эксплуатируемая техника и технология являются основными источниками травмирующих и вредных факторов, а также работников гуманитарной сферы. (Обучение в ВУЗах изучением дисциплины «БЖД» и «Защита населения и территорий от ЧС»)

ТРЕТИЙ уровень - составляет подготовку специалистов, профессионально работающих в области защиты человека и природной среды.

ЧЕТВЁРТЫЙ уровень образования – внедрение как общего курса БЖД, так и специализированных курсов по безопасности, в т.ч. и экологической в системах повышения квалификации.

С принятием закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» началось формирование новой государственной системы подготовки населения к действиям в условиях угрозы и возникновения ЧС. Подготовка осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Как наука БЖД находится в стадии своего формирования. Она опирается на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в ЧС, на достижения в профилактической медицине, биологии.

Юридической основой БЖД являются:

Законы

Указы Президента

Постановления Правительства

Нормативно-технические документы министерств и ведомств.

Реализация целей и задач БЖД включает следующие основные этапы научной деятельности:

1. идентификация и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных её элементов (предприятий, машин, приборов);

2. разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

3. формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

4. разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

5. организация обучения населения основам безопасности и подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Семестр

1. Введение.

Тема 1. Лекция 1. Современный мир, его деструктивные факторы и угрозы, глобальные проблемы человечества. Дисциплина БЖД и её значение.

2. Раздел 1.Человек и среда обитания. Основы безопасного взаимодействия.

Тема 2. Лекция 2. Система «Человек – среда обитания», основы безопасного взаимодействия. Комфортные условия жизнедеятельности человека и их обеспечение.

Тема 3 (Пр.задание 1. СР1). Техносфера, как зона возникновения и воздействия негативных факторов.

3. Раздел 2. Чрезвычайные ситуации бесконфликтного и конфликтного типа. Система защиты населения и территорий РФ в чрезвычайных ситуациях.

Тема 4. (СР2). Система защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, силы и средства РСЧС и ГО.

Тема 5. Чрезвычайные ситуации бесконфликтного и конфликтного типа.

Тема 5.1. Лекция 3. Чрезвычайные ситуации бесконфликтного и конфликтного типа, классификация и общая характеристика.

Тема 5.2. (Пр.задание 2. СР3). Чрезвычайные ситуации природного характера.

Тема 5.3. Лекция 4. Чрезвычайные ситуации техногенного и экологического характера.

Тема 5.4. (Пр.задание 3. СР4). Действия при авариях и катастрофах на потенциально опасных объектах (РОО, ХОО, ПВОО), правила поведения на транспорте (метро, поезде, корабле, автобусе, самолёте).

Тема 5.5. Лекция 5. Основы пожарной безопасности. Средства и способы тушения пожаров.

Тема 5.6. (Пр.задание 4. СР5). Действия в случае пожара в учреждении, жилом доме, квартире.

Тема 5.7. (СР6). Проблемы национальной и международной безопасности России.

Тема 5.8. Лекция 6. Чрезвычайные ситуации социального характера (военного, террористического, криминогенного).

Тема 5.9. (Пр. задание 5. СР7). Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия в случае террористического акта (взрыва, захвата в заложники) и криминогенной опасности.

Зачёт – 9 часов (в сессию).

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины

Студент университета, изучивший курс БЖД должен обладать

социально-личностной и общекультурной компетенцией –

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности»

Чрезвычайные ситуации

Типа

 

Учебное пособие

 

 

МОСКВА

 

 

С.А. Бобок, З.И. Юртушкин

Чрезвычайные ситуации:

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 

 

 

документы и нормативные акты

 

 

Практические рекомендации для бухгалтера,

кадровика, работодателя и работника

под редакцией Г..Ю. Касьяновой

АБАК

 
ОРИГИНАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ. Остерегайтесь подделок!

Т РУДОВОЙ

КОДЕКС

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Комментарий

к последним изменениям

 

-Самое полное издание Печатается по официальной публикации ТРУД И ЗАРПЛАТА  

 

Опасности и угрозы современного мира и проблемы безопасности человека.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.016 с.)