Человек, освоивший бжд, надёжно повышает свою защищённость от опасностей, не навредит другому человеку, способен грамотно действовать в условиях опасности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек, освоивший бжд, надёжно повышает свою защищённость от опасностей, не навредит другому человеку, способен грамотно действовать в условиях опасности.



БЖД в ВУЗах введена с 1990 года, ОБЖ в школах - с 1991 года.

Учебные задачи.

Идентификация (распознавание) опасностей: - вид опасности, - пространственные и временные координаты, - величина, - возможный ущерб, - вероятность и др.

Профилактика распознанных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.

В соответствии с концепцией остаточного риска часть идентифицированных задач может с определённой вероятностью реализовываться, следовательно, эта группа задач – действия в условиях ЧС.

Программная основа БЖД

Теоретические основы.

Человек как элемент в системе безопасности.

3. Природные опасности (литосферные, гидросферные,

Атмосферные).

4. Техногенные опасности (механические, все виды механических колебаний, ЭМП, ИИ, электробезопасность, взрывы, пожары и др.).

5. Химические опасности.

6. Световой климат.

7. Воздух, вода, почва, лес как факторы Среды обитания.

8. Экологические опасности.

9. Социальные опасности.

10. Экстремальные и чрезвычайные ситуации.

11. Управление безопасностью жизнедеятельности.

Основы образования в области безопасности в нашей стране были положены в 30-х годах ХХ столетия, а подготовка специалистов в области БЖД начата лишь недавно, в начале 90-х годов.

Сегодня образовательная структура в области БЖД выглядит следующим образом.

ПЕРВЫЙ – общеобразовательный уровень, которым должен владеть каждый, обязан обеспечить подготовку на уровне знания и понимания проблем БЖД. Он должен вооружить человека навыками и приёмами личной и коллективной безопасности (изучение курса «Основы БЖД» в школе).

ВТОРОЙ уровень – подготовка инженерно-технических работников всех специальностей, поскольку эксплуатируемая техника и технология являются основными источниками травмирующих и вредных факторов, а также работников гуманитарной сферы. (Обучение в ВУЗах изучением дисциплины «БЖД» и «Защита населения и территорий от ЧС»)

ТРЕТИЙ уровень - составляет подготовку специалистов, профессионально работающих в области защиты человека и природной среды.

ЧЕТВЁРТЫЙ уровень образования – внедрение как общего курса БЖД, так и специализированных курсов по безопасности, в т.ч. и экологической в системах повышения квалификации.

С принятием закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» началось формирование новой государственной системы подготовки населения к действиям в условиях угрозы и возникновения ЧС. Подготовка осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Как наука БЖД находится в стадии своего формирования. Она опирается на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в ЧС, на достижения в профилактической медицине, биологии.

Юридической основой БЖД являются:

Законы

Указы Президента

Постановления Правительства

Нормативно-технические документы министерств и ведомств.

Реализация целей и задач БЖД включает следующие основные этапы научной деятельности:

1. идентификация и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных её элементов (предприятий, машин, приборов);

2. разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

3. формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

4. разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

5. организация обучения населения основам безопасности и подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Главная задача науки БЖД - превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.

Объем дисциплины и виды учебной работы.


Всего Семестры

Виды учебной работы часов

1(2)

Общая трудоемкость 72 72

Аудиторные занятия 18 18

из них:

- лекции 10 10

- контрольные работы (КР), в т.ч. рубежный контроль

- практические занятия (ПЗ) 8 8

- промежуточная аттестация 9 9

2

Сам. работа (выполнение домашних заданий) 45 45


Виды итогового контроля:

– зачет 9 9

Содержание дисциплины.

 

Разделы и темы дисциплины

Семестр

1. Введение.

Тема 1. Лекция 1. Современный мир, его деструктивные факторы и угрозы, глобальные проблемы человечества. Дисциплина БЖД и её значение.

2. Раздел 1.Человек и среда обитания. Основы безопасного взаимодействия.

Тема 2. Лекция 2. Система «Человек – среда обитания», основы безопасного взаимодействия. Комфортные условия жизнедеятельности человека и их обеспечение.

Тема 3 (Пр.задание 1. СР1). Техносфера, как зона возникновения и воздействия негативных факторов.

3. Раздел 2. Чрезвычайные ситуации бесконфликтного и конфликтного типа. Система защиты населения и территорий РФ в чрезвычайных ситуациях.

Тема 4. (СР2). Система защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, силы и средства РСЧС и ГО.

Тема 5. Чрезвычайные ситуации бесконфликтного и конфликтного типа.

Тема 5.1. Лекция 3. Чрезвычайные ситуации бесконфликтного и конфликтного типа, классификация и общая характеристика.

Тема 5.2. (Пр.задание 2. СР3). Чрезвычайные ситуации природного характера.

Тема 5.3. Лекция 4. Чрезвычайные ситуации техногенного и экологического характера.

Тема 5.4. (Пр.задание 3. СР4). Действия при авариях и катастрофах на потенциально опасных объектах (РОО, ХОО, ПВОО), правила поведения на транспорте (метро, поезде, корабле, автобусе, самолёте).

Тема 5.5. Лекция 5. Основы пожарной безопасности. Средства и способы тушения пожаров.

Тема 5.6. (Пр.задание 4. СР5). Действия в случае пожара в учреждении, жилом доме, квартире.

Тема 5.7. (СР6). Проблемы национальной и международной безопасности России.

Тема 5.8. Лекция 6. Чрезвычайные ситуации социального характера (военного, террористического, криминогенного).

Тема 5.9. (Пр. задание 5. СР7). Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия в случае террористического акта (взрыва, захвата в заложники) и криминогенной опасности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.104.229 (0.028 с.)