Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О современном моменте. Россия сосредотачивается↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лев Николаевич Гумилёв говорил: «По ходу этногенеза мы никогда не знаем: наступил, или – наступает очередной фазовый период». Причина – в той самой аберрации близости, когда недавние события кажутся значительными, а давно прошедшие – маловажными. Поэтому, не будем гадать понапрасну на тему: когда же российский суперэтнос войдет в долгожданную фазу инерции? (Может статься, он уже вошел, только мы этого пока не замечаем…) Одно можно сказать определенно: ход колесницы истории с конца XX в. резко ускорился, и быстро нарастающие события повлекли за собой ряд качественных изменений, как внутри России, так и во всем мире... Сегодня, при всех сложностях и проблемах, которые нам достались от «эпохи реформ», мы наблюдаем, как Россия, наконец, начинает сосредотачиваться. Украинские события весны 2014 г. вызвали, неожиданный для многих «наблюдателей», всплеск имперского патриотизма. Это – придавленные «реформами» русские архетипы вырвались наружу. После двадцатипятилетнего либерального отступления Россия начала упираться – дальше отступать уже нельзя: враг вторгся на русскую землю! Появилась надежда, что этот народный патриотический подъем станет залогом преодоления почти двухсотлетнего этнического раскола и грядущего национального единения как внутри России, так и на всем евразийском пространстве. Похоже, что исторический маятник на наших глазах уже начал движение в нужную, созидательную сторону. С точки зрения жизни одного поколения – этого поворота ждали слишком долго. С точки зрения этногенеза – не очень. Потребовалось около двадцати лет, чтобы расхристанный и разуверившийся русский народ начал обретать, казалось бы, уже потерянный смысл своего существования. Смысл в борьбе за право жить на своей земле по-своему …
В 1990-е годы многие противники режима думали, что придёт вождь и поведёт народ на баррикады. Оказалось, что перелом произошёл где-то внутри. Сработал инстинкт самосохранения на уровне этнической системы. Подчеркнем, не политической, не социальной, а именно этнической системы! Включился загадочный «русский фактор». На первых порах не всеми русскими осознанный. Произошло это в начале 2000-х годов. Со временем стало ясно, что если вождь придет, то он придет не снизу – его выдвинет наиболее здоровая, ориентированная на сильное государство, часть «верхнего» класса. Пускай эта консервативная часть (те самые созидатели) была очень небольшой, пускай после погрома 90-х она имела узкий коридор возможностей, но она уже была. И она, в отличие от либерального большинства во властных структурах, связывала свое будущее все-таки с Россией, а не с Западом. При всех ее многочисленных «буржуазных» недостатках… К середине «нулевых» годов в России, наконец, появился национальный лидер, который полностью отвечал задачам переходного периода, то есть умел сидеть сразу на двух стульях – патриотическом и либеральном. (Что многих долгое время вводило в заблуждение… Это как раз тот случай, когда не личность влияет на историю, а история влияет на соответствующую вектору этногенезаличность.) Тогда же наметился «срединный путь» выхода из кризиса. Через консервативную революцию сверху; при массовой поддержке снизу. Сегодня мы наблюдаем переход от первого, подготовительного этапа этой консервативной революции ко второму – уже явному этапу. Задачи этой пока мягкой опричнины не новы: нейтрализация олигархии и поэтапная смена правящего класса, в первую очередь, его откровенно прозападного сегмента. Что-то до боли похожее у нас уже было в 1920 – 30-х гг., при товарище Сталине… Вообще, надо заметить, что сегодняшняя ситуация напоминает ситуацию начала-середины 30-х: когда самых яростных противников режима уже выслали, а до оставшегося большинства руки еще не дошли. При этом, картинка последних ежегодных выступлений президента перед «элитой» удивительным образом напоминает картинку «съезда победителей» в 1934 году… Из истории мы знаем, что консервативная революция, которая в наших условиях является борьбой этнической системы с антисистемой, быстро идти не может; особенно с учетом беспрецедентного внешнего давления «Фининтерна» (более мощного, чем при Сталине!). Поэтому «либеральные» пробуксовки и даже тактические отступления на этом пути неизбежны. Но, похоже, что другого выхода у нас нет. Как будут разворачиваться дальнейшие события, покажет время. Ясно одно: прежде чем перейти к тому стабильному, «инерционному» будущему, контуры которого мы здесь попытались нарисовать, надо будет пройти через суровый мобилизационный период. В воздухе опять запахло большой войной. И вопрос вновь стоит предельно четко: быть России, или не быть. Поэтому дорога в будущее лежит через борьбу. Борьбу за Россию.
P. S. В последние годы нередко приходилось слышать, что Россию может спасти только чудо. Это чудо – наша пассионарность. Отсюда все: и поразительное терпение народа, и живое чувство патриотизма, и готовность к жертве, и сохранившееся религиозное сознание. Чудо приходит к тому народу, который сохранил веру в Чудо. То есть в Бога. У нас это есть. Придавленное, забросанное толстым слоем материализма и атеизма, залитое грязью массовой антикультуры, – но есть! Значит, есть надежда. Основная использованная литература 1. Ачкасов В. А. Этнополитология – СПб.: Издательство С.-Петерб.ун-та, 2005. – 337 с. 2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. – 224 с. 3. Горький А. М. Собрание сочинений в 16 т. – М.: Правда, 1979 г. 4. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993. – 544 с. 5. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. – М.: Дрофа; Наталис, 1996. – 352 с. 6. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 848 с. 7. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. – М.: Рольф, 2001. – 384 с. 8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Рольф, 2001. – 560 с. 9. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 560 с. 10. Гумилев Л, Н. История народа хунну. В 2 кн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 404 и 437 с. 11. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии: работы 1966-1988 гг. – СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл»», 2002. – 352 с. 12. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 457 с. 13. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. – СПб.: ООО «Издательский дом «Кристалл»», 2003. – 608 с. 14. Гумилев Л.Н. Чтобы свеча не погасла: Сборник эссе, интервью, переводов. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 560 с. 15. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. – М.: Айрис-пресс, 2003. - 384 с. 16. Гумилев Л.Н. Черная легенда. – М.: Алгоритм, 2006. – 352 с. 17. Гумилев Л.Н. Струна истории. Лекции по этнологии. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 608 с. 18. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Высш. шк., 1991. – 478 с. 19. Домострой. – М.: Сов. Россия, 1990. – 304 с.. 20. Достоевский Ф. М. Дневник. Статьи. Записные книжки: В 3 т. – М.: Захаров, 2005. 21. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. В 12 т. – М.: Правда, 1982. 22. Дугин А. Г. Геополитика постмодерна. – СПб.: Амфора, 2007. – 382 с. 23. Дугин А. Г. Проект «Евразия». – М.: Эксмо, Яуза, 2004. – 512 с. 24. Зиновьев А. А. Глобальный человейник. – М.: Центрполиграф, 1997. – 459 с. 25. Зиновьев А.А. Русская трагедия. – М.: Эксмо, 2003. – 512 с. 26. История России XX – начала XXI века. / под ред. Л. В. Милова. – М.: Эксмо, 2007. – 960 с. 27. Кара-Мурза С. Г. Демонтаж народа. – М.: Алгоритм, 2008. – 704 с. 28. К. Леонтьев, наш современник. – СПб.: Издательство Чернышёва, 1993. – 464 с. 29. Ключевский В. О. Сочинения. В 8 т. – М.: Издательство Социально- экономическая литература, 1958. 30. Кожинов В. В. Россия. Век XX (1901 – 1939). Опыт беспристрастного исследования. – М.: Алгоритм, 1999. – 560 с. 31. Кожинов В.В. Россия. Век XX (1939 – 1964). Опыт беспристрастного исследования. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 448 с. 32. Лавров С. Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 608 с. 33. Леонтьев Константин. Избранное. – М.: Высш. шк., 1993. 34. Мир Льва Гумилева. Арабески Истории. – М.: Экопрос, 1994. – 521 с. 35. Мир России – Евразия: Антология. – М.: Высш. шк., 1995. – 399 с. 36. Мнацаканян М.О. Нации и национализм. – М.: ТЕРРА, 2004. – 281 с. 37. Мнения русских о самих себе: Маленькая хрестоматия для взрослых. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2001. – 304 с. 38. Платонов О. А. Последний государь: жизнь и смерть. – М.: Алгоритм, 2005. – 640с. 39. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. – М.: Высш. шк., 1993. – 736 с. 40. Розанов В.В. Короб первый. – СПб.: Кристалл, 2001. – 157 с. 41. Розанов В. В. Короб второй. – СПб.: Кристалл, 2001. – 254 с. 42. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1989. – 768 с. 43. Солоневич И. Л. Народная монархия. – М.: Феникс, 1991. – 512 с. 44.Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. – СПб.: Репринтное издание, 1992. – 674 с. 45. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 592 с. 46. Учение Л.Н. Гумилева: опыт осмысления. Материалы научных чтений. – М.: Дрофа; Наталис, 1998. – 252 с. 47. Учение Л.Н. Гумилева и современность: материалы Международной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Л. Н. Гумилева. В 2 томах. – СПбГУ, 2002. 48. Чехов А. П. Собрание сочинений. В 8 т. – М.: Правда, 1969. 49. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода. Философские очерки. – САА. Красноярск, 2001. – 432 с. 50. Шафаревич И. Р. Две дороги – к одному обрыву. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 448 с. 51. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 томах. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 528 и 624 с. 52. Этнология: Учебник для студентов вузов. / под. ред. А.П. Садохина, Т.Г. Грушевицкой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
Приложение (справочное) Словарь терминов 1. Аберрация близости – преувеличение грандиозности недавних событий сравнительно с более ранними. 2. Антисистема – системная целостность людей с негативным мироощущением. 3. Биосфера – оболочка Земли, состоящая из живого вещества и продуктов его деятельности, обладающая антиэнтропийными свойствами. 4. Биохимическая энергия – свободная энергия, поглощаемая организмами из окружающей среды. 5. Гармоничные особи (гармоничники) – люди, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения. 6. Генетический дрейф – явление рассеивания пассионарного признака за пределы популяции путем брачных связей (чаще незаконных). 7. Инкубационный период – часть фазы подъема от момента пассионарного толчка или начала генетического дрейфа до появления этноса как новой этносоциальной системы. 8. Комплиментарность – положительная (отрицательная) – ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) людей, определяющее деление на «своих» и «чужих». Связана с феноменом этнического поля (биополя). 9. Мироощущение негативное – отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем. 10. Мироощущение позитивное – отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к усложнению систем. 11. Ностальгия – ощущение несовместимости с иным этническим полем. 12. Пассионарии – люди, пассионарный импульс которых превышает импульс инстинкта самосохранения. 13. Пассионарность – обеспеченная избытком биохимической энергии живого вещества способность человека к сверхнапряжению. 14. Пассионарная индукция – заразительность пассионарности, когда гармоничные люди под воздействием пассионариев ведут себя так, как если бы они были пассионарны. Пассионарная индукция сильнее действует на людей той же этнической принадлежности, что и пассионарии. 15. Пассионарный толчок – микромутация, приводящая к появлению пассионарности в сообществе людей и рождению новых этносов. 16. Реликт – этнос, находящийся в состоянии покоя, т. е. этнос с нулевой пассионарностью. 17. Симбиоз – мирное сосуществование двух и более этносов в одном регионе, когда каждый занимает свою экологическую нишу. 18. Смещение или результат контакта – нарушение запрограммированного хода этногенеза вследствие внешнего воздействия. 19. Стереотип поведения – изменяющийся по ходу времени набор навыков поведения членов этноса, передаваемый путем сигнальной наследственности. 20. Субпассионарии – люди, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения. 21. Субэтнос – этническая система, выделяющаяся внутри этноса, имеющая поведенческие особенности и противопоставляющая себя окружающим. 22. Упрощение – уменьшение плотности системных связей в этнической системе, т.е. её ослабление. 23. Уровень пассионарного напряжения системы, или пассионарное напряжение – количество имеющейся в этнической системе пассионарности, делённое на количество людей, составляющих этническую систему. 24. Усложнение – увеличение плотности системных связей в этнической системе, т.е. её укрепление. 25. Химера – сосуществование двух и более чуждых этнических систем в одной экологической нише. 26. Энтропийный процесс – необратимый процесс потери энергии. 27. Этническая история – функция этногенезов и этнических контактов за периоды, где события зафиксированы источниками. 28. Этническое поле – коллективное биополе имеющее определенный ритм (частоту) колебаний. Подтверждается феноменом комплиментарности и явлением ностальгии. 29. Этническая регенерация – восстановление этнической структуры после потрясений. 30. Этническая традиция – сумма стереотипов поведения, передаваемых механизмом условного рефлекса. 31. Этнический гомеостаз, или гомеостатический уровень, или статическое состояние этноса – устойчивое состояние этнической системы (структуры), при котором колебания биохимической энергии – пассионарности имеют место в ограниченных пределах, определяя этноландшафтное равновесие и отсутствие смены фаз этногенеза. 32. Этногенез – момент возникновения и весь процесс исчезновения этнической системы под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности. 33. Этнология – наука, изучающая становление этносферы Земли как результат процессов этногенеза в историческую эпоху. 34. Этнос – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя другим подобным коллективам, отличающийся от них типом поведения и ощущением комплиментарности. Состоит из субэтносов, консорций; группа близких между собой этносов составляет суперэтнос.
Приложение А
Кривая этногенеза
Приложение Б
Пассионарные толчки
На рисунке римской цифрой обозначен порядковый номер толчка, арабскими цифрами пронумерованы этносы, возникшие вследствие данного пассионарного толчка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.71 (0.009 с.) |