Эзотерический смысл поклонения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эзотерический смысл поклонения



 

С любовью поднеси бхогу, зажги золотые светильники. Окури все благовониями и освети камфорными светильниками. Забудь о своих печалях и приступи к медитации. Ты обретешь истину и достигнешь мокши. Нет того, чего нельзя достичь таким поклонением. Поклоняясь так, ты унаследуешь богатство небесного царя Индры. Поклоняясь так, ты обретешь чудесные энергии. Поклоняясь так, ты достигнешь мокши.

ТИРУМАНТИРАМ 1005-1006

 

Понедельник. УРОК 134. Господь Ганеша, стражник

 

Господь Ганеша - первый Бог, которого узнаёт индуист. Так как Он является Господом Категорий, то Его первая задача состоит в установлении порядка в жизни верующего, а также в оказании помощи по соблюдению дхармы - обязанностей, ответственностей и требований, соответствующих нынешней степени развития души. Как Господь Препятствий он искусно владеет своей петлей и булавой, устраняя преграды и сохраняя путь свободным до тех пор, пока человек не войдет в необходимый для его духовного прогресса ритм жизни, с помощью которого осуществлятся его духовные нужды.

Всегда помните о том, что Господь Ганеша движется неспешно. Он является Богом с обликом слона и его походка медленная и грациозная. Так как Он Бог инстинктивно-интеллектуального разума, то Его даршаны проходят на более медленных энергетических токах разума, и поэтому Его ответ на наши молитвы будет не быстрым, внезапным или ошеломляющим, а более детальным и постепенным. Тем не менее, наше терпение вознаграждается, так как его действия тщательно продуманны и несут в себе огромную энергию; они проявляются в неподражаемой настойчивой силе, которая ощущается до тех пор, пока наша жизнь и разум не войдут в гармонию с законами дхармы, а наши молитвы не обретут реальность.

Господа Ганешу называют также Стражником. Доступ к другим Богам возможен благодаря Ему. Господь Ганеша не препятствует нашей встрече с другими Богами, но просто готовит нас к этому и делает эту встречу благоприятной. Такая подготовка может длиться не одну жизнь. Здесь нет спешки. Это не гонка. Ганеша ограничивает этот доступ для тех, кто не заслуживает божественной аудиенции и вытекающих из этого связей с другими Божествами, чьи даршаны более быстрые. Если человек получит незаслуженный доступ и призовет энергии других Богов до того, прошел подготовительные этапы на этом пути, то карма может ускориться, выйдя за пределы индивидуального контроля. Однако поклонение Господу Ганеше можно начать в любое время.

Ганеше поклоняются повсеместно, ему посвящено больше святилищ, алтарей и храмов, чем любому другому Богу. Проявление любви к Господу Ганеше является наиболее спонтанным поклонением и самым простым по форме. Ритуал весьма несложен: сначала нужно позвенеть маленьким колокольчиком перед Его изображением, зажечь камфорный светильник и поднести цветок. Этого достаточно, чтобы вызвать Его присутствие и защиту. По всей Индии и Шри-Ланке разбросано множество мест поклонения Ганапати: в тени деревьев, вдоль проселочных дорог, на остановках автобусов, вдоль троп и городских улиц. Воистину, Его благословение присутствует повсюду. Энергии разума Господа Ганеши, которые превосходят все самые совершенные компьютеры, какие мы только можем вообразить, являются Его ганами - божественными помощниками. Эти духи-помощники собирают молитвы людей, разыскивают необходимую информацию и отдают ее на мудрое рассмотрение Господа Ганеши.

По мере нашего приближения к замечательным Богам индуизма, в нас пробуждается естественная любовь к ним. Они начинают направлять нас, а мы полагаемся на них больше, чем на самих себя. По мере того, как с помощью Богов мы духовно раскрываемся и начинаем понимать божественное предназначение своего земного существования, превалирующий на Западе бурный энтузиазм в отношении экзистенциальной независимости, проявляющийся в самостоятельности, будет терять для нас свое очарование.

Вы можете спросить, как индуист может так любить в своих Богов, что послушно следует их воле? С равным успехом можно спросить, почему ребенок настолько сильно любит своих отца и мать, настолько доверяет их руководству и защите, что выполняет их волю. Это аналогичный случай. Встретив индуистскую семью, в которой все члены близки друг другу и счастливы, вы увидите, что все они близки к Богам. Если же какая-либо семья разобщена, то можно сказать, что, к сожалению, Боги изгнаны из их жизней. В этом доме Богов не призывают, а возможно и вовсе не верят в Них.

 

Вторник. УРОК 135. Ваша воля и воля Богов

 

Однажды меня спросили: "Говорят, что истинное бхакти означает отдачу всей своей воли, всего существа Богу. Если вы поступаете таким образом, не становитесь ли вы полностью пассивными?" Многие думают что полная преданность, называемая на санскрите прапатти, означает отказ от своей силы воли, независимости и мыслей: "Теперь ты направляешь меня, я больше не руковожу собой, потому что у меня больше нет свободы воли. Я всю ее отдал Тебе". Это хороший аргумент против прапатти, но это также и очень грубый перевод смысла самого слова, которое является краеугольным камнем духовности. Данный перевод слова не имеет к нему совсем никакого отношения. Я приведу пример. Люди, занятые работой, отдают ей всю силу и энергию, день за днем и год за годом используя все свои умения на работе. Такой человек обильно отдает свой талант и энергию, но он также оставляет немного силы и энергии для себя. Это называется сопротивлением. Это то, что он должен положить на алтарь очищения. Прекратив сопротивляться, он сможет свободно двигаться с течением реки жизни, и именно это означает слово "прапатти. Прапатти - это свобода. Воистину, это свободная воля. Свободная воля - это не упорствующая воля, не противоположная сила, призванная для защиты личного эго. Такая сила - упрямство, а не свободная воля. Свободная воля - это всестороннее, разумное сотрудничество, полное слияние индивидуального разума с разумом другого существа или группы. Те, кто только внешне готовы к сотрудничеству, являются хорошими служащими, редко показывающими свое сопротивление. Они держат его внутри, и это день за днем, год за годом разрывает их на части. Создается такой стресс, что нет средства для его излечения. В религиозной жизни у нас должно быть чувство прапатти двадцать четыре часа в сутки, что означает избавление от собственного сопротивления.

Есть разные формы свободной воли. Есть свободная воля эго, инстинктивного разума. Есть свободная воля интеллекта, обученного в согласии с законами дхармы, и существует свободная воля интуиции. Для многих свобода воли означает лишь выражение их маленького эго, которое часто ведет к запутыванию в сетях мира майи. Для меня свободная воля всегда будет означать волю, действующую в соответствии с законами дхармы, которая божественна и управляется сверхсознанием. На самом деле лишь этот тип воли делает вас свободными.

Индуисты с западным образованием, или те, кто вырос и получил образование в христианских школах, независимо от того, приняли ли они другие религии или не приняли, с большим трудом могут принять, что Боги находятся внутри их существа. Это проиходит по той причине, что Запад делает ударение на внешнем аспекте поклонения, а Восток - на внутреннем. Сильная вовлеченность во внешнюю мирскую деятельность отрезает человеческое осознавание от его духовной способности проникнуть в то, что находится за пределами его физического зрения.

Вы можете спросить, как можно любить то, что нельзя увидеть. Однако Богов можно увидеть, и развитые души видят их с помощью пробудившегося внутреннего восприятия. Это духовное пробуждение является первым посвящением в религию. Каждый преданный индуист может ощущать Богов, если даже не может внутренне их видеть. Это возможно благодаря природе тонких ощущений. Верующий может чувствовать присутствие Богов в храме и косвенным образом видеть то влияние, которое они оказывают на его жизнь.

 

Среда. УРОК 136. Карма и сознание

 

Чтобы явиться на судный день или попасть на небеса индуисту не требуется смерть. Небеса - это состояние разума, и они присутствуют в каждом человеческом существе в каждое мгновение его жизни. На Земле есть люди, которые живут на небесах, но есть и такие, которые обитают в сферах ада. Все, что должен делать индуист - это посещать храм. Как только он начинает приходить в храм на пуджу, он начинает общаться с божественными силами. Во время пуджи Божество всесторонне оценивает его. Вся его карма находится перед Божеством и он выходит после богослужения с чувством облегчения. Он может также выйти с чувством вины. Это тоже хорошо, так как в таком случае он примет епитимью (праяшчитту) и быстро отработает невидимую карму.

Можно сказать, что каждый день посещения храма является вашим судным днем. Не замечательно ли, что в нашей религии вы ежедневно можете попасть то ли в небесные сферы, то ли в ад? Попав в ад, вы можете на следующий день покинуть его (если пройдете через аскезу) и подняться на небеса. Индуист видит наличие этих состояний в настоящем, а не в каких-то мифических и мертвых мирах. Все они являются внутренними, небесными сферами, но так же, как и эта физическая Вселенная, они не есть место постоянного пребывания души, а всего лишь промежуточные этапы пути к слиянию с Шивой.

Индуисту нет нужды ждать конца этой жизни, чтобы узнать ее результаты. Он знает это и не ждет смерти, выносящей решения относительно суммарного результата совершенных в этой жизни действий и реакций на них, поэтому его эволюция стремительна. Он, возможно, проживает несколько жизней в пределах одной, изменяясь при этом множество раз. Если он допускает ошибку, то не чрезмерно беспокоится по этому поводу. Он просто исправляет эту шибку и движется дальше в ходе человеческой эволюции. Он осознаёт хрупкость и несовершенство человеческого существа, но не обременен грехами, совершенными давным-давно. Для него все действия - это работа Богов. Его жизнь никогда не стоит на одном месте в ожидании судного дня - в отличии от тех, кто придерживается западной религии, кто верит в конечный итог одной жизни и ожидает смерти, которая придет и приведет его на Судный День.

Индуизм - радостная религия, свободная от ментальных преград, распространенных в различных западных верованиях. В ней не существует понятия о мстительном Боге. В ней отсутствует идея о вечного страдания. В ней отсутствует понятие первородного греха. В нет утверждений о существовании только одного духовного пути. В ней не говорится о Втором Пришествии. Почему некоторые дэвы (дайте-ка сосчитаю, сколько же их тут сейчас... 8450000), находятся в храме? Они приходят каждый раз, когда вы звоните в колокольчик. Вам не надо ждать 2000 лет, чтобы Боги пришли. Каждый раз, когда вы звоните в колокольчик, Боги и дэвы приходят и могут благословить вас, и вы на самом деле получаете благословение их даршана. Они всеведущи и вездесущи, они одновременно приходят в каждый храм на планете, где раздался звук колокольчика. Это волшебство и та энергия, которой обладают эти великие Боги, присутствующие внутри микрокосма.

 

Четверг. УРОК 137. Единение с божественным законом

 

Поскольку индуизм относительно свободен от ошибочных доктрин, то подход индуиста к жизни, времени, печали, подсознательному разуму сильно отличается от подхода людей Запада. Индуист знает, что он развивается в ходе последовательности жизней на планете, и он не спешит. Преданный индуист накапливает мало кармы, так как благодаря постоянному поклонению Богам его подсознание постоянно погружается в настощяий момент. Таким образом, карма находится под контролем. Индуист смотрит на религию, как на самое большое выражение радости, которое доступно в жизни. Индуист смотрит на все человечество, как на своих братьев и сестер, созданных одним и тем же Творцом, которые все придут к одной и той же цели.

Когда он посещает храм, он хочет понять разум Богов, ища их благословения и руководства. Он смиренно стоит перед Божеством в благоговении от величия мира, которое он может постичь лишь частично. Он пытается ощутить Божество внутри. Если он обладает хоть небольшой степенью восприимчивости, то может видеть, как Божество отбрасывает тень на свой образ в святилище. Сначала он может видеть, как будто изображение движется, и думает, что это происходит лишь в его воображении. Он может видеть, как лицо Божества день ото дня, час за часом меняет свое выражение. Он может осознавать влияние Божества на свою жизнь. В таком человеке пробуждается любовь к Богам, в существование которых еще недавно он не полностью верил.

Индуист - это не экзистенциалист. Он не верит, что Бога нельзя понять. Он не верит в мрачный удел человечества, одинокого во Вселенной и зависящего только от себя. Индуист верит, что он рожден со своим предназначением и внутренним багажом. Он соединяет свою волю с волей своей религиозной общины и с волей Богов в храме, так как у него нет концепции свободной воли, не находящей ответа ни у людей, ни у Богов.

Вера - это определенный шаблон поведения, помещенный в разум для определенной цели, чтобы всю оставшуюся жизнь осознавание человека протекало через этот комплекс установок. Как правило, эта вера помещается в разум ребенка до того, как он начинает думать о себе; раньше, чем друзья, семья и учителя поместят в ваш разум определенные системы взглядов. Вы скажете: "Да, я верю в это", даже не размышляя. Из наших вер исходят взгляды на жизнь. Ваше индивидуальное осознавание, ваша способность осознавать не могут работать до тех пор, пока в разуме не установятся определенные конструкции, через которые проходят потоки праны. Прежде всего приходит вера, а затем вырабатывается отношение к жизни. В индуистской семье и культуре тщательно, с любовью и вниманием, систематически обучают верованиям и способствуют выработке правильного отношения к жизни. В результате человек, еще до того, как покидает дом, становится полезным членом общины. Для разума очень важны первые впечатления, и если они верны и необременены недоразумениями, они будут вести человека по жизни правильным путем, с минимальными ментальными и эмоциональными проблемами. Не общество будет заниматься исправлением человека, но он сам станет совершенствоваться.

 

Пятница. УРОК 138. Сила традиции

 

Это одно из объяснений того, почему религиозная традиция очень важна. Современная экзистинциальная мысль говорит нам о том, что мы можем делать всё, что хочется. Нам не надо придерживаться традиции. Такая вера порождает большое чувство одиночества, разрыв между человеком, его предками и всеми поколениями, жившыми ранее на этой планете. Из-за такой веры происходит развал культуры, общества, религии и семей.

Традиция позволяет нам проходить через события жизни, контролируя их, а не бросаясь в жизнь без предварительного обдумывания и подготовки. Уважая традицию, вы ссылаетесь на коллективную мудрость десятков тысяч лет опыта. Придерживаясь традиции, вы разделяете решения невысказанных проблем, решенных, возможно, до начала записи самой истории, чтобы будущие поколения могли избежать подобных проблем. Традиция - это мудрость прошлого, унаследованная мужчинами и женщинами в настоящем.

Наша религия обладает богатой традицией и не каждый может придерживаться ее во всей полноте. В самом индуизме присутствует огромная свобода. Вы можете не придерживаться традиции, но традиция существует для того, чтобы вы придерживались ее, если решили делать это. Конечно, мы можем предпочесть путь проб и ошибок, проверяя каждую заповедь и наставление перед тем, как его принять. Это утомительный путь, который медленно ведет к достижению цели. Однако если мы полагаемся на Богов, на своих праотцов, на своих религиозных предков, тогда мы более быстро продвигаемся по духовному пути. На ранних этапах развития мы склоняемся к нетрадиционным путям. Это естественно. В дальнейшем опыт показывает другой путь и мы становимся последователями традиции. Все души приходят к такому пути после серии рождений, в которых они обучаются индуистской культуре и религии.

Есть некоторые традиции, которые можно нарушить, которые потеряны и забыты, покрыты песками времени, ибо человек их изменил. Некоторые традиции установлены людьми для решения определенных проблем очень давно и они не имеют никакого отношения к настоящему времени и обстоятельствам жизни.

Индуистская традиция исходит и направляется из внутренних миров, из Дэвалоки. Источником большинства традиций являются Божества. Они дают мантры и предписывают их правильное произношение. Они вводят язык, музыку, танец, систему поклонения. Соблюдение индуистских традиций с годами все лучше и лучше настраивает ваш разум на великий разум более чем одного миллиарда людей на планете.

Наши традиции самые древние в мире. Они несут в себе глубокий смысл, основаны на эзотерическом понимании человека и его цели в жизни. Традиция управляяет жизненным опытом. Это защитная структура разума. Каждое событие, через которое вы должны пройти, плавно направляется великой структурой разума. Старые пути - это конструкции разума, которые прошли через тысячи тысяч лет, которые были у вас в предыдущих жизнях, которые вы знали и с которыми жили.

 

Суббота. УРОК 139. Микрокосм, макрокосм

 

Разум человека, вся его ментальная, эмоциональная и духовная структура, пребывает внутри микрокосма, который, в свою очередь, находится внутри видимого для нас и осязаемого нами макрокосма, который мы называем физической Вселенной. Боги тоже живут внутри микрокосма. Микрокосм находится внутри макрокосма, но внутри этого микрокосма, опять таки, существует другое пространственное измерение, другой макрокосм. Подобным образом вы можете с помощью микроскопа взглянуть на каплю воды и увидеть новое пространственное измерение, в котором живут мириады крошечных созданий. Эти недолговечные содания пребывают в микрокосме, однако с их точки зрения это макрокосм. Вы можете скаать, что они находятся друг от друга на расстоянии одной миллионной части сантиметра, но для них это может быть расстоянием в пятьдесят метров. В одной капле воды находятся десятки тысяч таких организмов, которые не чувствуют, что им мало места, так как это другое измерение пространства. Так микрокосм может содержать в себе макрокосм даже больший, чем наш.

Таким большим макрокосмом и является Третий Мир, Шивалока, где пребывают все Боги и Махадэвы. Он расположен внутри вас, но он эфирный, то есть нефизический. Ваш разум находится в микрокосме. Это объясняет его работу. С помощью разума вы можете в одно мгновение совершить путешествие по всему миру или вокруг галактики. Прямо сейчас мы можем отправить свой разум на звезду, находящуюся на расстоянии 680-ти миллионов световых лет от Земли. Мы можем думать об этой звезде и видеть ее в свое разуме. Этому не препятствует ни время, ни пространство. Мысль мгновенно попадает туда. Боги располагаются как в микрокосме, так и в макрокосме внутри микрокосма. Если по своим меркам они работают над разрешением вашей проблемы в течение нескольких дней, для нас происходит быстрее, чем мгновенно. Так как ваш разум тоже существует в микрокосме, то изменение происходит сразу же. Затем необходим день или два для того, чтобы эффекты изменения проявились в макрокосме. Глубоко внутри вашего разума, в микрокосме, проблема исчезла в то самое мгновение, когда вы встали перед Богом в храме. Но необходимо несколько дней, или хотя бы несколько часов, чтобы получить результаты в физической форме.

 

Воскресенье. УРОК 140. Милость Богов

 

Когда в храме вы поклоняетесь Богу посредством пуджи, церемонии, вы призываете Божество из микрокосма в макрокосм. Своим поклонением и преданностью, мыслеформами и даже через физическую ауру вы отдаете энергию. Проводящий пуджу очищает и магнетизирует каменное изваяние для прихода Божества. Боги и дэвы тоже магнетизируют каменное изваяние своей энергией и, наконец, наступает момент, когда они могут выйти из микрокосма в этот макрокосм и благословить людей. Вы замечаете, что они находились здесь всего лишь мгновение, но для них это длится гораздо дольше. Ощущение времени во внутренних мирах совсем другое.

Если вы хотите познакомиться с Богами, сначала познакомьтесь с Господом Ганешей. Возьмите Его изображение и посмотрите на него. Пусть эта открытка или плакат будет у вас в машине, на кухне. Познакомьтесь с Ним с помощью глаз. Узнайте Его в звуке, произнося его имена и посвященные ему гимны. Так вы познакомитесь со своим личным Божеством. Вы узнаете Его так же, как знаете своего лучшего друга, но горадзо более глубоко и лично, ибо Ганеша находится внутри вас и всегда направляет развитие вашей души. Когда вы познакомитесь с ним, тогда Ганеша будет знать, что в вашем позвоночнике происходит подъем кундалини. Он будет помогать вам в этом процессе и работать с вашей кармой. Вся ваша жизнь начнет течь ровнее.

Религия - это связь между тремя мирами. Благодаря поклонению Богам в храме вы можете установить личную связь с внутренними мирами. На самом деле вы никогда и не теряли эту связь, но если вы ее не сознаёте, тогда вдруг оказывается, что она у вас есть.

Боги индуизма создают, охраняют и защищают человечество. Благодаря их санкции и поддержке в этом мире всё происходит, и по их воле всё это прекратится. Благодаря их милости происходит всё хорошее, и всё, что происходит, является хорошим. Вы можете удивиться, почему человек так легко и просто полагается на авторитет Божества в своей жизни, теряя при этом подобие своей свободы. Но разве не так же образом поступает человек по отношению к тем, кого любит? Точно так он и поступает. Любовь этих великих душ приходит к так естественно. Их бесконечная мудрость, разум, милостивый нрав, их безотказная забота о проблемах и благосостоянии верующих, их сила и Божественный свет - все это придает силу нашей любви.

 

 

Прапати

Безраздельная преданность

 

Ты можешь превратить свою кость в топливо, плоть в мясо, поджаривая их на желто-красном пламени сурового аскетизма. Однако до тех пор, пока твое сердце не расплавится в сладком экстазе любви, ты никогда не придешь к моему Господу Шиве, моей драгоценности.

ТИРУМАНТИРАМ 272

 

Понедельник. УРОК 141. Смягчение сердца

 

Йога чистой преданности имеет место в начале, посредине и в конце духовного пути. Слияние с Шивой - это реальность, которая все более и более глубоко чувствуется по мере внутреннего и внешнего полного предания себя Шиве. Прапатти действительно является тем ключом, который разблокирует любовь, необходимую для всё большего слияния с Шивой. Садгуру Йогасвами говорил: "Любовь способна расплавить даже камни". Бхакти-йога - это не интеллектуальный вид учебы. Это практика. И это не эмоциональный вид опыта. Это переживание чувства преданности (есть различие, которое мы поймем). Бхакти-йога - это не панацея и не способ быстрого просветления. Скорее, это фундамент для него. Это не техника и не волшебная мантра. Это стиль жизни. Преображение, которое происходит как следствие жизни в состоянии бхакти, смягчает сердце.

Прежде всего на духовном пути учат бхакти-йоге, внешней форме поклонения, так как она смягчает сердце. Если сердце не было смягчено бхакти-йогой, то даваемые гуру наставления по медитации и созерцанию будут лишь тратой его времени. Терпеливый гуру будет ждать, когда с учеником произойдут требуемые изменения. В противном случае любое достижение, обретенное в результате интенсивной практики раджа-йоги, не пойдет на пользу. В подсознательном разуме ученика возникнут проблемы, которые вернутся назад к гуру. Следует ли учить раджа-йоге до того, как проведена соответствующая предварительная подготовка? В таком случае гуру должен будет выступить в роли психиатра, чтобы решить проблемы, возникающие как следствие ускоренного духовного пробуждения. Если у совершенного бхакти-йога возникают подобные проблемы или негативные кармы (что иногда бывает при глубокой медитации), то он идет к храмовому Божеству и подносит к Его стопам эти проблемы для их разрешения. Этого не случится с учеником, который не освоил бхакти-йогу, потому что между ним и Богами еще не установлено тесных взамоотношений. Поэтому мудрый гуру приступает к работе со своим учеником в начале пути, а не посередине его.

Путь начинается с чарьи, знакомства с Богами и развития взаимоотношений с ними посредством служения. Чарья - это карма-йога. Затем следует этап крийи. Крийя - это бхакти-йога. Когда благодаря практике бхакти-йоги сердце ученика становится мягким, тогда можно приступать к усвоению глубоких концепций йоги и к медитативным техникам раджа-йоги. Их необходимо понять внутренним разумом, а не просто запомнить. Мудрый гуру никогда не будет учить технике глубокой медитации злых, завистливых и полных страха людей. Прежде всего они должны научиться самоотверженному служению, осуществляя в ашраме карма-йогу, и лишь затем приступать к простой практике бхакти-йоги, пока гнев не переплавится в любовь.

Внутреннее знание о том, что "на все воля Шивы", является одним из первых преимуществ бхакти-йоги. Лишь благодаря истинному бхакти йог может обрести внутреннее состояние Сат-чит-ананды и сохранять его. Только настоящий бхакт может постоянно жить с Богом и Богами и начать в глубоких медитациях направлять свою преданность внутрь. К этому нельзя прийти до тех пор, пока не освоены внешние формы поклонения. Приведу пример для объяснения этого процесса. Один верующий сказал другому нечто, что того возмутило. Всем его естеством овладел гнев. Люди расходятся, но сам гнев сохраняется в форме пылающего негодования. Эмоция гнева направилась внутрь, но впоследствии она может вылиться на кого-либо другого.

 

Вторник. УРОК 142. Основания для плодотворной йоги

 

На Западе индийские учителя нередко учат чистой медитации адвайты, не касаясь теизма и религиозной практики, хотя многие, приехавшие на Запад из Индии, выросли в индуистских семьях. У них есть твердая внутренняя религиозная и культурная основа для практики йоги. Однако многим западным ученикам религиозная культура незнакома. В ортодоксальной индуистской общине такие учителя будут, скорее всего, учить более традиционным путем. Философия адвайты привлекает жителя Запада. Она не требует изменения образа жизни.

Недуалистичная медитация, основанная на философии адвайты, уводит учеников из сознательной области разума, но зачастую не ведет их в подсознательную область. Именно в этой области разума возникают личные и семейные проблемы. Без правильного религиозно-культурного основания и традиционной системы верований индуизма эти проблемы тяжело решить. Встреча с подобными проблемами конечно-же не является целью медитации адвайты, но выступает в качестве побочного продукта на этом пути. Мудрый гуру учит своих учеников традиционной индуистской культуре и ее ценностям, а также учит основам практики йоги, храмовому протоколу, музыке, искусствам и танцу. Все это необходимо совершенствовать, чтобы построить в разуме необходимый подсознательный фундамент. Карма-йога и бхакти-йога являются необходимой прелюдией к высшим философиям и практикам.

Групповая медитация хороша в том случае, если она действительно может помочь отдельно взятому человеку. Этот человек также помогает группе. Интенсивная медитация пробуждает санскары (впечатления прошлых жизней) и интенсифицирует прарабдха-кармы, ведя к их скорому проявлению. Возникает парниковый эффект.

Нельзя заниматься интенсивной медитацией до тех пор, пока человек не научился бескорыстно служить своему ближнему и принимать восхваления, порицания и критику без жалоб и возмущений, с улыбкой. Лишь при достижении такого состояния можно сказать, что ученик укрепился на пути крийя-марга, что естественным образом приведет к йога-марге. В итоге можно будет безопасно приступать к практике раджа-йоги и других интенсивных садхан. Когда в разуме и характере ученика заложен правильный фундамент, начинается процесс очищения карм прошлого.

Садханы карма-йоги, бхакти-йоги и раджа-йоги похожи на очистку пути от камней. Сначала вы убираете большие камни. Затем вы возвращаетесь к началу пути. Вы снова видите большие камни, но они в два раза меньше тех, которые уже убраны, и вы их тоже убираете. Затем вы снова возвращаетесь к началу и убираете оставшиеся большие камни, и все остальные - до тех пор, пока дорога не становится чистой. Это и есть процесс очищения.

Идущий по духовному пути должен быть мягким, уступчивым, легким на подъем и обладать крепким разумом. Поэтому бхакти, как любовь в действии, является необходимой подготовкой для достижения успеха на пути сан-марга, прямом пути к Богу, слиянию с Шивой. Можно заниматься всеми видами йогических техник, но у тех, кто не крепок разумом и не является добродетельным человеком, не будет плодотворных результатов. Горделивые, противоречивые люди и те, кто не ладит с другими, должны смягчить свои сердца, что достигается практикой бхакти и карма-йоги. Только эти практики могут избавить ученика от анава-марги - пути построения и укрепления личного эго. Трудно оставить анава-маргу, чтобы идти путем сан-марга, но в конце-концов это принесет великую награду.

Некоторые индийские школы часто принимают как постулат идею о том, что на определенном этапе развития человеку следует оставить бхакти, так как этой практике свойственная природа двойственности. Однако йог, входящий в высшее состояние сознания, не перестает любить Бога и Богов. Его преданность не прекращается, но становится еще более интенсивной. Он не перестает есть, общается с семьей, друзьями и верующими. Это все тоже двойственно по своей природе. Однако некоторые учителя проповедуют имено такую доктрину. Тот, кто не прошел путь чарья-марги (а возможно, никогда на нем и не был), и при этом говорит: "Я более развит и возвышен. Мне не нужно делать этого" - придерживается не нашей, а какой-то другой философии.

В шайва-сиддханте различные марги являются последовательными ступенями построения характера. Они выступают основанием для становления хорошего характера, который покоится на фундаменте бхакти. Благодаря ежедневным садханам вырабатываются правильные привычки, и бхакти-йога закладывает этот фундамент в разуме, теле и эмоциях. Если ученик не достигнет успеха на высших ступенях йоги, он всегда может опереться на достижения пути чарья-марга. Некоторые говорят: "Теперь я интеллектуально понял Веды и больше не нуждаюсь в выражении любви и преданности". Однако тот, кто действительно постиг истину, заключенную в Ведах, никогда не скажет таких слов.

 

Среда. УРОК 143. Бхакти - это фундамент

 

Бхакти - это состояние разума, вход во внутреннее состояние сознания. Злобные, завистливые, постоянно пребывающие в страхе люди живут в асура-локе. Они мстительны и приносят другим несчастье. Им нужно встать хотя бы на на путь анава-марги и начать немного уважать себя. Они должны обрести чувство уверенности в себе.

Им все еще нужно "найти себя", найти свое место. Прежде всего им необходимо закрыть двери, ведущие к общению с асурическими сущностями. Такие люди, обретя устойчивость на пути анава-марга, начинают чувствовать, что являются божественным подарком всему миру и могут приступить к поискам духовного учителя. Если тот учит их карма-йоге и бхакти-йоге, они начинают понимать, что в настоящий момент во Вселенной существует множество сил, душ, которые гораздо более могущественны, чем они. Такие люди осознают, что не скоро поднимутся до уровня развития этих великих душ. Как только приходит такое понимание, смерть отбрасывается в сторону. Они встают на духовный путь просветления.

В священных текстах шайва-сиддханты есть много историй о величайших джняни, которые осуществляли карма-йогу и бхакти-йогу, и при этом изрекали высочайшие истины джняны. Рассказы говорят о том, что во время благоприятных дней месяца они выполняли интенсивный тапас раджа-йоги. Это и есть йога - руки, голова и тело йоги. Вы не можете придерживаться одного направления йоги, не уделяя внимания другим. Это одно интегральное целое.

Иногда мы наблюдаем за верующими, совершающими паломничество в храм, с благоговением простирающихся перед алтарем. Однако после посещения храма они могут физически наказать своего ребенка. Мы знаем, что придя домой, он спорят со своей супругой и жалуются на ее родню. Где же в таком случае истинное бхакти? Здесь его нет. К сожалению дети, наблюдающие за всем происходящим, помнят это потом на протяжении длительного времени. Ребенок может подумать: "Ты любишь Господа Ганешу, маму, но не можешь любить меня". Если вы любите ребенка, то не будете его бить, когда он плачет, если даже его крик причиняет вам беспокойство.

Мудрый гуру не будет посвящать в технику раджа-йоги того, кто не обладает мягким характером и естественным проявлением бхакти. Для музыканта не может идти речь о каких-либо прослушиваниях для участия в работе симфонического оркестра до тех пор, пока он не довел до совершенства то, чему его учили первый, второй и третий учителя музыки.

Предположим, что неподготовленного ученика обучили интенсивным медитациям раджа-йоги. В результате усердной работы на протяжении долгого периода времени он начинает видеть свет. В таком случае ученик, чувствуя себя выше других, начинает спорить с родителями или же проявляет гнев в общении с друзьями. В этот момент уничтожаются все заслуги и преимущества, полученные благодаря пробужденным раджа-йогой способностям. Это происходит потому, что прана высшего сознания рассеивается гневными словами, которые остаются вибрировать в разуме людей еще глубже, чем ранее. Перед выполнением садхан раджа-йоги ученик обязательно должен стать добрым и мягким.

Бхакти - это основа и краеугольный камень духовного раскрытия. Ученик с дружелюбной натурой, внимательный к другим людям, способный на жертву, конечно же является бхактом. Таким его делают дисциплины бхакти-йоги, и он становится бескорыстным человеком. Эти дисциплины могут принимать разный вид, но прежде чем человек сможет безопасно продвигаться по духовному пути, он должен обрести плод бхакти-йоги, отличительной чертой которой является всеобъемлющая любовь. Доказательством будут поступки и взгляды человека. Если он действительно видит Господа Шиву во всем, что его окружает, то как он может не быть бхактом? Если он действительно понимает закон кармы, то несмотря ни на какие обстоятельства он не будет входить в состояние раздражения и негодования. Он знает, что происходящее с ним сейчас вызвано его прошлыми действиями, и хорошо понимает, что нынешние поступки создают события будущего будущего. Поистине бхакти-йога является краеугольным камнем всего духовного опыта. Добрые, послушные, разумные ученики будут выполнять все, что говорит им их гуру - будь это чистый путь адвайты, путь раджа-йоги или карма-йоги.

 

Четверг. УРОК 144. Низшие состояния сознания

 

Когда кто-либо начинает идти по духовному пути из состояний сознания, расположенных ниже муладхара-чакры, из нездоровых областей разума, из чакры гнева, тогда религия для него будет лишь суеверием, препятствующей и очень неясной областью. Эти чакры называются талами и являются сферами темноты, искаженными областями. Они представляют из себя низшие полюсы высших чакр и семи соотвествующих лок. Мы можем определить спутанное мышление человека, как "самозащищающееся". Когда человек находится в этих чакрах, его чувства "мне" и "мое" очень сильны. В этом состоянии человек подвержен переживанию бурных страстей и потворствует своим желаниям. Тут превалирует вибрация талатала-чакры, название которой можно перевести, как "под нижним уровнем", "место-неместо" (тала-атала) или сфера небытия. В этом четвертом центре ниже муладхара-чакры царит сознание защиты своей маленькой вселенной любой ценой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.049 с.)