Архитектура Средневековья включает в себя 4 основных стиля: «Каролингское возрождение», Оттоновское искусство, романский стиль и готика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура Средневековья включает в себя 4 основных стиля: «Каролингское возрождение», Оттоновское искусство, романский стиль и готика.



Термин "Романский стиль" условен, он возник во Франции в первой половине XIX в., когда была обнаружена связь средневекового зодчества с характерной для римской архитектуры аркой. XI - XII вв. в Западной Европе - это период наибольшего могущества церкви. Создателями романского стиля стали монастыри и епископские города. Эстетический идеал, возникший в романском искусстве, вся образно-смысловая система романики призваны были решить поставленную задачу.

Среди памятников средневековой Европы наиболее характерны кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также скульптурные изображения донаторов. В Италии мастера Возрождения, опираясь на древнеримское наследие, возродили традиции чисто светских памятников. Со второй половины XVIII в. и особенно в XIX в.сооружались памятники выдающимся общественным деятелям и творческим личностям. Нарастание психологической конкретности образа в скульптуре памятника XIX в. порой сочеталось с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой.

43. Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства.

В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало два значительных стиля – романский и готический.

Романский стиль, начавший развиваться при Каролингах, получил свое название оттого, что он являлся подражанием древним римским постройкам. Для этого стиля характерны толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны. Архитектура готическая являлась более совершенной. Ее характерной чертой является стремление архитектора построить здание как можно выше. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Обильные выпуклые украшения — статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба — богато украшали готические здания изнутри и снаружи.

Кроме романского и готического стилей, средневековая архитектура широко пользовалась еще двумя стилями: византийским в Италии (в Венеции — собор св. Марка.) и арабским (мавританским) в Испании.

Замок и кафедральный собор в городе Дарем (11 – 12 в.). включены в список в 1986г.

Даремский замок — норманнский замок типа, расположенный в английском городе Дарем на скалистом утёсе над рекой Уир. Рядом с ним высится ещё один памятник всемирного наследия — Даремский собор. Даремский замок был воздвигнут сразу после норманнского завоевания Англии для защиты северных земель от шотландцев. Он служил резиденцией епископа даремского, правом назначения которого обладал монарх Даремский собор Христа, Девы Марии и св. Катберта (Durham Cathedral) — первый в Великобритании памятник, внесённый (наряду с соседним Даремским замком) в число объектов Всемирного наследия. Представляет собой чистейший образец норманского извода романского стиля. Собор в Дареме близ границы с Шотландией был заложен в 1093 г. Его расположение на вершине утёса и мощные стены были призваны выполнять не столько эстетическую, сколько оборонительную функцию. В отличие от других европейских соборов Даремский кафедральный собор и сегодня выглядит почти так же, как после завершения строительства в 1133 году. При сооружении был применен ряд важных технических новшеств, оказавших огромное влияние на готическую архитектуру во всей Европе.

44. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением и глубиной философской мысли, утонченностью эстетического мышления. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы, всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры. Византийская культура положила начало сложному и длительному процессу формирования христианства. Христианство навеки впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать “вторым Римом”, т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

45. Памятники Византии и средневековой Руси из Списка ЮНЕСКО – историческая часть г. Стамбул (Собор Святой Софии, церковь Святой Ирины, обелиск Константина, и др.), исторические памятники Новгорода (церковь Спаса на Нередице, Юрьев монастырь и др.), белокаменные памятники Владимира и Суздаля и другие.

Общая характеристика и особенности памятников Византии и Средневековой Руси: Заимствование форм античной архитектуры, Отличительными чертами византийского стиля являются «свод» и «купол». Сложился крестово-купольный тип храма–прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные части –нефы. К восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной — притвор. Большая монументальность построек.

Софийский собор стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятником архитектуры на территории Украины (1990 год). Собор внесён в Список по критериям i, ii, iii, iv.

Софийский собор был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. Собор имел пирамидальную композицию. Софийский собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы. Собой Святой Софии – главный храм Киевской Руси. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик. Значение Собора для мировой культуры велико. Собор святой Софии является государственным музеем-заповедником и представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.

46. Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).

Отличительные черты эпохи Возрождения: светский характер культуры, антропоцентризм, появление интереса к античной культуре, её «возрождение» — так и появился термин. Итальянское Возрождение делят на 4 этапа:

1. Проторенессанс (2-ая половина 13 века — начало 15 века) тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями,. Наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности. (собор Санта Мария дель Фьоре Джотто, Центральной фигурой живописи стал Джотто! Художники Возрождения считали его реформатором живописи)

2. Раннее Возрождение (15 век) Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. (родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Ф.Брунеллески, Сандро Боттичелли – «Рождение Венеры», «Весна»)

3. Высокое Возрождение (первые 20 лет 16 века) Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью. Напоминания о средневековье совершенно исчезают. (собор св. Петра в Ватикане, Микеланджело – «Давид», «Пьета», Леонардо да Винчи – «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», «Джоконда». Микеланджело Буонаротти – роспись свода и фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле в Ватикане)

4. Позднее Возрождение (30-ые — 90-ые годы 16 века) Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм.

47. Общественные здания, дворцы, виллы, храмы эпохи Возрождения представляют собой ясные гармоничные здания и архитектурные ансамбли. Широко применялся классический стиль. Появился новый тип дворца - палаццо с замкнутым симметричным двором.

В XVII-XVIII вв. стройность и законченность архитектурных композиций сменяют сложные системы сливающихся пространств, пластичность объёмов зданий архитектуры барокко, в динамические ритмы которого включаются декоративная скульптура и живопись Широкое развитие получило садово-парковое строительство. Стиль барокко распространился в Италии, Испании, Германии, Австрии, Чехии, Польше, странах Латинской Америки. Во Франции в XVII в. господствующим направлением стал классицизм.

Один из множества интереснейших памятников эпохи Возрождения – церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Это главная церковь доминиканского монастыря, красивейшая церковь Милана. Была возведена в 15 веке. Строительство началось в 1469 г. и длилось четверть века (недолго по меркам того времени). В монастыре находится легендарная фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Это произведение искусства перенесло массу реставраций, ему не раз наносился тяжелейший ущерб. 15 августа 1943 г. часть монастыря разбомбила англо-американская авиация и фреска чудом уцелела. В 1980 г. весь монастырский комплекс объявлен памятником Всемирного наследия – первым в Италии.

48. Общепринятое, но условное понятие «Северное Возрождение» (ок. 1500—40/80) применяется по аналогии с итальянским Возрождением, к культуре и искусству 16 в. главным образом Германии, Нидерландов, Франции. Одной из главных особенностей, характерных для искусства Возрождения в странах этого региона, является его связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии. Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг. Искусство Возрождения в Германии было тесно связано с национальной позднеготической традицией и несёт на себе отпечаток классовых битв. На него оказали большое влияние идеи Реформации и Крестьянской войны 1524—26, придав ему во многом социальную, а нередко и классовую направленность.

Во Франции искусство Возрождения развивалось на основе богатых местных готических традиций, его становлению способствовали знакомство с античным наследием. Для французского искусства 15 в. характерны тонкая поэтичность и мягкий лиризм, стремление к иллюзорной передаче пространства, острота жизненных наблюдений. В 16 в. в условиях складывающегося абсолютизма искусство французского Возрождения достигает расцвета. Возросший интерес к человеческой личности проявился в карандашном и живописном портрете. В скульптуре гуманистический идеал Возрождения выразился в классически совершенных образах Ж. Гужона. Элементы стиля Возрождения в искусстве Англии нашли выражение в миниатюрном портрете, в усадебном и дворцовом строительстве. В Дании, Швеции и Финляндии черты Возрождения проявились в основном в архитектуре замков, усадеб и общественных зданий.

Главная же причина, по которой термин «Возрождение» распространяется на всю европейскую культуру этого периода, заключается в общности внутренних тенденций культурного процесса. То есть – в повсеместном росте и становлении буржуазного гуманизма, в расшатывании феодального миросозерцания, в растущем самосознании личности. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности. Влияние античной культуры для Северного Возрождения незначительно, оно воспринималось опосредованно. Поэтому у большинства его представителей легче обнаружить следы не до конца изжитой готики, чем найти античные мотивы.

В отличие от Италии, Возрождение пришло во Францию, Германию и Нидерланды позднее. Средневековые традиции неохотно уступали место новому, поэтому в искусстве Северного Возрождения, ограниченного рамками первой трети XV–XVI в., мистическое мироощущение и готический стиль соединились с классицистическими тенденциями нового времени. В произведениях художников Северного Возрождения более остро, чем в живописи итальянцев, проявился интерес к человеческой личности и к ее окружению. Одна из характерных черт живописи Северного Возрождения — натурализм. Подчеркивая индивидуальные черты, художники придают библейским персонажам сходство с натурщиками. Другая особенность искусства этого периода — экспрессивность. Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированны.

49. Королевский дворец Лувр с его великолепно украшенным фасадом стал еще одним из величайших памятников Северного Возрождения.

Архитектура Северного Возрождения характеризуется расширением городов, строительством ратуш, гильдий, площадей и других городских построек светского типа. Между тем, архитектура Северного Возрождения тщательно дорабатывает готический стиль, сохранившийся и перешедший к ней в наследство от средневековой архитектуры. Башни и ратуши, каменные дома с узкими фасадами строились в большом количестве в эпоху нидерландского Ренессанса, который также оказал значительное влияние на архитектуру Северного Возрождения в целом.

Бременская ратуша — одно из самых значительных готических сооружений и один из наиболее ярких примеров так называемого «везерского ренессанса» В здании ратуши заседает Сенат, здесь находятся кабинеты президента Сената и бургомистра вольного ганзейского города Бремена. Бременская ратуша расположена в центре Старого города на Рыночной площади. К 1400 г. власти процветающего города Бремена приняли решение о строительстве новой ратуши. Готическое здание в два этажа с большими залами было построено в 1405—1410 гг. Благодаря самоотверженности граждан города Бременская ратуша уцелела в бомбардировках Второй мировой войны, разрушивших более 60 % зданий в городе. В июле 2004 г. Бременская ратуша была внесена в список Всемирного культурного наследия человечества. Бремена.

50. Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени.

В истории культуры Нового времени 17 век занимает особое положение, хронологически располагаясь между эпохой Возрождения и временем, называемым эпохой Просвещения. Художественная культура 17 века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы. В 17 века знания европейцев о мире значительно расширились. На географической карте семнадцатого века почти не оставалось белых пятен. Земля вращается вокруг Солнца, о бесконечности Вселенной. Появляются академии наук

Искусство 17 века воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В нем ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы. По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. В отдельных видах искусств идет процесс формирования новых жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место занимают светские: Бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт. В стилевом отношении эпоха характеризуется сочетанием барочной и классицистической традиции. Барокко был архитектурным и скульптурным языком церкви, а классицизм – светской власти. Дворцы 17 века отражают всю красоту и пышность стиля барокко (Версальский дворец).

Барокко противостояло классицизму и рационализму.Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо. Для архитектуры барокко характерны: пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах. Для стиля барокко характерна показная роскошь.

Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, стройность и логичность. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное. Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

51. Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени.

В истории культуры Нового времени 17 век занимает особое положение, хронологически располагаясь между эпохой Возрождения и временем, называемым эпохой Просвещения. Художественная культура 17 века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы. В 17 века знания европейцев о мире значительно расширились. На географической карте семнадцатого века почти не оставалось белых пятен. Земля вращается вокруг Солнца, о бесконечности Вселенной. Появляются академии наук

Искусство 17 века воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В нем ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы. По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. В отдельных видах искусств идет процесс формирования новых жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место занимают светские: Бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт. В стилевом отношении эпоха характеризуется сочетанием барочной и классицистической традиции. Барокко был архитектурным и скульптурным языком церкви, а классицизм – светской власти. Дворцы 17 века отражают всю красоту и пышность стиля барокко (Версальский дворец).

52. Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера. Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни.

Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. XVIII столетие часто называют “золотым веком театра В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки —салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства и общества. Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над 1 церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль. Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колоритуживописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте. Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль “рококо”, который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре— при планировке и оформлении интерьера, в живописи —в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями.

53. Барокко противостояло классицизму и рационализму.Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо. Для архитектуры барокко характерны: пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах. Для стиля барокко характерна показная роскошь.

Рококо - стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. В архитектуре рококо нашло наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий

Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, стройность и логичность. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное. Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

Романтизм - явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от "тусклой повседневности".

Сентиментализм - умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо. Одной из характерных особенностей русского портретного искусства этого периода была гражданственность. Герои портрета уже не живут в своем замкнутом обособленном мире. Сознание быть необходимым и полезным отечеству, вызванное патриотическим подъемом в эпоху отечественной войны 1812 года..

Эклектика - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой. Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства.

Бидермейер — художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, распространённый в 1815—1848 годах. Бидермейер является ответвлением романтизма. Основная черта бидермейера — идеализм. Поэтому в живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека.

Академизм — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения. Главное- натура и человеческий образ.

Реализм —эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности.

54. Культура первой половины XIX в. характеризовалась быстрой сменой направлений. В общественном сознании происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма. И как следствие, усилилось внимание к человеку, его внутреннему миру, где чувство, а не долг выступало важным побудительным мотивом его поступков.

Широкое распространение и влияние в русской культуре начала века имел романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения.

Процессы модернизации затронули и сферу художественной культуры. Особенностью XIX в. стало многообразие художественных направлений, которые отныне не последовательно сменяли друг друга, а существовали параллельно, дополняя друг друга. Однако многообразие художественных течений привело к разрушению стилистического единства. Классицизм стал последним великим стилем, проявившим себя и в архитектуре, и в живописи, и в пластических искусствах. К середине XIX в. в архитектуре утверждается эклектика, в живописи и литературе тон задают три главных стиля классицизм, романтизм и реализм.

Зародившись в XVII веке, классицизм и в XIX продолжал оставаться ведущим художественным стилем Европы. Такое долголетие связано, безусловно, с постоянным интересом к античности, в истории которой продолжали видеть образцы политического устройства и «вечные» эстетические идеалы. В XIX в. новая волна интереса к культуре Древней Греции и Рима была вызвана, с одной стороны, археологическими раскопками в Помпее, с другой, революционными настроениями в Европе.

55. В XIX веке начинается новая эра в художественной культуре Европы, ставшей на путь капиталистического развития после Французской буржуазной революции 1789 - 1794 г.

Ампир - стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные, монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Др. Египта служили воплощением идей государственного могущества и воинской силы.

Академизм - направление, сложившееся в художественных академиях 16—19 вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему "вечных" канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной "высокого" искусства, академизм противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз.

Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всей Европе, позднее Северной Америке. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических Основная черта романтизма как движения — стремление противопоставить миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в новую систему ценностей. Призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем.

Стиль Бидермайер выражает образ жизни среднего класса той эпохи. Ему свойственны безопасность, интимность и комфорт. Бидермайер характеризуется умеренностью, функциональностью и простотой.

Эклектика и историзм. Основной особенностью архитектуры второй половины 19 в. является смешение исторических стилей (ренессансного, готического, мавританского, русского и др.) — эклектизм.

Второе рококо снова прихотливо изгибает линии и формы мебели. Возрождались экзотические, восточные мотивы, особенно в рисунках тканей. копирование, черный, золото.В домах знати беззастенчиво смешиваются несочетаемые стили. Большой популярностью пользуется ренессанс. В целом второе рококо отличается от первого подражательностью, тяжеловесностью деталей, отсутствием искренности, чувства новизны, подлинного вдохновения.

Неоготика (ложная готика) - направление в архитектуре 18-19 вв., возрождавшее архитектурные формы и декоративные мотивы готики. К ранним постройкам в стиле неоготики относятся искусственные руины, часовни, беседки в английских садах и парках XVIII века. Неогитика стимулировала во второй половине XIX века творчество прерафаэлитов.

Модернистские течения - в искусстве — совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению.

Импрессионизм - направление в искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.

Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении символа, интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Символисты выразили неприятие к буржуазности и позитивизму, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов

Модерн - стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 — нач. 20 вв. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства: свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

Постимпрессионизм - общее название течений в живописи кон. 19 — нач. 20 вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам

56. Говоря об основных характеристика архитектуры XX в. и об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть главное: архитектура не знала кризиса, подобного живописи. Это объясняется, во-первых, бурным развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных задач и, во-вторых, интенсивными послевоенными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался заново.

Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительные технологии, но и новые строительные материалы и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, полиматериалы, применение которых привело к поиску новых стилей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.052 с.)