Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дхармашастры как основной источник древнеиндийского права. Отличительные черты права Древней Индии (по дхармашастрам ману).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дха́рмаша́стры - древнеиндийские тексты, излагающие религиозные правила поведения, а также древние законы. Дхармашастры собственно являются наставлениями по выполнению религиозного долга. Дхармашастры содержали различные нормы поведения: правовые, религиозные и морально-этические, такие нормы, которые были добродетельны с точки зрения брахманизма. Дхармашастры формально не были сборниками законов и не имели обязательной силы. Но они являлись основными предписаниями и правилами, которые определяли как должен был поступать человек в общественной и личной жизни в зависимости от того к какой касте или сословию он принадлежал.
До нашего времени дошло более 20 Дхармашастр, как целиком так и в отрывках. Большинство из них относится к I—IV векам нашей эры. Эти тексты предоставляют богатый материал для исследователей, по которому можно судить о жизни общества в Древней Индии. Наиболее известными Дхармашастрами являются: «Ману-смрити», «Нарада-смрити» и «Яджнавалкья-смрити».
Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви.
Древнейшие индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами.
Наиболее известный из них сборник — Законы Ману (II век до нашей эры - II век нашей эры) - представляет собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Эти нормы - наставление можно разделить на три группы:
религиозные предписания брахманов;
нормы, регулирующие организацию государственной власти;
нормы гражданского и уголовного законодательства.
Сборник делится на 12 глав, каждая из которых состоит из стихов (шлок).
Законы Ману составлены в период острой борьбы между брахманизмом и буддизмом. При Ашоке (272—232 гг. до нашей эры) буддистская религия стала государственной. Брахманизм уступил союзу буддизма и государства, но продолжал оказывать сопротивление и вел борьбу за существование путем создания сборника, содержащего предписания "прародителя людей Ману".
Сборник законов "Нарада" составлен в более позднее время, чем Законы Ману - представляет собой трактат о праве. В нем нашли отражение процессуальные вопросы, нормы уголовного и гражданского права, содержащих элементы нового феодального права.
Артхашастра ("Наука о политике")- древнеиндийский сборник Законов, относящихся к периоду существования империи Маурьев (III век до нашей эры - II век нашей эры) содержит разделы, посвященные вопросам государственного строя, процесса, гражданского и уголовного права.
Право Древнего Египта
Право Древнего Египта
Древним источником права Египта был обычай. Позже приобретает большое значение законодательство фараонов. Источником права являлись также и распоряжения визиря.
В VIII веке до нашей эры появился т. н. "Кодекс Бакхариса (Бокенранфа)". Но кодекс выходит за пределы хронологической рамки Нового царства и не является типичным для древнеегипетского права.
Что касается правового положения различных категорий населения, то следует выделить деление на свободных (жречество, чиновники, военная знать, крестьяне и ремесленники) и несвободных (рабов).
Вещное право
Древний Египет не знает частной собственности на землю. Вся земля принадлежит фараону, верховному собственнику. Фактически большая часть земли находилась в общинном владении. Передача земли из одних рук в другие, имевшая место в отдельных случаях, была обставлена сложными формальностями.
Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества.
Семейное право
Семья характеризовалась пережитками Матриархата. Например, дети назывались по имени матери (явление матрилинейности). Женщина занимала достаточно высокое положение в семье. Брак заключался в форме договора, развод был свободным. Отцовская власть была относительно слаба. Дети наследовали поровну, дочери получали наследство наравне с сыновьями. Египетское право знало институт завещания.
Уголовное право
В области уголовного права кровная месть исчезла, как и денежные выкупы. Наказания, применяемые государством, отличались жестокостью. Применялась смертная казнь, членовредительские и телесные наказания. Сурово карались преступления против веры (колдовство, убийство животных, почитаемых священными).
Процессуальное право
Суд не был отделен от администрации. Главой судебной власти был фараон, высшая судебная власть принадлежала и визирю. Высшим судебным учреждением со времен Древнего царства были т.н. "шесть палат", главой которых называют визиря. В чрезвычайных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период Нового царства судебная власть осуществляется особыми коллегиями - кентетами: центральной, состоящей из 30 человек, окружными, городскими. Существовали и комовые суды. Наряду с государственными судами, существовали храмовые суды. Несмотря на то, что судья считался "жрецом богини Истины" и символ ее носил у себя на груди, взяточничество в судах было обыкновенным явлением, как и во всем государственном аппарате.
Право собственности и обязательственное право в Древнем Вавилоне
Право собственности
В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. До нас дошли много документов о продаже домов, полей, садов, рабов и т. д. Государственные земли принадлежали дворцу. Часть этих земель царь передавал мелким землевладельцам за плату натурой (иногда даже с инвентарем), другую часть - представляет должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество Илку.
Имущество Илку было изъято из оборота. В соответствии со статьей 40 кодекса Хаммурапи устанавливалось два исключения: его можно было продавать, во-первых, тамкарам; во-вторых, другим покупателям с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов.
Обязательственное право
Обязательственное право знает:
а) договорные обязательства;
б) обязательства из причинения вреда.
Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку.
Известны договоры: купли продажи и межличный и имущественный наем, заем, поклажа, поручение, товарищество, договор тамкара с шамалу (денежных людей — с торговыми агентами).
Обязательства из причинения вреда предусматривали возмещение причиненного вреда в случаях:
нанесения ущерба ирригационным сооружениям;
неосмотрительности пастуха, по вине которого скот пасся на чужом поле;
порубке дерева в чужом лесу;
столкновения судов (отвечал плавающий вверх по реке);
ранение в драке;
нечаянного убийства раба или рабыни.
Брак в Вавилоне заключался по договору, без которого он считался недействительным.
Закон Хаммурапи
Представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы — древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Столб хранится в Лувре, копия — в Московском музее им. А. С. Пушкина).
Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.
Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.
Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6—126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26—39 говорят о земельных наделах воинов.
Следующий раздел, включающий статьи 127—195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196—214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215—282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.92.58 (0.01 с.) |