Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности банковских систем стран Евросоюза

Поиск

 

Банковская система Евросоюза характеризуется относительной автономностью национальных банковских систем стран – участниц объединения. Поэтому далее в отдельности рассматриваются банковские системы стран – экономических лидеров Евросоюза.

Банковская система ФРГ построена по двухступенчатому принципу и состоит из 3,4 тыс. коммерческих кредитно-финансовых институтов и ЦБ. Кредитные учреждения можно разделить на универсальные и специализированные банки, а в зависимости от их правовой формы на частные, общественно-правовые и кооперативные учреждения.

Частные банки ставят перед собой задачу – достижение прибыли, в то время как целью кооперативных банков является поощрение своих членов. Общественно-правовые кредитные учреждения приобретают широкую сеть филиалов внутри страны и за рубежом.

Группа общественно-правовых комбанков включает в себя 594 сберкассы и 13 земельных банков. Традиционно сберегательные кассы специализировались на привлечении сбережений населения и кредитовании под залог реальных ценностей. Сегодня они приобрели характер универсально действующих комбанков. Совместно с земельными банками сберкассы образуют единую систему по операциям безналичного расчета. Как правило, сберегательные кассы являются учреждениями общественного права, гарантами которых являются отдельные общины, города и районы. Поле деятельности этих кредитных учреждений распространяется только на территорию их гаранта. Сеть сберкасс насчитывает 19364 филиала.

Земельные банки являются центральными организациями сберкасс данного региона, которые управляют их оборотными средствами и осуществляют некоторые операции, как например, расчеты с другими странами.

За обязательства сберкасс и земельных банков несет ответственность соответствующая федеральная земля. Государственный контроль производят ответственные за это земельные министры.

Группу кооперативных банков составляют 2249 кредитных товариществ и четыре кооперативных ЦБ. Для них характерно постепенное превращение из своеобразных касс взаимопомощи для своих членов в универсальные банки, а также укрупнение путем их слияния.

Операции расчетов между отдельными кредитными товариществами проводятся через 4 региональных ЦБ, функции которых примерно соответствуют функциям земельных банков сберкасс. Верховной организацией кооперативной банковской группы является DG Bank Deutsche Genossenschaftsbank. Он является корпорацией обществ, и в качестве универсального банка может выполнять операции любого вида.

Ипотечные банки предоставляют кредиты под залог земельных участков и коммунальные кредиты. Коммунальные кредиты выдаются федерации, землям, территориальным общинам и прочим учреждениям общественного права. Значение коммунальных кредитов в последние годы увеличивается в связи с повышенным спросом общественных бюджетов на долгосрочные средства финансирования, и они значительно превышают объем кредитования жилищного строительства. Необходимые для работы финансовые средства ипотечные банки получают за счет продажи на рынке капитала закладных листов и облигаций коммунального займа.

Строительные сберкассы специализируются на финансировании индивидуального строительства по принципу коллективного накопления сбережений. Привлекательность такого накопления средств заключается в праве на получение кредита на жилищное строительство под сравнительно невысокий и стабильный процент. Кроме того, взносы вкладчиков поощряются за счет государственных премий и некоторых налоговых льгот.

Гарантийные банки и кредитные гарантийные общества являются учреждениями взаимопомощи малых и средних предприятий. Основная задача этих учреждений, возникших в середине 50-х гг., заключается в финансовой поддержке малого бизнеса.

В категорию специализированных банков ФРГ входит один банк, хранящий ценные бумаги (Wertpapiersammelbank), задачей которого является рациональное осуществление торговли ценными бумагами.

Во главе банковской системы ФРГ стоит Центральный Банк (Deutsche Bundesbank), учрежденный в 1957г. Закон в его нынешней редакции определяет, что ЦБ ФРГ является частью Европейской системы ЦБ (ЕСЦБ).

В соответствии со ст. 107 Маастрихтского договора, национальные центробанки (как и ЕЦБ) при выполнении своих функций не имеют права следовать указаниям органов ЕС или национальных правительств.

Условия предоставления иностранным партнерам государственных, банковских и коммерческих кредитов регулируются законом о внешних экономических связях от 1961г., в обновленной редакции от 1993г., законом о Немецком федеральном банке в новой редакции от 22 октября 1992г., законом о кредитной системе от 1993г., Законом «об отмывании денег» от 1993г.

В соответствии с законодательством все платежи в ФРГ осуществляются свободно, и на перевод капитала за рубеж не требуется никакого разрешения. Однако свобода перемещения капитала не означает отказа от тщательного фиксирования объемов и направлений его передвижения.

Учет вывозимого за пределы ФРГ капитала ведется главным образом банками и кредитными учреждениями, которые периодически передают необходимые сведения о движении капитала в Федеральный банк (Бундесбанк) или центральные банки земель. За Бундесбанком закреплена исключительная компетенция по предоставлению разрешений в области оборота капиталов и платежей, в случаях, когда ограничения связаны с выполнением межгосударственных соглашений, охраной безопасности и внешних интересов.

Сердце британской банковской системы - Банк Англии.

Многочисленные функции, которые выполняет Банк Англии, можно разделить на две группы:

- 1 группа - прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции);

- 2 группа - контрольные функции, с помощью которых государство вмешивается в работу денежно-кредитной системы, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.

Как любой другой банк, Банк Англии предоставляет своим клиентам ряд услуг. Однако клиенты Банка Англии отличаются от клиентов других банков. Можно выделить три наиболее важные группы клиентов:

1. Коммерческие клиринговые банки. Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии. Эти банки обязаны сохранять определенную сумму на счете, и не имеют права превышать ее. Все банки, осуществляющие деятельность в Великобритании, содержат 0,35% суммы всех своих депозитов на счете (депозите) в Банке Англии. Эта норма резервов и обеспечивает главный источник дохода Банка Англии.

2. Центральные банки других стран имеют счета и держат золото в Банке Англии и могут вести дела в Лондоне через Банк Англии.

3. Правительство Великобритании держит счета в Банке Англии. Налоги в бюджет и платежи из бюджета на социальные нужды проводятся через счета Банка Англии.

Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства финансов.

Выполняя свою роль на внутренних денежных рынках, Банк Англии влияет на процентные ставки в краткосрочном аспекте. Являясь банком правительства и банком банков, Банк Англии способен достаточно точно предсказать характер потоков платежей со счетов правительства на счета коммерческих банков и наоборот, и действовать в зависимости от обстоятельств. Когда поток платежей со счетов банков на счета правительства превышает обратный поток, возникает ситуация, при которой банковские запасы ликвидных активов снижаются, и начинает ощущаться нехватка средств на денежном рынке. В противном случае накапливается избыток ликвидности. Еще более частая ситуация – появление дефицита, который устраняется Банком Англии, устанавливающим такую процентную ставку, при которой средства обеспечиваются на каждый день.

С 1997 г. Банк обладает оперативным правом регулирования процентных ставок. Цель данного регулирования – обеспечение ценовой стабильности, в соответствии с целевым показателем инфляции, определяемым правительством, и поддержка правительственной экономической политики, включая обеспечение экономического роста и занятости. Банк публикует ежеквартальный отчет об инфляции. Задача обеспечения ценовой стабильности в настоящее время считается достигнутой, если индекс розничных цен равен примерно 2,5%.

Когда Банк Англии изменяет процентную ставку, коммерческие банки, как правило, сразу же меняют свою базисную ставку, по которой определяется ставка по депозитам и ставка ссудного процента.

Решения по процентным ставкам принимаются банковским Комитетом по денежной политике (Monetary Policy Committee – МРС). Комитет собирается ежемесячно. В состав Комитета входят 4 постоянных члена и 4 эксперта, назначаемых канцлером Казначейства (он же министр финансов). В собраниях Комитета могут принимать участие представители Казначейства. Они не имеют права голоса. Решения о процентных ставках, принятые Комитетом, подлежат немедленной публикации.

Первоочередная цель банковского надзора – защита вкладов клиентов банков, оперирующих на английском рынке. Согласно банковскому акту от 1987г., никто не имеет права принимать депозиты от населения без разрешения Банка Англии. Хотя деятельность некоторых организаций, в частности, занимающихся финансированием строительства (Building Societies), а также филиалов банков других стран – членов ЕС, контролируется другими регулирующими структурами. После получения разрешения кредитная организация продолжает оставаться под постоянным надзором Банка Англии.

В настоящее время функционируют более 500 банков, имеющих разрешение на прием депозитов. Банк Англии осуществляет надзор практически за каждым из них. Действует специальная схема защиты депозитов. Обычно она покрывает 90% вклада (включая накопленные проценты). При этом банк, участвующий в схеме, ограничивает выплаты одному вкладчику до 18 тыс. фунтов стерлингов.

Центральный банк Франции (Банк Франции)

После Второй мировой войны по закону от 1945 года Банк Франции был национализирован, причем его бывшие собственники получили крупную компенсацию: акции, оцененные по высокому курсу, были обменены на 3%-ные государственные облигации. Акционерный капитал банка в сумме 250 млн. фр. целиком находится в руках государства. Управляющий банком и два его заместителя назначаются советом министров. Генеральный совет банка состоит из управляющего, его заместителей и 12 членов (советников), из которых 7 назначаются министром финансов; 4 директорских поста занимают генеральные директора или президенты государственных кредитных институтов.

Согласно декрету от 1967 г. во Франции была введена система обязательных банковских резервов: банки должны были держать на своем счете в Банке Франции 4,2% общей суммы своих текущих счетов и 2% суммы срочных депозитов. Сегодня норма обязательных резервов составляет: по текущим счетам резидентов – 10%, иностранцев – 12%, по сберегательным вкладам резидентов – 5%, иностранцев – 6%.

Также с 1971 г. введены нормы обязательных резервов по кредитным операциям. Первоначально эта норма была установлена на уровне 0,25%, но затем неоднократно повышалась и достигла 4% для существующих кредитов и 15% для новых кредитов. Согласно постановлению Национального совета по кредиту от 1972г. управляющему Банком Франции предоставлено право повысить с 15% до 50% норму обязательных резервов для суммы новых кредитов.

К государственным кредитным учреждениям относятся также Депозитно-сохранная касса, сберегательные кассы, Французский банк внешней торговли и др. Во-вторых, государство участвовало в капитале ряда банков. Такого рода кредитные учреждения можно считать «полугосударственными». Удельный вес государственного и полугосударственного сектора в сводном балансе кредитных учреждений Франции составляет около 80%.

Коммерческие банки Франции

В банковской системе Франции различаются коммерческие депозитные банки, которые специализируются в области краткосрочных кредитных операций, и инвестиционные или деловые банки, финансирующие промышленность путем эмиссионно-учредительных операций. Третьей разновидностью, занимающей промежуточное положение между депозитными и деловыми банками, являются так называемые банки долгосрочного и среднесрочного кредита.

После Второй мировой войны правительство Франции было вынуждено в декабре 1945 г. подвергнуть национализации 4 крупнейших депозитных банка: «Лионский кредит», «Генеральное общество», Национальный банк торговли и промышленности, Национальную учетную контору. Акции национализированных банков обменивались на 3%-ные облигации, которые подлежали выкупу государством в течение 50 лет.

Национализированные крупные депозитные банки осуществляют энергичную кредитную экспансию. Общая сумма их балансов, вкладов и кредитов возросла в несколько раз. Они имеют около 4000 филиалов по всей стране. Национализированные банки занимают по своим масштабам и роли первые места среди всех депозитных банков (57% общей суммы депозитов).
Среди частных депозитных банков крупнейшими являются Парижско- Нидерландский банк, «Коммерческий кредит Франции», «Промышленный и коммерческий кредит», «Банк Парижского Союза».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.162.252 (0.009 с.)