Характеристика модели экономического поведения “Человек реальный”. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика модели экономического поведения “Человек реальный”.



1) Моедль экономического поведения лишена экономического детерминизма. Объяснение действий людей следует искать не только в изменении внешних условий его экономической деятельности, но и в его внутреннем мире

2) Акцент не на логическом выборе, который субъект совершает из представлены на его рассмотрение внешней средой вариантов поведения, а на его практической экономической деятельности, в ходе которой человек активно включается в социально-экономические процессы

3) Идея неопределенности. Неопределенность обусловлена тем, что субъекты экономической деятельности при существующей интитуциональной структуре имеют весьма скудную экономическую информацию; ограниченной является не только информация, но и его способности к адекватному восприятию и обработке этой информации.

4) Новые виды мотивации. Кроме традиционных – повышение багосостояния, удовлетворение потребностей – добавляются специфические – самореализация, творчество, приобщение к управлению, обладание властью

9. Понятие и содержание категории “экономическое поведение”.

Экономическое поведение - система специализированных социальных действий, которые связаны с использованием различных по функциям и назначению ограниченных ресурсов, ориентированы на получение пользы

В данном определении раскрыта только целевая функция (ориентация на получение пользы), однако поведение в сфере хозяйственной деятельности поведение может иметь и другой смысл: завоевание другого имиджа, участие в социальном значимых проектах

Экономическое поведение - субъективная сторона деятельности, совокупность поступков и действий отражающих внутреннее отношение людей к условиям, содержанию и результатам своей деятельности

С точки зрения модели человек реальный экономическое поведение - это различные формы социальной активности в сфере производства, распределения, обмена и потребления различных благ и услуг, осуществляемые с целью удовлетворения потребности людей

Экономическое поведение определяется различными субъектами и в определенной системе ограничений, среди которых можно выделить основные:

1) Ресурсы - обуславливают неравенство стартовых возможностей людей

2) Статусы субъектов экономического поведения, которые определяют возможности достижения поставленных целей, доступ к ресурсам, секторам рынка, услугам, информации

3) Противодействие конкурентов

4) Инфраструктурные факторы

5) Неопределенность путей и способов достижения успехов

6) Социо-культурные факторы

Раскрывая значение экономического поведения, его функциональную роль в обществе, необходимо обратить внимание на то, что оно "связывает" экономическую и социо-культурную сферы, конструируя определенные социально-экономические процессы

Учитывая эти важные функции экономическое поведение рассматривается как форма или способ функционирования социального механизма развития экономики

 

Механизм формирования экономического поведения.

Среди множества факторов обычно выделяют 2 типа:

7) Объективные - то, что не связано с субъектом

8) Субъективные - личные ценности, мотивы, идеалы

Экономическое поведение является функцией как объективных так и субъективных факторов. Источником объективных факторов является экономическая и социо-культурная среда, в которой осуществляется деятельность

Объективные факторы. Экономические институты общества - те факторы, которые создают условия для занятия различными видами экономической деятельности, форма собственности, тип отношений (наемный труд, самозанятость и т.д), организационно-правовые условия деятельности (трудовое законодательство и т.д),

Социо-культурная среда - ценности и нормы, традиции и обычаи.

Выделение этих двух групп объективных факторов соответствует социо-культурному и институциональному подходам, используемым при изучении экономического поведения в российской социологии. Институциональный подход выявляет устойчивые микро и макро структуры социальных взаимодействий в сфере экономики от социальных практик до базовых экономических социальных институтов. Социо-культурный подход позволяет анализировать исторический и культурный контекст, в котором "живут" эти структуры, особенности их проявления и реализации конкретных исторических или культурных условий

Объективные факторы определяют общие границы активности личности, поэтому личность, которая хорошо интегрирована в ту или иную структуру чувствует себя комфортно

В этой связи экономическую и социо-культурную среду называют причинными детерминатами экономического поведения

Личность по Ядову - устойчивая целостность социально типических индивидуальных свойств, потенций, способностей к активному действию, самосознанию.

Личность рассматривается как объект и субъект социальных отношений. На ее формирование оказывают влияние общие социальные условия

У каждой личности на основе предшествующего опыта формируются особые диспозиции и целенаправленному способу действия. Для личности характерны определенные ценностные ориентации и определенные социальные установки

Субъективные факторы. Потребности, мотивы, ценности и ценностные ориентации, диспозиции и социальные установки личности

Экономическое поведение является отражением того, как индивид воспринимает действительность, что он считает наиболее важным и актуальным для достижения своей цели, при чем каждый экономический субъект мотивирует свое поведение, пропуская факторы внешней среды сквозь призму своего сознания и своих интересов

 

Мотивация экономического поведения.

Существует 2 типа мотивации:

1) Внутренняя - творческая

2) Внешняя - ориентирует человека на отношение к работе, как к средству существования

В это время в западной социологии эта идея была уже известна, однако в исследовании отечественных социологов было показано, что в условиях социализма труд выступает источников внутреннего удовлетворения лишь при условии достаточно богатого его содержания

Инструментальная мотивация доминирует в простом труде, что свидетельствовало о развитии теории мотивации

Исходя из имеющихся достижений в области мотивации само это понятие рассматривается по-разному. В первом случае мотивация - совокупность факторов, поддерживающих и направляющих экономическое поведение. Во втором случае мотивация - совокупность мотивов, определяющих экономическое поведение. В третьих мотивация - это процесс действия мотивов и механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм экономической деятельности

Мотивация - сложный, личностно обусловленный процесс, побуждение к определенному поведению, выработка мотивов как результат деятельности, означающих готовность личности совершить те или иные действия

Анализируя природу мотивов необходимо обратить внимание на соотношение понятий потребность и мотив. Потребность предшествует мотиву а мотив опредмечивает потребность, находит для нее некий объект

При внешнем сходстве мотивы и потребности - совершенно различные понятия. В мотивы идет все от личности и содержания стимулов, с помощью которых осуществляется процесс мотивации. А потребности личности приобретают свою предметность. Таким образом следует отличать понятия стимул и мотив. Стимулы - внешняя причина, побуждающая людей к деятельности используются в управлении, для актуализации мотивов экономической деятельности

 

Содержание экономической культуры и ее роль в социальном механизме развития экономики.

Экономическая культура - совокупность ценностей, норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития

Экономическая культура включает культурную среду и личностную экономическую культуру. Между ними существует взаимосвязь: культурная среда формирует культурные черты субъектов экономической деятельности, а сами субъекты через свою хозяйственную практику влияют на культурную среду

Личностная экономическая культура - это то, что присуще отдельной личности или группе людей и соответствует мировоззрению, ценностным ориентациям, складывающимся в процессе общекультурной и профессиональной социализации

Экономическая культура как и культура в целом отражает национальную специфику

В культуре можно выделить основные (сущностные, ценностные ориентации людей) и второстепенные (имеющие поверхностный характер) ориентации. Первые заложены в самых глубинах социальной памяти определенного народа или нации, они, как правило проявляют себя на уровне подсознания, и характеризуют особенности национального характера или менталитета нации. Второстепенные связаны с конкретно-историческими условиями жизни народа, его отдельных социальных слоев и общностей

Экономическая культура представляет собой совокупность институционализированных способов деятельности, с которыми конкретные группы, общности, индивиды адаптируются к экономическим условиям своего существования

Структура экономической культуры:

1) Экономическое сознание личности - совокупность экономических знаний, идей, взглядов, непосредственно отражающих экономическую действительность и выражающих свое отношение к различным явлениям экономической жизни общества в тот или иной исторический момент

2) Ценности, связанные с экономикой - некие устойчивые представления людей, о том, какие экономические отношения наиболее важны, представления о ценности различных благ, о способах достижения материального благополучия

3) Социальные нормы в сфере экономики - представления о действиях, которые признаются правильными, нужными в тех или иных, связанных с экономикой, ситуациями

4) Приоритеты и предпочтения в выборе благ

Экономическое мышление отражает способность человека осмысливать экономические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия с реальностью и на основе этого осуществлять действия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.009 с.)