Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика модели экономического поведения “Человек реальный”.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1) Моедль экономического поведения лишена экономического детерминизма. Объяснение действий людей следует искать не только в изменении внешних условий его экономической деятельности, но и в его внутреннем мире 2) Акцент не на логическом выборе, который субъект совершает из представлены на его рассмотрение внешней средой вариантов поведения, а на его практической экономической деятельности, в ходе которой человек активно включается в социально-экономические процессы 3) Идея неопределенности. Неопределенность обусловлена тем, что субъекты экономической деятельности при существующей интитуциональной структуре имеют весьма скудную экономическую информацию; ограниченной является не только информация, но и его способности к адекватному восприятию и обработке этой информации. 4) Новые виды мотивации. Кроме традиционных – повышение багосостояния, удовлетворение потребностей – добавляются специфические – самореализация, творчество, приобщение к управлению, обладание властью 9. Понятие и содержание категории “экономическое поведение”. Экономическое поведение - система специализированных социальных действий, которые связаны с использованием различных по функциям и назначению ограниченных ресурсов, ориентированы на получение пользы В данном определении раскрыта только целевая функция (ориентация на получение пользы), однако поведение в сфере хозяйственной деятельности поведение может иметь и другой смысл: завоевание другого имиджа, участие в социальном значимых проектах Экономическое поведение - субъективная сторона деятельности, совокупность поступков и действий отражающих внутреннее отношение людей к условиям, содержанию и результатам своей деятельности С точки зрения модели человек реальный экономическое поведение - это различные формы социальной активности в сфере производства, распределения, обмена и потребления различных благ и услуг, осуществляемые с целью удовлетворения потребности людей Экономическое поведение определяется различными субъектами и в определенной системе ограничений, среди которых можно выделить основные: 1) Ресурсы - обуславливают неравенство стартовых возможностей людей 2) Статусы субъектов экономического поведения, которые определяют возможности достижения поставленных целей, доступ к ресурсам, секторам рынка, услугам, информации 3) Противодействие конкурентов 4) Инфраструктурные факторы 5) Неопределенность путей и способов достижения успехов 6) Социо-культурные факторы Раскрывая значение экономического поведения, его функциональную роль в обществе, необходимо обратить внимание на то, что оно "связывает" экономическую и социо-культурную сферы, конструируя определенные социально-экономические процессы Учитывая эти важные функции экономическое поведение рассматривается как форма или способ функционирования социального механизма развития экономики
Механизм формирования экономического поведения. Среди множества факторов обычно выделяют 2 типа: 7) Объективные - то, что не связано с субъектом 8) Субъективные - личные ценности, мотивы, идеалы Экономическое поведение является функцией как объективных так и субъективных факторов. Источником объективных факторов является экономическая и социо-культурная среда, в которой осуществляется деятельность Объективные факторы. Экономические институты общества - те факторы, которые создают условия для занятия различными видами экономической деятельности, форма собственности, тип отношений (наемный труд, самозанятость и т.д), организационно-правовые условия деятельности (трудовое законодательство и т.д), Социо-культурная среда - ценности и нормы, традиции и обычаи. Выделение этих двух групп объективных факторов соответствует социо-культурному и институциональному подходам, используемым при изучении экономического поведения в российской социологии. Институциональный подход выявляет устойчивые микро и макро структуры социальных взаимодействий в сфере экономики от социальных практик до базовых экономических социальных институтов. Социо-культурный подход позволяет анализировать исторический и культурный контекст, в котором "живут" эти структуры, особенности их проявления и реализации конкретных исторических или культурных условий Объективные факторы определяют общие границы активности личности, поэтому личность, которая хорошо интегрирована в ту или иную структуру чувствует себя комфортно В этой связи экономическую и социо-культурную среду называют причинными детерминатами экономического поведения Личность по Ядову - устойчивая целостность социально типических индивидуальных свойств, потенций, способностей к активному действию, самосознанию. Личность рассматривается как объект и субъект социальных отношений. На ее формирование оказывают влияние общие социальные условия У каждой личности на основе предшествующего опыта формируются особые диспозиции и целенаправленному способу действия. Для личности характерны определенные ценностные ориентации и определенные социальные установки Субъективные факторы. Потребности, мотивы, ценности и ценностные ориентации, диспозиции и социальные установки личности Экономическое поведение является отражением того, как индивид воспринимает действительность, что он считает наиболее важным и актуальным для достижения своей цели, при чем каждый экономический субъект мотивирует свое поведение, пропуская факторы внешней среды сквозь призму своего сознания и своих интересов
Мотивация экономического поведения. Существует 2 типа мотивации: 1) Внутренняя - творческая 2) Внешняя - ориентирует человека на отношение к работе, как к средству существования В это время в западной социологии эта идея была уже известна, однако в исследовании отечественных социологов было показано, что в условиях социализма труд выступает источников внутреннего удовлетворения лишь при условии достаточно богатого его содержания Инструментальная мотивация доминирует в простом труде, что свидетельствовало о развитии теории мотивации Исходя из имеющихся достижений в области мотивации само это понятие рассматривается по-разному. В первом случае мотивация - совокупность факторов, поддерживающих и направляющих экономическое поведение. Во втором случае мотивация - совокупность мотивов, определяющих экономическое поведение. В третьих мотивация - это процесс действия мотивов и механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм экономической деятельности Мотивация - сложный, личностно обусловленный процесс, побуждение к определенному поведению, выработка мотивов как результат деятельности, означающих готовность личности совершить те или иные действия Анализируя природу мотивов необходимо обратить внимание на соотношение понятий потребность и мотив. Потребность предшествует мотиву а мотив опредмечивает потребность, находит для нее некий объект При внешнем сходстве мотивы и потребности - совершенно различные понятия. В мотивы идет все от личности и содержания стимулов, с помощью которых осуществляется процесс мотивации. А потребности личности приобретают свою предметность. Таким образом следует отличать понятия стимул и мотив. Стимулы - внешняя причина, побуждающая людей к деятельности используются в управлении, для актуализации мотивов экономической деятельности
Содержание экономической культуры и ее роль в социальном механизме развития экономики. Экономическая культура - совокупность ценностей, норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития Экономическая культура включает культурную среду и личностную экономическую культуру. Между ними существует взаимосвязь: культурная среда формирует культурные черты субъектов экономической деятельности, а сами субъекты через свою хозяйственную практику влияют на культурную среду Личностная экономическая культура - это то, что присуще отдельной личности или группе людей и соответствует мировоззрению, ценностным ориентациям, складывающимся в процессе общекультурной и профессиональной социализации Экономическая культура как и культура в целом отражает национальную специфику В культуре можно выделить основные (сущностные, ценностные ориентации людей) и второстепенные (имеющие поверхностный характер) ориентации. Первые заложены в самых глубинах социальной памяти определенного народа или нации, они, как правило проявляют себя на уровне подсознания, и характеризуют особенности национального характера или менталитета нации. Второстепенные связаны с конкретно-историческими условиями жизни народа, его отдельных социальных слоев и общностей Экономическая культура представляет собой совокупность институционализированных способов деятельности, с которыми конкретные группы, общности, индивиды адаптируются к экономическим условиям своего существования Структура экономической культуры: 1) Экономическое сознание личности - совокупность экономических знаний, идей, взглядов, непосредственно отражающих экономическую действительность и выражающих свое отношение к различным явлениям экономической жизни общества в тот или иной исторический момент 2) Ценности, связанные с экономикой - некие устойчивые представления людей, о том, какие экономические отношения наиболее важны, представления о ценности различных благ, о способах достижения материального благополучия 3) Социальные нормы в сфере экономики - представления о действиях, которые признаются правильными, нужными в тех или иных, связанных с экономикой, ситуациями 4) Приоритеты и предпочтения в выборе благ Экономическое мышление отражает способность человека осмысливать экономические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия с реальностью и на основе этого осуществлять действия
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.011 с.) |