Социо-динамика религиозных систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социо-динамика религиозных систем.



Проведенные в последние годы российскими, белорусскими, украинскими социологами исследования динамики религиозности показали, что на огромных геополитических пространствах постсоветского общества проявляется бурный рост религиозности и столь же бурное разрушение атеизма. Наиболее* рельефно этот процесс проявляется в быстром и внушительном росте религиозных объединений. Только за три года (с 1992 по 1995 включительно) их количество в Беларуси возросло с 1340 до 2016, или на 676, т.е. на одну треть. По-прежнему наибольшая их концентрация наблюдается в западных, приграничных с Польшей областях: в Брестской - 533, что составляет 26,44 % их от общего количества в республике, и Гродненской - 394, т.е. 19,54 % от общего их количества. Есть у этих областей и различие в конфигурации конфессий. В Брестской области, в частности, первое место по количеству религиозных общин занимает православная церковь (282), за ней следуют организации христиан веры евангельской (100) и евангельских христиан баптистов (69), а католические общины по численности занимают четвертое место (49). Существенно иная конфессиональная палитра в Гродненской области. Здесь превалирующие позиции занимает католицизм, насчитывающий в области 160 общин, за ним следуют православие (153 общины), христиане веры евангельской (32) и евангельские христиане баптисты (18). Еще одно отличие западных регионов заключается в том, что в Гродненской области функционируют 10 общин исламского вероисповедания, в Брестской - несколько лютеранских общин.

Исследователи отмечают и другие особенности развития религиозности. В последние годы в Беларуси, в частности, наблюдается относительно быстрое развитие протестантских общин (в основном баптистов и пятидесятников). Вопреки расхожему мнению о том, что на Востоке Беларуси преобладает православие, а на Западе - католицизм, оказалось, что Запад не только оплот католицизма, но и верный служитель православия, т.к. православных приходов здесь в два раза больше, чем католических.

Поэтому правильнее было бы говорить о религиозном Западе и атеистическом Востоке Беларуси, отдельно рассматривая изменение религиозных тенденций в этих зонах республики.

Следует также иметь в.виду, что в последнее время на общем фоне своеобразного религиозного "ренессанса" в Беларуси возникли новые, достаточно экзотичные для нее религиозные общины, такие, в частности, как кришнаиты (6 общин), бахай (3 общины), мормоны (3 общины), дзен-буддисты (1 община). В Минске, Бресте, Гомеле, Орше существуют незарегистрированные секты сатанистов.

Провозгласив себя независимым государством, Беларусь одновременно конституционно гарантировала всем своим согражданам свободу совести и вероисповеданий. Это создало широкую правовую основу для плюрализации духовной жизни, мировоззренческих позиций и установок отдельных индивидов и их различных социальных общностей - семейных, территориальных, этнонациональных и др. В таких условиях резко усилилась активность религиозных организаций, возросло их влияние, которое поддерживают не только верующие. К идеям высшего суда, истины, добра, искоренения зла, бездуховности (необязательно в ортодоксальной церковной трактовке) обращается, не скрывая этого, значительная часть наших сограждан, в том числе и часть творческой интеллигенции. Все эти процессы, происходящие на фоне снижения жизненного уровня большинства населения, нарастания в различных его группах настроений неуверенности, тревожности, побуждают многих людей искать такую "нишу" в современном кризисном состоянии общества, которая создает относительно меньший риск существования, чем вне ее, и совпадает во многом с социальным статусом верующего.

В такой социально-психологической среде быстро возрастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит нарастающими темпами процесс переориентации значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего данный процесс связан не с глубоким осознанием "новыми верующими" сущности религиозных учений (они, как правило, их не знают), а с принятием внешних, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение крестиков, приобретение религиозных книг, икон, посещение богослужений, венчание, крещение детей, отпевание умерших и т.д.).

Религиозная вера воспринимается многими как реабилитационное средство воздействия на людей в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности. Нередко обращение к ней объясняется такими суждениями: "религия побуждает меня задуматься о смысле жизни и смерти", "она меня утешает", "в церкви я не так одинок".

Сопоставление эмпирических данных социологических исследований, проведенных в Гомельской области с интервалом в шесть лет, показало, что в ноябре 1989 года относили себя к числу неверующих 65 % опрощенных, а в сентябре 1995 года - только 35,2 %, т.е. почти на 30 % меньше. Если в 1989 году относили себя к числу верующих 22 % респондентов, то в 1995 году - 43,4 %, т.е. почти вдвое больше. Причем количество женщин, считающих себя религиозными, значительно превышает соответствующее количество мужчин (54,6 % против 33,3 %). Отметим, однако, что если в старших возрастных группах доля верующих среди женщин примерно в 1,5-2 раза выше, чем среди мужчин, то у молодежи такого перекоса не наблюдается, а приверженность к религии распределена между полами фактически равномерно.

Вопрос.

Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика.

Православие и католицизм

До периода второй половины (((— конца середины ((((в. православные составляли подавляющее большинство населения Беларуси, церкви и монастыри владели значительными материальными средствами, земля и, людьми; поддерживались местной православной аристократией на самом высоком государственном уровне, несмотря на открытую прокатолическую, а позже и пропольскую политику двора великих князей литовских и королей польских.

Сравнительно равноправные взаимоотношения православия и католицизма на землях Беларуси (также Украины и частично Литвы) были нарушены, распространившейся здесь с первой трети (((в. Реформацией и со второй половины (((в. Контрреформацией, которые привели сначала к распространению протестантских течений (особенно кальвинизма), а потом к реставрации и укреплению позиций господствующей в ВКЛ и РП католической церкви.

Усилению деятельности католической церкви в Беларуси поспособствовало также появление и распространение местной — униатской (греко-католической) веры, которая затронула, прежде всего, православное население. Униаты не отходили от основных догматов, традиций и обрядности православной церкви, однако, признавали верховенство понтифика римского и некоторые католические символы веры и пытались придать ей специфический национально-культурный характер.

Иудаизм. Евреи

Последователи иудейской веры были известны Беларуси еще со времен IX - XIII в. в., но наиболее активным наплыв иудейского населения в Беларусь выпал на вторую половину XVII — первую половину XVIII в. Расселялись, согласно профессиональной специализации, в крупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). В местечках еврейское население Беларуси в XIX — в начале XX века численно доминировало (до 70-90%) над представителями других этнических групп и конфессий.

Ислам. Татары

Еще одно из традиционных вероисповеданий Беларуси — ислам. Он распространился здесь со времени XIV — XVI вв. Этому процессу содействовали великие князья литовские, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для охраны границ государства. Уже с XIV века татарам предлагались оседлый образ жизни, государственные чины, служебные посты. К концу XVI века в Беларуси и Литве осело более ста тысяч человек татарского населения, включая принятых на службу, добровольно переселившихся, военнопленных и пр.

Русские старообрядцы

Своеобразной этноконфессиональной группой, появившейся в Беларуси во второй половине ХVII в. были русские старообрядцы (или староверы). Благодаря компактному расселению, приверженности своей вере и эндогамным бракам, они долгое время сохраняли свой традиционный уклад жизни и быта, поэтому долгое время не были втянуты в активные ассимиляционные процессы.

Протестантизм

Еще одной немногочисленной, но традиционной конфессией в Беларуси в XVI — нач. XX в. были протестанты, которые делились на евангельско-лютеранскую и евангельско-реформаторскую (кальвинистскую) общины. Особенностью этих протестантских объединений было то, что в большинстве своем они представляли конфессионально-культурные общности иноэтнического (польского, латышского, литовского, немецкого) населения Беларуси.

В 70-80-х гг. XIX в. в Беларуси получают распространение несколько течений протестантизма — баптизм, евангелическое христианство, нач. XX в. адвентизм седьмого дня, иеговизм и др. Первоначально чаще всего баптистами становились бывшие лютеране, немецкого или латышского происхождения, однако к началу XX в. их число пополнялось уже, главным образом, из числа местных жителей.

В 20-30-е гг. XX в. репрессиям стали подвергаться общины и священнослужители всех без исключения конфессий: православные, католики, иудеи, мусульмане, лютеране, кальвинисты, неопротестанты и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.57.77 (0.012 с.)