Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии и профиль стратификации современного белорусского общества.

Поиск

На основании данных статистики и социологических ис­следований об имущественном положении жителей Беларуси Е. М. Бабосов выделяет следующие группы:

1.Богатые (1,5%).

2. Состоятельные (5-6%), позволяющие себе дорогие покупки, путешествия, отдых в дорогих санаториях.

3.Обеспеченные (8-9%), ощущающие ограничения при
приобретении дорогостоящих вещей, отдыхе за рубежом, посе­щении ресторанов.

4. Среднеобеспеченные (14 %), вынужденные выбрать между
бытовой техникой, дорогой одеждой или хорошим питанием.

5. Малообеспеченные (17 %), которые не могут купить бы­товую технику и ощущают затруднения при покупке одежды и
организации досуга.

6. Бедные (46%), которые лишь изредка могут позволить
себе покупать мясо, фрукты, одежду, не в состоянии оплачивать
учебу детей, организовать себе культурный досуг.

7. Нищие (7%) - находятся на грани выживания, нуждаются
в дополнительных средствах для обеспечения достойного уров­ня жизни.

Имущественное расслоение соответствует иерархии, пост­роенной по социально-статусным критериям, представленной во второй семеричной градации Бабосова:

1.Высший слой - высшая государственная бюрократия и
новая буржуазия.

2.Высший средний слой - средние и мелкие предпринимате­ли, директорат, наиболее успешные художники, артисты, телеве­дущие, ученые, владельцы частных медицинских учреждений.

3.Средний средний слой - профессура, врачи и юристы, ру­ководители отделов преуспевающих и крупных предприятий,
старшие офицеры.

4. Низший средний слой - учителя, рядовые инженеры, ра­ботники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифици­рованные рабочие.

5. Низший слой - низко квалифицированные рабочие, слу­жащие, сержантский состав ВС и ОВД.

6. Паразитические слои - представители орг.преступности,
незаконного и полулегального бизнеса.

7. Маргинальные слои - нищие, беженцы, вынужденные пе­реселенцы, беспризорные подростки и др.

Существуют многообразные модели стратификации. П. Сорокин выделял страты по трем критериям: а) уровню дохода, б) обладанию властью, в) профессиональной принадлежности. Т. Парсонс предложил выделять в качестве критериев стратификации: а) качественные характеристики людей, не зависящие от их усилий (пол, возраст, этническая принадлежность, интеллектуальные и физические способности, родственные связи), б) ролевые характеристики (профессия, должность), в) характеристики обладания (имущество, доход, культурный капитал и др.). Белорусский социолог Е. М. Бабосов наряду с доходом выделяет ряд социокультурных критериев стратификации: 1) этнонациональные, 2) мировоззренческие, 3) религиозно- конфессиональные, 4) образовательные, 5) духовно-культурные, 6) идейно-политические, 7) ценностно-ориентационные.

Вопрос.

Категории соц. статики и динамики.

Конт делит социологию на:

· социальная статика — раздел позитивной науки об обществе — изучает условия стабильного существования общества, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми условиями существования любого общественного строя; институты и условия — семья, разделение труда, кооперация, которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка. (Основные категории: семья, государство, религия разделение труда, кооперация)

· социальная динамика — теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий.(Основные категории: соц изменение, соц прогресс, соц развитие, соц трансформация, соц движение, соц мобильность, соц катастрофа, соц онфликт, соц борьба, соц прогресс)

Вопрос.

Понятие соц. развития и прогресса: общее и особенное. Критерии соц. прогресса.

Социальное развитие – это такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, социальных институтов, социальных норм и ценностей. Необратимое, направленное и закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние, т. е. изменяется их состав или структура.

Всякое социальное развитие – это социальное изменение, но не наоборот. Периоды войн, хаоса, кризисов, тоталитаризма, отрицательно влияющие на социальную жизнь, нельзя назвать развитием.

В истории социологии отчетливо прослеживаются два подхода к рассмотрению развития общества. Это социальная эволюция и социальная революция. Под социальной эволюцией обычно понимается постепенное, плавное, поэтапное развитие общества, а социальная революция предполагает радикальный переход от старого к новому, качественный скачок, изменяющий все стороны жизни общества.

Изменения в обществе происходят не всегда хаотично, они имеют определенную направленность, которая обозначается такими понятиями, как прогресс и регресс.

Социальный прогресс – это направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким, от менее совершенных к более совершенным. Например, такие изменения в социальных отношениях, которые ведут к более полному равенству, росту социальной свободы и социальной справедливости, улучшению условий жизни людей, можно с уверенностью отнести к позитивным и назвать социальным прогрессом.

Ход истории не был всегда ровным и гладким, были повороты, изломы (зигзаги). Локальные конфликты, мировые войны, кризисы, установление фашистских режимов – все это сопровождалось негативными изменениями в жизни общества. Кроме того, социальные явления, которые изначально оценивались, как только положительные, могли иметь негативные последствия: индустриализация и урбанизация долгое время считались синонимами прогресса, но только относительно недавно заговорили о негативных эффектах загрязнения и разрушения окружающей среды, перенаселенных городах, пробках на автострадах. Если сумма позитивных последствий от происходящих изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе, если наоборот – имеет место регресс.

Регресс противоположен прогрессу и представляет собой обратное движение от высшего к низшему, от сложного к простому, от целого к его частям и т. п. Но общая линия исторического развития в целом имеет положительную, прогрессивную направленность. Прогресс – это глобальный процесс, характеризующий движение общества на всем протяжении истории. Регресс только локален: он охватывает отдельные общества и конкретные промежутки времени.

Критерии социального прогресса у различных ученых далеко не одинаковы. В обобщенном виде общепризнанными являются:

– развитие человеческого разума, уровень знаний;

– совершенствование нравственности людей;

– развитие производительных сил, включая самого человека;

– уровень и характер производства и потребления;

– развитие науки и техники;

– степень дифференциации и интеграции общества;

– степень свободы личности от стихийных сил природы и общества;

– социально-политические права и свободы личности;

– средняя продолжительность жизни.

Однако главным индикатором прогрессивности или регрессивности социальных изменений является человек, его материальное, физическое, нравственное состояние, свободное и всестороннее развитие личности, возможность раскрыть во всей полноте свою индивидуальность. Таким образом, в современной системе социогуманитарного знания утверждается гуманистическая концепция социального прогресса, т. е. главным критерием и целью социального прогресса является человек.

Вопрос.

Особенности соц. управления и содержание соц. политики в РБ.

Социология управления – отрасль социологической науки, изучающая механизмы социального управления и управленческие процессы в больших и малых социальных системах с учетом социокультурных и социально-экономических характеристик данных систем (общества, организаций). Социология управления - сфера научных социологических исследований, содержащая в себе исследование социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную), социальные группы и организации, на сознание и поведение людей.

Осуществление социальной политики является важной функцией любого государства, направленной на соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство и т.д.) и обеспечение достойного уровня жизни населения.

Социальная политика в РБ – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

· Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

· Субъекты социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.

Социальная направленность нашего государства закреплена в Конституции. На современном этапе социальная политика имеет ряд особенностей, которые обусловлены: переходным периодом страны; наличием трудностей в экономике, что снижает возможности реализации социальной политики; изменением демографической ситуации. С учетом этих обстоятельств были осуществлены на уровне государства изменения в социальной политике. Они выразились в упорядочении социальных льгот и усилении адресной социальной помощи. Социальная политика связана прежде всего с реализацией функций социальной защиты. Она выражается в помощи одиноким гражданам пожилого возраста, которая осуществляется территориальными центрами обслуживания населения: Создание сети интернатов для престарелых и инвалидов. Поддержка ветеранов войны и труда. Поддержка инвалидов. Политика в сфере занятости населения. Развитие пенсионной системы. В нашей стране реализуется и функция социального развития, которое находит свое выражение в совершенствовании здравоохранения, дошкольных учреждений, системе образования, культуры, науки, спорта.

Происходящий в настоящее время переход белорусской экономики от планово-административной модели к рыночной влечет за собой трансформацию общества во всех его структурах: изменение политической и государственной систем; обновление экономических основ общества; ликвидацию системы «социального иждивенчества» с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократических свобод; смену духовно-культурных ориентиров общественного развития. Сложность данного процесса состоит в том, что единой технологии социального управления трансформационными переменами нет, и оптимальную политику преобразований каждой стране приходится вырабатывать самостоятельно. Поэтому, государственная социальная политика должна, по мнению ведущих экономистов и социологов, исходить из преобразований, разработанных изнутри, в частности теми, кто чувствует нужды и потребности своей страны; а также ориентироваться на демократическую поддержку реформ, проявляющуюся в высокой инвестиционной активности населения, вовлеченного в ход этих реформ. Чтобы обеспечить качество этих преобразований и участие в них населения, необходимо отслеживать процессы экономического реформирования и проводить социологическую экспертизу социальных последствий введения тех или иных рыночных механизмов, с учетом прогнозов социально-экономического развития государства. Развитие в данном случае рассматривается как процесс, в котором особую роль играет количественная определенность, обозначаемая через понятие «темп роста». Экономический рост является обобщающим показателем развития человеческого общества. Он свидетельствует, с одной стороны, о затратах общественного труда и его производительности, а с другой – о росте благосостояния индивидов и приумножении общественного богатства. Экономический рост является условием устойчивого развития.
В Республике Беларусь переход к устойчивому развитию требует структурной перестройки экономики, сбалансированного решения социально-экономических задач, совершенствования структуры производства. Вместе с тем, структурная перестройка экономики не задает социальные изменения, она лишь предоставляет для этого возможности и инструменты. Как они будут использованы – предмет политического выбора, определяемый основными направлениями социальной политики государства. Они включают в себя: создание условий и возможностей гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; обеспечение рациональной занятости населения; обеспечение роста денежных доходов населения; улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан; повышение степени защиты социально уязвимых групп населения.
Кроме того, необходимость социологического экспертирования экономических преобразований вытекает из известного тезиса о том, что любые существенные изменения в производительных силах, открывая новые возможности, таят в себе и потенциальные угрозы. В ближайшие десятилетия нельзя исключать развития целого ряда негативных тенденций, обозначившихся в Беларуси на рубеже веков. Если говорить о человеческом капитале, то среди них в первую очередь следует выделить: депопуляцию, включая резкое сокращение численности населения в дотрудоспособном возрасте со всеми вытекающими последствиями; ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение; нарастающая инвалидизация; падение трудовой ответственности; «моральный износ» квалификации и образования; отсутствие возможностей (зачастую и желания) получить современное образование и его поддерживать на необходимом уровне.
Теоретическая модель развития общества в Республике Беларусь задана Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020). В соответствии с этой моделью, главная цель социальной политики в Республике Беларусь – стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его роста.
Эмпирическая (реальная) модель развития общества в Беларуси отслеживается с помощью республиканского социологического мониторинга. Анализ данных социологического мониторинга республиканского масштаба позволяет выявлять совокупность оценочных показателей, характеризующих общественное мнение относительно полезности проводимых экономических реформ. В основу определения изменений в материальном положении семей, в контексте социально-экономической ситуации, закладываются такие показатели, как оценка респондентом материального положения семьи; оценка уровня семейного достатка; величина среднего дохода на одного члена семьи в месяц, предшествующий опросу. Совокупность нормативных показателей служит своеобразным фундаментом для проявления субъективных характеристик респондентов (самоидентификация с тем или иных социальным слоем в плане материальной обеспеченности, уровень притязаний, социальное настроение) и объективизации этих характеристик в той или иной стратегии экономического поведения.

Вопрос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.58.182 (0.008 с.)