Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие православия и католицизма

Поиск

Взаимоотношения двух основных религий Беларуси — православия и католицизма в Беларуси носили, как правило, толерантный характер. Православный народ Беларуси до Берестейской унии церквей 1596 г. составлял доминирующее конфессиональное большинство и значительно преобладал по численности над местными католиками, иудеями, мусульманами, протестантами,. В ХVII—ХVIII вв. православные насильственно переводились в униатство, во многом воспринявшее православные традиции, церковные ритуалы и использующее в культовой практике церковно-славянский и живой народный язык. В конце ХVIII в. униаты составляли до 70% от количества всех жителей Беларуси, католики — около 15%, православные — 6%, иудеи — 7%, протестанты и др. — около 2%.

В 1839 г. уния на землях Беларуси (также Литвы и большей части Украины) была ликвидирована, а униатская церковь присоединена к русской православной церкви. Православное население вновь стало численно доминирующим в Беларуси (более 66% на начало XX в).

В силу национально-религиозной политики правящих кругов Российской империи и пропольского католического клира в XIX — нач. XX в. произошло значительное слияние религиозного и этнического самосознания населения. Понятия “православный” — “русский”, “белорус”; “католик” — “поляк” или “литовец”, “литвин” становятся синонимами, как в официальной идеологии, так и на бытовом уровне.

Роль религии в развитии культуры

В силу своего геополитического положения Беларусь всю свою историю стояла на стыке, двух миров, двух культур и идеологий, была своеобразной зоной взаимодействия православно-византийской и католическо-романской цивилизаций. Это определило ее уникальное культурное и историческое положение в Европе. Синкретическая, преимущественно православно-католическая культура народа Беларуси, всю свою историю обогащалась достижениями других культур, осваивая прежде всего те их ценности, которые могли адаптироваться на местной почве. Значительная роль в развитии общей культуры народа Беларуси принадлежит представителям в первую очередь традиционных религий. В период существования БССР (1919 — 1990 гг.) конфессиональную принадлежность формально предпочитали не учитывать. Рассмотрение этнической принадлежности правительственных чинов, деятелей науки, искусства и культуры показывает, что и в этот период истории Беларуси большую роль играли представители не только белорусского, но и русского, еврейского, польского, украинского, татарского народов.

Сейчас Республика Беларусь – поликонфессиональное государство. В Беларуси зарегистрировано 3106 религиозных общин, которые представляют 25 религиозных направлений. В последние годы отмечаются процессы стабилизации организованности. По данным опросов, около половины населения относят себя к верующим, но большинство не участвуют деятельности религиозных организаций. Большинство верующих отождествляют себя с православием (80%) и католицизмом (10-15%).

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь. Другим направлением православия в Беларуси является старообрядчество.

Вторым по влиянию религиозным объединением в республике является Римско-католическая церковь. Также зарегистрированы храмы греко-католиков, община католиков латинского обряда и религиозные организации протестанцизма.

В РБ сохраняются стабильная конфессиональная структура, устойчивая и управляемая религиозная ситуация. Предпринимаются усилия для создания благоприятных условий деятельности религиозных организаций, развития международного диалога и сохранения межконфессионального согласия. Религиозные организации освобождены от уплаты земельного налога на недвижимость. Уполномоченный по делам религий и национальностей и местные органы гос управления взаимодействуют с религиозными организациями в решении социально значимых вопросов. Конфессиональная политика государства направлена на развитие взаимодействия с «традиционными» конфессиями, в первую очередь с бел православной церковью. Приоритеты конфессиональной политики отражены в белорусском законодательстве.

 

Вопрос.

Соц-политические и правовые механизмы регулирования гос-конфессиональных отношений в РБ.

Наша страна является многоконфессиональным государством, в котором зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений.

Конфессиональная политика государства направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с традиционными конфессиями, в первую очередь с Белорусской Православной церковью.

Политика нашего государства направлена на поддержание традиций толерантности в межконфессиональных отношениях и обеспечение права каждого гражданина на свободу вероисповеданий. Все конфессии у нас равны перед законом. Статья 31 Конституции предоставляет право каждому человеку определять свое отношение к религии, т.е. каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В статье 7 речь идет о том, что государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования и воспитания в Республике Беларусь носит светский характер. Эти подходы находятся в контексте Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений, без различия расы, пола, языка, национальности, религиозных, политических и иных убеждений, своего происхождения и социального положения.

В Республике Беларусь запрещены:

1. Создание и деятельность религиозных организаций, направленных против суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь;

2. Создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях и образовательных учреждениях;

3. Вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации и обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц их заменяющих.

Вопрос.

Социологические исследования как средство познания соц. реальности, его стр-ра, функции и виды.

Социологическое исследование – целостная система теоритических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоритических и практических социальных проблем.

Основные этапы социологического исследования. В социологии принято выделять следующие основные этапы эмпирического исследования: 1) проблемно-поисковый - выявление и предварительный анализ социальной проблемы, поиск информации для формулирования гипотезы; 2) аналитический (описательный) - иллюстративное доказательство описательной гипотезы; 3) экспериментальный (объяснительный) - доказательство гипотезы, предполагающее выявление причинных зависи­мостей с помощью различных социологических методов; 4) конструктивно-практический (проектный) - создание проекта, практических рекомендаций по совершенствованию объекта иссле­дования с помощью доказанной гипотезы с исполь­зованием методов прогнозирования и социальных технологий.

Основными элементами структуры социологиче­ского исследования являются: субъект (исследователь, научный кол­лектив), объект изучения, предмет исследования; общий замысел, проблемная ситуация; цели, задачи, гипотезы; исходные и производ­ные научные понятия; общие и специальные методологические по­сылки (принципы, правила, способы, требования); предварительная и заключительная (по результатам исследования) социологическая информация; методы и способы получения научных данных; плани­рование и организация исследования; анализ и обобщение получен­ных результатов.

Общая структура конкретного социологического исследования включает в себя определенные фазы, этапы и процедуры. В классическом эмпирическом социологическом исследовании выделяют четыре основных этапа, каждый из которых состоит из совокупности специальных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования, определение целей и плана); 2) сбор первичной социологической информации (выписки из документов, результаты опросов, наблюдение и т.д.); 3) подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке на ЭВМ, обработка и анализ данных; 4) завершающий (формирование выводов, рекомендаций, создание проектов).

Основные функции социологического исследования:

- Познавательная - открывает новые знания о функционировании и развитии общества и его отдельных сфер, о сущности социальных явлений и процессов, роль человека в них, позволяет построить целостную картину реальной жизни социума, спрогнозировать его развитие;

- Методологическая - обеспечивает реализацию междисциплинарной связи социологии с другими науками о человеке и обществе, что приводит новые подходы в изучении социальной действительности, важные открытия на стыке разных научных направлений;

- Практическая - состоит в выработке практических мер по совершенствованию социальной реальности, эффективного контроля над процессами;

- Информационная - способствует получению информации о состоянии и тенденциях развития явлений и процессов общественной жизни, функционирования общностей, групп, отдельных индивидов, их потребностей, мотивов, реального и вербального поведения, общественного мнения, что формирует информационную базу познания реальности;

- Управленческая - обеспечивает социальное управление на всех уровнях функционирования социума, обратную связь между субъектами (властными, административными структурами, руководителями предприятий, организаций) и объектами (населением, отдельными социальными группами, работниками) управления, выработка научно обоснованных управленческих решений.

Виды:

1. Разведывательное — самый простой вид социологического анализа, позво­ляющий решать ограниченные задачи. Оно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, ги­потезы, задачи, вопросы, их формулировка. Проводить такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые; позволяет получить оперативную со­циологическую информацию.

2. Описательное исследование — более сложный вид социо­логического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большая со­вокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками дает возможность оценить, сравнить интере­сующие характеристики, выявить наличие или отсутствие свя­зей между ними.

3. А на­литическое исследование - с амый серьезный вид социологического анализа — описывает элементы изучаемого явления или процесса и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следствен­ных связей — главное назначение такого исследования. В аналитическом выяс­няется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление; изучается совокуп­ность многих факторов, обусловливающих то или иное явле­ние.

4. Разовые;

5. Повторные: трендовые, панельные, социальный мониторинг.

Вопрос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.148.203 (0.008 с.)