Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности вскармливания новорожденных и грудных детей.

Поиск

Особенности вскармливания новорожденных и грудных детей.

Виды вскармливания:

Грудное – такой вид который ребенок первого полугодия жизни получает только грудное молоко. Оно является идеальной пищей для ребенка и имеет родственные связи тканей ребенка. 4-5 дней вязкая жидкость затем идет переходное молоко, со 2 недели зрелое. Содержит живые клетки лейкоциты которые содержат иммунный комплекс, антитела, получает естественную иммунную защиту, устанавливает контакт маму и ребенка так же содержит железо, медь, цинк(противоаллергическое) и витамин D3(противорахитическое) оптимальное соотношение кальция и фосфора. Грудное молоко оказывает влияние развитие ЦНС т.к содержит таурин аминокислот. Содержит В-лактозу которое стимулирует рост бифидобактерии кишечника.

Противопоказания для раннего прикладывания ребенка к груди очень ограничены.

1. Со стороны матери:

· Нефропатия средней и тяжелой степени;

· Оперативное родоразрешение;

· Большая кровопотеря в родах;

· Разрывы промежности II степени;

· Гнойно-воспалительные заболевания матери;

· Резус-отрицательная кровь;

· Некоторые тяжелые эстрагенитальные заболевания (гипертоническая болезнь II степени, пороки сердца, сахарный диабет, пиелонефрит в стадии обострения, тяжелая анемия)

2. Со стороны ребенка:

· Оценка по шкале Апгар при рождении ниже 7 баллов;

· Асфиксия;

· Родовая травма;

· ГБН;

· Пороки развития;

· Недоношенность.

Для коррекции питания используют следующие пищевые добавки:

1. Фруктовые и овощные соки с 3,5-4-х мес.

2. Фруктовое пюре с 4-х мес.

3. Творог с 6-ти мес.

4. Яичный желток обладает аллергическим свойством, поэтому его назначают со второго полугодия жизни, т.е. с 6-7 мес.

5. Сливочное и растительное масло вводят с целью расширения прикорма, т.е. с момента введения в рацион овощного пюре или каш с 4,5-5-ти месс.

Прикорм вводится при достижении определенного возраста (с 4,5 мес.) с целью приучения и перевода ребенка на новый вид пищи.

Правила введения прикорма:

1. Назначать прикорм следует только здоровым детям (при устойчивом стуле)

2. Каждый новый вид прикорма вводить постепенно, начиная с 5-10 г и за 10-15 дней, увеличивая его до нужного количества

3. Не вводить одновременно два новых вида прикорма

4. Давать прикорм перед кормлением грудью

5. Давать с ложки или из чашки

6. Не давать один и тот же прикорм два раза в день

7. Консистенция прикорма должна быть гомогенной, не вызывать затруднений при глотании. С возрастом прикорм становится более густым

8. После введения прикорма ребенка следует перевести на 5-ти разовое питание

9. Желательно и при введении прикорма оставлять достаточную частоту грудных кормлений. С этой целью грудное молоко можно давать в качестве питья, когда ребенок получил овощное пюре или кашу. Нужно чередовать кормление грудью и дачу прикорма (когда дается три вида прикорма это чередование не обязательно).

10. Схема введения основных блюд прикорма:

I прикорм

12. С 4,5-5 мес. – овощное пюре ( маловесным детям лучше кашу ), начинается с 1-2-х чайных ложек постепенно доводя до 150 г, дают в 3-е кормление

II прикорм

14. С 5-6 мес. 8-10% каша (или овощное пюре), с 1-2 ч.л. до 150 г, дают во 2-ое кормление

15. III прикорм с 8 мес. кефир, ацидофильное молоко до 170 -200 мл, в 4-ое кормление.

16. Для расширения рациона с 7 мес. назначают сухарик и мясной фарш. Постепенно мясное пюре заменяют на мясные фрикадельки, а после на паровые котлеты. Мясной бульон и печень не давать. С 7,5 мес. вместе с кефиром можно дать сухое не сдобное печенье.

 

 

Смешанное – это такой вид когда ребенок первого полугода жизни одновременно с грудным молоком получает молочные смеси, докорма- не достаток грудного молока.

Искусственное – такой вид вскармливания когда ребенок 1го года жизни не получает грудное молоко или его количество меньше 1,5 от суточного объема.

Причина: недостаток груд.молока.

Причина недокорма:реб. плачет беспокоен,невыдержив.перерывов между кормлением,урежается число мочеиспусканий у дет.1полугодия жизни менее 15раз в сут.а 2полугодия менее 10раз в сутки. Отличается редкий стул 1р в сутки или отсутствует,уменьшается толщина подкожно жирового слоя,задерживается увелич.массы тела.

Правила введения докорма

дают после прикладыв.к груди,грудное молоко должно оставаться в рационе. Дают с ложки,чашки или из бутылочке через ложку.

Докорм можно применять после каждого кормления,но докармливать по желанию ребенка,насильно не докармливать.

В качестве докорма используются молочные смеси которые готовят непосредственно перед кормлением,38-40С.

Молоч.смеси рациона до 1г.и позже: можно вводить после каждого прикладыв.груди.Во время кормлен.не оставлять без присмотра,не следует кормить если плачет.

Кормлен.из бутыл.через соску: соска должна быть плотной,короткой,должна иметь несколько маленьких отверсий,чтобы молочная смесь вытекала каплями и высасывание смеси должно быть таким же затрудненным как и при кормлен.грудью. Во время кормл.бутылочку держат под углом45С.Следить чтобы горлышко бут.было заполнено смеси воизбежании заглатыв.воздуха(аэрафагия).

Исскуств.вскарм: такой вид вскарм.когда реб.не получает груд.молоко на 1ом году жизни или кол-во меньше 1/5 от суточного объема.(смеси,пюре,соки).

Противопоказание кормлен.грудью: со стороны реб: оценка по шкале Абгард менее 7б. Тяжелое нарушен.мозгов.кровообращен. Тяж.форма дых.рассстройств. Глубокое недоношенность при отсутствии сосательного и глотательного рефлекса,пороки развития челюстно мышцевой облости,зайчья губа,волчья пасть.

Правила смеш.вскарм.исскуст: Суточн.кол-во пищи по объему не должно привыш.1100мл. Рекоменд.более ранний переход на 5 разовое кормление.Выдерживать интервал между кормлением. Контроль за качеством и кол-ом пищи должен быть строгим(обработка посуды). Сроки введения блюд прикорм.и продук.прикорм.вводят на месяц раньше в той же последовательности. Необходимо соблюдать санитарно гигиенич.треб.приготовлении пищи.Грудн.кормлен.сохранять,для этого рекоменд.прикладыван.реб.к груди 3-4раз в сутки.

Молочные смеси: молоч.смеси взависимости от техник.приготов.делят на адаптирован.и неадаптирован. Которые в свою очередь подразделяется на кисло молочные и сладкие. Предпочтение отдается адаптирован.кислым молоч.смес.

Адаптиров.смеси: это сбалансир.по составу всех компонентов,готовят из высоко качествен.молока и не молочного сырья.Эти смеси деляться:от рожд.-до3;от4-до5м;от7-до12м.(Малютка,Малыш,Семилак,Бона,Нутрилон,Биолак)

По форме выпуска: сухие и жидкие.

Сухие – отлич.повыш.стойкостью,в хран.,удобны в обращен,горантиров.в санитарно гигиенич.отношен.

Жидкие – сохраняет в себе все св-ва натуральных продук.при приготовл.в них накапливаются ферменты,молочная кислота которая способствует нежному створажев.белка и лучшему усвоению жира.

Кисло молоч.смеси: подавляет рост патагенной флоры кишечн,улучшает перестальтику(сокращение),улучшает аппетит ребенка,не рекомендуется детям с неустойчивым стулом.

Неадаптиров.мол.смеси: здоровье,крепыш,смеси Б иВ,кефир детсткий,ацидофильное молоко.

 

 

Характеристика периода молочных зубов

РЕБЁНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ.

Физическое развитие. Масса тела- увеличивается на 2,5кг, а рост на 12 см. С 10-го месяца жизни часто снижается аппетит, что продолжается и на 2-м году жизни. У ребенка этого возраста несколько уменьшается подкожно-жировой слой, который достигает своего максимального развития на 9-м мес жизни. Ребенок начинает худеть. Небольшой лордоз и выступающий живот характерны для ребенка в возрасте 2-3 лет.

Окружность головы (увеличивающаяся в первый год на 12 см) на втором году жизни увеличивается лишь на 2 см и к концу второго года мозг достигает приблизительно 4\5 от размера мозга взрослого человека.

В течение второго года жизни прорезываются 8 зубов и общее число их, достигает 14-16, включая первые непостоянные моляры и клыки. Порядок прорезывания зубов может варьировать, но клыки обычно появляются после первых моляров.

Психомоторное развитие. В возрасте 15 мес ребенок обычно может самостоятельно ходить, а в 18 мес неумело бегать. В возрасте 18 мес ребенок может подниматься по лестнице, делая отдельные шаги и, придерживаясь одной рукой за перила, к возрасту 24 мес он способен хорошо бегать.

В возрасте 18-24 мес обычно наступает возраст «резвости». Ребенок может быстро оказаться в опасности и нуждается в постоянном контроле. В возрасте 12 мес по просьбе взять шарик из рук, в возрасте 15 мес обычно могут положить его в небольшой сосуд. Они могут пытаться достать его из сосуда пальцем, а в возрасте 18 мес способны вытряхнуть шарик из сосуда. В возрасте 15 мес ребенок способен положить один кубик на другой, подражая взрослым, а в 18 мес он может собрать башню из трех кубиков, а к 24 мес – из шести кубиков. Понятийное поведение у 18-мес. ребёнка продолжает развиваться в процессе самопроизвольного выписывания каракулей и копирования вертикальных линий. В возрасте 24 мес ребенок копирует круговые штрихи и может проводить горизонтальные линии.

Развитие речи. 18 мес жизни состоит обычно из 10 слов.К возрасту 2 лет они способны произносить три слова вместе («Мама, дай пить»)

Психосоциальное развитие. Со 2-го года жизни ребенок, вступает в период, когда, подражая взрослым, энергично осваивает окружающие его предметы В связи с этим ядохимикаты, используемые в хозяйстве, медикаменты и другие химические вещества следует хранить в местах, недоступных для детей.

В течение 2-го года жизни характерно подражательное поведение (дети подражают не только матери, но и другим лицам, включая братьев, сестер и сверстников). Но до конца этого периода дети, тем не менее играют в одиночку, а их игры заключаются в активныхманипуляциях с предметами. На 3-м году жизни они все больше участвуют в играх друг с другом (характерна сюжетная игра), к концу 4-го года более активно общаются друг с другом, и коллектив начинает играть роль образа для подражания. Эта тенденция к ролевым играм усиливается у детей школьного возраста. Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать.В возрасте 18-24 мес большинство детей способны выразить словами потребность сходить в туалет и ведут себя в этих случаях по общепринятым правилам. Процесс обучения совершать туалет не должен включать в себя эмоциональное или дисциплинарное воздействие.

Некоторые аспекты развития

Питание детей старше года.

Дети могут усваивать твердую пищу, кушать самостоятельно, что предъявляет высокие требования к кулинарной обработке продуктов питания. Еда должна быть вкусной, возбуждать аппетит. В организации питания детей большое значение имеют обстановка, в которой ребенок принимает пищу, сервировка стола, оформление блюд.

С 2-3 летнего возраста уже нет необходимости в кормлении ребенка за отдельным столом

Набор продуктов для детей должен содержать различные сорта хлеба, всевозможные крупы, овощи, зелень, фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу, яйца.

Для детей до 5 лет котлеты готовят на пару из нежирных сортов мяса. С 2-3-х лет дети получают мясо, нарезанное кусочками (рагу, гуляш, бефстроганов), а с 5 лет – в поджаренном виде.В кашу и салаты добавляют сливочное и растительное масла или сметану. Не следует детям дошкольного возраста давать крепкий чай, кофе (возбуждает сердечную и нервную деятельность), острые закуски, жирные сорта мяса (гусь, утка, баранина, свинина), т.к. из-за избытка жира они плохо усваиваются. Необходимо ограничить какао, леденцы и шоколад, пирожное.Количество жидкости в сутки – 80 мл на 1 кг веса. Суточный рацион пищи ребенка должен полностью покрывать его потребность.Дети с возраста 2-3 лет нуждаются в меньшем количестве жиров, поэтому следует соблюдать соотношение 1:1:4 (т.е. потребность в белках составляет 4 г на 1 кг веса, в жирах – также 4 г на 1 кг веса и в углеводах – 15-16 г на 1 кг веса). Калорийность суточного рациона детей этого возраста составляет 1300-1500 ккал, т.е. по 100-110 калорий на 1 кг веса.

Рекомендуется соблюдать определенные часы приёма пищи, не следует ребенка кормить в промежутках между едой, особенно сладостями. Если ребенок не может дождаться установленного времени кормления, лучше давать фрукты и соки.При составлении меню очень важно правильно распределить продукты в течение суток и сочетать. Продукты богатые белком (мясо, рыбу, бобовые) дают в первую половину дня – на завтрак и обед, т.к. эти продукты, особенно в сочетании с жирами, дольше задерживаются в желудке и требуют для переработки много пищеварительных соков. Нельзя давать на ужин пищу возбуждающую жажду. Дополнительно в течение дня распределяют сыр, кефир, яйцо, сосиски, фрукты, соки.Незнакомое блюдо вначале дают в небольшом количестве.

Профилактические прививки.

до 7 летнего возраста проводятся следующие ревакцинации:

· Против полиомиелита:1-я ревакцинация в 18 мес, 2-я – в 2 года, 3-я – в 6 лет.

· Против дифтерии, коклюша и столбняка: 1-я ревакцинация в 18 мес; 2-я – 6 лет.

· Против кори, эпид. паротита, краснухи – ревакцинация в 6 лет.

· Против гепатита – ревакцинация каждые 5-7 лет.

· Против туберкулеза 1-я ревакцинация в 7 лет (при отрицательной пробе Манту)

Проба Манту – метод диагностики туберкулеза для детей и подростков до 15 лет. Со второго года жизни ребенка данная проба проводится ежегодно, что позволяет на самых ранних этапах отслеживать возникновение туберкулезной инфекции в организме.

Варианты нарушения адаптации ребенка в ДДУ.

· Дизадаптация легкой степени. Появляется временное отрицательное эмоциональное состояние ребенка: плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. (1 месяца.)

· Дизадаптация средней тяжести. Эмоциональное состояние нормализуется более медленно. Ребенок подвержен заболеваниям ОРВИ.

· Дизадаптация тяжелой степни. Характеризуется длительным течением, иногда несколько месяцев. В этот период ребенок переносит повторные заболевания, часто с осложнениями, появляются стойкие нарушения поведения.

 

ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД»

Половое воспитание.

Задача это сложная. Раньше о половом воспитании практически не говорилось, хотя педиатры пытались убеждать людей в том, что о половом воспитании надо говорить, как отмечал Г.Н. Сперанский, «во весь голос, а не отделываться молчанием или невнятной скороговоркой». Он подчеркивал, что от умалчивания страдают те, кого мы любим больше всего – наши дети.

В настоящее время вопреки страхам некоторых родителей никто из специалистов уже не отрицает необходимости сексуальной информации в семье и школе. К решению вопросов полового воспитания надо приступать с детского возраста.

Говоря о половом воспитании, важно отметить, что необходимые сведения по вопросам пола ребёнок должен получать по мере проявления к ним интереса.

Установлено, что дифференцированное отношение детей к полу складывается в дошкольном возрасте, вот почему важно требовать от мальчиков, чтобы они защищали девочек, пропускали первыми, помогали им выполнять тяжёлую физическую работу. Пусть такое отношение войдет у мальчиков в привычку ещё задолго до того, как они начнут интересоваться вопросами пола. По мнению ряда специалистов, дети должны получать сведения о половых различиях к 2,5-3 годам, а сведения о деторождении должны быть в 5-7 лет известны всем детям.

С 10-12 до 16-20 лет формируется сексуальная ориентация, наступление половой зрелости. У девочек появляется эротическая настроенность, у мальчиков – гиперсексуальность. Однако, многие подростки идут на половые контакты для самоутверждения, даже если ещё нет истинных половых желаний. То же самое может быть с девушкой-подростком. Чаще такое случается, если в семье девочка не находит ласки, понимания. В этом случае нужно много работать с подростками, особенно в школе – психологам, социальным и медицинским работникам. Задача медицинских работников, особенно работающих в школе, объяснить подросткам, чтобы они, при необходимости, знали, куда пойти проконсультироваться по затруднительным для них вопросам. До подростка необходимо довести не только правила сексуального поведения, но и рассказать об опасностях заражения заболеваниями, передающимися половым путём и т.д.

 

Строение женского таза.

Таз состоит из 4-х костей: двух тазовых, крестца и копчика.

Тазовая кость до 16-18 лет состоит из трех костей, соединенных хрящами - подвздошная кость, седалищная и лонная кость. Сочленение таза связаны с гормональной деятельностью организма и его подвижность сохраняется до 35-40 лет, затем происходит окостенение хряща и подвижность в значительной степени утрачивается.

Исследование таза имеет важное значение в акушерстве, потому что строение и размеры его оказывают решающее значение на течение и исход родов. Отклонения в строении таза могут затруднять течение родов или представлять непреодолимые препятствия для них.

В акушерстве таз принято делить на большой и малый. Большой таз имеет следующие костные границы: сзади – два последних поясничных позвонка, с боков - крылья повздошных костей, спереди – передняя брюшная стенка. Большой таз не имеет особо важного значения в акушерстве, но он более доступен для обследования, чем малый. Измеряя наружные размеры таза приблизительно судят о величине и форме малого таза.

Вход малого таза закрыт мощной системой мышц (располагающихся в три слоя), образуя тазовое дно. Функции тазового дна:

Ø Опора для внутренних половых органов, способствует сохранению их нормального положения.

Ø Во время родов растягивается и образует широкую трубку, являющуюся продолжением костного родового канала.

РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА МУЖЧИНЫ включает в себя:

Ø Строение и функцию мужских половых органов;

Ø Эндокринное обеспечение репродукции.

Менструальный цикл.

В организме половозрелой небеременной женщины происходит повторяющиеся изменения, подготавливающие организм к беременности, так называемыйменструальный цикл.

Продолжительность менструального цикла индивидуальна и составляет 21-24-28-30-35 дней.

Менструация означает конец физиологических процессов, длящихся 3-4 недели, свидетельствующих о гибели неоплодотворенной яйцеклетки.

Различают яичниковый и маточный цикл. Однако, изменения происходят во всем организме, появляется так называемый предменструальный синдром – головокружение, снижение трудовой активности, увеличение АД, тахикардия, боли внизу живота.

Яичниковый цикл под влиянием гонадотропных гормонов гипофиза в яичниках совершаются ритмичные изменения, которые проходят две фазы: фолликулярная и лютеиновая.

Первичный фолликул состоит из незрелой яйцеклетки, образуются они во внутриутробном периоде и раннем детстве около 400-500 тыс., к периоду полового созревания остается 35-40 тыс., из них созревают полностью 450-500, остальные подвергаются обратному развитию.

В Фолликулярной фазе начинают расти 1-2 фолликула, этот процесс занимает первую половину менструального цикла, т.е. 11-14 дней. В процессе развития фолликула изменяются все его составные части – яйцеклетка, эпителий фолликула и соединительнотканная оболочка.

Яйцеклетка увеличивается и двухкратно делится, что приводит к уменьшению хромосом вдвое, яйцеклетка становится зрелой и готова к оплодотворению. Полость фолликула заполняется жидкостью, содержащей эстрогены.

Выход зрелой яйцеклетки из фолликула яичника в брюшную полость называется овуляцией. Далее яйцеклетка попадает в маточную трубу, в ампулярном отделе происходит оплодотворение. Если оплодотворение не произошло, то через 12-14 дней яйцеклетка в полости трубы начинает разрушаться.

В л ютеиновой фазе на месте разорвавшегося фолликула образует жёлтое тело, которое вырабатывает прогестерон. Если яйцеклетка оплодотворяется, то жёлтое тело продолжает расти и функционировать при первых месяцев беременности, это будет жёлтое тело беременности. Если нет беременности, то это будет жёлтое тело менструации.

Маточный цикл тоже 28 дней. Различают следующие фазы:

ü Фаза десквамации проявляется менструальным кровотечением, продолжается обычно 3-5 дней. Функциональный слой слизистой оболочки распадается, отторгается и выделяется наружу с содержимым маточных желез и кровью из вскрывшихся сосудов.

ü Фаза регенерации – 5-6 день от начала менструации. Восстановление функционального слоя происходит за счёт разрастания эпителия базального слоя эндометрия.

ü Фаза пролиферации совпадает с созреванием фолликула в яичнике и длится до 14 дня цикла – происходит рост желёз слизистой оболочки.

ü Фаза секреции – совпадает с развитием и расцветом желтого тела в яичнике и продолжение до конца менструального цикла. Железы эндометрия продуцируют гликоген, микроэлементы.

Гигиена мужчины

Свежий пот у здорового человека почти не имеет запаха. У несвежего пота запах усиливается из-за того, что бактерии живущие на коже, воздействуют на пот, вырабатываемый апокриновыми железами, производя пахучие вещества. Поэтому проблемы с неприятным запахом тела возникает в покрытых волосами частях тела – в подмышечных и генитальных областях. Здесь форма тела и одежды вызывают застой пота, замедляя скорость испарения.

Потоотделение и запах могут усиливаться при ожирении, употреблении острой пищи, алкоголя, кофе.

Противодействовать запах тела можно, регулярно моясь и меняя одежду, что удаляет бактерии и старый пот.

Для предотвращения запаха ног следует их мыть каждый день. Насухо вытирая, особенно между пальцами и обрабатывать дезодорантом для ног. Ежедневно менять носки.

Гигиена половой жизни.

Секс – это праздник. И начинается он с любовной игры. А для игры необходима соответствующая обстановка, подмостки, декорации. И главное – любовь.

Подчеркнём, что личная гигиена важна для нормального секса. Естественно, каждый человек должен принимать ванну или душ 1-2 раза в день, особенно важно это делать перед половым актом. Мужчины придают большое значение запахам. И 40-43% мужчин считают нормальным естественный запах здоровых половых органов возбуждающим. Поэтому применение дезодорантов и разных сортов мыла могут изменить естественный запах и вызвать обратное действие.

У женщин, как правило, орган обоняние развит лучше, чем у мужчин, они очень чувствительны к запахам и отрицательно реагируют на запах грязного тела.

 

 

Физиология беременности

Расчет срока родов.

Расчет ведется так: от первого дня последней менструации отсчитывают назад сначала три месяца, затем прибавляют 7 дней.

 

Подготовка роженицы к родам.

При поступлении в родильный дом роженица сначала направляется в фильтр, где выявляют наличие инфекционных заболеваний. В случае их обнаружения, роженицу переводят в обсервационное отделение акушерского стационара. Причинами инфекции могут быть ангина, грипп, ОРЗ, пиелонефрит, гнойничковые и грибковые заболевания кожи и др. Направлению в отделение подлежат и родильницы, у которых роды произошли вне больничного стационара (дома, в дороге и т.д.). Наличие у рожениц температуры 37,5 град. С и выше также причиной для определения их в обсервационное отделение.

Здоровые женщины после фильтра проходят в смотровую первого (физиологического) акушерского отделения. Одежда роженицы должна храниться в специальном помещении до выписки из стационара.

Порядок оформления:

1. Анамнез и заполнение история родов.

2. Осмотр кожи, зева, половых органов, измерение живота, таза, рост, вес, аускультация сердца, легких, АД.

3. Укладывают на кушетку, покрытую простыней и производят наружное акушерское исследование.

4. Половые органы обмывают 0,5% раствором хлораминаили раствором перманганата калия 1:6000, высушивают и бреют;

5. Женщина мочится на анализ мочи в судно.

6. Акушерка после осмотра моет руки в течение 2-х минут с мылом

7. Очистительная клизма – 3-4 стакана воды кипяченой, комнатной температуры. Роженица в туалете не должна оставаться без надзора акушерки.

8. Роженице стригут ногти, моют голову; женщина принимает душ.

Послеродовой период

Послеродовым периодом (пуэрперальным) называется период с момента рождения последа до того момента, когда закончится обратное развитие органов и систем, подвергшихся изменениям в связи с беременностью и родами. Продолжительность 6-8 недель.

Послеродовой период по срокам подразделяется на ранний и поздний послеродовой период.

Ранний послеродовой период – это первые 2-4 часа после родов, в течение которых родильница находится в родильном зале под постоянным наблюдением мед. работников, так как возможны кровотечения послеродовые, связанные с возможными осложнениями - патологией сократительной деятельности матки, аномалией прикрепления плаценты.

После родов производят осмотр шейки матки в зеркалах и мягких тканей родового канала. Осмотр производят обязательно всем родильницам. При обнаружении травмы мягких тканей родового канала (разрыв шейки матки, стенок влагалища, промежности) их необходимо зашить.

В течение раннего послеродового периода мед.работник должен следить за общим состоянием родильницы, цветом кожных покровов и слизистых, характером пульса, АД, состоянием матки. Через каждые 20 мин необходимо производить через брюшную стенку производить массаж матки для удаления накопившихся в ней сгустков крови, обращая внимания на консистенцию матки, её величину, болезненность и характер выделений из половых путей. Через 2 часа, если не было осложнений, родильницу переводят из родильного зала в послеродовое отделение.

Изменения в органах женщины в послеродовом периоде.

Ø Изменения в матке.

Непосредственно после рождения последа матка значительно уменьшается по своей величине за счёт сокращения стенок матки. Стенки её утолщаются, и она приобретает шаровидную форму. Передняя и задняя стенки прилегают друг к другу. Тело и шейка матки расположены по отношению друг другу под углом, открытым кпереди. Ось матки отклонена кпереди от оси таза.

Сразу после родов матка весит около 1000 грамм, дно её пальпируется обычно на уровне пупка. Длина её – от наружного зева до дна – равна 15-20 см. За первую неделю послеродового периода масса матки уменьшается вдвое, т.е. достигает 500 грамм. К концу второй недели она весит 350 г, к концу третьей 250 г. К 6-8 неделе после родов обратное развитие прекращается. Матка рожавшей женщины имеет массу около 75 г.

Высота стояния дна матки сразу после родов на 4 см ниже пупка, на следующий день дно матки поднимается и стоит на уровне пупка, вследствие восстановления тонуса мышц тазового дна. На 4-й день после родов дно матки определяется обычно на половине расстояния между пупком и лоном. К 10-му дню после родов дно матки уже на уровне лона.

Инволюция (обратное развитие) матки происходит в результате части мышечных элементов путём их жирового и гиалинового перерождения. Распад мышечных волокон сопровождается гибелью клеток, но не всех. Погибает только часть волокон (50%), другая половина, сохранив ядра, формируется в новые клетки миометрия.

Инволюция матки зависит от общего состояния организма женщины, функциональной полноценности ЦНС и ПНС, эндокринных влияний, от возраста, от количества и длительности предыдущих родов и длительности настоящих родов, воспалительных процессов в матке, её недоразвитие. Большое значение имеет секреторная функция молочных желёз: у кормящих грудью родильниц инволюция происходит быстрее.

Эпителизация раневой (внутренней) поверхности заканчивается к 9-10-му дню, восстановление слизистой оболочки – на 6-7-й недели, а в области плацентарной площадки – на 8-й недели после родов.

Задержавшиеся в матки остатки децидуальной оболочки, тромбы и обрывки сосудов, кровь, слизь и другие тканевые элементы в послеродовом периоде подвергаются перерождению, расплавлению и отторжению. Кроме того, раневая поверхность матки выделяет раневой секрет – лохии.

В первые 2-3 дня лохии состоят из чистой крови и имеют кровянистый характер, начиная с 3-го дня выделения становятся кровянисто-серозными, на 7-9-й день после родов лохии становятся серозными.

Общее количество лохий в первые 8 дней послеродового периода составляют от 500 до 1500 мл. Они имеют своеобразный прелый запах, реакция их нейтральная или щелочная.

С 10-го дня послеродового периода к лохиям примешивается значительное количество слизи, вследствие чего выделения приобретают серозно-слизистый характер. К концу третьей недели послеродового периода выделения из матки почти прекращаются и приобретают такой же характер, как и до наступления беременности. Полностью выделения из матки прекращаются на 5-6-й недели.

Ø Изменения в шейки матки.

Инволюция шейки матки отстаёт по своей интенсивности от инволюции тела матки. Сразу после родов шеечный канал свободно пропускает в полость матки всю кисть. Через 10-12 часов после родов канал шейки матки приобретает воронкообразную форму. Внутренний зев пропускает 2-3 пальца, на 3-й день он становится, проходим для одного пальца. Формирование цервикального канала заканчивается к 10 дню. Наружный зев шейки матки приобретает форму щели (в отличие от округлой формы у не рожавшей шейки).

Ø Изменения в маточных трубах, яичниках, влагалище.

Трубы быстро возвращаются в исходное положение (исчезает отёчность, гиперемия). По мере инволюции вместе с маткой опускаются в полость малого таза и принимают обычное горизонтальное положение.

Связочный аппарат, бывший в первые дни послеродового периода в расслабленном состоянии, постепенно приобретает обычный тонус и к концу 3-й недели состояние его становится таким же, как до беременности.

Яичники подвергаются существенным изменениям. Заканчивается регресс жёлтого тела и начинается созревание фолликулов. У большинства не кормящих женщин на 6-8-й недели после родов наступает менструация. У кормящих – менструации, как правило, не бывает несколько месяцев или в течение всего периода кормления грудью. Однако у части кормящих женщин менструация возобновляется вскоре после окончания послеродового периода.

В послеродовом периоде восстанавливается тонус стенок влагалища, сокращается его объём, исчезает отёчность и гиперемия.

Ø Изменения в молочных железах.

Молочные железы в процессе беременности и в послеродовом периоде подвергаются весьма существенным изменениям.

Постепенное развитие желёз начинается уже с первых дней беременности. Небольшое набухание их и появление молозива является одним из ранних признаков беременности. К концу беременности молочные железы достигают значительного развития, однако, активная секреторная деятельность их развивается лишь с 2-3 дня.

Образование молока происходит вследствие гормональных изменений в организме женщины после родов. После рождения плаценты концентрация женских половых гормонов уменьшается, что стимулирует образование лактогенного гормона. В регуляции процесса образования, накопления и выделения молока основную роль играют отделы головного мозга – гипофиз и гипоталамус. Спустя 2-4 дня после родов происходит прилив молока. В это время молочные железы увеличиваются, резко нагрубают и становятся очень чувствительными.

Прекращение лактации зависит от того, насколько опустошается грудь после кормления ребёнка. Если ребенок высасывает молоко полностью, то после кормления интенсивно образуется новое. Если часть молока остаётся в груди, то происходит застой и новая порция значительно меньше. Количество молока зависит от потребностей ребенка, а вовсе не от размера молочных желез. Женщины с маленькой грудью тоже могут полноценно вскормить своего ребенка.

Введение послеродового периода.

Физиологический послеродовой период характеризуется хорошим общим состоянием женщины, нормальной температурой и частотой пульса, правильной инволюцией матки, наличием нормального количества и качества лохий, достаточной лактацией.

Мед.работник может выявить следующие проблемы родильницы – задержка мочеиспускания и стула (из-за перевозбуждения симпатического отдела НС), задержка обратного развития матки (субинволюция), нагрубание молочных желез (из-за лактостаза).

Для женщин в послеродовом периоде характерна неровность настроения, некоторые женщины испытывают депрессию, всё видят в черном свете, страшатся предстоящих хлопот и забот, опасаются не справиться с ними. Это временное явление, только в исключительных случаях речь идёт об истинном психозе, тогда требуется помощь психиатра.

При задержке мочеиспускания необходимо попытаться вызвать его рефлекторно (создать звуковой рефлекс, открыв кран с водой, поливать тёплой водой на область уретры, положить грелку на надлобковую область). При отсутствии эффекта показана медикаментозная терапия (однократно в\м инъекция 10 мл 25% раствора сернокислой магнезии), либо опорожнение мочевого пузыря с помощью катетера.

При отсутствии самостоятельного стула на 3-е сутки после родов дают внутрь слабительное (касторовое масло, глаксена и др.). При отсутствии эффекта – очистительная клизма.

При нарушении функции молочных желёз необходимо осуществить тщательное расцеживание груди, ограничить на время обильное питьё, использовать правильно подобранный бюстгальтер, который необходимо носить не только в дневное, но и в ночное время.

Для профилактики воспаления молочной железы (мастита), необходимо уделять внимание гигиене молочной железы и соблюдать правильную технику вскармливания (нарушение техники может стать причиной образования трещин сосков, которые являются входными воротами инфекции).

Симптомы мастита –гиперемия кожи железы, сильная распирающая боль и повышенная температура.

Уход за молочной железой включает в себя обмывание груди до, и после кормления ребенка кипяченой водой с мылом. Особенно важно тщательно мыть руки перед кормлением ребенка, для этого можно использовать дезинфицирующее средство.

Соблюдение правил личной гигиены включает в себя и ежедневный тщательный туалет наружных половых органов дезинфицирующим раствором (слабо-розовым раствором перманганата калия) и смена подкладных стерильных пелёнок. Ежедневный душ рекомендуется с 3-го дня после родов.

При наличии операционных швов (если во время родов были разрывы родового канала или рассечение промежности), то в первые 4 дня обработка швов проводится не менее 3-4 раз в сутки, а в последующие дни не менее 2-х раз в сутки.

Процессам восстановления брюшной мускулатуры и мышц дна таза способствует специальный комплекс гимнастических упражнений для родильниц. Никогда так не нужна женщинам ежедневная гимнастика, как в послеродовом периоде. Если нет медицинских противоп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.018 с.)