Методика 1. Экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 1. Экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника»



 

«Внутренняя позиция школьника» понимается как сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне. Беседа состоит из 12 вопросов. Ключевыми являются вопросы 2-8, 10-12. Вопросы № 1 и № 9 не являются ключевыми, так как на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.

Вопросы беседы

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Какие у тебя любимые книжки?

8. Почему ты хочешь идти в школу?

9. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее?

10. Тебе нравятся школьные принадлежности?

11. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?

12. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

13. В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

 

Интерпретация результатов

Вопрос № 2. Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот.

Вопросы № 3, 4, 5, б направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос № 6 о любимых книгах.

Вопрос № 7. Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу. Если ребенок говорит, что хочет идти в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д., то это свидетельствует о познавательной мотивации. Если ребенок отвечает, что он хочет пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., то желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.

Ответ на вопрос № 8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.

Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе № 10 и наоборот.

Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться (вопрос № И), и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос № 12). Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене

Анализ ответов на вопросы показывает сформированность или несформиро-ванность «внутренней позиции школьника».

 

Методика 2. МЕТОДИКА «ДА И НЕТ»

Методика применяется для исследования умения действовать по правилу и является модификацией известной детской игры «Да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите».

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. (Испытуемый повторяет эти слова). Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» После того, как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

Интерпретация результатов. Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.

Задание выполнено на высоком уровне, если не допущено ни одной ошибки.

Если допущена одна ошибка, то это – средний уровень.

Если допущено более одной ошибки – низкий уровень.

Вопросы к методике «Да и нет»

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь слушать сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Тебе нравится гулять в лесу?

5. Ты любишь играть в игрушки?

6. Ты хочешь учиться?

7. Ты любишь играть во дворе с ребятами?

8. Тебе нравится болеть?

9. Ты любишь смотреть телевизор?

 

Методика 3. ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

А. КЕРНА – Я. ЙИРАСЕКА (сокращенный вариант)

Тест включает в себя два задания: графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Эти задания дают общее представление об уровне развития тонких движений руки и сенсомоторной координации у ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонких двигательных координации, функциональной зрелости структур головного мозга. Без развития последней невозможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи.

Ход выполнения. Ребенку дается лист бумаги, на лицевой стороне которого записывается его имя и фамилия, на обратной стороне бумаги в верхней левой части помещен образец письменных букв, а в нижней левой части – образец группы точек, написан образец фразы и образец группы точек. Правая часть этой стороны лист оставлена свободной для воспроизведения образцов ребенком. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, делают соответствующую запись в протоколе).

Инструкция к заданию № 1: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу из трех слов, написанных письменными буквами («Он ел суп», «Ева пьет чай»). Если ребенок неудачно угадает длину фразы, и одно слово не поместится в строчке, следует обратить его внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав предложенную фразу, пишут ее печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец с иностранными словами, также написанными письменными буквами.

Инструкция к заданию № 2: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же». При этом нужно показать, где ребенок должен рисовать, поскольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей.

Во время выполнения детьми заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует ученик – правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок, роняет ли карандаш и ищет его под стулом, начал ли рисовать не в том месте, которое ему указали, или просто обводит контур образца; желает ли убедиться в том, что рисует красиво и т. д.

Обработка данных. Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). Критерии оценки по каждому из заданий:

Задание № 1. Срисовывание письменного текста

1 балл — имитация, которую можно прочитать. Буквы могут по величине в 2 раза превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.

2 балла — предложение можно прочитать, размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла — явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла — с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов — каракули.

 

Задание № 2. Срисовывание группы точек

1 балл — точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше чем в полтора раза.

2 балла — количество и состав точек должны соответствовать образцу.

Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины

зазора между строкой или колонкой..

3 балла — рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по

ширине и высоте более, чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот, даже на 180 градусов.

4 балла — контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы, например линии, не допускаются.

5 баллов — каракули.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.52 (0.012 с.)