Проверка умений по чтению и письму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка умений по чтению и письму



Проверку умения читать можно проводить индивидуально или коллективно по тексту, который дети не видели раньше. Для этого можно использовать тексты и слова из «Азбуки», например, рассказ «В библиотеке» (Русск. Азбука, с-105), «Звери в зоопарке» (Русск. Азбука, с. – 95).

Отмечать так: ПР.- пропускает буквы, 3. – заменяет одну букву другой, В. -вставляет лишние буквы, ПОВ — повторяет буквы или слоги.

Понимание читаемого устанавливается с помощью вопросов. Вопросы задаются к прочитанному тексту либо к отдельному предложению; понимание значения слова тоже проверяется с помощью вопроса. Понимание читаемого отмечается знаками «+»,«-».

Проверка умения писать осуществляется следующим образом. Детям раздаются листки бумаги, на которых написаны их фамилии. Выясняется, что умеют писать дети — буквы, слова, предложения. Если дети умеют писать слова, предложения, попросить записать те слова, которые они знают из «Прописи», «Букваря» (или продиктовать их), списать (или записать под диктовку) предложения. Проверка знания букв может проводиться двумя способами: 1) дать задание детям написать знакомые буквы (любым способом, как умеют); 2) запись ряда слов под диктовку проверяющего. Если какую-либо букву они не знают, то ставится черточка (показать на доске, как это делается). Обследование следует проводить в спокойной обстановке, не торопясь, давая детям время на вспоминание графического облика буквы.

Обработка данных записывается подробно.

3. Проверка состояния связной речи детей:

Для выявления состояния связной речи детей следует установить умения: читать наизусть стихотворения, пересказывать сказки, составлять связный текст по предложенной картинке (или умение составить рассказ из опыта).

При обследовании уровня развития устной связной речи вначале необходимо позаботиться о создании непринужденной речевой ситуации, войти в доверительный контакт с ребенком; лучше проводить беседу-диагностику в отдельном уголке, ребенка не должны отвлекать шум, присутствие посторонних лиц.

Предложите вначале прочитать наизусть знакомые стихотворения, зафиксируйте количество читаемых стихотворений (знает не менее 3-х стихотворений, знает одно-два, не знает стихов), выразительность – невыразительность их исполнения.

Затем попросить назвать сказки, которые хорошо знает ребенок, осудите с ним, какую сказку он будет пересказывать. Запишите текст пересказа полностью (с помощью коллег-студентов) и проанализируйте его по следующим показателям:

• самостоятельность пересказа: пересказывает самостоятельно без наводящих вопросов, при пересказе нуждается в помощи взрослого;

• полнота передачи содержания текста: текст передается близко к авторскому, т.е. полностью передает смысловые части; отпускает некоторые важные смысловые моменты;

• последовательность изложения текста: точно соблюдает последовательность изложения событий; некоторые части текста переставляет или опускает;

• умение пользоваться выразительными средствами: часто и правильно использует выразительные средства; редко использует выразительные средства; передает содержание текста невыразительно (монотонно);

• плавность речи: содержание текста передает свободно, без лишних пауз;

часто делает необоснованные остановки, длительные паузы.

В заключительной части диагностики выявляется умение составлять собственный устный рассказ (по картине или из опыта). Вначале побеседуйте с ребенком: любит ли он рассматривать картинки, слушать рассказы о случаях из жизни других людей, самому рассказывать о том, что интересного с ним приключилось, о своих игрушках, домашних питомцах и т.д. Затем договоритесь с ребенком, какой рассказ он хочет составить – по картинке или случае из своей жизни, по рассказанному другими.

Покажите ребенку сюжетную картинку (можно из «Азбуки», обязательно близкую жизненному опыту ребенка), дайте возможность внимательно рассмотреть ее, а затем предложите рассказать, что на ней изображено.

Рассказ проанализируйте по следующим показателям:

• самостоятельность составления рассказа: рассказывает самостоятельно;

может составить рассказ при помощи взрослого, по вопросам;

• полнота изложения: умеет связать основные детали с второстепенными, указывает при этом время и место действия, изображенные на картине; указывает на основные детали; перечисляет лишь отдельные предметы и действующих лиц, изображенных на картине; соблюдение логической последовательности: соблюдает ее, не соблюдает.

Отметьте также, 2-3 и более, одну-две, сколько ребенок знает сказок, не может вспомнить сам название, а также вообще способность к пересказу (умеет пересказывать, пытается пересказать, но неудачно, не умеет и не пытается пересказывать сказки).

Если ребенку больше нравится рассказывать из опыта, предложите ему составить рассказ о каком-нибудь факте из его жизни (как он провел выходной, что интересного с ним приключилось, как он играет), дать описание любимой игрушки (домашнего животного).

Отметьте, умеет ли ребенок самостоятельно передавать знакомые события, случаи из своей жизни, описать предмет: умеет, испытывает затруднения – рассказывает непоследовательно, без дополнительных вопросов трудно понять содержание сказанного; не может самостоятельно составить рассказ, описать предметы. Отметьте также, какие недочеты отмечаются в высказывании ребенка: употребление лишних слов (а, ну, вот, потом и др.), фонетические и лексико-грамматические ошибки.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВЫХ УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

Обучение грамоте по «Русской азбуке» состоит из двух периодов: подготовительного (две ступени – безбуквенная и буквенная) и основного. На уроках подготовительного периода решаются задачи постепенного приобщения детей к учебной деятельности, выявления уровня готовности к овладению детьми навыка чтения и письма. В ходе занятий первоклассники начинают практически пользоваться такими терминами, как предложение, слово, слог, ударение, звук, буква, гласный, согласный, слияние и др. Центральное место на уроках подготовительного периода занимает анализ звучащей речи.

Обучение чтению

Во время педагогической практики студенты наблюдают и анализируют уроки чтения на безбуквенной ступени.

Вся работа учителя в это время подчинена главной цели – вести детей через слуховое восприятие и артикуляционное воспроизведение речи к осознанию фонемной сущности языка. На этой ступени формируются следующие умения у первоклассников:

• выделять на слух из речевого потока и «записывать» предложения, состоящие из нескольких слов;

• делить слова на слоги, соотнося их с количеством гласных звуков;

• определять ударения и обозначать на схеме ударный слог;

• распознавать в слогах гласные и согласные звуки;

• опознавать разную структуру слогов (Г, СГ, СГС и др.), выделять в схемах слов и на слух слияние и звуки, примыкающие к нему.

Рассмотрим краткое содержание каждого урока первой учебной недели и задания для наблюдений.

Задания для наблюдений

1. Ведя ежедневные записи уроков чтения (и письма), следуйте следующим правилам: а) запишите тему урока; б) оставьте 10-12 строк для формулировки целей урока, оборудования; в) ведите записи по схеме:

п/п|| Этап урока, виды работы ||Речевая деятельность учителя и учащихся|| Методический комментарий||

2. Сформулируйте воспитательные, образовательные и развивающие цели урока.

3. Какие методы и приемы использует учитель при формировании умений выделять из речевого потока предложения, определять количество слов в предложении, делить слова на слоги, определять ударения, анализ звуковой структуры слова, распознавания гласных звуков и осознания слогообразующей роли гласных.

4. Какова активность детей при воспроизведении ими текстов знакомых сказок, рассказов о своих впечатлениях? Какими предложениями пользуются учащиеся при составлении рассказов, ответов на вопросы учителя (простыми, сложными; полными-неполными и др.)?

5. Отметить упражнения, способствующие развитию речи и мышления первоклассников (словарно-логические упражнения и их цель, словарные упражнения, обогащение словаря, объяснение значений слов, составление предложений, упражнения по развитию связной речи). Обратите внимание на разновидности (варианты) каждого из перечисленных упражнений.

6. Виды аналитико-синтетической работы с использованием схем, картинок; организация самостоятельной работы учащихся.

7. Как осуществляется в процессе урока дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учетом их разной подготовленности к обучению грамоте?

8. Как учитель чередует работу с языковым материалом с другими видами деятельности на уроке чтения?

9. Определить особенности проведения занятий с детской книгой на уроке обучения грамоте (занятие внеклассным чтением).

Примечание: делать краткий анализ уроков чтения ежедневно в соответствии с данными критериями или же сделать обобщающий анализ просмотренных уроков чтения за весь период практики; использовать данную схему анализа методических аспектов характеристики урока при оформлении зачетного урока чтения.


Беседа об отношении к школе и учению (Т.А. Нежнова)

1. Хотел бы ты идти в школу? (Выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе)

2. Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? (Осознанные мотивы желания или нежелания идти в школу)

3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готовили)? (Какие собственные действия или действия родлителей ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе)

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (Элементы школьно-учебной действительности, наиболее привлекательные для детей)

5. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? (Отсутствие или наличие у ребенка учебной ориентации в ситуации необязательности посещения школы)

6. Если бы учительница предложила тебе выбрать темц для свободного урока, о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? (Место школно-учебных интересов среди всех в условиях свободного выбора)

7. Как, по-твоему, лучше учиться – дома с мамой или в школе с учителем? Дома с учителем или в школе с мамой? (Предпочтение школным организационным формам обучения)

Оценка беседы

Сумма баллов за ответ на вопросы А, Б или О:

А – ответ, содержащий предпочтение школьно-учебной тематики;

Б – за формальные внешние дошкольные и прочие ответы;

О – за отказ от ответа.

Оцениваются вопросы 3 – 6. Высший балл – 4А, низший балл - 4Б (за каждый ответ – 1 балл, исключая ответы на 1 и 2 вопросы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.015 с.)