Организация ключевого хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация ключевого хозяйства



 

40.1. Главной задачей при организации ключевого хозяйства является установление строго контроля за пользованием ключами или карточками доступа к электронным замкам (далее – карточки доступа), а также исключение возможности несанкционированного проникновения посторонних лиц в экспозиционные залы, хранилища, реставрационные и иные помещения музея.

Возложение ответственности за организацию ключевого хозяйства на должностных лиц музея определяется внутримузейной инструкцией. Как правило, эти функции осуществляют главный хранитель или заместитель директора по безопасности.

40.2. Каждый ключ или карточка доступа должны быть зарегистрированы в специальном журнале, порядковый номер по которому является номером ключа или карточки доступа.

Ключ снабжается биркой с названием номера зала, хранилища, шкафа, витрины и прочих мест хранения ценностей.

Первые экземпляры ключей и карточек доступа должны храниться в специальных пеналах, которые выдаются ответственным хранителям, опечатываются их личной печатью.

Выдача ключей и карточек доступа производится только лицам, указанным в ежегодно обновляемом приказе директора музея, экземпляр которого должен быть на посту охраны.

Выдача и возврат пеналов с ключами и карточками доступа фиксируется в специальном журнале, который хранится на посту охраны (приложение № 63).

Вынос пломбиров, пеналов с ключами и карточками доступа за пределы музея категорически запрещается.

40.3. Ключи от хранительского оборудования (шкафы, витрины, сейфы) хранятся в помещении хранилища в металлическом шкафу или сейфе.

40.4. Дубликаты всех ключей и карточек доступа хранятся в сейфе у директора или главного хранителя музея. Использование дубликатов фиксируется в специальном журнале.

40.5. Хранилища музеев в рабочее время должны быть закрыты.

В отсутствие ответственного хранителя доступ в них запрещен.

В случае необходимости доступа в хранилище в отсутствие ответственного хранителя вскрытие помещения производится по распоряжению главного хранителя комиссией в составе не менее 3 человек.

Список лиц, имеющих право доступа в хранилище, обновляется по мере необходимости и должен находиться на посту охраны.

Все другие сотрудники музея допускаются в хранилище только в сопровождении ответственного хранителя или заведующего отделом хранения.

Допуск посторонних лиц, в том числе, исследователей, а также вынос музейных предметов и прочих материальных ценностей осуществляется по письменному разрешению директора музея на основании пропуска, который подписывается главным хранителем и регистрируется в специальном журнале (приложение № 64).

 

Обеспечение сохранности музейных предметов

При их экспонировании

 

41.1. Устройство и оборудование экспозиционных залов должны предусматривать создание оптимальных условий для показа и сохранности экспонатов.

41.2. Экспозиционное оборудование (стенды, шкафы, витрины, подставки и т.п.) снабжается внутренними замками и специальными приспособлениями для наложения пломб и печатей.

41.3. Витрины и шкафы для предметов из драгоценных металлов и камней, оружия должны быть оборудованы сигнализацией.

Оборудование изготавливается с учетом габаритов и веса экспонатов и должно быть прочным и устойчивым (особенно подставки для скульптур, макетов и моделей). Для обеспечения необходимой устойчивости его прикрепляют к полу специальными металлическими угольниками, приделанными к ножкам или к основанию.

41.4. Все малоустойчивые предметы, выставленные на различных полках и подставках, должны обязательно прикрепляться к полке, стене шкафа или к подставке.

Особо ценные и хрупкие экспонаты, оружие, предметы небольших размеров (в том числе мелкая скульптура, фарфор, стекло и т.д.) экспонируются только в застекленных шкафах, витринах или стендах.

41.5. В открытой экспозиции около особо ценных или хрупких экспонатов устанавливаются специальные ограждения.

41.6. В случае необходимости отдельные экспонаты закрываются стеклянными колпаками. Колпаки должны быть плотно пригнаны к подставкам.

41.7. Витрины и шкафы всех типов должны надежно защищать музейные предметы от пыли.

41.8. Экспозиционное оборудование располагается по отношению к окнам таким образом, чтобы экспонаты не подвергались действию прямых солнечных лучей.

41.9. При развеске экспонатов на щитах или внутри шкафов предметы должны закрепляться неподвижно.

На стенах, стендах и щитах для подвески экспонатов укрепляются металлические штанги. Подвеска картин осуществляется на металлических полосах, тросах или шнурах. Для подвески большемерных и очень тяжелых экспонатов используются металлические полосы или тросы.

Кольца для подвески картин укрепляются на тыльной стороне рамы. Запрещается ввертывание колец в подрамник картины. В рамах, подготовленных для экспозиций, глубина паза для картины должна соответствовать толщине подрамника. Для монтировки картин в рамы разрешается пользоваться только специальными металлическими или деревянными зажимами и вертушками. Железные зажимы должны быть предварительно покрыты антикоррозионным защитным слоем. Тыльную сторону монтированной в раму картины можно защитить фанерой, плотной тканью или дерматином.

41.10. При развеске произведений живописи на дереве без окантовок и рам (например, икон) следует крепить их при помощи специальных металлических держателей, обернутых тканью. При значительной тяжести произведения необходимо обеспечить дополнительные упоры под нижний торец экспоната или рамы.

В экспозиции произведения живописи желательно хранить под стеклом, особенно картины, висящие в нижнем ряду. Для того чтобы стекло не прикасалось к живописи, по краям делают деревянные, картонные или пробковые прокладки толщиной 2-5 мм.

41.11. Произведения графики могут экспонироваться в витринах в рамах или в одной окантовке, но обязательно под стеклом и в двойном паспарту из бумаги, не содержащей лигнина. Для изготовления паспарту используется чертежная бумага типа ватман, полуватман и белый картон.

41.12. Использование фанеры и досок без бумажных прокладок для окантовки графики запрещается.

41.13. Срок экспонирования всех видов бумажных материалов зависит от характера освещения залов и использованных средств защиты самих произведений. В зависимости от условий общая продолжительность экспонирования должна быть не более 6 месяцев в году.

41.14. Старые фотоснимки экспонируются в витринах или под стеклом, в паспарту, по тем же правилам, что и художественная графика. Допустимый срок их экспонирования - не более года. Для постоянной экспозиции их необходимо заменять точной фотокопией.

41.15. При экспонировании одежды предпочтительно использовать манекены. Если одежда хранится или экспонируется на плечиках, то на последние необходимо сделать мягкие подкладки.

41.16. Срок экспонирования не дублированных тканей в висячем положении не должен превышать трех лет.

41.17. Не дублированные археологические и ветхие ткани, а также тонкие ткани с тяжелым золотым, серебряным и иным шитьем можно экспонировать только в горизонтальном положении.

41.18. Для подвески тканей к верхней кромке с тыльной стороны пришивается карман из вспомогательной материи для продевания планки, за которую и осуществляется подвеска.

41.19. Древние, хорошо сохранившиеся ткани можно экспонировать в вертикальном положении прикрепленными по периметру к холсту, натянутому на подрамник. Такую подготовку тканей может выполнять только квалифицированный реставратор.

41.20. Ковры и гобелены при их экспонировании могут прикрепляться за нашитые полосы другой ткани к обтянутому холстом подрамнику соответствующего размера.

Категорически запрещается прибивать ткани, ковры, гобелены гвоздями или прикалывать булавками.

41.21. При монтаже экспозиции картины устанавливаются на полу вдоль стен, на специальных подушках или подставках. Расписную или золоченую скульптуру из дерева, резьбу, резные или золоченые рамы при монтаже экспозиции нельзя ставить прямо на пол или прислонять к стене; необходимо пользоваться мягкими прокладками из поролона или подушек с ватой и ветошью между полом, стеной и предметом. Экспонаты удобнее ставить к стене тыльной стороной.

41.22. При экспонировании мебели желательно помещать ее на подиумы, по площади несколько больше экспоната и не менее 10 см высоты.

Не допускается использование музейных предметов мебели в качестве подставок для витрин или подиумов под скульптуру.

Если экспозиционно-художественным решением предусмотрена установка на мебель каких-либо других экспонатов (вазы, часы, настольные украшения, фотография в рамке и т.д.), нижнюю часть устанавливаемого предмета должна быть изолирована от поверхности мебели прокладкой из мягкой ткани, например, байки.

41.23. Двусторонние предметы экспонируются на специальных подставках или в витринах, допускающих обозрение с разных сторон.

41.24. Объемные вазы, большемерная скульптура, керамическое панно, мозаика должны размещаться на специальных тумбах - подставках или прикрепляться к стене.

41.25. Выставленную в экспозиции скульптуру необходимо крепить к постаменту с учетом специфики материала памятника, используя в этих целях гипс, мастики и другие обратимые легко удаляемые материалы.

41.26. Запрещается использование пластилина и необратимых клеев в качестве крепления для всех без исключения предметов.

41.27. Коллекции насекомых экспонируются наколотыми на специальные булавки в застекленных ящиках или коробках с торфяным дном, оклеенным внутри белой бумагой.

Не допускается экспонирование ботанических материалов без герметизации более одного месяца.

41.28. Категорически запрещается размещение экспонатов вблизи отопительных приборов и вентиляционных установок.

Предметы из органических материалов (дерево, бумага, фотографии, кожа, кость, ткани, масляная и темперная живопись, воск, ботанические и зоологические объекты и т.д.), должны располагаться не менее чем на 1,5-2 метра от отопительных приборов и источников света, обладающих тепловым воздействием (лампы накаливания).

41.29. Для защиты музейных помещений от пыли, мух и попадания музейных вредителей открываемые окна и вентиляционные отверстия должны быть снабжены фильтрами в виде специальных рам, обтянутых марлей, капроновой или частой металлической сеткой с ячейками не более 1 мм.

Потоки воздуха в зоне экспоната не должны превышать 0,1 м/с. Опасны даже очень слабые воздушные потоки, так как они оказывают давление на всю структуру материала и влияют на его термоденамическое равновесие с окружающей средой.

41.30. Оборудование временных выставок должно отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к экспозиционному оборудованию. Кроме того, оно должно легко монтироваться и демонтироваться и быть удобным при перемещениях. Предпочтительны модульные конструкции с внутренней оснасткой, позволяющей многоразовое и многоплановое использование.

Оборудование временных выставок (шкафы, витрины, подиумы) может быть нейтрально по форме и рассчитано на многоразовое использование для различных категорий экспонатов. Предпочтительны модульные конструкции с внутренней оснасткой, позволяющей многоплановое использование.

 

42. Основные требования к обеспечению сохранности музейных предметов в условиях размещения их в хранилище

 

42.1. Музейные фонды размещаются в специально оборудованных хранилищах, которые могут быть комплексными или раздельными.

В комплексных хранилищах организуется хранение разных групп музейных предметов.

В раздельных хранилищах организуется хранение одной группы или сходных по требованиям к условиям хранения музейных предметов.

Под хранилища отводятся просторные, светлые помещения с регулируемыми системами вентиляции и отопления, обеспечивающие необходимые условия для правильного хранения, а также изучения музейных предметов в целях всестороннего их использования.

Хранилища должны удовлетворять требованиям максимальной противопожарной безопасности, иметь запасные выходы и соответствующее противопожарное оборудование.

Помещение хранилища должно быть проверено органами технического надзора для определения допустимой нагрузки на пол.

42.2. При хранилищах должны быть оборудованы:

рабочие помещения для ответственных хранителей;

помещение для новых поступлений, где они распаковываются, разбираются, проходят первичный осмотр, изолятор и камеры для дезинфекции и дезинсекции;

помещение для хранения экспонатов временных выставок, оборудованное с расчетом на хранение экспонатов разного профиля;

специальная кладовая для хранения хозяйственного инвентаря для перемещения предметов (носилки, лямки, тележки, лестницы, веревки и т.д.), для уборки помещения (мехи, пылесосы), упаковочного материала и запаса материалов консервационного характера;

помещение для хранения запасных витрин, стендов, рам, стекла;

помещение для работы посетителей и т.п.

42.3. Музейное оборудование в хранилищах расставляют таким образом, чтобы дверные и оконные проемы оставались свободными. Шкафы и стеллажи в хранилищах следует расставлять вдоль стен или перпендикулярно продольным стенам, оставляя центральный проход не менее 2,5, а проходы между ними не менее 0,9 м, в зависимости от глубины помещения и размеров предметов хранения.

Стены можно оборудовать штангами и иным оборудованием для подвески экспонатов.

Оборудование для хранения делается из металла или сухого дерева, обработанного антисептическим и огнезащитными составами. Деревянное оборудование периодически осматривается для своевременного обнаружения вредителей древесины и для подтверждения огнезащитных свойств.

42.4. Хранение музейных предметов и музейных коллекций в хранилищах может быть организовано по следующим видам:

основное (закрытое) хранение, при котором музейные предметы размещаются в хранительском оборудовании, не предназначенном для обзорного осмотра: в шкафах, комодах, а при хранении на стеллажах – в чехлах, коробках, паках и т.п.

Доступ в такое хранилище сторонних посетителей – специалистов-исследователей осуществляется по специальным разрешениям директора и главного хранителя музея в сопровождении ответственного хранителя. Доступ представителей контрольно-надзорных органов при исполнении ими контрольных функций регулируется положениями об этих органах;

открытое хранение, при котором часть музейных предметов доступна обзору благодаря размещению в остекленных шкафах, витринах, на откатных рамах, выдвижных кассетах, не зашторенных стеллажах и т.п.

Открытое хранение фондов может использоваться для проведения эпизодического или периодического показа музейных предметов в форме тематической экскурсии как для исследователей, так и более широкого круга посетителей, которую проводит ответственный хранитель по специальному плану и на основании разрешения директора и главного хранителя музея;

фондовое хранение режимного типа («особые» или «золотые» кладовые, хранилище оружия), при котором доступ в хранилище, кроме ответственных хранителей, представителей учредителя и соответствующих ведомств, строго ограничен.

42.5. На все места хранения (шкафы, стеллажи, комоды, папки и т.д.) составляются топографические описи, содержащие наименование предмета, все его учетные обозначения, а также отметки о перемещениях предмета, выдаче и возврате и т.д.

Топографические описи датируются и подписываются ответственным хранителем (приложение № 65)

В каждом хранилище необходимо вести журнал учета посетителей, который должен быть прошнурован, пронумерован, заверен подписями директора и (или) главного хранителя и (приложение № 66).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.029 с.)