Игра, ее сущность и основные функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра, ее сущность и основные функции



ИГРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Определение и структура игры

Понятия «игра», «играть» отражают тайные, скрытые цели, интриги людей (игры политические, парламентские, номенкла­турные). Лексический потенциал этих понятий и их производ­ных огромен: играючи (без усилий), игривый (веселый, шалов­ливый), игрушка (вещь для развлечения и одновременно по­слушное орудие чужой воли), игристый (напиток). Мы гово­рим - игра слов, чувств, страстей. Мы говорим - играть, подра­зумевая такие понятия, как резвиться, забавляться, проводить время в отдыхе, развлечениях, досуге. Вместе с тем играть - это исполнять роль в спектакле, какое-либо музыкальное произве­дение, состязаться в конкурсе, соревновании, делать ход в шах­матах. И уж совсем, казалось бы, парадоксальное: играть — рис­ковать жизнью; играть - использовать чувства другого, пренеб­регать самолюбием человека, заниматься чем-то несерьезным, притворяться, проявляться, занимать место и т. д.

Слова игра, играть в русском языке чрезвычайно многооб­разны, употребляются и в значении развлечения, и в переносном значении (игра с огнем), и в значении чего-то необычного (игра природы) или случайного (игра судьбы). Слово играть употреб­ляется в значении притворства (играть комедию) или раздра­жающего действия (играть на нервах); занимать какое-либо по­ложение (играть руководящую роль); обращаться с чем-либо легкомысленно (играть с огнем, играть с людьми); проявляться в особом блеске (солнце играет на воде, волна играет). Хотя в толковых словарях и различают прямое (основное) и перенос­ное значения этих слов, их различие не представляется доста­точно ясным.

Игра — понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, прогнозирующими процессы, обусловленные мно­гими факторами. Игра включена в экономические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т. п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов. Дли­тельно применявшиеся организационные, популяционные, даже теологические системные объяснительные модели в данное время заменяются игровыми.

В древнегреческом языке было три понятия игры: пэдия (собственно детская игра), атиро (игра-забава, пустяк, пустое развлечение), агон (поединок, состязание, соревнование). В сан­скрите - пять значений игры: игра детей; игра-представление; игры-шутки, фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство.

«Русский энциклопедический словарь» (1877) относит к иг­рам хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, кон­ские ристалища и даже демонстрацию зверей в цирке.

Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена про­изводственно-техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим опе­рациям. Существенным в труде является его общественная сущ­ность, специфический характер трудовой деятельности, которая вместо того чтобы просто приспособляться к природе (как жиз­недеятельность животных), изменяет ее. Игра связана с практи­кой, воздействием на мир. Игра человека - порождение деятель­ности, посредством которой он преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, ото­бражая действительность, ее преображать. Впервые появляясь в игре, эта человеческая способность в игре впервые и формиру­ется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное центральное и самое общее значение игры.

В обыденном сознании людей игра остается легковерной заба­вой, развлечением, делом не очень важным и не очень серьезным.

В общественной практике и науке последних лет понятие иг­ры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни и культуры, принимается как общенаучная, серь­езная категория.

В науке сложились разнообразные трактовки детской игры: как универсального понятия игры и игры как специфического социально-культурного явления. Но и первая, и вторая трактов­ки понимают ее как активно-преобразовательную деятельность, которая открывает большие возможности исследовать воспита­тельный потенциал игры.

Для понимания сущности игры важно различать субъектив­ное и объективное значения. Субъективное значение игры опре­деляется ее мотивом, непосредственным побуждением к игре, которым является получение удовольствия в самом процессе игровой деятельности. Игра содействует формированию физи­ческих и духовных способностей человека, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой.

Игра - это школа общения, действенное средство нравствен­ного воспитания, модель взрослой жизни, когда происходит не только знакомство с различными профессиями, но и учеба ценить труд, ощущать гордость быть тружеником.

Игра - это особая модель поведения, которая помогает адап­тироваться личности как в кругу семьи (отдельно взятой ячейке общества), так и в окружающем ее социуме.

Игра - это неотъемлемая часть жизни, которая компенсирует все ограничения и запреты, становясь ее крепким фундаментом. Она воспроизводит стабильное инновационное в жизненной практике и значит является деятельностью, в которой стабиль­ное отражают именно правила и условности игры - в них зало­жены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития личности. Иннова­ционное идет от иррациональной установки игры, которая спо­собствует тому, чтобы играющий верил (или не верил) во все, что происходит в сюжете игры, и выходил в своих фантазиях за ее рамки. Эти противоречия и сохраняют целостность фено­мена игры.

Игра - непринужденная деятельность в воображаемой ситуа­ции по определенным правилам. И если субъективная цель, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духов­ных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе.

 

Структуру игры составляют сюжет, содержание и мо­тивы.

 

Сюжет игры - это непосредственное действие, воспроизво­дящее в игре житейские отношения или почерпнутое из прочи­танной (прослушанной) сказки.

Содержание игры - это то, что возводится ребенком в каче­стве центрального характерного момента деятельности и отно­шений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни, взаимоотношения во «взрослом» мире. Благодаря этому и реа­лизуется основная функция игры - подготовка к серьезной, дей­ствительной жизни.

Мотивы игровой деятельности отражают более непосред­ственное отношение личности к окружающему. Значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к ее собствен­ному внутреннему содержанию. В игровой деятельности людей отпадает возможное в их практической деятельности расхожде­ние между мотивом и прямой целью действия субъекта. В игре совершаются действия, цели которых значимы для индивида по их внутреннему содержанию. В этом основная особенность иг­ровой деятельности и в этом ее основное очарование.

Основные функции игры

Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспи­тания. С помощью игры познается мир, воспитывается творче­ская инициатива, пробуждается любознательность, активизиру­ется мышление.

Главное назначение игры - развитие человека, ориента­ция его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хоро­ший эмоциональный заряд бодрости и т. д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их объединяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.

К основным функциям игры относятся:

коммуникативная - обладающая экспансивным влияни­ем. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зри­телей, организаторов), т. е. устанавливает эмоциональные кон­такты;

деятельностная - выявляющая взаимодействие людей
друг с другом и окружающим миром;

компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизнен­
ное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;

воспитательная - организующая деятельность человека.
Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;

педагогическая, дидактическая - развивающая умения
и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);

прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;

моделирующая - связывающая действительность с нереальным;

развлекательная - создающая благоприятную атмосферу,
превращающая научное мероприятие в увлекательное приклю­чение;

релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;

психотехническая - перестраивающая психику игрока для
усвоения больших объемов информации;

развивающая - корректирующая проявления личности
в игровых моделях жизненных ситуаций.

В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, играющие включаются в практиче­скую деятельность, развиваются физически; с другой - получа­ют моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятель­ности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию ак­тивности, фантазии, нестандартного мышления. Широко ис­пользуются игры ролевые, дидактические, сюжетные, подвиж­ные, географические, литературные, математические, познава­тельные, шуточные и музыкальные. Подчинение правилам иг­ры воспитывает организованность, умение управлять своими чувствами, эмоциями, способствует проявлению волевых усилий.

Широта кругозора человека, его творческая активность, эмо­циональный настрой имеют большое значение в проведении деловых игр, в процессе которых проявляются индивидуальные особенности, вырабатывается интуиция, происходит раскрепо­щение, преодолевается психологический барьер, активизируется память.

 

Основные функции игры

Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспи­тания. С помощью игры познается мир, воспитывается творче­ская инициатива, пробуждается любознательность, активизиру­ется мышление.

Главное назначение игры - развитие человека, ориента­ция его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хоро­ший эмоциональный заряд бодрости и т. д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их объединяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.

К основным функциям игры относятся:

коммуникативная - обладающая экспансивным влияни­ем. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зри­телей, организаторов), т. е. устанавливает эмоциональные кон­такты;

деятельностная - выявляющая взаимодействие людей
друг с другом и окружающим миром;

компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизнен­
ное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;

воспитательная - организующая деятельность человека.
Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;

педагогическая, дидактическая - развивающая умения
и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);

прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;

моделирующая - связывающая действительность с нереальным;

развлекательная - создающая благоприятную атмосферу,
превращающая научное мероприятие в увлекательное приклю­чение;

релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;

психотехническая - перестраивающая психику игрока для
усвоения больших объемов информации;

развивающая - корректирующая проявления личности
в игровых моделях жизненных ситуаций.

В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, играющие включаются в практиче­скую деятельность, развиваются физически; с другой - получа­ют моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятель­ности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию ак­тивности, фантазии, нестандартного мышления. Широко ис­пользуются игры ролевые, дидактические, сюжетные, подвиж­ные, географические, литературные, математические, познава­тельные, шуточные и музыкальные. Подчинение правилам иг­ры воспитывает организованность, умение управлять своими чувствами, эмоциями, способствует проявлению волевых усилий.

Широта кругозора человека, его творческая активность, эмо­циональный настрой имеют большое значение в проведении деловых игр, в процессе которых проявляются индивидуальные особенности, вырабатывается интуиция, происходит раскрепо­щение, преодолевается психологический барьер, активизируется память.

 

Классификация игр

Классификация игр дает основание уточнить системы сопод­чинения игр того или иного целевого назначения; позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, их осмыс­ленного использования.

Вместе с тем важно помнить, что дело не в самой игре или ее игровом результате, а в том, в какие взаимоотношения и с кем вступает игрок, какие качества приобретает, чему учится, что познает и открывает в себе, как реабилитируется, самовыража­ется, воздействует на окружающий мир и т. п. Важно знать, что игра - явление многогранное: она редко выражает до конца ту или иную тенденцию; расчет и мастерство здесь стыкуются с фактором случайного везения; подражание и творчество в ней взаимосвязаны; правила модернизируются и усложняются в процессе игры; заданность ее прерывается импровизацией и что сама игра насыщена элементами труда, искусства, движе­нием, познанием и др.

Значение игры нельзя исчерпать и оценить креативными (развлекательно-занимательными) возможностями. В том и со­стоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, игру-обучение, игру-те­рапию, игру-модель типа человеческих отношений и проявле­ний в труде. Она является основой досуга, потому что не задает­ся и не ограничивается конкретным содержанием - темой игр может быть любая деятельность человека. Но она же способна сохранять свою ценность как своеобразный вид деятельности, например, выступать в виде «квипрокво» (путаницы, недоразу­мения, мистификации, нелепицы).

 

Природа игры определяется по четырем аспектам:

1. Игра есть условность, которая может проявляться по-раз­ному: и как условность состязания, и как условность представ­ления (роль, кукла, знак, обозначение).

2. Функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, которые в основном опреде­ляют нормы (порядок взаимоотношений участников).

3. Игра как самостоятельное явление культуры занимает в ней определенное место, имеет особые механизмы встраивания.

4. Сущность игры заключается в апробации, закреплении, выявлении некоторых норм отношений между людьми (как со­циальных, так и личностных) и в установлении гибких переходов в этих отношениях.

Классификация игр как отражение известной и непредсказуе­мой деятельности, регулирующей творческую активность индиви­да, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется задачей важной и перспективной.

Игры в настоящее время выходят на новый, высокий уро­вень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, за ее основу предлагается взять человеческую деятельность, которую игры отражают. С одной стороны, такая деятельность, ее вертикальные и гори­зонтальные связи - это досуг (собственно игра), познание, труд, общение. С другой стороны - это психофизическая интеллекту­ально-творческая и социальная деятельность. Эти виды деятель­ности взаимопроникают друг в друга, имеют свои модели, структуры, функции, элементы, результаты.

С этой позиции все игры подразделяются на следующие виды:

1. Физические и психологические игры и тренинги - двигательные (спортивные, подвижные, моторные), экстатические
(приводящие в восторг и состояние экстаза), экспромтные игры
и развлечения, освобождающие от комплексов, стрессов, лечебные игры и забавы.

2. Интеллектуально-творческие игры - предметные за­бавы, сюжетно-интеллектуальные, дидактические игры (учеб­но-предметные, обучающие, познавательные), строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные и другие; игровые методы обучения.

3. Социальные игры - творческие сюжетно-ролевые (под­ражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы), деловые игры (организационно-деятельностные, организацион­но-коммуникативные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры - коллективно-творческая, досуговая деятельность.

5. Шоу-игры - конкурсы, викторины, лотерея, аукционы. Рассматривая их с точки зрения жанровой и тематической принадлежности, можно выделить музыкальные, спортивные, интеллектуальные, профессиональные и т. д.

Игры можно классифицировать по внешним признакам: содержанию, форме, месту проведения, составу и количеству участников, степени регулирования и управления, наличию ак­сессуаров. Рассмотрим некоторые из них.

По содержанию. Это определяющая сторона игры как тако­вой. Оно представляет единство всех составных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание включает фабулу, тему, интригу, задачи игры, т. е. это основная направленность игры. По содержанию игры с готовыми правилами подразделяются на спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хоро­водные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологи­ческие игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т. д. По содержанию «вольные» (сво­бодные) игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию; этнографические игры и т. п. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, органично объединяющие игры разного вида.

По форме. Форма в философской трактовке есть способ су­ществования и выражения содержания. Она означает внутрен­нюю организацию содержания и связана с понятием «структура».

В самостоятельные типовые группы целесообразно выделить следующие игры: детские всех типов; игры-празднества; игро­вой фольклор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, противоборства, соперничество, конкурсы, эстафеты и старты; свадебные обряды, игровые обы­чаи; мистификация, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маска­рады; игровые аукционы и т. д.

Интенсивное использование игр во второй половине XX в. в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организационно-деятельностные, игры-маневры и т. п.). Первые есть собст­венно игры, вторые - модельно-обучающие, в которых игра -технический способ обучения.

По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезон­ными, или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Различаются по объему времени (длительные, временные, крат­ковременные, игры-минутки).

По месту проведения. По этому признаку выделяются: на­стольные (застольные) игры, комнатные, уличные, дворовые; игры на воздухе и на местности (в лесу, поле, на воде, турист­ской площадке и т. д.), игры на празднике и эстраде.

По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Объективно существуют игры мальчиков (подростков, юношей, мужчин) и игры девочек, де­вушек и женщин. В вышеупомянутых играх - особые рефлек­сия, традиции, приметы пола.

По количеству участников различаются одиночные, индиви­дуальные, парные, групповые, командные и массовые игры.

По степени регулирования, управления. Существуют игры, организованные менеджером-аниматором, спортивным инструк­тором (стихийные, импровизированные), экспромтные, возник­шие спонтанно по прихоти туристов.

По наличию аксессуаров, необходимых для игры (инвента­ря, предметов, игрушек, костюмов и т. п.). Различаются игры без предметов и с предметами, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.

В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обособленность, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсив­ность поведения в игре). Игры могут быть заданного типа или импровизированными, самобытными или подражательны­ми, с меньшей или большей дозой риска, пассивными или ак­тивными и т. п.

В системе классификации модельно-социальных форм раз­личают игру- состязание, игру-правосудие, игру-театр, игру-поэ­зию, игру-дипломатию, игру-войну и т. д., т. е. боевые, любовные, подражательные, социальные, драматические. Группировка игр по таким критериям построена прежде всего на идее соци­альной деятельности.

 

 

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Ниже даны примеры проведения игр, содержание и правила которых могут варьироваться аниматором в зависимости от раз­личных факторов (возраст, количество участников, время года, наличие оборудования и др.).

При подведении итогов учитываются актерское мастерство, быстрота и оригинальность выполнения задания участниками.

По окончании игры командам вручаются призы.

Конкурсные задания

«Зоологические прыжки». Многие животные передвигают­ся прыжками. Соревнующимся командам предлагается выде­лить игроков, которые будут изображать: кенгуру, кузнечика, лягушку, зайца, слона.

«Необычное пение». Правильно петь стремятся все. Петь неправильно гораздо интересней. Игрокам предлагается ис­полнить песню «Маленькая страна» из репертуара Наташи Ко­ролевой, но при этом надо выполнить одно из предлагаемых действий: зажать нос пальцами, набрать в рот воды, втянуть внутрь щеки, закусить нижнюю губу, зажать между зубов спич­ку, положить за щеки грецкие орехи.

«Старая сказка с новым концом». Играющим командам* дается задание: придумать новые окончания известным народ­ным сказкам - «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

«Колыбельная песня». Колыбельные песни помогают ре­бенку успокоиться и уснуть. Необходимо исполнить песню тихо, убаюкивающе и усыпляюще, но предлагаются пафосные, энергичные песни: «Мальчик-бродяга» из репертуара Андрея Губина, «Чашка кофею» - Марины Хлебниковой, «Зайка моя» - Филиппа Киркорова, «Атас!» - группы «Любэ».

«Новый календарь». Скучно и грустно называются наши месяцы. Играющим необходимо быстро придумать новое краси­вое название для каждого месяца.

«Повторяющаяся рифма». Иногда поэты сочиняют стихи, когда 9 строк оканчиваются на одну рифму, например «ой»:

Как-то утром под горой,

Предвечернею порой

Шел парнишка молодом,

С ним старик шел с бородой,

С водосточную трубой.

Шли они на водопой,

Били мух сковородой...

Хочешь - плачь, а хочешь - пой

Над такою ерундой.

Предлагается сочинить стихи, чтобы строчки оканчивались рифмой на - ка, ла, на,ра, ча, аи, ать, он, ять.

«Песня голодных». Участники игры - гости - пришли на день рождения к своему другу, но именинник просит их испол­нить жалостливо песню крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...». Условие: игроки должны ее спеть не словами, а виде звуков животных или птиц, например: вороны, лягушки, кошки, козы, коровы.

«Эмоциональные руки». Человек - очень эмоциональное существо. Обычно все эмоции «написаны на лице». Участникам игры необходимо продемонстрировать эмоции руками: нена­висть, злость, радость, испуг, грусть, неприязнь.

«Новое применение». Надо придумать 10 новых примене­ний известным предметам: носовому платку, столовой ложке, бельевой прищепке, швейной игле, зубной щетке.

«Чайнворд». В этой игре слова подбираются так, чтобы каж­дое новое слово начиналось на ту же букву, на которую оканчивается предыдущее слово. Например: ДюймовочкА - Аккурат-нО - ОчистилА - АпельсиН - НожикоМ.

Задание: составить чайнворд про героев сказки «Золотой ключик», используя как можно больше имен: Буратино, Кара-бас-Барабас, Мальвина, Дуремар, Артемон, Тортилла, Пьеро, кот Базилио, лиса Алиса.

«Маршевая песня». Маршевые песни помогают ходить в строю. В них есть ритм и четкость, их исполняют громко и бодро. Задание командам - исполнить одну из предлагаемых песен: «В траве сидел кузнечик», «Спят усталые игрушки», «От улыбки хмурый день светлей», «Маленькой елочке холодно зимой» и промаршировать строем под ее мелодию.

«Огородные сказки». Надо сочинить сказку-объяснение про овощи с огорода. Темы: «Почему помидор красный?», «Откуда у редиски хвостик?», «Почему арбуз полосатый?», «Откуда у капусты много листьев?», «Почему огурец пупырчатый?».

«Полезный подарок». В мультфильме про Винни Пуха Сова сочинила для Иа целую речь. Придумайте, что может сказать Сова в тот момент, когда будет дарить: Винни Пуху - гирю от ве­сов; Пятачку - звонок от велосипеда; Кролику - стрелку от ком­паса; Удаву - оправу от очков; Слону - лампочку от фонарика.

«Кондитерские сказки». Команды должны сочинить инте­ресную сказку в стихах, героями которой будут кондитерские изделия. Названия сказок: «О том, как пирожное захотело стать тортом», «О том, как мармелад поссорился с шоколадом», «О том, как конфета потеряла свою обертку», «О том, как мо­роженое путешествовало по Африке», «О том, как вафли учи­лись плавать».

«Запрещающие таблички». На улицах городов можно встретить запрещающие таблички: «Посторонним вход воспре­щен!», «По газонам не ходить!», «Не сорить!» и т. д.

Придумайте 5 запрещающих табличек, которые могли бЫ» появиться во дворце Снежной Королевы, в Изумрудном городе, театре Карабаса-Барабаса, больнице Айболита, пещере Али-Бабы.

«Сиамские близнецы». Быть сиамскими близнецами нелег­ко, ведь на двух человек приходится всего две руки. Попробуйте убедиться в этом сами: 2 участника команды должны обняться друг с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая - другого. А теперь необходимо на быстроту выполнить следующие задания:

• вдеть нитку в иголку и зашить дырку;

• зажечь свечу спичками;

• завязать бант на ленте;

• заменить стержень в шариковой ручке и написать письмо;

• вырезать ножницами фигурки из цветной бумаги и сделать
аппликацию.

«Песня, которую знают все». Соревнуются две команды в умении исполнить известную песню «Подмосковские вечера», как ее исполнили бы:

• африканские аборигены;

• горцы Кавказа;

• оленеводы Чукотки;

• индейцы племени тумба-юмба.

«Переводчик». Необходимо сказать фразу, но по-другому, не повторив ни одного слова из предложенной, но сохраняя смысл предложения, чтобы игроки догадались, какое оно:

• муха села на варенье;

• на столе стоит бутылка;

• бьют часы двенадцать раз;

• воробей влетел в окно;

• шел отряд по берегу.

«Нарисуй пословицу». Обычно художники рисуют пейзажи, портреты, натюрморты. А участники соревнований должны на­рисовать одну из пословиц:

• «На чужой каравай рот не разевай»;

• «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»;

• «Дареному коню в зубы не смотрят»;

• «Одна голова хорошо, а две лучше»;

• «Доброе слово и кошке приятно»;

• «Не надо делать из мухи слона».

«Буриме». Предлагается сочинить четверостишие, строчки которого заканчиваются такими словами:

• кошка - ложка, окошко - немножко;

• стакан - банан, карман - обман;

• бег - снег, век - человек;

• кружка - подружка, лягушка - частушка;

• конь - гармонь, огонь - ладонь.

«Веселая история». Предлагается сочинить историю про:

• собаку, которая жила в холодильнике;

• ворону, которая любила кататься на велосипеде;

• майского жука, который боялся высоты;

• бабочку, которая любила петь;

• медведя, который хотел научиться играть на гитаре.

Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют слово. Например, зашифровано слово ЗИМА:

Земли не видно - снег кругом,

И спит медведь в берлоге.

Мороз сковал все речки льдом.

Ах, как замерзли ноги!

Задание: необходимо сочинить акростих, в котором зашиф­ровано одно из предлагаемых слов: БАНЯ, КЛАД, ПЛЯЖ, ВРАЧ, ЗМЕИ, КРОВ, КРАН, ПРУД.

«Мелодии в необычном исполнении». Надо исполнить ме­лодию песни «Широка страна моя родная» необычным спосо­бом: прокашляв, прошелестев бумагой, процокав языком, про­щелкав пальцами, просвистев.

Аббревиатура - это сокращение длинного названия по пер­вым буквам. Играют две команды. Всем знакомы такие аббре­виатуры, как КВН, НЛО, НАТО, ЛДПР и т. д.

Задание: расшифровать аббревиатуры: ЗИГЗАГ, КРУГ, БУБЛИК, БАЛДА, БРЕВНО, СИРОП. Какая команда инте­ресней и оригинальней выполнит задание - та и победит.

«Фестиваль хоров». Команды соревнуются на лучшее испол­нение русской народной песни, например: «Ой, мороз, мороз».

Задание игры - показать, как эта песня прозвучала бьг
в исполнении хора:

• служащих бронетанковой дивизии;

• ребятишек детского сада;

• пациентов психиатрической лечебницы;

• слушателей духовной семинарии;

• ветеранов труда.

Ода - это торжественные стихи, в них кого-то восхваляют или чем-то восхищаются. Например, ода Радищева «Вольность»: О дар небес благословенный, Источник всех великих дел, О вольность, вольность, дар бесценный, Позволь, чтоб я тебя воспел...

Подражая великим мастерам прошлого, предлагается сочи­нить торжественную оду, посвященную: вчерашнему пирожку с мясом, сломанному зубу расчески, обратной стороне коленки, радиатору центрального отопления, фонарному столбу.

«Чудодейственное лекарство». Представьте себя фармацев­том и придумайте такое лекарство (название, состав ингредиен­тов, способ применения), которое можно было бы прописать: врунам, лентяям, ябедам, драчунам, плаксам, жадинам.

«Необычный гимн». Необходимо сочинить гимн (слова и музыку) для команды:

• любителей кефира;

• любителей манной каши;

• страдающих клептоманией;

• обжор;

• любителей зимнего плавания.

Шарада - это загадка, в которой загадывается слово по час­тям. Например:

Три буквы - термин при игре, Другие три - победный крик. А в целом - встретишь на дворе, Услышав вдруг собачий рык.

(кон + ура = конура) Команды сочиняют шарады в стихах на предложенные слова:

• пар + ус = парус;

• гимн + Азия = гимназия;

• ком + пас = компас;

• пуд + ель = пудель;

• фа + сад = фасад.

«Мелодекламация» - это чтение стихов или художествен­ной прозы в сопровождении музыки, что усиливает воздействие текста на слушателей. Задание усложняется тем, что веселый стихотворный текст необходимо прочитать под сопровождение мелодии патриотической песни:

♦ «Федорино горе» - под мелодию песни «Дан приказ ему на
Запад»;

♦ «Мойдодыр» - «Наш паровоз вперед летит»;

♦ «Телефон» - «По долинам и по взгорьям»;

♦ «Краденое солнце» - «Там вдали, за рекой».

Художественная гимнастика - один из самых красивых ви­дов спорта. Обычно в своих выступлениях гимнастки использу­ют такие предметы, как обруч, мячи, скакалки, ленты.

Задание игры - представьте, что спонсором соревнований по художественной гимнастике выступил банно-прачечный комби­нат и настоял, чтобы гимнастки выступали с банными принад­лежностями (махровым полотенцем, банным веником, мочал­кой, пластмассовым тазиком), и выполняйте упражнения.

«Если весело живется»

Если весело живется, хлопай так (два хлопка в ладоши) (2 раза).

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, хлопай так (два хлопка).

Если весело живется, щелкай так (два щелчка) (2 раза).

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, щелкай так (два щелчка).

Если весело живется, топай так (два притопа) (2 раза),

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, топай так (два притопа).

Если весело живется, делай так (два хлопка над головой) (2 раза).

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, делай так (два хлопка над головой).

Если весело живется, хорошо! (хором: «Хорошо!») (2 раза).

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, хорошо! («Хорошо!»).

Если весело живется, делай все (повторяются все движения подряд: два хлопка, щелчка пальцами, два притопа ногами, два хлопка над головой).

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, делай все (повторить все движения подряд).

Забывший порядок повторения движений выходит из игры. Он должен спеть песню или прочитать небольшое стихотворение.

 

«Вожатый и туристы»

Вожатый: Кто шагает с рюкзаком?

Туристы: Мы, туристы!

Вожатый: Кто со скукой не знаком?

Туристы: Мы, туристы!

Вожатый: Нас вперед ведут

Туристы: Дороги!

Вожатый: Наш девиз:

Туристы: «Всегда вперед!»

Вожатый: Эй, ребята!

Туристы: Тверже шаг!

Вожатый: Что турист берет в дорогу?

Туристы: Песню, ложку и рюкзак!

Вожатый: Мы голодные, как звери!

Туристы: Открывайте шире двери!

Вожатый: Нам еда полезна будет,

Ту



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 14689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.169 с.)