Определение и структура игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение и структура игры



Понятия «игра», «играть» отражают тайные, скрытые цели, интриги людей (игры политические, парламентские, номенкла­турные). Лексический потенциал этих понятий и их производ­ных огромен: играючи (без усилий), игривый (веселый, шалов­ливый), игрушка (вещь для развлечения и одновременно по­слушное орудие чужой воли), игристый (напиток). Мы гово­рим - игра слов, чувств, страстей. Мы говорим - играть, подра­зумевая такие понятия, как резвиться, забавляться, проводить время в отдыхе, развлечениях, досуге. Вместе с тем играть - это исполнять роль в спектакле, какое-либо музыкальное произве­дение, состязаться в конкурсе, соревновании, делать ход в шах­матах. И уж совсем, казалось бы, парадоксальное: играть — рис­ковать жизнью; играть - использовать чувства другого, пренеб­регать самолюбием человека, заниматься чем-то несерьезным, притворяться, проявляться, занимать место и т. д.

Слова игра, играть в русском языке чрезвычайно многооб­разны, употребляются и в значении развлечения, и в переносном значении (игра с огнем), и в значении чего-то необычного (игра природы) или случайного (игра судьбы). Слово играть употреб­ляется в значении притворства (играть комедию) или раздра­жающего действия (играть на нервах); занимать какое-либо по­ложение (играть руководящую роль); обращаться с чем-либо легкомысленно (играть с огнем, играть с людьми); проявляться в особом блеске (солнце играет на воде, волна играет). Хотя в толковых словарях и различают прямое (основное) и перенос­ное значения этих слов, их различие не представляется доста­точно ясным.

Игра — понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, прогнозирующими процессы, обусловленные мно­гими факторами. Игра включена в экономические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т. п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов. Дли­тельно применявшиеся организационные, популяционные, даже теологические системные объяснительные модели в данное время заменяются игровыми.

В древнегреческом языке было три понятия игры: пэдия (собственно детская игра), атиро (игра-забава, пустяк, пустое развлечение), агон (поединок, состязание, соревнование). В сан­скрите - пять значений игры: игра детей; игра-представление; игры-шутки, фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство.

«Русский энциклопедический словарь» (1877) относит к иг­рам хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, кон­ские ристалища и даже демонстрацию зверей в цирке.

Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена про­изводственно-техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим опе­рациям. Существенным в труде является его общественная сущ­ность, специфический характер трудовой деятельности, которая вместо того чтобы просто приспособляться к природе (как жиз­недеятельность животных), изменяет ее. Игра связана с практи­кой, воздействием на мир. Игра человека - порождение деятель­ности, посредством которой он преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, ото­бражая действительность, ее преображать. Впервые появляясь в игре, эта человеческая способность в игре впервые и формиру­ется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное центральное и самое общее значение игры.

В обыденном сознании людей игра остается легковерной заба­вой, развлечением, делом не очень важным и не очень серьезным.

В общественной практике и науке последних лет понятие иг­ры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни и культуры, принимается как общенаучная, серь­езная категория.

В науке сложились разнообразные трактовки детской игры: как универсального понятия игры и игры как специфического социально-культурного явления. Но и первая, и вторая трактов­ки понимают ее как активно-преобразовательную деятельность, которая открывает большие возможности исследовать воспита­тельный потенциал игры.

Для понимания сущности игры важно различать субъектив­ное и объективное значения. Субъективное значение игры опре­деляется ее мотивом, непосредственным побуждением к игре, которым является получение удовольствия в самом процессе игровой деятельности. Игра содействует формированию физи­ческих и духовных способностей человека, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой.

Игра - это школа общения, действенное средство нравствен­ного воспитания, модель взрослой жизни, когда происходит не только знакомство с различными профессиями, но и учеба ценить труд, ощущать гордость быть тружеником.

Игра - это особая модель поведения, которая помогает адап­тироваться личности как в кругу семьи (отдельно взятой ячейке общества), так и в окружающем ее социуме.

Игра - это неотъемлемая часть жизни, которая компенсирует все ограничения и запреты, становясь ее крепким фундаментом. Она воспроизводит стабильное инновационное в жизненной практике и значит является деятельностью, в которой стабиль­ное отражают именно правила и условности игры - в них зало­жены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития личности. Иннова­ционное идет от иррациональной установки игры, которая спо­собствует тому, чтобы играющий верил (или не верил) во все, что происходит в сюжете игры, и выходил в своих фантазиях за ее рамки. Эти противоречия и сохраняют целостность фено­мена игры.

Игра - непринужденная деятельность в воображаемой ситуа­ции по определенным правилам. И если субъективная цель, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духов­ных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе.

 

Структуру игры составляют сюжет, содержание и мо­тивы.

 

Сюжет игры - это непосредственное действие, воспроизво­дящее в игре житейские отношения или почерпнутое из прочи­танной (прослушанной) сказки.

Содержание игры - это то, что возводится ребенком в каче­стве центрального характерного момента деятельности и отно­шений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни, взаимоотношения во «взрослом» мире. Благодаря этому и реа­лизуется основная функция игры - подготовка к серьезной, дей­ствительной жизни.

Мотивы игровой деятельности отражают более непосред­ственное отношение личности к окружающему. Значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к ее собствен­ному внутреннему содержанию. В игровой деятельности людей отпадает возможное в их практической деятельности расхожде­ние между мотивом и прямой целью действия субъекта. В игре совершаются действия, цели которых значимы для индивида по их внутреннему содержанию. В этом основная особенность иг­ровой деятельности и в этом ее основное очарование.

Основные функции игры

Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспи­тания. С помощью игры познается мир, воспитывается творче­ская инициатива, пробуждается любознательность, активизиру­ется мышление.

Главное назначение игры - развитие человека, ориента­ция его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хоро­ший эмоциональный заряд бодрости и т. д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их объединяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.

К основным функциям игры относятся:

коммуникативная - обладающая экспансивным влияни­ем. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зри­телей, организаторов), т. е. устанавливает эмоциональные кон­такты;

деятельностная - выявляющая взаимодействие людей
друг с другом и окружающим миром;

компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизнен­
ное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;

воспитательная - организующая деятельность человека.
Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;

педагогическая, дидактическая - развивающая умения
и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);

прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;

моделирующая - связывающая действительность с нереальным;

развлекательная - создающая благоприятную атмосферу,
превращающая научное мероприятие в увлекательное приклю­чение;

релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;

психотехническая - перестраивающая психику игрока для
усвоения больших объемов информации;

развивающая - корректирующая проявления личности
в игровых моделях жизненных ситуаций.

В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, играющие включаются в практиче­скую деятельность, развиваются физически; с другой - получа­ют моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятель­ности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию ак­тивности, фантазии, нестандартного мышления. Широко ис­пользуются игры ролевые, дидактические, сюжетные, подвиж­ные, географические, литературные, математические, познава­тельные, шуточные и музыкальные. Подчинение правилам иг­ры воспитывает организованность, умение управлять своими чувствами, эмоциями, способствует проявлению волевых усилий.

Широта кругозора человека, его творческая активность, эмо­циональный настрой имеют большое значение в проведении деловых игр, в процессе которых проявляются индивидуальные особенности, вырабатывается интуиция, происходит раскрепо­щение, преодолевается психологический барьер, активизируется память.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.013 с.)