Другое положение тех, которые по латинскому праву приобретают права римского гражданства вместе с детьми, ибо дети их будут под отцовскою властью.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другое положение тех, которые по латинскому праву приобретают права римского гражданства вместе с детьми, ибо дети их будут под отцовскою властью.



96 Право это предоставлено было некоторым иноземным общинам, которые пользовались латинским правом большого объема, ибо есть различие между латинским правом больших размеров и меньших; первая форма juris Latii бывает тогда, когда приобретают права римского гражданства как те, которые отправляют высшие должности, так и их родители, дети и жены;

Вторая имеет место тогда, когда приобретают римское гражданство только те, которые исполняют общественную или почетную должность. И это постановлено на основании многих императорских рескриптов.

Однако ж, не только родные дети, согласно тому, что мы сказали, состоят во власти нашей, но и те, коих мы усыновляем.

98 Акт же усыновления совершается двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора.

Властью народа можно усыновлять тех, которые пользуются правовою независимостью; этот вид усыновления называется arrogatio, потому что и того, кто усыновляет, спрашивают, желает ли он того, кого намерен усыновить, считать законным сыном, и того, кто усыновляется, спрашивают, желает ли он этому подвергнуться; спрашивается и народ, одобряет ли он это усыновление. Властью сановника усыновляем тех, которые состоят под отеческою властью, все равно, занимают ли они первую степень нисходящих, каковы сын и дочь, или дальнейшую, каковы внук и внучка, правнук и правнучка.

Первый вид усыновления, т.е. совершающийся при помощи народа, может происходить только в Риме, а второй обыкновенно совершается тоже в провинциях в присутствии их наместников.

Равным образом, властью народа не усыновляются женщины (это именно казалось более соответственным). В присутствии же претора (в Риме), а в провинциях перед проконсулом или легатом усыновляются также женщины.

Точно также в одних случаях усыновление малолетнего - в присутствии народа воспрещено, а в других дозволено. В наше время рескриптом императора Антонина, изданным на имя понтификов, усыновление дозволяется при известных условиях, если только причина усыновления окажется законною. Но перед претором, а в провинциях перед проконсулом и легатом мы можем усыновлять всякого, какого бы он ни был возраста

103 Оба вида усыновления имеют то общее, что даже те, которые не могут рождать, каковы например скопцы, могут усыновлять..

Женщины же ни в каком случае не могут усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти.

Точно также, если кто-либо усыновит властью народа, или перед претором, или перед наместником провинции, то он может того же отдать на усыновление другому.

Известный вопрос: может ли младший усыновить старшего - относится одинаково к обоим видам усыновления.

Свойство усыновления, которое совершается властью народа, таково, что если тот, кто имеет детей в своей власти, отдает себя на усыновление другому, то не только сам подчиняется власти усыновителя, но и дети его становятся во власти усыновителя в качестве внуков.

Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью мужей; это право свойственно тоже только римским гражданам.

Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.

Итак некогда этот переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею.

Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно суп-

Ругою; сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа, она вступала в его семью и занимала место дочери. Поэтому законом XII таблиц постановлено, что если какая-нибудь женщина не захочет таким образом вступить во власть мужа, то она должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи сряду и таким образом прерывать ежегодное давностное владение. Но все это право частью уничтожено законодательным путем, частью исчезло вследствие неприменения.

Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой, и при котором употребляется пшеничный хлеб почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio. Сверх того, для укрепления этого правоотношения совершается и делается весьма многое при сопровождении известных торжественных слов и в присутствии 10 свидетелей. Это право даже в настоящее время еще применяется. Именно, в старшие фламины т.е. фламины Дия, Марса и Квирина, точно также в первосвященники назначаются только те, которые родились от брака.заключенного посредством торжественного акта конфареации, потому что без конфареации они даже не могут получить священнической должности.

113 Что касается "купли", то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи;

В присутствии не менее 5 свидетелей из совершеннолетних римских граждан , а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит.

114 Женщина же может совершить коэмцию не только со своим супругом, но также с посторонним лицом; именно, "купля" совершается, как говорят, или ради брака или ради фидуции; если женщина заключает коэмцию с своим супругом, чтобы у него занимать место дочери, то говорят, что она заключала coemptio ради брака; если же она вступила в coemptio с своим мужем, или с третьим лицом, для какой-нибудь другой цели или пользы, например для устранения опеки, то говорят, что она совершила коэмцию ради фидуции (т.е. без намерения совершения брачного союза).

Дело это таково. Если какая-либо женщина хочет устранить своих прежних опекунов, для того, чтобы избрать другого, то она с их согласия заключает коэмцию. Затем coemtionator продает ее обратно тому, кому сама пожелает, и, отпущенная этим последним vindicta, т.е. посредством суда, она получает в опекуны того, кем была отпущена. Этот опекун называется fiduciarius, как это выяснится ниже.

А Некогда совершалась фидуциарная купля также с целью составления завещания; в то время женщины, за некоторыми исключениями, только в том случае имели право составлять завещание, если они, будучи реманципированы и отпущены на волю, вступали в коэмцию. Но сенат, согласно воли блаженной памяти Адриана, отменил эту необходимость совершить коэмцию, ибо теперь закон смотрит на женщин, как если бы они совершили коэмцию.

B Впрочем, если женщина совершит с своим мужем только временную коэмцию, то тем не менее она начинает считаться дочерью. Ибо, если вообще по какой-либо причине жена будет под супружеской властью, то принято, что она приобретает права дочери.

Остается сказать о том, какие лица могут находиться в кабале.

Итак все свободные лица, мужского ли они, или женского пола, находящиеся под властью родителя, могут быть манципированы отцом тем же самым способом, которым можно манципировать рабов.

То же самое применяется к тем лицам, которые находятся во власти мужа. Именно, женщины могут быть манципированы своими коэмционаторами (фиктивными мужьями) таким же образом, как дети своим отцом, впрочем лишь настолько, что, хотя бы у коэмционатора была в качестве дочери единственно та женщина, которая вышла за него замуж, тем не менее, однако, этим последним может быть манципирована даже та, которая не состоит за ним в замужестве и потому не занимает места дочери. 118а По большей части манципируют только восходящие и коэмционаторы, когда восходящие и коэмционаторы желают освободить этих лиц из-под своей власти, как это ниже увидим.

119 Манципация состоит, как мы и выше сказали, в мнимой (воображаемой) продаже. Эта форма приобретения собственности свойственна тоже римским гражданам и совершается следующим образом. Пригласив не менее 5-ти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, говорит так: "утверждаю, что этот раб по квиритскому праву принадлежит мне, и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов"; затем он ударяет этим металлом об весы и передает его, как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь путем купли.

120 Этим способом манципируются рабы и лица свободного состояния, а также животные, которые причисляются к res mancipi, как например, быки, лошади, мулы, ослы; тем же самым способом обыкновенно манципируются земельные участки как сельские, так и городские, принадлежащие сами по себе к res mancipi, каковы например италийские.

Манципация поземельных участков отличается от манципации прочих вещей только тем, что рабы и свободные, а равно животные, причисляющиеся к разряду res mansipi, могут быть манципированы,только будучи налицо, причем необходимо, чтобы тот, кто приобретает (покупатель), касался собственноручно того самого предмета, который ему передается; потому-то и акт этот называется mansipatio, так как вещь берется рукой; недвижимые же имения манципируются обыкновенно при их отсутствии.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.008 с.)