Но спрашивается, приобретаем ли мы также владение, так как мы этими лицами собственно не владеем.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Но спрашивается, приобретаем ли мы также владение, так как мы этими лицами собственно не владеем.



Относительно же тех рабов, которыми мы пользуемся на праве узуфрукта, постановлено так: все то, что они приобретут с помощью наших вещей или своими собственными работами и трудами, - все это идет в нашу пользу, а то, что они получат всякими другими способами приобретения принадлежит господину собственности. Следовательно, если такой раб будет назначен наследником, или что-либо будет ему отказано, то он приобретает не для меня, а для хозяина вещи.

То же постановляется и о том, кем мы добросовестно владеем, будет ли он свободный человек, или чужой раб, ибо что постановлено о пользов-ладельце, то же самое касается и добросовестного владельца. Таким образом, все, что приобретается помимо вышеупомянутых двух случаев, то принадлежит или самому приобретателю, если он лицо свободное, или господину, ежели он (приобретающий) раб.

Но когда добросовестный владелец давностью приобретет этого раба в собственность, то он может всяким законным способом через него приобретать, так как он таким путем делается собственником; имеющий же право пользовладения не может приобрести давностью, во-первых потому, что он не владеет им, а только имеет право употребления и пользования, во-вторых потому, что он знает, что раб - чужой.

94 Спрашивается, можем ли мы через раба, состоящего в нашем полном пользовании, владеть какою-нибудь вещью или приобрести таковую путем давности, так как мы не владеем самим рабом; через того же раба, которым добросовестно владеем, мы без сомнения можем и владеть и приобрести посредством давности. Впрочем мы говорим, по отношению к тем и другим, в смысле определения, которое мы только что изложили, т.е. если рабы приобретут что-либо посредством нашей вещи или благодаря своим собственным трудам, то это приобретается для нас.

Из этого видно, что мы не можем приобретать никаким образом посредством свободных людей, которых мы не имеем в нашей власти и которыми не владеем добросовестно, равным образом посредством чужих рабов, в которых мы не имеем ни права пользовладения, ни законного владения,

Ни в каком случае мы ничего не приобретаем. В этом-то смысле и говорится обыкновенно, что чрез постороннее (третье) лицо мы ничего не приобретаем; только относительно владения возникает вопрос, можем ли мы приобрести владение через свободное лицо.

Вообще следует знать, что тем, которые состоят в нашей отеческой или супружеской власти, или в кабале, ничего перед (судящим) магистратом уступать нельзя, а так как у этих лиц собственного имущества быть не может, то конечно они не могут виндицировать что-нибудь исковым порядком, как собственность.

Пока довольно, что доселе высказано о том, каким образом приобретаются для нас отдельные вещи; ибо право отказов, по которому тоже приобретаются для нас отдельные вещи, удобнее будет изложить в другом месте. Теперь же рассмотрим, какими способами приобретаются вещи в совокупности.

98 Если мы сделались чьими-либо наследниками или будем домогаться владения наследственным имуществом (на основании преторского эдикта), или ежели мы приобрели путем покупки чужое имение, или когда мы кого-либо усыновили, или подчинили какую-либо женщину нашей супружеской власти, то имущество этих лиц переходит к нам.

Прежде рассмотрим о наследствах. Свойство их двоякое: наследства переходят к нам или по завещанию, или по закону.

Сначала поговорим о тех, которые переходят к нам по завещанию.

Вначале были в употреблении два рода завещаний: завещание со-ставляля или перед лицом всего народа в куриальных собраниях, созывавшихся для этой цели дважды в год, или перед вступлением в поход, т.е. тогда, когда для войны брались за оружие и намеревались идти в сражение. Словом procinctus обозначалось вооруженное войско, готовое к бою. И так одни завещания составлялись во время мира и покоя, а другие - перед выступлением на поле сражения.

Позднее вошел в обычай третий род завещаний - посредством весов и меди. Если кто не составил завещания ни в куриальных собраниях, ни на поле сражения то, в случае если ему неожиданно стала угрожать смерть, он передавал в манципационной форме другу (постороннему лицу) свое семейство, т.е. свое имущество и просил его распределить имение согласно его последней воле. Этот вид завещания называется завещанием посредством весов и меди, конечно, потому, что совершается посредством торжественной продажи.

Но первые два рода завещания с давних времен вышли из употребления; последний же вид завещания, который совершается посредством весов и меди, оставался. Разумеется, что теперь он совершается иначе, чем прежде, когда тот, который посредством мнимой продажи приобретал от завещателя имущество, занимал место наследника, и поэтому завещатель объявлял ему, что хотел бы дать каждому после своей смерти. Теперь же

назначается в завещании один наследник, который обременяется отказам а другой принимается в качестве мнимого покупщика наследственно] имения по аналогии с древним правом.

104 Вся процедура совершается таким образом: в присутствии приглашенных по этому поводу пяти свидетелей, совершеннолетних граждан, и весовщика, как и в других манципационных сделках, составляющий завещание уступает посредством мнимой продажи свое имущество постороннему лицу, причем последний, т.е. покупатель имущества произносит следующие слова: "я утверждаю, что твоя семья и имущество твое, по квирит-скому праву, находятся под моей опекой и моим надзором, а по этому праву, по которому ты можешь составить завещание, все это покупается мною за цену наличной меди," как некоторые прибавляют "медных весов"; потом он прикасается медью к весам и отдает ее завещателю, как бы означая покупную цену. Тогда завещатель, держа в руке акт завещания, произносит следующее: "все так, как это написано в этом завещании на восковых дощечках, я даю, распоряжаю, свидетельствую, да и вы, квириты, будьте свидетелями". Этот акт называется nuncupatio, что значит публично заявлять в торжественных словах, и конечно все отдельные предсмертные распоряжения, которые помещаются в завещании, наследодатель, как видно, публично заявляет и подтверждает торжественно их силу в общей формуле.

В числе свидетелей, однако, не должен быть тот, кто состоит под властью приобретателя наследственного имущества или самого завещателя, так как по аналогии древнего права принято, что весь этот акт совершается ради составления завещания между покупщиком наследственного имения и завещателем (т.е. между живыми), так как некогда, как выше сказано, тот, кто приобретал имущество завещателя посредством мнимой продажи, формально занимал место наследника. Поэтому не имеет значения свидетельство лиц, принадлежащих к одной и той же фамилии.

106 Поэтому отец лица, состоящего под отеческою властью и купившего наследственное имущество, не может быть свидетелем и даже другое лицо, которое в этой же власти находится, например брат. Если бы даже сын семьи, вышедший в отставку, сделал предсмертные распоряжения относительно имущества приобретенного в военной службе, то и тогда он не может пригласить ни отца в качестве свидетеля, ни лицо, пребывающее под властью этого отца.

Все, что мы выше сказали о свидетелях, относится так же к весовщику, так как и он причисляется к числу свидетелей.

Тот, кто состоит во власти наследника или отказопринимателя, также и тот, во власти которого остается и самый наследник и легатарий, равно и каждый, кто находится под этой властью, может занимать место свидетеля и весовщика. Это право свидетельствовать служит даже самому наследнику и отказопринимателю. Однако ни наследник, ни тот, кто находится в его власти, ни лицо, в чьей власти остается сам наследник, не должны пользоваться этим правом.

О завещаниях солдат.

От обязанности соблюдать при составлении завещаний вышесказанные формы освобождены императорскими указами воины, по причине чрезвычайной их неопытности; поэтому их завещание считается действительным во всяком случае, хотя бы они и не призвали законного числа свидетелей и не продали наследственного имущества мнимым образом и не заявили бы торжественно о своей последней воле.

Кроме того, воинам позволено назначать себе наследниками и иностранцев и латинских граждан или оставлять им отказы, между тем как прежде иностранцы по гражданскому праву не могли приобретать ни наследства, ни отказов. Латиняне же лишены были этого права по закону Юния.

Также холостые, которым закон Юлия запрещает принимать наследство и отказы, равным образом бездетные, которые по Папиеву закону не могут приобретать более половины наследства или отказов, получают по завещанию солдат все имущество.

Но по сенатскому постановлению, изданному на основании распоряжения Адриана, позволено было женщинам без совершения коэмции, составлять завещание, но при участии опекуна, если только они были не моложе 12 лет, это значит, что женины, не освобожденные из-под опеки, должны были составлять завещание при содействии опекуна.

По-видимому, женщины находились в лучших условиях, чем мужчины; именно мужчина, моложе 14 лет, составлять завещания не может, даже при участии опекуна; женщина же может, ибо она, достигнув двенадцатилетнего возраста, приобретает право составлять завещание.

При составлении правильного завещания прежде всего должно обратить внимание на то, мог ли тот, кто составлял завещание, совершать предсмертные распоряжения, и затем следует обратить внимание, составил ли он завещание по римскому гражданскому праву. Исключения могут быть только в пользу воинов, которым по поводу их неопытности и незнания права, как мы выше сказали, позволено было составлять завещание каким бы то ни было образом.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.02 с.)