Особенности документирования на разных стадиях аудита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности документирования на разных стадиях аудита



Объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке определяется аудиторами самостоятельно на основе своего профессионального мнения. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов предыдущего аудитора.

Состав рабочей документации на разных этапах аудита может быть неодинаковым. Это могут быть документы, как предусмотренные нормативными актами, которые регламентируют аудиторскую деятельность, так и разработанные аудиторской организацией самостоятельно.

Примерный состав рабочих документов представлен в таблице 13.

Таблица 13 - Примерный состав рабочих документов

Этапы аудита   Виды рабочих документов  
Планирование аудита План проведения аудита и изменения к нему Программа проведения аудита и изменения к ней Информация о характере и масштабе деятельности аудируемого лица Информация о юридической и организационной структуре аудируемого лица Выдержки или копии необходимых для проведения аудита юридических документов (копии учредительных документов, лицензий и др.), соглашений и протоколов Информация об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность Описание системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета аудируемого лица Расчет уровня существенности Оценка аудиторских рисков и любые корректировки к ним Документация по тестированию системы внутреннего контроля (протоколы тестов, опросные листы и пр.) Аналитические документы аудиторской организации и др.
Аудиторская проверка по существу Сведения об исполнителях, характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения Описание методов проверок, объемов и параметров выборок Документы, подтверждающие осуществление контроля за работой эксперта Подробная информация в отношении той части проверки, которая выполнялась другой организацией Копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам, и полученных от них ответов Доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена Пояснения, объяснения, письменная информация, представляемая аудируемым лицом Копии и выписки из документов аудируемого лица Документы по конкретным процедурам проверки, аналитические документы
Обобщение выводов, составление отчетности и подготовка аудиторского заключения Аналитические документы аудиторской организации Выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором Сводный перечень всех замечаний Отчет аудиторов Копии бухгалтерской отчетности Аудиторское заключение

 

В заключение руководителем группы проводится проверка завершенности работ, результаты которой отражаются в соответствующем рабочем документе по следующим направлениям:

- выявление незавершенных процедур;

- перечень процедур, не выполненных аудитором в ходе проверки;

- полнота раскрытия результатов аудита по рабочим документам экспертов;

- соответствие плану проверки;

- соблюдение аудируемым лицом предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- исправление недостатков в работе аудиторской группы.

Вся необходимая документация для проведения аудиторской проверки представляется аудируемым лицом по требованию аудитора (п.2 ст.14 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»). Также аудируемое лицо обязано предоставить аудитору по его требованию заключения и акты предыдущих проверок вышестоящих организаций, других аудиторов, органов финансового контроля и налоговых органов.

Порядок хранения и использования рабочих документов

Рабочая документация состоит из:

· отдельных заполненных таблиц и форм документов,

· объяснений, пояснений и заявлений проверяемой организации, ее руководителей и исполнительных работников (при необходимости),

· копий, в том числе фотокопий, документов проверяемой организации, приложенных к соответствующим формам документов, составленных аудиторами,

· других документов, имеющих существенное значение, по мнению руководителя аудиторской проверки и/или аудиторов, принимавших в ней участие.

При этом копии, в том числе фотокопии, документов аудируемой организации могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации с согласия этой аудируемой организации. Если аудируемое лицо отказывает аудитору в предоставлении копий первичных документов, то аудитор обязан зафиксировать в рабочей документации реквизиты проверяемого документа с целью его однозначной идентификации.

Рабочая документация оформляется в виде бланков, стандартных форм-таблиц в зависимости от их функционального назначения или в свободном изложении. Стандартные формы рабочих документов утверждаются аудиторской фирмой в качестве приложений к внутрифирменному Стандарту «Документирование аудита» и корректируются по мере необходимости. По каждому разделу проверки заполняется отдельный комплект рабочей документации.

Рабочая документация должна создаваться на бумажных носителях, записи в документах должны производиться средствами, обеспечивающими сохранность записей в течение не менее 5 лет.

Рабочие документы должны быть оформлены аккуратно, информация, содержащаяся в них, должна быть легко читаемой и однозначной.

По окончании аудиторской проверки рабочая документация комплектуется в отдельную папку в порядке идентификационных номеров и сдается на хранение в архив аудиторской организации.

Порядок хранения документации, сроки ее хранения, разграничение доступа к ней для различных лиц и категорий персонала аудиторской фирмы должны быть установлены отдельным внутрифирменным стандартом.

Рабочая документация, подготовленная в процессе аудита, является собственностью аудиторской организации.

Аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию клиенту, в отношении которого проводился аудит, и не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке, прямо установленных законодательством Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1. Что означает понятие «достаточное надлежащее аудиторское доказательство»?

2. Какие процедуры получения аудиторских доказательств Вы знаете?

3. Расшифруйте значение предпосылок подготовки финансовой бухгалтерской отчетности.

4. Каково значение документирования в аудите?

5. Каковы требования к содержанию и оформлению рабочей документации?

 

Рекомендуемая литература

1. Мерзликина, Е.М. Аудит: учебник/ Е. М. Мерзликина, Ю. П. Никольская - М.: ИНФРА-М, 2008. - 367 с.

2. Основы аудита: учеб. пособие / Под ред. М. В. Мельник-М.: ИНФРА-М, 2008. – 366 с.

3. Подольский, В. И. Аудит: учебник / В. И. Подольский, А. А. Савин. - М.: ЮРАЙТ, 2010. -605 с.

4. Шеремет, А.Д. Аудит: учеб.для вузов по экон. специальностям и направлениям / А. Д. Шеремет, В. П. Суйц. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 447 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.008 с.)