ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК



ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК

ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН

 

1. Что такое электронный аукцион >>>

2. Проведение электронного аукциона (информация для заказчика) >>>

3. Участие в электронном аукционе (информация для участника) >>>

 

ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН

 

Электронный аукцион (аукцион в электронной форме) - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24, ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ)).

 

ПРОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА

(ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА)

 

2.1. В каких случаях проводится электронный аукцион. Ограничения на проведение заказчиком электронного аукциона >>>

2.2. Преимущества и недостатки электронного аукциона для заказчика >>>

2.3. Процедура проведения заказчиком электронного аукциона >>>

2.4. Ситуации из практики. Проведение электронного аукциона (информация для заказчика) >>>

2.5. Образцы документов. Проведение электронного аукциона (информация для заказчика) >>>

 

В каких случаях проводится электронный аукцион.

Ограничения на проведение заказчиком электронного аукциона

 

Заказчик обязан проводить электронный аукцион при закупке товаров (работ, услуг), которые включены в Перечень, установленный Правительством РФ (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ). Указанный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р.

Электронный аукцион также проводится в отношении товаров (работ, услуг), включенных в дополнительный перечень, который утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, если закупка осуществляется для обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ). В настоящее время такие перечни не утверждены.

Кроме того, заказчик вправе по своему желанию проводить электронные аукционы при закупках товаров (работ, услуг), которые не включены в указанные перечни (ч. 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).

Для закупки товаров (работ, услуг), включенных в перечни, заказчик вправе провести запрос котировок или запрос предложений. Такие товары он вправе закупить и у единственного поставщика. При этом заказчику необходимо учитывать требования Закона N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 93 данного Закона).

 

Рекомендация

Электронный аукцион целесообразно проводить, если заказчику не нужно оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и т.п.), а закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок закон не позволяет.

 

Электронный аукцион не проводится, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя; далее - поставщик) (ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). Такие способы используются в следующих случаях:

- закупка осуществляется для федеральных нужд, сведения о которых являются государственной тайной;

- в документации о закупке или проекте контракта содержатся сведения о товаре, являющиеся государственной тайной;

- заключается контракт на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных и ряда иных культурных, исторических, художественных ценностей, которые передаются заказчиком кому-либо или принимаются от кого-либо во временное владение и (или) пользование (в том числе в связи с проведением выставок);

- закупаются услуги по уборке помещений, услуги водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

В перечисленных ситуациях закон предписывает заказчику выбрать поставщика любым из указанных в ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ способов (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион).

Других ограничений на использование электронного аукциона для определения поставщика законом не предусмотрено. В связи с этим при отсутствии необходимости использовать закрытые способы вопрос о проведении электронного аукциона решается заказчиком самостоятельно с учетом преимуществ и недостатков данного способа.

 

Преимущества и недостатки

Электронного аукциона для заказчика

 

На практике электронный аукцион используется заказчиками в тех случаях, когда этот способ определения поставщика прямо предписан законом или когда применить другие, более удобные для заказчика способы невозможно из-за существующих ограничений.

Преимуществами электронного аукциона являются:

1) возможность заключить контракт по существенно более низкой по сравнению с начальной цене благодаря малой вероятности сговора всех участников вследствие конфиденциальности информации об участниках;

2) низкая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика в связи с незначительным количеством ограничений на проведение электронного аукциона;

3) возможность привлечь к организации и проведению закупки специализированную организацию (например, в части подготовки документации, размещения извещения в единой информационной системе (ЕИС), на официальном сайте) (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ);

4) отсутствие риска того, что к заказчику возникнут претензии относительно тех функций, выполнение которых обеспечивается оператором электронной площадки (прием заявок, их регистрация, возврат обеспечения заявок, хранение электронных документов и т.п.).

К недостаткам электронного аукциона относятся:

1) риск нарушения процедуры проведения аукциона из-за возникновения технических сбоев на электронной площадке по независящим от заказчика причинам;

2) более продолжительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;

3) существенный риск возникновения претензий в связи с ошибками в ходе процедуры из-за ее сложности и многоэтапности;

4) невозможность гарантировать заключение контракта с участником, предлагающим товары (работы, услуги) нужного (оптимального) качества, так как заявки участников оцениваются только по цене;

5) отсутствие возможности выделить несколько лотов в отличие от конкурса и закрытого аукциона (ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

 

Процедура проведения заказчиком электронного аукциона

 

Этап 1. Подготовка к проведению электронного аукциона

 

См. схему проведения электронного аукциона.

 

Подготовка к проведению электронного аукциона может включать следующие мероприятия.

 

2.3.1.1. Организация проведения электронного аукциона >>> Рекомендуется для предупреждения организационных сбоев при проведении аукциона
2.3.1.2. Создание аукционной (единой) комиссии >>> Обязательно, если аукционная или единая комиссия не сформирована ранее (ч. 1 ст. 39 Закона N 44-ФЗ)
2.3.1.3. Привлечение специализированной организации к проведению электронного аукциона >>> Рекомендуется, если провести аукцион своими силами затруднительно

 

Организация проведения электронного аукциона

 

См. схему проведения электронного аукциона.

 

2.3.1.1.1. Планирование электронного аукциона: перечень мероприятий, сроки, ответственные лица >>>

2.3.1.1.2. Приказ о проведении электронного аукциона >>>

 

Организация проведения аукциона не является обязательным мероприятием. Однако, чтобы избежать организационных сбоев и нарушений при проведении аукциона, заказчику целесообразно спланировать предстоящие действия, определить сроки и распределить функции между подразделениями и ответственными исполнителями.

На практике все подготовительные мероприятия к аукциону могут занять до двух месяцев.

 

2.3.1.1.1. Планирование электронного аукциона:

Таблица. Обязательные мероприятия, которые проводятся заказчиком в любом случае

 

Мероприятие Возможные ответственные лица Ориентировочный срок Ориентировочное время на подготовку (проведение)
Подготовить и представить на утверждение: - общие положения документации; - информационную карту аукциона; - инструкцию по заполнению заявки; - форму заявки на участие в электронном аукционе; - техническое задание; - обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК); - проект контракта Работник контрактной службы (контрактный управляющий). В части технического задания и обоснования НМЦК - по согласованию с отраслевым подразделением. В части проекта контракта - по согласованию с юристом До начала проведения закупки, т.е. не позднее чем за 1 календарный день до размещения извещения В среднем от 5 до 30 дней
Подготовить и разместить в ЕИС (на официальном сайте) извещение о проведении электронного аукциона и документацию об аукционе Работник контрактной службы (контрактный управляющий) Не позднее чем за 7 календарных дней до окончания срока подачи заявок на участие (при НМЦК более 3 млн руб. - не позднее чем за 15 календарных дней) В среднем от 1 до 2 дней
Рассмотреть первые части заявок на участие в электронном аукционе Аукционная (единая) комиссия Не позднее 7-го календарного дня с даты окончания срока подачи заявок В среднем от 1 до 7 дней
Рассмотреть вторые части заявок на участие в электронном аукционе Не позднее 3-го рабочего дня с даты размещения протокола проведения электронного аукциона В среднем от 1 до 3 дней
Включить данные о победителе электронного аукциона в проект контракта и разместить его в ЕИС (на официальном сайте) Работник контрактной службы (контрактный управляющий) Не позднее 5-го календарного дня с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона В среднем от 1 до 2 дней
Проверить обеспечение исполнения контракта, предоставленное победителем Бухгалтер или работники контрактной службы (контрактный управляющий) по согласованию с бухгалтерией Не позднее 3-го рабочего дня с момента размещения победителем документа, подтверждающего обеспечение исполнения В среднем от 1 до 3 дней
Представить контракт на подпись руководителю заказчика (иному лицу, уполномоченному подписывать контракты от имени заказчика) Работник контрактной службы (контрактный управляющий) Не позднее 3-го рабочего дня с момента размещения победителем проекта контракта В среднем от 1 до 3 дней

 

В случае отсутствия у заказчика аукционной (единой) комиссии необходимо создать ее не позднее чем за один календарный день до размещения извещения о проведении электронного аукциона. Ответственным за это мероприятие может быть назначен работник контрактной службы либо контрактный управляющий заказчика. На практике создание аукционной (единой) комиссии может занять от одного до пяти рабочих дней.

 

Рекомендация

Для более эффективной организации процедуры электронного аукциона заказчик вправе привлечь специализированную организацию. Сделать это целесообразно, если в организации отсутствуют или ограничены кадровые и материальные ресурсы, которые необходимы для организации проведения электронного аукциона. Привлечь специализированную организацию нужно с учетом времени, которое потребуется заказчику для проведения процедур выбора специализированной организации (рекомендуется за три месяца до размещения извещения)

 

Рекомендация

Желательно издать приказ заранее с учетом времени, которое требуется для выполнения всех необходимых мероприятий по проведению аукциона.

 

Этап 2. Подготовка документов

Об электронном аукционе

 

См. схему проведения электронного аукциона.

 

2.3.2.1.1. Общие положения документации об электронном аукционе >>>

2.3.2.1.2. Информационная карта электронного аукциона >>>

2.3.2.1.3. Форма заявки на участие в электронном аукционе >>>

2.3.2.1.4. Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе >>>

2.3.2.1.5. Техническое задание при проведении электронного аукциона >>>

2.3.2.1.6. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта при проведении электронного аукциона >>>

2.3.2.1.7. Проект контракта для включения его в аукционную документацию >>>

 

Необходимость разработки документации об аукционе следует из положений ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ, которыми предусмотрена обязанность заказчика размещать такую документацию в ЕИС (на официальном сайте) при проведении аукциона.

Структура документации об аукционе нормами закона не регламентирована. Установлен только перечень информации, которая в обязательном порядке должна быть отражена (ст. 64 Закона N 44-ФЗ). В то же время примерная структура документации об аукционе может быть утверждена нормативными актами органов власти субъекта РФ.

 

Например, Приказом Тендерного комитета г. Москвы от 26.05.2011 N 70-01-63/11 утверждена Примерная форма документации об аукционе в электронной форме.

 

Как правило, в документацию об аукционе включают следующие разделы.

1. Общие положения.

2. Информационная карта.

3. Форма заявки на участие в электронном аукционе.

4. Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

5. Техническое задание.

6. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

7. Проект контракта.

 

Срок: разработать и утвердить документацию об аукционе необходимо не позднее чем за семь календарных дней до окончания срока подачи заявок на участие, определенного в документации. Если НМЦК превышает 3 млн руб. - не позднее чем за 15 календарных дней (ч. 1 ст. 65 Закона N 44-ФЗ).

 

Рекомендация

Целесообразно начать разработку документации заранее, с учетом времени, которое может потребоваться на ее подготовку, согласование и утверждение. На практике это может занять от 7 до 30 рабочих дней.

 

Общие положения документации

Об электронном аукционе

 

См. образец общих положений документации об электронном аукционе.

 

Общие положения документации об аукционе, как правило, отражают требования Закона N 44-ФЗ (ст. ст. 59 - 71), которые касаются проведения электронного аукциона. Включение их в состав документации об аукционе названным Законом не предусмотрено. Вместе с тем это целесообразно сделать, чтобы не перегружать информационную карту нормативной информацией.

 

Форма: произвольная, в виде электронного документа.

Целесообразно указать:

1) права и обязанности заказчика, аукционной комиссии, участников аукциона (ст. ст. 59 - 62 Закона N 44-ФЗ);

2) порядок подготовки и размещения в ЕИС (на официальном сайте) извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации (ст. ст. 63 - 65 Закона N 44-ФЗ);

3) порядок подачи, изменения и отзыва заявок на участие в электронном аукционе (ст. 66 Закона N 44-ФЗ);

4) порядок рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие (ст. ст. 67, 69 Закона N 44-ФЗ);

5) порядок проведения электронного аукциона (ст. 68 Закона N 44-ФЗ);

6) порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона (ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

Кто составляет: работник контрактной службы (контрактный управляющий).

Кто утверждает: руководитель заказчика или иное лицо, уполномоченное на принятие решений о проведении аукциона. Отдельно утверждать общие положения не требуется: они утверждаются в составе аукционной документации.

Дата утверждения: до размещения извещения в ЕИС (на официальном сайте).

Размещение: в составе аукционной документации.

 

Таблица. Дополнительные сведения, которые целесообразно указать в информационной карте

 

Условие Сведения Пояснение
Если на этапе осуществления закупки невозможно определить объем подлежащих выполнению (оказанию) работ (услуг), в частности: - работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования; - услуг связи; - юридических услуг; - медицинских услуг; - образовательных услуг; - услуг общественного питания; - услуг переводчика; - услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа; - гостиничных услуг; - услуг по проведению оценки Информация о цене единицы товара, поставляемого в рамках выполнения работ (оказания услуг), единицы работы (услуги) и порядке оплаты контракта по такой цене. Указание на то, что оплата работ (услуг) осуществляется исходя из выполненного объема, количества поставленного товара по цене единицы товара, работы (услуги), но в размере, не превышающем НМЦК Необходимость включения данных сведений в аукционную документацию предусмотрена п. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ
Если в соответствии со ст. 35 Закона N 44-ФЗ должно осуществляться банковское сопровождение контракта Информация о банковском сопровождении контракта (п. 8 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ) Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке до начала проведения закупки (ч. 3 ст. 35 Закона N 44-ФЗ). Перечень случаев, в которых осуществляется банковское сопровождение контрактов, утверждается Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией
Если устанавливаются преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Сведения о преимуществах, предоставляемых при участии в электронном аукционе (п. 5 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ) Решение о предоставлении преимуществ принимается заказчиком в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 27, ст. ст. 28 - 30 Закона N 44-ФЗ
Если Правительством РФ и Минэкономразвития России установлены условия, запреты, ограничения в отношении допуска товаров, происходящих из иностранного государства, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами Условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ (услуг) (п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ) Такие условия, запреты, ограничения должны быть указаны согласно соответствующим нормативным правовым актам Правительства РФ и Минэкономразвития России
Если предусматривается возможность изменения условий контракта Информация о возможности изменения условий контракта (п. 9 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ) Заказчик вправе предусмотреть возможность изменения условий контракта в следующих случаях: а) при снижении цены контракта без изменения количества (объема) товаров (работ, услуг) и их качества; б) при увеличении или уменьшении количества товаров (объема работ, услуг) не более чем на 10% (п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ)
Если предусматривается возможность одностороннего отказа от исполнения контракта Информация о возможности расторжения контракта в одностороннем порядке (п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ) Односторонний отказ от исполнения контракта возможен, только если это предусмотрено документацией о закупке и контрактом

 

Кто составляет: работник контрактной службы (контрактный управляющий).

Кто утверждает: руководитель заказчика или иное лицо, уполномоченное на принятие решений о проведении аукциона. Отдельно информационную карту утверждать не нужно: она утверждается в составе аукционной документации.

Дата утверждения: до размещения извещения в ЕИС (на официальном сайте).

Размещение: в составе аукционной документации.

 

Требования к информации о размере,

порядке предоставления и требованиях

Примечание

Решения отражают подходы, которые выработаны при рассмотрении споров, связанных с размещением заказа в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Предполагается, что данные подходы не изменятся, поскольку Законом N 44-ФЗ рассматриваемый вопрос также не урегулирован.

 

СИТУАЦИЯ: Заказчик закупает на электронном аукционе работы, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства. Правомерно ли включать в документацию об электронном аукционе требование о представлении свидетельства саморегулируемой организации (СРО) о допуске к таким работам?

 

Ответ: По данному вопросу существует три подхода.

Подход 1: Установление требования неправомерно.

Обоснование: Согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности и несет ответственность за качество выполненных работ. Данное лицо должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства, выданное СРО (ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ).

Подход 2: Установление требования правомерно.

Обоснование: Участник вправе привлечь к выполнению работ третьих лиц, если это предусмотрено документацией об аукционе. Конкретные виды работ, к которым нет допуска у участника аукциона, могут выполняться третьими лицами.

Подход 3: Установление требования неправомерно, если предусмотрена возможность привлекать к выполнению работ субподрядчиков.

Обоснование: Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству и должно иметь свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, а для выполнения конкретных работ заказчик вправе привлекать третьих лиц.

Правоприменительная практика: ФАС России при рассмотрении споров указывает, что установление требования о предоставлении свидетельств СРО по конкретным видам работ неправомерно в любом случае. Некоторые арбитражные суды отмечают, что данное требование неправомерно, только если документация об аукционе содержит условие о возможности привлекать к выполнению работ субподрядчиков. Другие арбитражные суды полагают, что установление данного требования в любом случае правомерно.

 

О практике рассмотрения споров по данному вопросу см. Путеводитель по спорам в сфере госзаказа. Установление требования о наличии у участника свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ и отказ в допуске к торгам на основании несоответствия данному требованию.

 

Примечание

Решения отражают подходы, которые выработаны при рассмотрении споров, связанных с размещением заказа в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Предполагается, что данные подходы не изменятся, поскольку Законом N 44-ФЗ рассматриваемый вопрос также не урегулирован.

 

СИТУАЦИЯ: Правомерно ли устанавливать в документации об аукционе требование о наличии у участника разрешения (лицензии) на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности, если такие работы включены в один лот со строительными работами?

 

Ответ: По данному вопросу существует два подхода.

Подход 1: Установление требования неправомерно.

Обоснование: Если в один лот со строительными работами включены работы, для выполнения которых требуется разрешение (лицензия) и которые могут проводиться с привлечением иных лиц, имеющих необходимую лицензию, установление требований о том, что такие работы выполняются лично участником, осуществляющим строительство, и о необходимости представить в составе заявки копию соответствующей лицензии является нарушением ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Подход 2: Установление требования правомерно.

Обоснование: Если в состав работ, являющихся предметом торгов, входят лицензируемые виды деятельности по ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установление требования о том, что участникам необходимо представить копию лицензии, правомерно.

Правоприменительная практика: ФАС России и некоторые арбитражные суды включение в документацию об аукционе указанного требования признают нарушением. Однако существуют судебные решения, в которых указывается на правомерность такого требования.

 

О практике рассмотрения споров по данному вопросу см. Путеводитель по спорам в сфере госзаказа. Требование о наличии у участника размещения заказа на строительство разрешения (лицензии) на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности.

 

Примечание

Решения отражают подходы, которые выработаны при рассмотрении споров, связанных с размещением заказа в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Предполагается, что данные подходы не изменятся, поскольку Законом N 44-ФЗ рассматриваемый вопрос также не урегулирован.

 

СИТУАЦИЯ: Заказчик проводит аукцион на выполнение ремонтных работ, вид ремонта (текущий или капитальный) в аукционной документации не указан. Правомерно ли требовать от участников свидетельства СРО о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства?

 

Ответ: Установление требования правомерно, если в объект закупки включены работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Обоснование: Участники закупки должны соответствовать требованиям законодательства к лицам, выполняющим работы, которые являются предметом торгов (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Требования к лицам, выполняющим работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлены в ст. ст. 47, 48, 52 ГрК РФ.

Правоприменительная практика: ФАС России и арбитражные суды признают установление данного требования правомерным, если заказчику удается доказать, что в предмет контракта включены виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства.

 

О практике рассмотрения споров по данному вопросу см. Путеводитель по спорам в сфере госзаказа. Установление требования о наличии у участников размещения заказа на выполнение ремонтных работ свидетельства СРО о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

 

Примечание

Решения отражают подходы, которые выработаны при рассмотрении споров, связанных с размещением заказа в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Предполагается, что данные подходы не изменятся, поскольку Законом N 44-ФЗ рассматриваемый вопрос также не урегулирован.

 

СИТУАЦИЯ: В документации об аукционе установлено требование о представлении в составе заявки на участие в торгах копий сертификатов (деклараций) соответствия на поставляемый товар. Правомерно ли такое требование заказчика?

 

Ответ: По данному вопросу существует два подхода.

Подход 1: Установление требования неправомерно.

Обоснование: Положения Закона N 44-ФЗ запрещают включать требование о представлении документов, подтверждающих соответствие товара требованиям законодательства, на стадии подачи заявок, если согласно законодательству такие документы передаются вместе с товаром. Кроме того, п. 2 ст. 456 ГК РФ установлена обязанность продавца передавать покупателю одновременно с товаром относящиеся к нему документы, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (в частности, сертификат качества).

Подход 2: Установление требования правомерно.

Обоснование: Требование о представлении сертификатов не противоречит законодательству, так как подтверждает соответствие товара установленным критериям.

Правоприменительная практика: ФАС России и большинство арбитражных судов признают требование о представлении сертификатов неправомерным. Вместе с тем существует судебная практика, согласно которой данное требование признается правомерным.

 

О практике рассмотрения споров по данному вопросу см. Путеводитель по спорам в сфере госзаказа. Требование о представлении в заявке на участие в торгах копий сертификатов соответствия на поставляемый товар и отказ в допуске к торгам в связи с несоответствием такому требованию.

 

Примечание

Решения отражают подходы, которые выработаны при рассмотрении споров, связанных с размещением заказа в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Предполагается, что данные подходы не изменятся, поскольку Законом N 44-ФЗ рассматриваемый вопрос также не урегулирован.

 

В электронном аукционе

 

См. образец инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

 

Необходимость включения в состав документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе следует из п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ.

 

Форма: произвольная.

Обязательно указать: порядок заполнения первой и второй частей заявки.

 

Рекомендация

Для того чтобы снизить вероятность необоснованного отклонения заявок по формальным признакам, целесообразно указать, что участникам аукциона при заполнении заявки следует использовать общепринятые обозначения и наименования; избегать формулировок, допускающих неоднозначное толкование; заполнять все документы, которые представляются в составе заявки.

 

Кто составляет: работник контрактной службы (контрактный управляющий).

Кто утверждает: руководитель заказчика или иное лицо, уполномоченное на принятие решений о проведении аукциона. Отдельно утверждать инструкцию не требуется - она утверждается в составе документации для проведения аукциона.

Дата утверждения: до размещения извещения в ЕИС (на официальном сайте).

Размещение: в составе аукционной документации.

 

Примечание

Решения отражают подходы, которые выработаны при рассмотрении споров, связанных с размещением заказа в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Предполагается, что данные подходы не изменятся, поскольку Законом N 44-ФЗ рассматриваемый вопрос также не урегулирован.

 

2.3.2.1.5. Техническое задание

Примечание

Решения отражают подходы, которые выработаны при рассмотрении споров, связанных с размещением заказа в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Предполагается, что данные подходы не изменятся, поскольку Законом N 44-ФЗ рассматриваемый вопрос также не урегулирован.

 

СИТУАЦИЯ: Правомерно ли устанавливать в документации об аукционе требование о соответствии товаров (работ, услуг) ГОСТам, СНиПам и другим нормативно-техническим документам вместо конкретных технических характеристик?

 

Ответ: По данному вопросу существует два подхода.

Подход 1: Установление требования неправомерно.

Обоснование: Ссылка на ГОСТы, СНиПы и другие нормативно-технические документы в документации об аукционе фактически не устанавливает показатели, позволяющие определить соответствие выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Подход 2. Установление требования правомерно, если нормативно-технические документы содержат все необходимые характеристики товаров (работ, услуг) и показатели их качества.

Обоснование: Закон N 44-ФЗ не запрещает устанавливать требование о соответствии товаров, работ, услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся все необходимые показатели качественных и технических характеристик.

Правоприменительная практика: ФАС России требование о соответствии товаров (работ, услуг) ГОСТам, СНиПам и другим нормативно-техническим документам признает неправомерным. Арбитражные суды данное требование признают правомерным, если нормативно-технические документы содержат все необходимые качественные и технические характеристики товаров (работ, услуг).

 

О практике рассмотрения споров по данному вопросу см. Путеводитель по спорам в сфере госзаказа. Установление в документации о торгах требования о соответствии товаров, работ, услуг ГОСТам, СНиПам, ТУ и другим нормативно-техническим документам.

 

Примечание

Решения отражают подходы, которые выработаны при рассмотрении споров, связанных с размещением заказа в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Предполагается, что данные подходы не изменятся, поскольку Законом N 44-ФЗ рассматриваемый вопрос также не урегулирован.

 

СИТУАЦИЯ: Правомерно ли устанавливать в документации об аукционе требование о соответствии товаров конкретным техническим условиям (ТУ)?

 

Ответ: По данному вопросу существует два подхода.

Подход 1: Установление требования неправомерно.

Обоснование: Как правило, ТУ отсутствуют в открытом доступе, поскольку разрабатываются производителем конкретной продукции, который и является держателем ТУ. Вследствие этого ссылка в документации об аукционе на ТУ может создавать препятствия для участия в торгах лиц, не являющихся производителями соответствующих товаров.

Подход 2: Установление требования правомерно при наличии ТУ в свободном доступе либо если есть возможность поставки эквивалента предусмотренного ТУ товара, существует нормативно-правовой акт, устанавливающий необходимость такого соответствия, или характеристики товара известны участникам и не нуждаются в уточнении.

Обоснование: Закон N 44-ФЗ не запрещает устанавливать требования о соответствии товаров, работ, услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся все необходимые качественные и технические характеристики предмета закупки.

Правоприменительная практика: ФАС России и некоторые арбитражные суды требование о соответствии товаров (работ, услуг) ТУ признают неправомерным. Большинство арбитражных судов данное требование признают правомерным.

 

О практике рассмотрения споров по данному вопросу см. Путеводитель по спорам в сфере госзаказа. Установление в документации о торгах требования о соответствии товаров, работ, услуг ГОСТам, СНиПам, ТУ и другим нормативно-техническим документам.

 

Примечание

Решения отражают подходы, которые выработаны при рассмотрении споров, связанных с размещением заказа в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Предполагается, что данные подходы не изменятся, поскольку Законом N 44-ФЗ рассматриваемый вопрос также не урегулирован.

 

Об электронном аукционе

 

См. схему проведения электронного аукциона.

 

Размещение информации об электронном аукционе может включать следующие мероприяти<



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.018 с.)