Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственный строй Афин в v-iv веке до. Н. Э.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По форме государственного устройства Древние Афины в V-IV веке до нашей эры являлись рабовладельческой демократической республикой. Высшими органами власти и должностными лицами были: 1. Народное собрание, которое называлось экклесия. 2. Совет пятисот, который назывался булэ. 3. Гелиэя, то есть суд присяжных. 4. Стратеги, то есть должностные лица. 5. Архонты. В Афинах впервые в истории наблюдаются элементы, характерные для демократии, принципа разделения властей. Экклесия формально являлась объединением всех граждан полиса, достигших 20 лет, независимо от имущественного ценза. Собрание собиралось не менее 40 раз в год. На нем принимались законы, заслушивались отчеты должностных лиц, обсуждались ассигнования на военные нужды, строительство флота, общественных сооружений, отношения с другими государствами. Предварительно все вопросы рассматривал совет пятисот и предлагал решения народному собранию. Совет пятисот ведал вопросами управления в промежутках между собраниями. Он формировался ежегодно по жребию из граждан, достигших 30 лет, и в него избирались только граждане первых трех разрядов.
Функции совета пятисот. 1. Контроль за деятельностью должностных лиц. 2. Распоряжение государственным имуществом. 3. Государственное строительство. 4. Отношения с другими странами. 5. Подготовка вопросов на народное собрание. В гелиэю избирались граждане всех четырех разрядов. Ежегодно по жребию избирались 5 тысяч судей и тысяча запасных судей. Гелиэя заседала не менее 300 раз в год. В дни судебных заседаний определялась коллегия из 500 судей, которые заранее не знали, какое дело будут рассматривать. Адвокаты не допускались, но появляются так называемые логографы – это были лица, которые обладали знанием законов и ораторским искусством, и они за плату составляли речи для клиентов. Те, кто участвовал в суде заучивали эти тексты и произносили в суде. Гелиэя разбирала частные жалобы граждан и метеков, дела о преступлениях против государства, дела союзных государств. Гелиэя являлась апелляционной инстанцией по отношению к нижестоящим судам. Решения принимались простным большинством голосов и были окончательными.
Характерные черты института должностных лиц. 1. Этот институт формировался на основе выборности или по жребию сроком на один год. 2. Коллегиальность. 3. Безвозмездность, кроме стратегов. 4. Отсутствие иерархической подчиненности. 5. Подотчетность. Должностные лица осуществляли исполнительную власть. Коллегия архонтов сохранила полномочия в области религиозных и семейных дел. Стратеги командовали армией и флотом, ведали внешнеполитическими вопросами, могли созывать народное собрание. Судебными полномочиями обладали высшие органы власти и высшие должностные лица. Вместе с тем, появляется система специальных судебных органов: 1. Ареопаг, который рассматривал дела об умышленных убийствах, поджогах и религиозных преступлениях. 2. Суд эфетов, который под председательством архонта базилевса разбирал дела о неумышленных убийствах и убийствах метеков. 3. Суд диэтетов. Рассматривал малозначительные гражданские и уголовные дела. 4. Коллегия сорока. Рассматривала незначительные гражданские дела. 5. Коллегия одинадцати. Рассматривала дела рабов, о воровстве, контролировала тюрьмы и исполнение приговоров. Право Древних Афин. Источники права. В архаическую эпоху основным источником права был обычай. Первая катификация обычного права была произведена в 621 году до нашей эры. Архонт Драконт составил свод писаных законов, большинство норм которых носили уголовный и уголовно-процессуальный характер. Они отмечались жестокостью и до нашего времени не сохранились. Следующим источником, который с 5 века до.н.э стал главным, относились нормативные акты. К числу нормативных актов относились: 1. Решения народных собраний, которые содержали общие принципы, правовое регулирование общественных отношений, обязанности должностных лиц. 2. Псефизмы. Это были решения народных собраний, которые относились к отдельным лицам, и конкретные случаи. 3. Акты, которые появились в ходе реформ Солона и Клисфена.
Правовое положение населения Афин. Все свободные люди в правовом положении делились на граждан и метеков. Гражданами полиса считались лица, родившиеся от родителей афинян, владельцы земельного участка, участвующие в народном собрании, имеющие ряд других политических прав и свое место в войске. С 18 до 20 лет юноши проходили военную подготовку. С 20 лет участвовали в народном собрании. С 30 лет могли занимать государственные должности. Гражданский коллектив полиса не был однороден и включал несколько прослоек – богатую землевладельческую знать, владельцев крупных ремесленных мастерских, среднеремесленное и земледельческое население, бедноту. Вместе с тем, в классический период отсутствовала резкая имущественная дифференциация, а наиболее массовый слой населения и социальную опору государства составляли граждане средней зажиточности. В Афинах впервые в истории происходило формирование понятия гражданин, что являлось высочайшим достижением полисного мировоззрения, поскольку Древневосточные государства знали только подданных, права которых слабо защищались законом. Вторую категорию населения составляли метеки. Они не имели афинского гражданства и не обладали политическими правами, но несли повинности в пользу государства. Они не могли самостоятельно выступать в суде, не могли приобретать недвижимую собственность, а землю брали в аренду. Метеки занимались в основном ремеслом и торговлей и составляли 15-20% населения. Рабы в Афинах составляли 35% населения, это приблизительно 150 тысяч человек. Основными источниками рабства были войны и пиратство. Рабство принимает античный, или классический характер. Раб находился в полной власти рабовладельца, которому принадлежали не только имущество и рабочая сила, но и жизнь раба.
Право собственности. Основой расцвета Афинского общества и государства является античная форма собственности, которая базируется на сочетании частной и государственной собственности. Основные средства производства – земля и рабы – находились в частной собственности. В свою очередь государственная собственность удовлетворяла не только нужды государства, но и объединяла всех граждан в единый класс рабовладельцев, так как доходы от неё распределялись в разных формах между гражданами. Однако собственности, как абсолютного права в Афинах не существовало. Главным считался фактор владения, фактическое обладание имуществом с правом распоряжения, поэтому главными стали нормы, обеспечивающие публичные гарантии неприкосновенности движимого и недвижимого имущества. В имущественном праве особенно выделялось право собственности на землю. Владение земельным участком являлось обязательным условием получения гражданства. Первоначально земли были собственностью рода, из которой выделялись клеры (земельные участки). В 5 веке до.н.э Солон ввел свободу завещания движимого и недвижимого имущества, тем самым ликвидировав право рода на земельную собственность. В период реформ Клисфена были признаны права владения землей метеков и вольноотпущенников. В 4 веке до нашей эры усилился частный характер собственности на землю и резко возросло количество сделок купли-продажи земельных участков.
Обязательственное право. Различалось 2 вида обязательств: обязательства, возникающие из деликта и обязательства, возникающие из договоров. Невыполнение обязательств до реформы Солона влекло за собой личную ответственность должника. Позднее, в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохранялся задаток, залог и поручительство.
Виды договоров. 1. Договор купли-продажи. Объектом этого договора могло быть как движимая, так и недвижимая собственность и рабы. Договор оформлялся простым согласием сторон, а с 4 века до.н.э оформляются письменные соглашения при покупке земли. 2. Договор найма. Объектом договора могла быть земля, дома, рабы, скот. Особенно была распространена аренда домов, так как метеки не имели права приобретать дома в собственность. 3. Договор личного найма. 4. Договор займа. В Афинах ростовщичество достигло высокого уровня. Кредитные операции в деревне приводили к закабалению крестьян. После реформ Солона долговая кабала была устранена, но допускалось разорение крестьянина и отчуждение у него земельного участка. В городах появляются люди, занимающиеся кредитными операциями. Считалось нормальным взимать до 18% годовых, но иногда повышался до 30%. При задержке уплаты процентов допускалось начисление процентов на проценты. 5. Договор поклажи (хранения). 6. Договор товарищества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 2891; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.62.10 (0.009 с.) |