Арабский халифат и мусульманское право. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арабский халифат и мусульманское право.



В 7 веке центром консолидации арабских племен стал Хиджаз (западная часть аравийского полуострова). Движение за государственное объединение в Хиджазе совпало с началом развития религиозного учения ислама. Проповедником новой религии стал Мухаммед (570-632 год). В своих проповедях Мухаммед, которого арабы считали пророком ислама, учил вере в единого Бога – Аллаха. В новой религии внимание народных масс привлекла идея равенства всех арабов, уверовавших в Аллаха. В результате вооруженной борьбы сторонников Мухаммеда с противниками новой религии в 7 веке на аравийском полуострове образовывается единое государство – Халифат, во главе с Мухаммедом. Это государство прошло в своем развитии несколько этапов:

1. Ранний Халифат первых выбранных халифов, образовавшийся после смерти Мухаммеда. Период – с 632 по 661 год.

2. Халифат Омейядов (Тамасский Халифат) – 661 – 750 год.

3. Халифат Аббасидов (Багдадский Халифат) – 750 – 1258 год.

На первых двух этапах происходит быстрое территориальное расширение государства путем завоевательных походов мусульман. В период расцвета (8 – первая половина 9 веков) Халифат объединил Пиренейский полуостров, Северную Африку, Аравию, переднюю Азию, Иран, Ирак, часть Закавказья и среднюю Азии. Со второй половины 9 века началось раздробление государства и окончился Багдадский Халифат был уничтожен в 1258 году в результате нашествия монголов.

 

Государственный строй.

На государственный строй арабского Халифата решающий отпечаток наложила мусульманская религия. Под ее влиянием Халифат приобретает форму теократической монархии. На облик государства также наложили отпечаток деспотические традиции Древнего Востока. Пророк Мухаммед являлся не только главой исламской общины, но и возглавил государство. Его власть была неограниченной и освящалась именем Бога. При Мухаммеде существовал совет, имевший совещательный характер и состоящий из ближайших учеников. После смерти Мухаммеда вопрос о власти был решен следующим образом: так как после смерти пророка непосредственный контакт с Богом был утерян, главой государства стали избирать ближайших сподвижников Мухаммеда, как лиц, наиболее просвещенных в заветы пророка.

Халиф обладал верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Важнейшим должностным лицом в государстве был визирь. Он стоял во главе дворца, контролировал государственные доходы и расходы, ведал государственным имуществом, почтой, строительством ирригационных сооружений. Помимо визиря, власть которого практически не отличалась от светской власти халифа, назначались визири, выполнявшие определенные функции. Центральный аппарат управления при первых халифах еще не сложился. Четко выделялось лишь финансовое ведомство. Государство сначала не имело четкого административного деления. Сначала оно делилось на области и провинции и существовало деление по религиозному принципу на 3 части:

  1. Священная земля Мекки и окрестности, где могли находиться только мусульмане.
  2. Остальная земля Хиджаза, где не мусульмане могли находиться не более 3-х дней в месяц.
  3. Остальная территория государства.

Позднее создаются административные районы, во главе которых находились эмиры, назначающиеся главой государства.

В период Тамасского и Багдадского Халифатов происходит формирование центрального аппарата управления. Официально учреждается должность великого визира, который руководил деятельностью центральных ведомств.

С конца 8 века визиры фактически управляли государством.

В период Тамасского Халифата складываются 4 ведомства, которые назывались диваны (военный, финансовый, чиновничий и почтовый). Затем количество диванов увеличивается до 10. Создается развитая налоговая система, постоянное войско, единая денежная система. При Омейятах государство было поделено на 5 наместничеств во главе с наследным принцем – эмиром. При Аббаситах было создано 11 наместничеств, а с 9 века власть эмиров становится наследственной. В результате появляются династии местных правителей и складываются предпосылки для раздробленности государства на независимые эмираты.

 

Правовое положение населения.

Процесс образования государства у арабов совпал с периодом становления феодальных отношений, однако пережитки прошлого, освященные мусульманской религией (равенство всех мусульман) оказались исключительно живучими, поэтому в Халифате не устанавливается общественный строй, присущий Европейским странам. Права и привилегии феодалов не были регламентированы в мусульманском праве. Мусульманское право не знает сословий, подобных духовенству и дворянству в европейских странах. В отличие от Западной Европы, феодальная иерархия в Халифате не сложилась как многоуровневая система вассальных отношений. Происходит разложение общины и закабаление крестьянства. Особенностью арабского государства было различие прав мусульманина и не мусульманина, например, иудеям и христианам запрещались браки с мусульманами, запрещалось иметь рабов мусульман, не разрешалось ездить на лошадях. К тому же не мусульмане платили подушный налог. Христиане и иудей пользовались автономией, руководствовались своими гражданско-правовыми обычаями, но за преступление они отвечали по мусульманскому праву. Характерная черта мусульманского права – это открытое закрепление преимуществ мусульман над неверными. В Халифате также сохранилось рабство, но широко развито не было. Правовое положение рабов не отличалось так сильно от положения свободных, как в античных государствах. Рабы могли заключать договоры, участвовать в военных походах. В случае удачи в военном походе раб, принявший мусульманство, обретал свободу.

 

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО.

Источники права.

Особенность мусульманского права состоит в том, что его нормы были исключительно тесно переплетены с религиозными и этическими предписаниями. Мусульманское право – это единство положений правового, религиозного и морального характера. Этико-религиозные начала мусульманского права составляли образ жизни народа и определили своеобразие особой цивилизации. Основными источниками мусульманского права являлись Коран и Сунна. Коран – это книга, в которой записаны изречения Мухаммеда. По мнению мусульман догматиков считается, что Коран храниться на небе, а на земле люди пользуются его копией, состоящей из 114 глав и 6225 стихов. Они не представляли собой композиционного единства, то есть Коран – это конгломерат догматических, ритуальных и юридических предписаний. Собственно правовые нормы делятся на 2 категории:

1. Нормы, которые содержат ясные указания на решение каких либо судебных дел (около 100 стихов).

2. Нормы, в которых имеются лишь косвенные заключения по какому либо виду правоотношений (около 150 стихов).

В Сунне содержаться придания о решениях и наставлениях пророка, сохранившиеся в памяти учеников (приблизительно 4500 приданий), где сформулированы правила религиозного культа и нормы взаимоотношений между мусульманами.

Третий источник мусульманского права – Фетва. Это толкования шариата, данное крупными мусульманскими законоведами и представителями высшего духовенства на основе судебных прецедентов. Однако в начале 11 века было запрещено толковать Коран и Сунну в юридической области.

Четвертый источник – это Адаты. Адаты – это правовой обычай. Он мог приниматься только в случаях, когда то или иное отношение не было урегулировано Кораном, Сунной, Фетвой.

Пятый источник мусульманского права – Кануны. Это были постановления халифов.

Четвертый и пятый источник не являлись официальными источниками права, однако в реальности они сыграли определенную роль в формировании мусульманской правовой системы.

Уже в средние века мусульманское право приобретает нечеткое деление на основные отрасли:

  1. Право личного статута. Основные институты этой отрасли: брак, развод, завещание, наследование по закону, обязанности по воспитанию детей, ограничение правоспособности.
  2. Муамалат, который регулировал вопросы собственности, различные виды сделок, порядок исполнения обязательств и т.п.
  3. Уголовное право.
  4. Судебно-процессуальное право.

Право личного статута.

Право личного статута представляет собой наиболее развитую отрасль, поскольку в личном и семейном праве содержаться нормы ритуального и религиозного поведения, считающиеся самыми важными в мусульманском праве. Основным субъектом мусульманского права является семья. Власть главы семьи – неограниченная и все члены семьи были обязаны ему подчиняться. В Коране официально закреплено второстепенное положение женщины в обществе. В качестве основных субъектов брачного договора признаются мужчина (жених) и родители невесты. Главным условием заключения брака являлось согласие сторон, которые договорились о размере выкупа. Разновидностью мусульманского права являлся принудительный брак, при котором достаточно согласие только родителей. Другим необходимым условием при заключении брака признается социальное равенство сторон мусульманского вероисповедания, личная свобода, физическое здоровье, наличие источников существования у супруга. Возраст вступления в брак – достижение половой зрелости. В мусульманском праве запрещается женщинам мусульманкам выходить замуж за неверного (не мусульманина). Брак заключался в мечети муллой в присутствии 2-х свидетелей мужчин. Вместо 1 мужчины могли свидетельствовать 2 женщины. Регистрация брака в письменной форме была необязательной.

Коран допускает возможность мужчине иметь одновременно 4-х жен, а также неограниченное количество рабынь-наложниц. В случае рождения ребенка у рабыни, она перестает быть объектом купли-продажи, а после смерти хозяина отпускалась на волю.

Главной обязанностью мужа было содержание жен (жены) и детей. Помимо этого, муж был обязан постоянно проживать с женами (женой) и равномерно распределять с женами брачные ночи. Жена была обязано беспрекословно подчиняться мужу, в общественных местах носить паранджу, а в случае ослушания могла быть подвергнута закону побоям со стороны супруга, который санкционирован в Кораном.

Достаточно подробно в мусульманском праве регламентируется процедура расторжения брака. Основаниями для этого были:

  1. Обнаружение существовавших до брака недостатков сторон, которые они скрывали.
  2. Смерть или отступничество от ислама одного из супругов.
  3. Клятва мужа именем Аллаха, в которой он отказывается от дальнейшего проживания с женой на срок более 4-х месяцев или навечно.
  4. Объявление мужем проклятия по причине действительного или мнимого прелюбодеяния жены или по причине рождения ребенка, которого муж не признает своим.
  5. Развод по инициативе мужа без особых причин.
  6. Развод по обоюдному согласию.

Особенностью брачно-семейных отношений является то, что муж может в срок от 3-х до 7 дней после рождения ребенка отказаться от него. Мусульманское право не признает усыновления (удочерения), хотя в жизни эти явления распространены. В обязанности родителей входит воспитание и обеспечение детей на протяжении 2-х условных периодов. Первый период основную роль в воспитании играла мать. Второй период (с 6-9 лет до достижения материальной самостоятельности юношей и вступления в брак девушек). Основную роль в воспитании играет отец. Он является в это время духовным наставником и материально содержит детей.

Коран признает наследование по завещанию и по закону. Однако завещание признается в качестве вторичного основания для получения наследства. Наследуемое имущество распределялось по 4 обязательным направлениям:

  • На погребение умершего.
  • На уплату его долгов.
  • Наследование по завещанию.
  • На разделение имущества между законными наследниками.

Каждый из наследников по нисходящей линии имел право на определенную долю в наследстве.

 

Муамалат.

Мусульманское право различает движимое и недвижимое имущество. Недвижимое имущество разделяется на 5 категорий:

  1. Государственные земли.
  2. Икта – это земли, пожалованные знати за службу.
  3. Мульк – это частновладельческие земли.
  4. Земли на правах общей собственности.
  5. Вакор – это земли или имущество, переданное исламским учреждениям, с которых не взимался налог.

Признавались следующие основные формы собственности:

    • В результате гражданской сделки.
    • В процессе наследования.
    • В ходе захвата.

Главная особенность мусульманского обязательственного права – это то, что первостепенными обязанностями человека признавались обязательства перед Аллахом: необходимые молитвы, правила чистоты, уплата налогов, соблюдение поста и паломничество в Мекку (Хадж), а гражданские обязательства считались второстепенными.

Договор мог иметь как устную, так и письменную форму. Необходимыми условиями для заключения договоров были:

  1. Совершеннолетие сторон (с 15 лет).
  2. Личная свобода сторон и согласие при заключении сделки.
  3. Вменяемость сторон.
  4. Доказанность факта, что стороны не являются должниками и банкротами.

Наиболее распространены были договоры купли-продажи, найма, займа, поклажи, поставки, товарищества, дарения, пожертвования.

 

Уголовное право.

Особенностью мусульманской правовой системы было то, что любое правонарушение и уголовное преступление квалифицировались как грех, игнорирование воли Аллаха и заветов пророка, поэтому в понимании преступления содержится не только правовой, но и религиозно-этический аспект.

Преступления делились на 3 категории:

  1. Преступления против Аллаха: отступничество в вере, хищение, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние.
  2. Преступления против общественного строя и мусульманской общины: преступления против правителей (заговор, восстание), разбой.
  3. Преступления против частных лиц: убийство, телесные повреждения и захват чужого имущества.

Существовало деление убийств или телесных повреждений на умышленные, неумышленные, случайные. Наказание предусматривало с одной стороны санкции за неисполнение религиозных предписаний, с другой стороны – возмещение нанесенного ущерба. Наказание делилось на 3 группы:

  1. Наказания за преступления против Аллаха и общественного строя. Наказания этой группы лучше всего определялись в Коране и Сунне: смертная казнь, в том числе и квалифицированная, широко применялось отрезание конечностей (за кражу, например), бичевание, тюремное заключение и ссылка.
  2. Наказания за преступления против частных лиц. Наказания регламентировались на основе принципа кровной мести. В случае умышленного убийства родственники убитого могли выбрать в отношении преступника одно из 3-х решений:
    • Смертная казнь.
    • Прощение.
    • Выкуп за убийство.

Телесные повреждения наказывались по принципу талиона или уплатой выкупа.

  1. Наказания этой группы не имели точного определения в Коране или Сунне. Это были не столь тяжкие преступления, например, невыполнение некоторых религиозных обязанностей, нарушение правил поведения в общественным местах и т.д. Наказания: удары плетью, лишение права носить чалму, бритье головы, бойкот общины или семьи и т.д.

 

Судебный процесс.

Судебный процесс имел состязательный характер. Судебное разбирательство осуществлялось в мечети, имело публичный характер. Главным лицом мусульманского суда являлся кади (судья). Приговор, как правило, сразу приводился в исполнение. Апелляционная инстанция отсутствовала. Отменить приговор мог только халиф или эмир.

 

РЕВОЛЮЦИЯ 17 ВЕКА В АНГЛИИ И ОБРАЗОВАНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Период с 1629 по 1640 год был периодом единоличного правления Карла I. Это время было временем феодальной реакции во всех областях жизни. Английский абсолютизм проводил политику, которая шла вразрез с интересами буржуазии и среднего дворянства.

В 1637-1638 году происходит восстание в Шотландии против попыток монархии установить над ней более жесткий контроль. Шотландцы вторгаются в пределы Северной Англии. В апреле 1640 года король вынужден был созвать парламент с целью получения средств для подавления восстания. Однако парламент отказался выделить средства и через 3 недели Карл I распускает парламент. Этот парламент вошел в историю Англии как «Короткий парламент». В это время шотландцы переходят в наступление и занимают северные графства. Карл I был вынужден снова обратиться к парламенту. Новый парламент просуществовал до 1653 года и вошел в историю как «Долгий парламент». В условиях политического кризиса парламент превращается в организационный центр борьбы с феодально-абсолютистским режимом. Были арестованы активные сторонники абсолютизма, а из тюрем освобождены политические заключенные. Была упразднена Звездная палата и Высокая комиссия.

Парламент принимает закон, по которому он мог быть распущен только по собственному усмотрению. Эти акции неповиновения парламента короне, фактическое посягательство палаты общин на верховную власть в стране в условиях широкого нарастания недовольства знаменовали собой начало английской буржуазной революции.

В ноябре 1641 года начинается наступление парламента на короля. Парламент принимает «Великую ремонстрацию» - это был перечень злоупотреблений короля, которые он допустил за время единоличного правления, причем злоупотреблением считалось все, что ограничивало свободу предпринимательства или угрожало неприкосновенности буржуазной собственности.

В Великой ремонстрации содержалось важное политическое требование – это контроль со стороны парламента за деятельностью королевских министров. В январе 1642 года король делает попытку контрреволюционного переворота и попытку арестовать депутатов палаты общин. На защиту парламента выступает население Лондона, создается ополчение. Таким образом, заговор короля против парламента был сорван. В январе король отправляется на север страны, чтобы собрать силы для вооруженной борьбы с парламентом. Осенью 1642 года начались военные действия и успех был на стороне короля, но в 1645 году по предложению Оливера Кромвеля была проведена реорганизация парламентской армии. Теперь армия формировалась из свободных крестьян и ремесленников, а офицерские посты мог занять любой способный человек. Королевским войскам было нанесено сокрушительное поражение. В 1646 году король сдается в плен Шотландцам, а те выдают его парламенту. Король не смог достичь компромисса с парламентом. Карл I был предан суду и в январе 1649 года был казнен. Первый этап революции на этом закончился (1641 - 1649).

На первом этапе в парламенте большинство было у представителей крупной буржуазии и земельной аристократии. Они назывались пресвитериане. Однако, в реальной революционной силе армии руководство сосредоточилось у интендентов. Их возглавлял Оливер Кромвель и они опирались на среднюю буржуазию и новое дворянство. Интенденты добивались установления ограниченной монархии, признания прав и свобод граждан. Противоречия между парламентом и армией углублялись, к тому же возникают противоречия между руководством армией и солдатской массой, что обусловило появление движения левеллеров, которые представляли среднее крестьянство и мелкую буржуазию. Они выступали за установление демократической республики. Власть в парламенте переходит к интендентам, которые становятся ведущей политической силой. Была упразднена палата лордов, королевская власть была объявлена уничтоженной и в мае 1649 года Англия была провозглашена республикой.

Законодательная власть в республике принадлежала однопалатному парламенту – палате общин. Исполнительная власть – государственному совету, который избирался парламентом на 1 год. В госсовете власть захватывает офицерская верхушка во главе с Оливером Кромвелем.

В это время в Европе начинается подготовка интервенции Франции и Испании против Англии. Сторонники монархии организовали беспорядки в северных графствах, ухудшилось экономическое положение. Происходят волнения в армии, организованные левеллерами. Эти выступления были подавлены и Кромвель приступает к покорению Ирландии. В феврале 1649 года принц Карл был провозглашен в Эдинбурге королем Англии, Шотландии и Ирландии.

Летом 1650 года Англия начинает покорение Шотландии и в 1651 году сопротивление сторонников короля было подавлено. Гражданская война, завоевание Шотландии и Ирландии истощили Англию, росло недовольство в армии, и в этих условиях единственным способом правящих кругов сохранить власть было установление военной диктатуры. В апреле 1653 года власть в стране фактически оказалась в руках генерала Кромвеля. Не найдя поддержки своим планам у парламента, Кромвель в 1653 году распускает парламент. В том же году принимается документ «Орудие управления», который оформил режим протектората. Главой государства провозглашался пожизненно лорд-протектор республики. Он должен был управлять страной совместно с парламентом. Лорду-протектору предоставлялись широкие полномочия: он руководил вооруженными силами, заключал международные договоры, назначал высших должностных лиц, располагал судебными функциями и издавал законы.

Парламент состоял из одной палаты и собирался по указу лорда-протектора.

Исполнительную власть лорд-протектор осуществлял совместно с госсоветом. Таким образом, «Орудие управление» обеспечивает концентрацию власти в руках одного человека. Однако экономическое положение Англии ухудшалось. Постоянно происходили мятежи и с целью укрепления своей власти Кромвель установил неприкрытую военную диктатуру. Было создано 11 военно-административных округов во главе с генерал-майором. В 1657 году парламент предложил Кромвелю принять титул короля. Он отказался, однако титул лорда-протектора объявлялся наследственным в семье Кромвеля.

В 1658 году Кромвель умирает. Его сын Ричард оказывается в зависимости от армии и в 1659 году он снимает с себя обязанности лорда-протектора, а в 1660 году в Англии была восстановлена монархия. Королем был провозглашен Карл II Стюард – сын казненного короля Карла I.

Буржуазия и новое дворянство добилось подписания королем Предской декларации, в которой король обещал не преследовать лиц, которые в годы революции боролись против короля, сохранить свободу совести для всех подданных, передавать все споры по поводу земли на усмотрение парламента. Таким образом, в Англии была установлена конституционная монархия, однако вскоре король нарушил декларацию, начинаются репрессии против деятелей республики, воссоздается в старом виде палата лордов, Тайный совет, старая избирательная система.

После реставрации монархии в парламенте разворачивается борьба двух политических партий:

  1. Виги – это были противники правящей династии.
  2. Тори – это представители землевладельческой и финансовой аристократии.

В 1679 Карл II распускает парламент, выборы в новый парламент принесли победу оппозиции. Принимаются важные законы, среди которых выделяется Habeas corpus act, а полное название документа – «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточении за морями». Он ограничивал произвольные аресты и устанавливал определенные гарантии личности. В нем содержалось правовое положение лица, находившегося под стражей. Арестованному обязательно предоставлялся письменный приказ об аресте, выданный судом. Суд проверял основания ареста и решал вопрос о пребывании человека под стражей или освобождении его под залог. Лицо, освобожденное по приказу habeas corpus act, нельзя было повторно арестовывать за одно и то же преступление. Виновные в этом подвергались штрафу. В 1685 году престол занимает король Яков II, который выражал интересы феодальной реакции. В 1688 году произошел дворцовый переворот. Парламент обращается к правителю Голландии Вильгельму (муж дочери Якова II) занять престол.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 4710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.032 с.)