В истории Халифата выделяют три периода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В истории Халифата выделяют три периода.



Первый период (632—750) истории Халифата связан с правлением первых четырех халифов («наместников» пророка)—Абу-Бекра. (632—634), Омара (634—644), Османа (644— 656) и Али (656—661) и династии Омейядов (661—750).

Во времена династии Омейядов в результате второго этапа завоеваний Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки.

В завоеванных странах распространялись арабский язык и ислам.

Второй период истории Халифата (750 г. — середина IX в.)—время правления династии Аббасидов — явился периодом, расцвета многогранной арабоязычной культуры. Как государственное образование Халифат оказался непрочным.

Третий период его истории (IX— XIII вв.)-—время распада на ряд более мелких халифатов (Багдадский, Египетский, Кордовский) и национальных государств (например, государство Саманидов.в Средней Азии). Некогда могущественный Халифат постепенно превратился в небольшой Багдадский халифат. Окончательный удар по нему нанесли завоевания монголов и турок-сельджуков: в 1258 г. с падением династии Аббасидов Багдадский халифат прекратил свое существование.

Арабоязычная культура и медицина

.Осознавая значение античной науки, халифы и другие вожди мусульман содействовали переводу на арабский язык важнейших греческих сочинений Среди переводов, работы Платона и Аристотеля, Сорана и Орибасия, Руфа из Эфеса и Павла с о. Эгина.От индийцев они заимствовали и цифры,.которые европейцы назвали «арабскими».

Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им. цивилизаций — многие древние труды дошли до средневековой Европы -только в арабских переводах.

Образование в Халифате в значительной степени испытало влияние ислама. В средневековом мусульманском мире все знания делились на две области: «арабские» (или традиционные, в основе своей связанные с исламом) и «иноземные» (или древние, общие всем народам и всем религиям).

В это;: смысле медицина средневекового арабоязычного Востока была тесно связана с окружающим миром и науками, его изучающими.

По мере того, как основные научные рукописи переводились на арабский язык, христиане' утрачивали свою монополию на медицину, а центры науки и высшего образования постепенно перемещались в Багдад, Басру, Каир, Дамаск, Кордову, Толедо, Бухару, Самарканд. В каждом большом городе создавались библиотеки и комнатами для научных и религиозных дискуссий, помещениями для переводчиков и переписчиков книг. Со временем они выросли в крупные центры науки и образования.

Арабоязычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья.

В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях ' (араб, аг-kari) и четырех телесных соках (араб. ahlat), изложенные в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля, а затем прокомментированные в трудах Галена. Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует (в различных пропорциях) в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют мизадж (араб, mizag — темперамент) каждого человека. Он может быть нормальным, в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешенным» (различных степеней сложности). Когда равновесие нарушено, задача врача — восстановить первоначальное состояние.

При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.

В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи

Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили.фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алко-холь). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

Великие врачеватели халиф.

Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази (850— 923). он изучал действие солей ртути на организм обезьяны. С именем Ар-Рази связано изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани и применение ваты в медицине.

Ар-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Всеобъемлющая книга по медицине» («Kitab al-Hawi») в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с разных позиций и излагал свои наблюдения и выводы.энциклопедический труд Ар-Рази «Медицинская книга» в 10 томах (знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний). и особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори»

Хирургия была скорее ремеслом, чем наукой. Объяснялось это мусульманской традицией, которая запрещала как вскрытие трупов. В халифатах хирургия развивалась в меньшей степени, чем лекарственное врачевание.

Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим Халаф ибн 'Аб-бас аз-Захрави (936—1013).

Аз-Захрави блестяще оперировал. -Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и.рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика. его сочинения содержат мало ссылок на чужие работы.

По сравнению с хирургией античности аз-Захрави сделал большой шаг вперед. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе (ставшее потом классическим); он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением «остей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави); он был автором новых хирургических инструментов (более 150) Аз-Захрави разработал методику местного прижигания в хирургических операциях. Энциклопедический труд аз-Захрави «Книга о представлении медицинских знаний в распоряжение тому, кому не удается их составление» содержит 30 томов, в которых обобщен опыт всей его жизни.

Али-ал-маусли известный глазной врач. Разработал операцию удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им иглы.

Ибн-ал-Нафис врач и философ, описал легочное кровообращение.

 

12.4 Организация больничного де-л а получила в халифатах значительное развитие. Изначально учреждение больниц было делом светским.

Больницы, основанные мусульманами, были трех видов.

К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат врачей и обслуживающего персонала. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в больнице и посещали вместе с ним больных на дому.

В Египте первая большая больница предназначалась исключительно для бедных слоев населения

Одной из самых крупных была больница в Каире. Открытая в 1284 г. в помещении бывшего дворца, она была рассчитана на 8 тыс. больных, которых размещали в соответствии с их заболеваниями в мужских и женских отделениях. Обслуживающие ее врачи обоего пола специализировались в различных областях медицинских знаний.

Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.

Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях.

Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций.

 

в 29 латинских изд. и в течение многих веков служил главным источником мед. Образования

15.1. Исторические периоды средневекового Китая.
1) Цзинь – Временное объединение Китая. Хуанфу Ми “Классический трактат по иглотерапии и прижиганию”
2) Северная и Южная династии – Быстрая смена династий.
3) Суй – Воссоединение страны, императорская медицинская школа.
4) Тан – Изобретение пороха и книгопечатание, Сунь Сымяо “Тысяча золотых прописей”. Процветание императорской школы. На медицинском отделении изучали: внутреннюю медицину, детские болезни, хирургию, болезни ухо,горла,носа,зубов, психические болезни, иглоукалывание и массаж. На лекарственном отделении изучали выращивание лекарственных растений и способы приготовления лекарств.
5) Пять династий – период военных диктатур.
6) Сун – Раздробленный Китай, Ван Вейи “Руководство о точках для акупунктуры и прижигания”, бронзовые фигуры для обучения акупунктуры.
7) Цзинь – Главная медицинская палата (управление подготовкой врачей)
8) Юань – Монголы покорили Китай, копирование бронзовых фигурок.
9) Мин – Изгнание монголов, процветание страны, Ли Шичжэнь и его “Великий травник”
10) Цин – Династия северных захватчиков, включение Тибета в Китайскую империю.

15.2. Хуанфу Ми “Классический трактат по иглотерапии и прижиганию”. Бронзовые фигуры.
Хуанфу Ми -известныйучёный средневекового Китая. Занимался изучением “активных” точек тела. В своем трактате накопил и систематизировал названия, места расположения, показания к применению, а также технику укалывания и прижигания. Бронзовые фигурки использовались для обучения искусству иглоукалывания и прижигания. Первый автор бронзовых фигур – врач Ван Вейи. Издал свой трактат “ Руководство о точках для прижигания и иглоукалывания.” Он делал фигурки таким образом, что снаружи фигура покрывалась воском, а изнутри заполнялась подкрашенной водой. Если ученик вводил иглу неправильно, появлялась подкрашенная вода.

15.3. Лекарствоведение. Сунь Сымяо, Ли Шичжень.
Первый трактат о лекарствоведении “ Тысяча золотых прописей” (Автор – Сунь Сымяо). Второй – труд Ли Шичжэня – “Великий травник”. Содержит описание 1892 лекарственных средств, множество прописей и рисунков. Переводился на многие языки.

15.4. Основы тибетской медицины. Канон тибетской медицины “Чжуд-ши”.
Тибет – обширная область в Центральной Азии, расположенная на горном плато. Тибетская медицина сформирована на базе традиционной индийской медицины. Распространение в Тибете буддизма сопровождалось проникновением в Тибет индийской медицины. Канон тибетской медицины – Чжуд-ши. Согласно преданию, автором этого канона является индийский врач Дживака. Чжуд-ши записан в стихотворной форме. Состоит из 4-х частей: первая часть – Исходная основа – раскрывает сущность тибетской медицины, вторая часть – объяснительная основа – содержит теоретические представления о строении и жизнедеятельности организма, третья часть – Основа направлений – практические руководства по лечению внутренних болезней, четвёртая часть – Дополнительная основа – диагностика.

№16 Медицина в западной Европе в периоды раннего и развитого средневековья (5-15 вв.)

16.1 Истоки западноевропейской культуры. Начало Средних веков в Западной Европе – 476 год. Народы этой части Европы находились на стадии родоплеменных отношений, а земли были покрыты дремучими лесами и болотами. В первые века н.э. началось великое переселение народов с севера на юг и с востока на запад. Западная Европа долго уступала Византии и странам Средиземноморья в экономике и культуре. Западноевропейский феодализм-это синтез римских и германских традиций =>была создана средневековая христианская цивилизация Запада, которая заложила основы дальнейшего развития народов Европы и повлияла на эконом. и духовное развитие других народов.

16.2 Христианские госпитали. Развитие больничного дела было связано с христианской благотворительностью и заключалось не столько в излечении больных, сколько в призрении слабых, немощных и бездомных. Первые христианские госпитали появились на рубеже 5-6 вв.при кафедральных соборах и монастырях. Это были богодельни и приюты.

Затем появлялись городские госпитали, где главным было –забота о духовном здоровье. Больные размещались в общих палатах (мужчины и женщины вместе) и давали обет воздержания и послушания начальству.

В эпоху крестовых походов появились духовно-рыцарские ордена и братства, кот. оказывали помощь больным и бедным за пределами церкви,что способствовало выходу госпиталей от церкви.

16.3 Школьное образование. Первые высшие школы. Образование было доступно меньшинству населения, особенно духовенству. Школами назывались различные центры обучения: монастырские,кафедральные, приходские и т.д. сообщества учеников одного учителя. Обучение состояло из «семи свободных искусств», разделенных на тривум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (математика, геометрия, астрономия, музыка). Школы были двух типов: элементарные (чтение и письмо на латинском; с 7 лет; выпускник – бакалавр грамматики) и грамматические (лингвистический анализ, риторика и диалектика; с 12 лет; выпускник – магистр грамматики). Характер обучения зависил от: учителя, финансирования, количества учеников и т.п. Первые высшие школы в Италии. Солеранская врачебная школа – светская, платная,в лучших традициях античной медицины, придерживалась практического образования. Огромное влияние тунисского врача Константана Африканского, кот. переводил на латынь греческие и арабские мед. сочинения. Без лицензии этой школы заниматься медициной на территории Римской империи запрещалось. Программа обучения: подготовительные курсы – 3 года, медицина – 5 лет, практика – 1 год. Известные деятели этой школы: Кофо, Мавр, Урсо, Музандин, Абелла, Арнольд из Виллановы.

16.4 Становление университетов. Сначала университетами наз. объединения людей одной профессии, связанных общей присягой. Потом стал означать профессиональные корпорации преподавателей и учеников. Университет как высшая школа сформировался в 12в. После получения папской хартии. Они незаваисимы от светских и црковных властей, имеют свои органы управления, суд и свои привелегии. 1158 г. Император Ф.Барбаросса взял под свою защиту юрид. школу в Болонье. К концу 15 в. в Европе 86 университктов. Их основной язык - латынь. Книги были большой редкостью. В каждом у. по 3 фак-та: богословский, медицинский, юридический + подготовительный. Сроки обучения и возраст студентов не ограничивались. Декан – староста десятка, кот. возглавлял факультет. Ректор – наиглавнейший руководитель, кот. назначался церквью или королем.

16. 5 Схоластика и медицина. Роджер Бэкон. В 1054 г. Христианская церковь раскололась на католическую и ортодоксальную. В 13 в. католическая церковь начала борьбу с ересями. Инквизиция – церковный суд по борьбе с ересими. Это отразилось на свободах университетов, содержании образования и методах обучения. Искажение античных и средневековых трудов в соответствии с учением христианской церви. Галенизм – искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Схоластика – тип религиозной философии, Основа – метод философскго и теологического поиска истины путем формальной логики и рассуждения. 3 основных положения: все знания в трудах авторитетных авторов, признанных церквью; наука сводится к умению выводить низшее из высшего путем формальной логики; преподавание – исключительно теоретический процесс. Роджер Бэкон – магистр Оксфордского университета. Был противником схоластики и проповедовал опытный метод. Был обвинен в общении с нечистой силой и осужден инквизицией на 24 года.

16.6 Первый учебник анатомии. 1316 г. Мондино де Луцци – магистр Болонского университета. Знания на основе вскрытия всего 2х трупов. Следовательно, все далеко от действительности. Многое заимствовано из трактата Галена. Издан в печатном виде в 1478 г. 200 лет был основным учебником анатомии во всем мире.

16.7 эпидемия повальных болезней. Особенности соц.-эконом., политического и культурного развития феодальных государств способствовали распространению массовых заразных болезней. Города были похожи на свалку или непроходимые болота, где трудно было дышать => чума, холера, натур. оспа. Распространение проказы во время крестовых походов. Прокаженный человек изгонялся из общества, его отпевали и он считался мертвым, и носил специальную одежду. Орден Св. Лазаря - монашесий орден для призрения прокаженных. «Чума Юстиниана» - из Египта, опустошила все страны Средиземноморья. «Черная смерть» - завезена в Европу из Генуа, Неаполя и Венеции, опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, КипрГрецию, Англию….Россию.Живые не успевали хоронить мертвых. Карантин – закрытие гаваней портовых городов с задержанием прибывших на 40 дней.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 3041; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.023 с.)