Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 10. Условия, необходимые для формирования у детей творческих способностей на занятиях по изо деятельности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого - либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий акт, по педагогическому словарю, характеризуется как прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации таким образом, что появляются новые возможности в развитии, будь то собственное, личностное развитие человека, развитие искусства, совершенствование производства или рынка сбыта.
Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, который проявляется в умениях, знаниях и навыках; постановка задачи; проработка всевозможных её решений
Творчество детей дошкольного возраста понимается как умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого, то есть умение не только копировать, но и реконструировать. Такое определение впервые дала Е.А. Флерина. По ее мнению, под развитием детского творчества понимается процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями. Этот процесс протекает неравномерно, при непрерывном взаимодействии и борьбе различных тенденций, формирующих его.
Что и как ребенок изображает, каково его отношение к явлениям и событиям жизни, - вопросы первостепенной важности. Система руководства должна быть направлена к тому, чтобы ребенок богато, смело и все более совершенно отражал то прекрасное, что доступно его пониманию. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к проблеме. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.
Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение, эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, общение и т.д.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т.д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем специальных занятий по изобразительной деятельности.
В соответствии с этим мы пришли к выводу, что чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника. Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.
Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.
Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребность выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью.
Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что при всем сходстве продуктов, процессы деятельности взрослых и детей отличаются существенно. Развивая детскую изобразительную деятельность, необходимо учитывать ее объективные особенности в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса. В изобразительной деятельности детей представлены все этапы, но они сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены. Результатом творческой деятельности ребенка, является продукт, значимый для самого ребенка, а не для общества. Также важно помнить, что педагогу необходимо обеспечивать наличие необходимых условий для развития детского творчества.
7. 2. Проанализируйте структуру и содержание конспекта занятия по рисованию. Внесите свои изменения. Дополнения. Все занятия делятся на 3 части: - объяснение задания - процесс выполнения задания -совместный анализ выполненной работы. Первая и третья части наиболее короткие (2-5 мин) в зависимости от задания и возраст детей. В первой части воспитатель сообщает детям, чем они будут заниматься. Объяснение должно носить эмоциональный характер, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу. После объяснения в младших группах дети садятся лицом к столу, воспитатель проверяет осанку детей и напоминает всем, с чего нужно начать работу. Во второй части занятия воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к выполнению задания. Если некоторые дети не решаются начать работу, показывает, что получается у их сверстников – это обычно оказывает положительное влияние.
В ходе работы, следим, чтобы не было пауз, чтобы, закончив один этап, ребенок переходил к следующему. За 5 мин до окончания занятия, предупреждаем детей, чтобы они заканчивали (кроме малышей). Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших ее компонентов. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо выставлять все работы на стенде для рисования. Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Педагог спрашивает их мнение, сам дает оценку рисункам. Иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду наиболее удачные работы, о втором- с небольшими ошибками, и в третьем-менее удачные.
Билет 12. 1. Влияние работы по ознакомлению с дымковской игрушкой на развитие изобразительного творчества дошкольников. Педагогические исследования Н.П. Сакуниной, Н.А. Ветлугиной, Е.А. Флериной и других показывают, что при ознакомлении детей с произведениями народного творчества у них складываются первые яркие образные представления о Родине, её культуре. Начинать знакомство детей с дымковской игрушкой надо уже в младшей группе. Яркие красочные зайчики, медведи, собачки, петушки, привлекают внимание детей. Они находят и узнают в этих «забавках» образы знакомых зверей и птиц. Дымковская игрушка может быть частым гостем на занятиях по развитию речи, музыкальных, по рисованию, аппликации. Она используется в качестве игрового и моментов. Чаще всего появляется игрушка из «волшебного сундучка». Игрушка оживает, она может «петь», «говорить», «танцевать» с детьми. Дети должны играть с глиняными красивыми игрушками, зверюшками, строить для них домики, клетки, мостики, ходить друг к другу в гости. Дети могут их называть «красный петушок», «смешной козел», «озорной мишутка» и др. Постепенно внимание детей сосредоточивается на орнаменте, узоре, которым раскрашена игрушка, учить детей находить характерные элементы росписи - кольцо, горошки, полоски, обводить их пальцем, называть цвет. Так же можно использовать фланелеграф, выкладывать на нем узор дымки. В средней группе надо стараться углублять интерес детей к этим игрушкам. Дети должны не просто уже любоваться дымковскими игрушками, но и уметь рассказать о них: как называются, из чего сделаны, как с ними можно играть. На занятиях по аппликации дети учатся составлять узоры уже более сложные и многокрасочные. Выкладывать на полоске, прямоугольнике, круге, а также на бумажных силуэтных фигурках дымковских игрушек, стараясь сочетать элементы по форме и цвету. На занятиях по рисованию можно предложить детям украсить фартучек для нянюшки-кормилицы, силуэты зверюшек, птиц. Вначале дети выполняют задания по образцу, затем по своему усмотрению могут дополнить узор другими элементами росписи, изменить цвет. Учить детей рисовать кружочек внутри горошенку, полоски разные по ширине. Навыки, приобретенные детьми надо закреплять в самостоятельной изобразительной деятельности. В средней группе дети начинают лепить дымковскую игрушку. На занятиях по темам: «Плывут уточки», «Птица-крылатка» - показываем детям прием лепки из морковки. Если это для детей трудно, то можно дать бумажные крылышки, украшенные элементами дымковская росписи. Так же использовать народные. Все это способствует более глубокому восприятию цвета, формы дымковской игрушки. В старшей и подготовительной группах продолжаем знакомить детей с изделиями народных мастеров. Учим способам лепки, которыми пользуются народные умельцы, развиваем стремление самим создавать дымковскую игрушку. Проводим беседы. Дети в этих группах могут слепить уже различных животных, зверей, птиц, человечков, модниц, кавалеров. Так же можно предложить детям на глиняных плитках роспись в стиле «дымки», наносить на плитке рисунок цветка, птицы, окна, а потом на этот контур накладывать комочки глины и получается барельеф. Такие детские работы можно использовать для украшения группы, как подарки к праздникам, днем рождения. На занятиях по рисованию дети расписывают силуэты дымковских игрушек, помимо кружочка, горошин, полосок, они используют и более сложные элементы: волнистые линии, сеточки, точки большие и маленькие, полоски широкие и узкие. Воспитатель также в своей работе использует фотографии, иллюстрации. При анализе детских работ обязательно обращаем внимание на яркость, сочетание цветов, на их чистоту, какое чувство вызывает та или иная работа. Так же можно предложить детям расписать объект дымковскую игрушку, сделанную из бумаги самими детьми на занятиях по конструированию. Такое художественное творчество приносит детям радость, раскрывает их способности, удовлетворенность в работе. Юмор дымковской игрушки вызывает у детей желание поиграть с ней: оживить сказку, например о трех медведях, самим продумать сказку. В группах можно устраивать выставки детских поделок, и даже праздник «Свистунья» можно провести в детском саду. Таким образом, знакомство с дымковской игрушкой позволяет углубить работу по эстетическому воспитанию дошкольников.
8.2. проанализируйте структуру и содержание конспекта занятия по лепке. внесите свои изменения, дополнения. Iмл. гр Задача: развивать желание лепить самостоятельно. На повторных занятиях у детей уже воспитывается умение вспоминать и самостоятельно использовать ранее освоенные приемы работы с глиной. ..формирует навыки совместной работы; учит работать с глиной аккуратно на доске, засучив рукава, мыть руки после занятия. Методы и приемы обучения Воспитатель рядом и медленно, размеренно показывает и объясняет необходимые действия с глиной. После ознакомления с материалом (с глиной) приступают к фронтальным занятиям со всей группой. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Занятие заканчивается чтением потешки или пением. Необходимое условие - введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить. Занятия по лепке в первой младшей группе носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом.(постепенно по собст.замыслу) Важный момент в проведении занятия — оценка деятельности детей. Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку (хвалит всех) II мл.гр. Задачи: изображать простые предметы (столбики, палочки, карандаши). Дети учатся согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком глины. Основное место педагог отводит информационно-рецептивному и репродуктивному методам. Вместе с детьми он рассматривает шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно, чтобы при этом они подержали предметы в руках, ощутили объем, размер. Показ и объяснение. В группе и во время прогулок организует рассматривание предметов и наблюдение явлений окружающей жизни, которые предлагает ребятам для изображения. = применять некоторые выразительные средства: изображать не только основную форму предмета, но и характерные детали. = метод «рассматривание игрушек», выполненных воспитателем Ст.гр Ребята, как и в предыдущей группе, предварительно рассматривают предметы. Иногда можно придумывать игры с теми игрушками, которые предстоит детям вылепить. Но игра не дает возможности планомерно обследовать предмет. В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы. Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою лепку и работу товарищей. Занятие начинается разговором о рыбках, о том, - красивые, разные (большие и маленькие) и плывут в разные стороны (вверх, вниз..). Показать, как игрушечная рыбка «плывет» в разных направлениях. Необходимо вспомнить с детьми, какой формы тело рыбки, … показать рукой в воздухе, как нужно нарисовать его. ср.гр. Конспект занятия. Лепка рыбок Программное содержание. Учить детей выделять сходство и различие между двумя предметами. Передавать в лепке особенности формы двух разных рыбок. Закреплять умение раскатывать глину между ладонями, совершенствовать приемы оттягивания, прищипывания. Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми двух игрушечных (разных по пропорциям.) рыбок. Уточнить название формы тела рыбок (овальное). Попросить вспомнить и рассказать, как лепить рыбок, как сделать хвост, плавники. Предложить вылепить двух рыбок, похожих на тех, которых дети рассматривали. В ходе работы направлять внимание детей на передачу овального тела рыбок (разных). В конце занятия отметить, кому удалось передать характерные особенности формы. Подготовка вг занятию. Подобрать двух рыбок (цгрушки): у одной тело должно быть овальное, толстенькое, у другой — сильно вытянутое, но тоже овальное. Подготовить глину или пластилин того же цвета, что и рыбки.
ст.гр.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.57.228 (0.011 с.) |