Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация вахтенной службы

Поиск

а) Организация вахтенной службы на судне

Организация вахтенной службы на судне является неотъемлемой задачей обеспечения его безопасности. Необходимые процедуры устанавливаются в соответствии с международными и национальными требованиями к организации вахты. Правильные, четкие, слаженные действия судоводителей - вахтенных помощников капитана являются результатом всей подготовки моряков.

С введением Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (МКУБ) на каждом судне должна действовать Система управления безопасностью (СУБ), в которой предусмотрены основные действия и процедуры по организации вахты.

Рис. Ходовой мостик

Общая организация штурманской службы включает в себя распределение должностных обязанностей навигационных помощников, формы и порядок заполнения навигационных и судовых журналов, расписание несения ходовых и стояночных вахт, подробные процедуры основных ключевых операций, системы связи и порядок их использования, системы проведения проверок и докладов об обнаруженных нарушениях.

Вахтенная служба на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. На всех судах должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба. Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана судна, а непосредственное руководство организацией вахтенной службы — на старшего помощника капитана. Ответственными за надлежащее несение вахты являются лица, несущие вахту. Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные.

На ходу вахтенная служба должна обеспечивать безопасное судовождение во время своей вахты, когда она ответственна особенно за предотвращение столкновений и посадки на мель.

На стоянке вахтенная служба должна обеспечивать: охрану человеческой жизни, безопасность судна и портовых сооружений, предотвращение загрязнения окружающей среды, безопасную эксплуатацию всех механизмов, связанных с грузовыми операциями; соблюдение международных, национальных и местных правил; поддержание порядка и нормальной деятельности судна.

Продолжительность одной ходовой вахты, как правило, не должна превышать четырех часов. Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты заблаговременно и до вступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств. Сменившаяся вахта является подвахтенной и используется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных.

б) Общие принципы организации ходовой навигационной вахты в различных условиях плавания

Основные принципы, которые должны соблюдаться и учитываться при выборе варианта организации ходовой навигационной вахты в зависимости от условий плавания:

• вахтенная служба на мостике и в машинном отделении должна обеспечить реальную безопасность судна;

• состав вахты должен соответствовать фактическим условиям плавания;
• обеспечение непрерывного наблюдения с использованием всех имеющихся технических средств.

Рис. Фрагмент навигационной карты и штурманские инструменты

 

При установлении процедур по несению навигационной ходовой вахты, компании должны учитываться следующее
• в состав вахты должно входить достаточное количество квалифицированного персонала,

• обязанности по несению вахты должны быть четко и недвусмысленно распределены конкретным лицам, которые должны подтвердить, что они понимают свои обязанности;

• задачи должны выполняться в соответствии с порядком их приоритета;
• члены вахты должны находиться в тех местах, где они наиболее эффективно и результативно могут выполнять свои обязанности;
• членам вахты не следует поручать другие обязанности, задания, пока вахтенный помощник капитана не убедится, что такие поручения могут быть выполнены эффективно и результативно;

• приборы и оборудование, необходимые для эффективного несения вахты, должны быть постоянно включены;

• связь между членами навигационной вахты должна быть четкая, незамедлительная, надежная;

• не допускается деятельность, не имеющая отношения к обеспечению вахты, отвлекающая внимание вахтенного персонала;

• вся поступающая информация должна обрабатываться и быть доступна для лиц, принимающих решение;

• документы, не относящиеся к несению вахты, не должны находиться на мостике и использоваться;

• члены вахты должны быть постоянно готовы к принятию эффективных мер при изменении обстоятельств и условий вахты.

На ходу судна состав вахты на мостике устанавливается по указанию и усмотрению капитана. Состав навигационной вахты должен быть ясно указан и записан в Судовом журнале, должен определяться таким образом, чтобы было обеспечено поддержание непрерывного надлежащего наблюдения.

в) Основные задачи вахтенного помощника капитана

• Вахтенный помощник должен нести вахту на ходовом мостике, не оставлять мостик ни при каких обстоятельствах без должной замены;

• вахтенный помощник капитана продолжает нести ответственность за безопасность плавания судна, несмотря на присутствие капитана, пока тот не принял на себя такую ответственность и не проинформировал об этом вахтенного помощника. Но и после этого ответственность за выполнение своих обязанностей с вахтенного помощника не снимается;

• вахтенный помощник должен проводить регулярные проверки, чтобы обеспечить удержание судна на правильном курсе, определение поправки главного магнитного компаса не менее одного раза за вахту и после каждого значительного изменения курса;

• вахтенный помощник должен хорошо знать использование установленных на судне электрорадионавигационных средств, включая их возможности и ограничения;

• вахтенный помощник капитана, в случае необходимости, должен без колебаний использовать руль, двигатель и звуковую сигнальную аппаратуру;

• вахтенный помощник должен знать маневренные характеристики своего судна;

• вахтенный помощник капитана должен немедленно известить капитана:
- при ухудшении или ожидаемом ухудшении видимости;
- когда перемещения отдельных судов вызывают опасения;
- когда возникают затруднения в сохранении заданного курса;
- если в рассчитанное время не обнаружены берег, навигационный знак или ожидаемые глубины;

- если неожиданно открылся берег, навигационный знак или произошло внезапное изменение глубин;

- в случае поломки главных двигателей, органов дистанционного управления двигательной установкой, рулевого устройства или какого-либо важного навигационного оборудования, аварийно-предупредительной сигнализации;

- при отказе радиооборудования;

- при получении визуально или иными способами сигнала «Бедствие» от других судов или береговых радиостанций;

- в штормовую погоду, если есть опасение возможного повреждения;

- когда на пути судна встречаются опасности для плавания, такие как лед или обломки судов;

- в любой другой аварийной ситуации или в случае возникновения каких-либо сомнений.

Рис. Пульт управления рулем

 

г) Ознакомление с оборудованием ходового мостика

До заступления на первую ходовую вахту помощник капитана должен ознакомиться и изучить все навигационное и радиооборудование, установленное на мостике, обращая особое внимание на ограничения, которые необходимо учитывать, а также на наличие и особенности различных видов сигнализации (алармов). Наличие корректного чек-листа по изучению навигационного и радиооборудования ходового мостика может помочь ускорить процесс адаптации новых помощников капитана к судовому навигационному и радиооборудованию. На судах многих Компаний требуется проведение экзамена капитаном судна и издание приказа по судну о допуске к несению самостоятельной вахты каждого помощника капитана.

 

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СУДНА

а) Действия вахтенного помощника при приеме ходовой вахты

• Вахтенный помощник не должен передавать вахту, если имеются основания полагать, что заступающий помощник не в состоянии эффективно выполнять обязанности по вахте, в этом случае вахтенный помощник обязан уведомить капитана;

• заступающий вахтенный помощник должен убедиться в том, что весь персонал его вахты способен полностью выполнять свои обязанности;
• если во время сдачи вахты выполняется маневр или другое действие по уклонению от какой-либо опасности, то сдачу вахты необходимо отложить до момента, когда это действие будет полностью закончено;

• знакомится с распоряжениями капитана по вахте (журнал распоряжений капитана по вахте и постоянно действующие распоряжения);

• принимает место судна на карте (электронной карте), проверяет точность последней обсервации, счислимую скорость, наличие и причины невязки, делает контрольную обсервацию;

• проверяет проложенные курсы на карте (введенные в электронные карты), соответствие курса заданному рулевому (выставленному на авторулевом), проверяет работу гирокомпаса и курсографа;

• знакомится с окружающей обстановкой визуально и по РЛС, сравнивает ее с картой, опознает все навигационные ориентиры, выясняет параметры движения судов в зоне видимости, берет на контроль опасные и непонятные суда;

• выясняет, ведутся ли какие перекачки по судну балласта, топлива и другие важные операции в машинном отделении; при наличии крена выясняет причины крена и влияние крена на осадку и скорость судна.
• выполняет проверку перехода с автоматического управления рулем на ручное.

 

б) Действия вахтенного помощника при ухудшении видимости

• Вахтенный помощник предупреждает капитана и вахтенного механика, проверяет связь с машинным отделением (ЦПУ), по указанию капитана переводит СЭУ в маневренный режим;

• начинает подачу туманных сигналов согласно МППСС-72;

• усиливает радиолокационное наблюдение, принимает меры по просмотру теневых секторов РЛС, используя оптимальную шкалу дальности РЛС с учетом заблаговременного просмотра ситуации на больших шкалах;

• переходит на ручное управление рулем;

• определяет место судна, ведет контроль за глубинами, на малых глубинах устанавливает на включенном эхолоте сигнализацию по выходу на заданную глубину;

• инструктирует и выставляет впередсмотрящего (в случае одного вахтенного матроса вызывает матроса на усиление вахты), обеспечив его надежной связью с мостиком;

• проверяет работу навигационных огней, систем связи;

• заполняет установленные контрольные листы, делает соответствующие записи в журналах.

 

в) Действия вахтенного помощника при подходе к якорной стоянке и постановке на якорь

• Вахтенный помощник заблаговременно предупреждает вахтенного механика, старшего механика (при отсутствии вахты в МО), проверяет связь и сличает часы с машинным отделением (ЦПУ)

• заблаговременно предупреждает боцмана и членов палубной команды, задействованных в постановке на якорь о планируемом времени постановки на якорь;

• рассчитывает время подхода к якорной стоянке с учетом снижения скорости судна, переводит СЭУ в маневренный режим;

• определяет место судна наиболее точным способом, переносит счисление на карту более крупного масштаба;

• включает эхолот, устанавливает сигнализацию по выходу на заданную глубину;

• устанавливает нужный УКВ канал;

• устанавливает (в случае необходимости) связь со службой управления движением судов (VTS), уточняет время и место постановки на якорь;

• проверяет и подготавливает средства световой и звуковой сигнализации, дополнительные средства, требуемые местными правилами;

• переходит на ручное управление рулем;

• усиливает наблюдение за судами, маневрирующими в районе якорной стоянки и снимающимися с якоря;

• во время постановки на якорь действует по указаниям капитана;

• после отдачи якоря определяет место судна, наносит на карту зону возможного нахождения судна с учетом вытравленной якорной цепи и длины судна, выбирает береговые ориентиры для контроля за положением судна, измеряет глубину под килем, сравнивая ее с расчетной;

• сообщает вахтенному механику указанную капитаном готовность СЭУ и другие указания по организации вахты.

Рис. Ведение навигационной прокладки

 

г) Действия вахтенного помощника при стоянке судна на якоре

• Вахтенный помощник обеспечивает постоянное наблюдение за окружающей обстановкой, другими судами (стоящими на якоре и маневрирующими), состоянием погоды;

• предупреждает капитана об ухудшении видимости;

• постоянно производит определение места судна (желательно различными способами), измерение контрольных параметров береговых ориентиров, анализирует положение судна, следит за отсутствием дрейфа судна;

• контролирует состояние якорного устройства, надежность крепления стопоров, отсутствие самопроизвольного вытравливания каната, учитывая воздействие приливо-отливных явлений, глубину под килем;

• предупреждает капитана и принимает необходимые меры в случае появления дрейфа судна (якорь не держит, «ползет»);

• производит периодические обходы судна;

• проверяет наличие сигнальных фигур и работу якорных огней и палубного освещения соответствующим образом;

• обеспечивает предотвращение загрязнения окружающей среды судном и экипажем;

• в случае спуска на воду судовых плавсредств обеспечивает постоянное наблюдение и связь с ними, при проведении грузовых операций на якоре следит за выполнением судовых процедур, установленных в СУБ компании;

• прослушивает эфир на установленных каналах при помощи УКВ радиостанции.

 

д) Действия вахтенного помощника при подходе и плавании в системах разделения движения, прибрежных водах и при подходах к порту

• Вахтенный помощник предупреждает капитана о подходе к указанной им точке, по указанию капитана вызывает на мостик судоводителей для усиления вахты;

• заблаговременно предупреждает вахтенного механика о переводе СЭУ в маневренный режим и возможных реверсах, по готовности СЭУ делает пробный реверс;

• проверяет связь с машинным отделением (ЦПУ), сверяет часы на мостике с машинным отделением, если необходимо, дает указание о закрытии и опломбировании клапанов судовых систем стока за борт;

• проверяет работу УКВ радиостанции, аппаратуры ГМССБ, следит за оповещениями о движении судов и навигационными предупреждениями; устанавливает связь со службой контроля за движением судов, лоцманской станцией и сообщает необходимые данные;

• усиливает наблюдение за окружающими судами, обращая внимание на положение, сигналы и маневры других судов, инструктирует и выставляет впередсмотрящего;

• определяет место судна наиболее точным способом, переносит счисление пути на карту достаточно крупного масштаба, проверив отметку о выполнении корректуры, обращая внимание на содержание корректуры по маршруту;

• делает сличение гиро- и магнитного компасов, определяет поправки компасов; подготавливает навигационные пособия, в том числе, содержащие местные правила и информацию о докладах;

• проверяет рулевое устройство, связь с румпельным отделением, включает вторую рулевую машину, если одновременная эксплуатация двух рулевых машин технически возможна, переходит, если это необходимо, на ручное управление рулем;

• проверяет средства звуковой и световой сигнализации, подготавливает необходимые флаги, сигнальные огни и знаки;

• делает контрольную распечатку на ленте реверсографа и сличает его время с судовым, проверяет работу курсографа и делает отметку времени на ленте курсографа;

• готовит якоря к отдаче, проверяет связь с баком, предупреждает судовой экипаж о швартовке (в случае захода в порт);

• выполняет (проверяет) расчеты по приливам, рассчитывает осадку судна носом и кормой, необходимый запас под килем с учетом крена, просадки судна, волнения и навигационного запаса, включает эхолот, устанавливает сигнализацию на эхолоте о выходе на опасную глубину;

• контролирует выполнение мер по предотвращению загрязнения окружающей среды;

• проверяет выполнение действий по установленным чек-листам, делает соответствующие записи в журналы.

 

е) Действия вахтенного помощника при подготовке судна к плаванию в штормовых условиях

• Вахтенный помощник предупреждает вахтенного механика и по указанию капитана заблаговременно переводит СЭУ в маневренный режим;

• оповещает экипаж о приближении шторма, необходимых мероприятиях по заведованиям и режиме передвижения по судну;

• проверяет машинный телеграф, связь с машинным и румпельным отделениями, сличает часы на мостике и в машинном отделении;

• переходит на ручное управление рулем, делает необходимые приготовления к переходу на запасное и аварийное управление рулем;

• дает указания о проверке надежности закрытия люков, трюмных лазов, световых люков, иллюминаторов, вентиляторов, мерительных трубок, воздушных трубок, состояния всех водонепроницаемых закрытий;

• организует проверку крепления парадных трапов, спасательных шлюпок, швартовных тросов, судового имущества на открытых палубах и в помещениях судна;

• организует проверку крепления и подкрепление груза в трюмах и на палубах;

• проверяет надежность зачехления палубных устройств и механизмов;

• организует вооружение на грузовой палубе штормовых лееров.

 

Ж) Прием лоцмана

Прием лоцмана на борт судна:

· Отметить на карте предполагаемое место приема лоцмана.

· Установить связь с лоцманской станцией или лоцманским ботом.

· Уточнить время подхода к точке приема лоцмана на борт.

· Приготовить лоцманский трап (подъемник) и проверить соответствие его снабжения требованиям Конвенции СОЛАС-74.

· Проверить готовность четвертого помощника капитана и вахтенного матроса встретить лоцмана и помочь погрузке его вещей.

· Предупредить вахтенного механика о предполагаемом времени приема лоцмана, приготовить главный двигатель к реверсам.

· Приготовить соответствующие флаги Международного свода сигналов (МСС). Приготовить лоцманскую каюту, обеспечить лоцману питание.

Лоцману предоставляется следующая информация:

· осадка; дифферент;

· диаметр циркуляции;

· сторона вращения винта;

· соответствие частоты вращения гребного винта скорости на основных режимах хода; возможность управления главным двигателем с мостика;

· расположение кнопок тифона;

· расположение радиостанции УКВ и на каком канале она включена.

Предложить лоцману судовой бинокль.

Согласовать путь судна, схему швартовки, место и способ крепления буксиров, рекомендуемое количество швартовных концов.

У лоцмана уточняют: соответствует ли навигационная карта действительному состоянию обстановки, не появились ли новые опасности, не выстроены ли новые молы и т. д.

Согласовывают порядок подачи команд на руль и в машинное отделение.

Для упрощения передачи информации лоцману рекомендуется использовать приводимую ниже информационную карточку, выполненную на пластине, на которую карандашом наносят необходимые данные.

З) Высадка лоцмана

· Отметить на карте предполагаемое место высадки лоцмана.

· Установить связь с лоцманской станцией и лоцботом.

· Уточнить время подхода к точке высадки лоцмана.

· Согласовать с лоцманом, с какого борта и по какому трапу его высаживать.

· Приготовить лоцманский трап (подъемник) и проверить его соответствие требованиям Конвенции СОЛАС-74.

· Проверить наличие у трапа спасательного круга с линем, выброски, освещение в темное время.

· Направить четвертого помощника капитана и вахтенного матроса проводить лоцмана и помочь выгрузить его вещи.

· Предупредить вахтенного механика о предполагаемом времени высадки лоцмана.

· После ухода лоцмана спустить флаг «лоцман на борту».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 4459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.5 (0.012 с.)