Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расширение ес на восток: причины, проблемы, последствия. Интересы России.

Поиск

Расширение Европейского союза на Восток является объектом пристального внимания и экспертов, и широкой общественности. В отличие от предыдущих расширений европейской интеграционной группировки, настоящий этап не только самый масштабный по числу вступающих стран, но и имеет качественно иное, более существенное содержание: он знаменует собой преодоление послевоенного раскола Европы на Западную и Восточную. Совершенно очевидно, что развитие на европейском континенте после этого вступает в принципиально новую фазу.

Последние расширения ЕС 2004 и 2007 гг. свидетельствуют не только о новом этапе в развитии европейской интеграции, но и о других серьезных изменениях, которые, так или иначе, затронут всю систему международных отношений. Раньше к ЕС одновременно присоединялось не более трех новых стран. В мае же 2004 года в Евросоюз вступили десять стран, восемь из которых – постсоциалистические государства. Это символизирует объединение западной и восточной частей Европы, окончательный разрыв стран Центральной и Восточной Европы с социалистическим прошлым. В результате прошлых расширений и территория, и население ЕС росли постепенно. После последнего расширения они возросли сразу весьма значительно. В прошлом в состав Сообщества вступали государства с более или менее близким уровнем экономического развития и похожими моделями социально-экономического устройства. Пятое и шестое расширения охватывают не такие развитые страны, к тому же эти страны завершают процесс системной трансформации.

Причины: основные причины были все-таки политические. Вместе с тем в этом выборе прослеживаются и экономические мотивы. Объединение высокоразвитых, но в основном не очень динамичных стран Западной Европы и двенадцати стран-кандидатов, постепенно приспосабливающихся к новым реалиям, имеет большое значение для усиления позиций Евросоюза в мировой экономике. Сплав старой и новой Европы может придать значительный импульс развитию европейской экономики и модернизации европейской модели.[3]. Следует отметить, что в странах Центральной и Восточной Европы прирост ВВП в последние годы в 2–2,5 раза превышал среднеевропейский показатель. Принятие более динамично развивающихся стран-новичков, по мнению экспертов, позволит Евросоюзу повысить темпы прироста ВВП по сравнению с ЕС-15.

Последствия: В целом последнее расширение имеет так же много сторонников, как и противников. Так, с одной стороны, ЕС «вдруг» оказалось очень пестрым и неоднородным. Если ранее максимальные различия по ВВП на душу населения между отдельными странами были 1:3,3, то после расширения соотношение увеличилось до 1:7,7. Соответственно, в решении задачи по сглаживанию уровней экономического развития между отдельными странами и регионами Евросоюз оказался отброшенным на много лет назад. Так же странам-новичкам придется решать многие задачи по углублению интеграционного сотрудничества, которые в рамках Западной Европы решены уже давно. Таким образом, формируется «Европа двух скоростей», которая после вступления в Евросоюз Болгарии и Румынии превращается уже в «Европу трех и более скоростей». Почва для конфликтов между отдельными странами и группами стран в Евросоюзе также возросла. Конфликт уже не ограничивается противоречиями между «крупными» и «малыми» странами, между «богатыми» и «бедными» государствами, между донорами и бенефициарами европейского бюджета. Конфликтность будет весьма вероятна и есть уже сейчас между странами, которые раньше считались основными получателями средств и новыми претендентами на эти деньги. Противоречия будут также возникать внутри новых стран, а также внутри всего ЕС-27 по поводу новых претендентов на вступление в эту организацию. В случае негативного сценария при миграции с Востока Европы на Запад правонационалистические движения будут иметь гораздо больше сторонников, что также может повлечь негативные последствия. Процесс принятия решений в Евросоюзе-27 будет чаще всего более медленным, чем при ЕС-15.

С другой стороны, экономический потенциал ЕС-27, безусловно, возрос. Темпы роста новых стран значительно превышают средние и по ЕС, и по зоне евро. Так, если прогноз по зоне евро на 2008 год – всего 2,1%, то по Польше – 5,1%, по Эстонии – 5,8%, по Словении (вступившей уже в зону евро) – 4,6%, а по Латвии – 7,5% (!!!).) Правда, они несколько ниже по Чехии и по Венгрии – по 3%, но все-таки в целом это гораздо более благоприятная картина, чем по странам-старожилам. Поэтому можно предположить, что эти страны могут с некоторыми оговорками играть в ближайшие годы роль локомотива в объединенной Европе и, таким образом, ускорять экономический рост во всем европейском регионе. Скорее всего, это приведет к некоторому увеличению доли Евросоюза-27 в мировом ВВП. Расширение ЕС в принципе может сыграть роль катализатора для экономики западноевропейских стран, которые хотя и более эффективны, чем страны Восточной Европы, но не очень динамичны, и в последнее время по очень многим показателям проигрывают другим государствам. Весьма вероятно, что в конечном итоге это поможет европейским странам лучше встретить вызовы глобализации. Также появление большого количества вполне конкурентоспособных производителей с Востока может послужить стимулом для западноевропейских государств более решительно осуществлять реформирование экономики. Расширение ЕС, в противоположность ожиданиям, прошло относительно гладко и не вызвало каких-то серьезных шоков в европейских государствах. Многочисленные факты, в том числе и статистические материалы, проанализированные нами, говорят о том, что ЕС-10 удалось, развиваясь довольно высокими темпами, по некоторым показателям сблизиться с ЕС-15. Вместе с тем ситуация по разным странам весьма различна. Наибольшие успехи по большинству параметров были достигнуты странами Балтии и Словенией. Словения стала первой страной из новичков, которая вошла в зону евро уже в январе 2007 года. С 1 января 2008 года в зону евро вошли также Кипр и Мальта, что свидетельствует о соответствии этих стран основным требованиям ЕС. Наиболее проблемным государством по-прежнему является Польша, которая вместе с тем является самой крупной и по территории, и по населению и к тому же имеет выгодное геополитическое положение.

Последствия для России:

(+)

- Создание торговли для всех сторон, стабилизирует положение в регионе, расширит участие России и СНГ в

13(2)

создании трансъевропейских сетей и в субрегиональном сотрудничестве. Условия для деловой активности российских компаний в новых странах - членах ЕС по целому ряду направлений могут улучшиться

- однако именно через Восточную Европу Россия и СНГ может связать себя с Европой, поэтому в новых условиях развитие транспортных коридоров между регионами имеет шанс стать перспективной сферой для сотрудничества.

(-)

- конкурентоспособность российских компаний может снизиться, поскольку свободное движение товаров, услуг и капиталов в границах интеграционной группировки усилит преимущества западноевропейских фирм на рынках стран ЦВЕ

- применение новыми членами ЕС антидемпинговых правил ЕС

- реализация новыми членами положений Энергетической политики ЕС: лимитировать «в целях обеспечения энергетической безопасности» импорт энергоносителей на уровне 25-30% от объема потребления и диверсифицировать источники импортного снабжения энергоресурсами, ограничив долю отдельных стран 30% (РФ удовлетворяет до 75% потребности в энергетическом сырье), а также ограничить долю импорта товаров ядерного цикла на уровне 25% (РФ обеспечивает 90%). Некоторые страны уже начали частично замещать потребляемое российское ядерное топливо импортом из других стран.

- Присоединение стран ЦВЕ к Единой аграрной политике ЕС (ЕАП): 1) увеличение потока дешевого продовольствия на российский рынок, что нанесет ущерб национальным товаропроизводителям. 2) ярко выраженный протекционизм Единой аграрной политики ЕС сузит возможности российского сельскохозяйственного экспорта в страны ЦВЕ, сделав нашу продукцию на их рынках неконкурентоспособной.

- введение Шенгенского визового режима на новых восточных границах Евросоюза.

Расширение ЕС:

 

Дата Страна Общее количество членов
Римский договор о создании ЕЭС и Евратома 25 марта 1957 Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция  
1-ое расширение 1 января 1973 Великобритания, Дания, Ирландия  
2-ое расширение 1 января 1981 Греция  
3-ее расширение 1 января 1986 Испания, Португалия  
4-ее расширение 1 января 1995 Австрия, Финляндия, Швеция  
5-ее расширение 1 мая 2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония  
6-ее расширение 1 января 2007 Болгария, Румыния  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 3161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.210 (0.011 с.)