Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одномерные» учения об управлении: научное управление

Поиск

Тейлор

Его учение базируется на механистическом понимании человека, его место в организации и сущности его деятельности. Ставил задачу повысить производительность труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей деятельности

Принципы Тейлора:

1.Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе управления, т.е. изучение затрат времени, движений, усилий и т.д.; 2.абсолютное следование разработанным стандартам; 3.подбор, обучение и расстановка рабочих на те места, где они могут дать наиб пользу; 4.оплата по результатам труда; 5.использование дружественных отношений между рабочими и менеджерами.

Его идея о разделении работы на самые простые операции привела к созданию сборочного конвейера. Он считает, что руководство предприятия должно организовать рациональное и эффективное управление в интересах максимальной производительности путем разделения производственного процесса на простейшие части. Главный принцип предприятия – жесткая функциональная иерархия.

 

6.Сущность и эволюция бихевиористских представлений об управлении.

20-30е гг ХХв

Бихевиористские теории учения (от английского слова behavior— поведение) характеризуются тем, что при анализе процесса учения учитываются только воздействия (стимулы), которые оказываются на обучаемого, и его ответные реакции на эти воздействия. Вторая особенность бихевиористской теории учения— биологизм. Сторонники этой теории не видят качественного отличия поведения человека от поведения животных. Другими словами, они пренебрегают социальной природой человека.

Создатель Э.Мэйо. Хоторнский эксперимент

Высокая производительность объяснялась особым отношением между людьми, их совместной работы, гуманизация труда. В организации должно существовать сотрудничество, партнёрство между работниками разных уровней

Мэри Паркер Фоллет предложила иное видение управления: если Тейлор рассматривал управление как "средство, экономящее труд", то Фоллет определяла его как "обеспечение выполнения работ с помощью других лиц". Так, Фоллет говорила, что эффективность труда тем выше, чем больше участие рядовых работников в его организации. Наибольший вклад рабочих в достижение целей организации может быть обеспечен только при наличии атмосферы общности интересов всех работников предприятия, от простых рабочих до менеджеров.

Пирамида потребностей — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом А. Маслоу.

В системе выделяется семь основных уровней:

1.(низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

2.Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

3.Потребность в принадлежности и любви.

4.Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

5.Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

6.Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

7.(высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Человек при удовлетворении своих потребностей движется, как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому.

Мак Грегор. Два взгляда на управление:

1)теория Х (для организации свойственны хар-ки: чел имеет унаследовательную нелюбовь к работе, по этой причине большинство людей только путем принуждения чтобы осуществить необх действия и осущ-ть должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей)

2)теория У (люди хотят работать: выражение физ и эмоц усилий на работе так же естественны как дома или во время игры, чел воспринимает работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда, люди могут осуществлять самоконтроль и самопобуждение к деятельности в интересах организации, чел не только готов брать на себя ответственность, но даже стремиться к этому).

 

7.Роль организационных теорий в развитии теории менеджмента.

 

 

8.«Синтетические» учения об управлении.

В отличие от подходов к управлению, ставящих во главу угла задачи или человека, или администрирование (управленческую деятельность), для «синтетических» подходов характерен взгляд на управление как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное множеством связей с внутренним и внешним окружением организации. Основой для большинства этих учений в самом общем смысле является так называемый

системный подход к организации, который рассматривает ее как многоплановое явление, связывающее в органичное единое целое цели, ресурсы и процессы протекающие в организации и вне ее. Для отдельных учений об управлении

характерно наличие упора на какое-то ключевое с точки зрения данного учения направление (цели, внешняя среда, структура и т.п.). Другой важной особенностью управленческих учений данного направления является то, что они

все в большей или меньшей мере исходят из наличия так называемого системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отлично от простой суммы составляющих его частей.

Одним из самых выдающихся теоретиков современности в области управления, несомненно, является Питер Дракер. Одним из самых известных теоретических положений, выдвинутых Дракером, является его концепция управления по целям (МВО). Идея Дракера о том, что управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процесса, в корне перевернула логику управления. Дракер считал, что менеджер должен заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании «радости для рабочих». Хотя при этом он считал, что отношение на работе должны строиться на базе взаимного уважения. Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действия в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые действия, такие, как планирование, или распорядительство или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют. Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций менеджмента является теория «7-S». Исследования специалистов в области управления привели к выводу, что эффективная организация формируется на базе семивзаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Ключевыми составляющими являются следующие:• стратегия — планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;• структура—внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними.• штамп — ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;• стиль - способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура;• квалификация — отличительные возможности ключевых людей в организации.• разделенные ценности — смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов. 9.Место П.Друкера в создании систематизированного учения об управлении. Главным вкладом ученого является систематизация знаний по проблемам управления и выделение менеджмента в отдельную науку.Одним из самых известных теоретических положений, выдвинутых Друкером, является его концепция управления по целям (МВО). Идея Друкера о том, что управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процесса, в корне перевернула логику управления. Друкер считал, что менеджер должен заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании «радости для рабочих». Хотя при этом он считал, что отношение на работе должны строиться на базе взаимного уважения.Заслуга Друкера проста - он придумал, как управлять персоналом в больших компаниях. Он пропагандировал культ сильного менеджера, а главным ресурсом компании назвал квалифицированный персонал. Именно Друкер ввел термин knowledge workers (работники умственного труда) и придумал систему стимулирования творческого подхода к работе. Друкер также выделил 3 основополагающие функции менеджера: 1) управление бизнесом; 2) управление менеджерами; 3) управление работниками. 10.Ситуационные теории менеджмента. Суть данный теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют. Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
1.Управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации.
2.Должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации.
3.Управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.
4.Управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.Ситуационные теории отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщений, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления.
С точки зрения этих теорий, управление - это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий характер и универсальный характер. 11.Основные принципы теории «7-S». Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций менеджмента является теория «7-S». Исследования специалистов в области управления привели к выводу, что эффективная организация формируется на базе семивзаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Ключевыми составляющими являются следующие:• стратегия — планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;• структура—внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними.• штамп — ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;• стиль - способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура;• квалификация — отличительные возможности ключевых людей в организации.• разделенные ценности — смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.В соответствии с этой концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих. 12.Американская модель менеджмента. Японская модель менеджмента. Маркетинговая (информационная) модель менеджмента.

Американская модель.

Система управления в американских фирмах жестко организована.

Здесь четко определена ответственность каждого работника. Каждый руководитель лично отвечает за выполнение директивно установленных показателей. Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации производства продукции, снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как «закрытая система».

При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течении длительного времени. Основной стратегией является непрерывный рост и углубление специализации производства. Организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам). Решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.

Японская модель.

Максимальная ориентация на технологические и технические нововведения.

В японском менеджменте, например, не человека подбирают под должность, а наоборот, тщательно изучив с помощью психологических тестов человека, определяют, какие обязанности ему можно поручить.

Заслуживает внимание подход к планированию в японских фирмах, где преобладает ориентация на долгосрочное планирование.

Японские фирмы ставят своей основной целью долговременное увеличение объемов производства товаров, рост доли принадлежавшего им рынка и удельного веса новых изделий.

Принадлежность к определенной группе, фирме, преданность ей высоко ценятся в Японии. Они подкрепляются и усиливаются практикой долгосрочного, нередко пожизненного найма, организацией внутрифирменных профсоюзов, кружков качества, неформальным общением и контролем. Члены группы способны совмещать профессии, заменять друг друга и заинтересованы в ее успехе в целом.

Маркетинговая модель.

Суть маркетинговой модели – новой «философии» управления определяется следующими моментами:ставка на человека самореализующегося; фирма рассм как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями; фирме должно быть присуще постоянное обновление. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием ее стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии.

Американская модель Японская модель   Маркетинговая модель  
1.Найм работников на относительно короткое время. 2.Индивидуальное принятие решений. 3.Индивидуальная ответственность. 4.Быстрое развитие и продвижение. 5.Механизмы явного, точного контроля. 6.Способствование развитию специализированной карьеры работников (по вертикали). 7.Избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как к таковому. 1.Пожизненный найм работников. 2.Коллективное принятие решений. 3.Коллективная ответственность. 4.Медленное развитие и продвижение. 5.Механизмы косвенного контроля. 6.Способствование неспециализированной карьеры работника (диверсифицированный подход). 7.Холистический (целостный) подход к работнику как личности.   1.Долгосрочный найм. 2.Коллективное принятие решений. 3.Индивидуальная ответственность. 4.Медленное развитие и продвижение. 5.Косвенный неформальный контроль с точными, формализованными критериями. 6.Умеренно специализированная карьера работников. 7.Холистический подход, включая семью.  

 

13.Школа использования научных достижений в управлении.

Основу организационных теорий этой школы составляет ориентация всех структурных единиц организации на ее цели, всеобщая целесообразность. Достижению всеобщей целесообразности рациональности служит прежде всего жесткая иерархия управления всех органов и должностей организации, которая содействует осуществлению возможно более жесткого всеобъемлющего формального контроля. Очевидно, что создание системы такого контроля возможно только при условии четкого распределения функций (прав и обязанностей) между членами организации, а следовательно, требует разработки взаимосвязанных ролевых требований, отсечения ненужных действий, упрощения и максимальной рационализации существующих технологий.

Основоположником классической теории научного управления считают американского инженера и ученого Ф.У. Тейлора. Его учение базируется на механистическом понимании человека, его место в организации и сущности его деятельности. Ставил задачу повысить производительность труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей деятельности.

Принципы Тейлора: 1.Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе управления, т.е. изучение затрат времени, движений, усилий и т.д.; 2.абсолютное следование разработанным стандартам; 3.подбор, обучение и расстановка рабочих на те места, где они могут дать наиб пользу; 4.оплата по результатам труда; 5.использование дружественных отношений между рабочими и менеджерами.

Его идея о разделении работы на самые простые операции привела к созданию сборочного конвейера. Он считает, что руководство предприятия должно организовать рациональное и эффективное управление в интересах максимальной производительности путем разделения производственного процесса на простейшие части. Главный принцип предприятия – жесткая функциональная иерархия.

Большой вклад в развитие классической школы научного управления внес французский исследователь организаций А. Файоль. В его работах основное внимание уделялось изучению структур управления организации. Файоль предложил понятие организационной структуры управления, определил ее основные типы в зависимости от целей, конфигурации и степени централизации. По мнению Файоля, в основе деятельности любой социальной структуры лежит принцип иерархии, который не только закрепляет отношения в организации, но и обеспечивает их предельную прозрачность. Это означает, что права и ответственность должны распределяться сверху вниз - от высшего управляющего к низшему, а затем к исполнителю. Четкость действия вертикальных связей достигалась при реализации следующих принципов:

- единство распоряжения (единоначалие);

· исключение (только важные и неповторяющиеся решения долж-ны оставаться в компетенции руководителя);

· рационализация сферы контроля (строго определенное число подчиненных у одного руководителя);

· организационная специализация (четкое разделение функций управления в организации) и др.

Теоретическим фундаментом школы научного управления стали труды М. Вебера, который дал социологическое обоснование рациональной модели Тейлора и его последователей. Важнейшей идеей Вебера, использовавшейся авторами теории научного управления, явилась концепция социального действия. Согласно этой концепции, основу социального порядка в обществе составляют только социально ориентированные и рациональные (целеориентированные или ценностно-ориентированные) действия, а задачей членов организации следует считать понимание ими собственных целей и последующую оптимизацию собственной деятельности. Идеальная, наиболее эффективная система управления, по Веберу, - бюрократическая. Бюрократия в организации характеризуется быстротой принятия решений, оперативностью в решении производственных вопросов. Жесткость связей в бюрократических структурах способствует их устойчивости и четкой направленности на достижение целей организации.

 

14.Специфика управленческого труда в организации. Типовые операции и процедуры управленческих работ.

Управленческий труд носит инф-ный хар-р, связан с обработкой имеющейся и генерированием новой информацией.

операции процедуры
Постановка задачи Выявление проблемы, лежащей в основе задачи; кач-ный анализ проблемы; кач-ное определение целей и задач; анализ условий решения задачи и ограничение по ресурсам; кол-ная формулировка задачи; уточнение формулировки задачи
Поиск информации Установление источников и каналов информации; получение доступа к инф-ции; первичная идентификация инф-ции; получение инф-ции; установление соответствия хар-ру решаемой задачи
Анализ информации Установление состава инф-ции; установление содержания инф-ции; проверка инф-ции на возмоэность использования при решении данной задачи; проверка инф-ции на достоверность; анализ ретроспективной инф-ции; кач-ный анализ; смысловой анализ; селекция и фильтрация
Группировка информации Установление признаков группировки; отбор из совокупности по признакам; приведение к единому признаку группировки; формирование групп; анализ единственности и полноты группировок
Простейшие ручные расчеты Формирование и проверка алгоритма расчета; подготовка информации, используемой в расчете; осуществление расчетно-вычислительных процедур; проверка результатов расчета; фиксирование результатов расчетов в документально оформленном виде
Расчеты с использованием компьютеров Отбор входной инф-ции; проверка программы расчета; отладка и корректировка программы; запись входной инф-ции на машинном языке; вход данных в комп; промежуточный контроль; получение выходных данных; контроль выходных данных; перевод выходной инф-ции в форму, необходимую для выполнения последующих операций
Подготовка решений и отбор инф-ции, необходимой для их принятия Анализ инф-ции с позиции цели, для кот выраб-ся решение; формирование альтернатив решения; отбор предпочтительных альтернатив; предварительное согласование возможных решений; обоснование окончательно рекомендованного решения; передача предложений принимающему решение
Принятие индивидуальных решений -//- -//- Окончательное принятие решений
Принятие коллективных решений Формирование заданий исполнителям поподготовке решения; организация подготовки решения; сбор предложений и рекомендаций по содержанию намеченных решений; коллективное обсуждение возможных решений; предварительный выбор решения; согласование решений; окончательное принятие решения
Оформление документации, составление писем и заключений Получение данных, необходимых для оформления; выбор формы документа; работа над текстом и данными; окончательное оформление документа; передача документа в делопроизводство

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.149.55 (0.014 с.)