Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Quaker и Snapple: любовь с первого взглядаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Quaker Oats Сотрапу была основана в 1891 году и являлась одной из старейших компаний американской пищевой промышленности. Тот, кто ел овсяную кашу, обязательно знал торговую марку Quaker. Тот, кто пил Gatoradе, тоже знал Quaker Oats. Это был популярнейший бренд и напиток номер один для всех любителей спорта. Когда в 1994 году Quaker решила купить Sпарр1е, эта сделка вызвала всеобщий интерес. Практически с самого начала она попала в разряд главных бизнес-новостей, широко освещавшихся на страницах прессы, и оставалась там до тех пор, пока Sпарр1е не был продан Тriarс Сотрапу за 300 млн. долларов, то есть приблизительно на 1,4 млрд. дешевле, чем он обошелся Quaker Oats. Что же произошло? Как могла компания, которая обеспечила шумный успех Gatoradе, так бездарно провалить казавшийся аналогичным проект? Компания Sпарр1е была создана в 1972 году. Ее основателями стали два связанных родственными узами человека, которые зарабатывали на жизнь мытьем окон (Леонард Марш и Хайман Голден), и владелец магазина здорового питания (Арнольд Гринберг). В 1986 году эти уроженцы Нью-Йорка начали поставлять в местные магазины здорового питания фруктовые соки, газированные напитки, состоящие только из натуральных ингредиентов, и сельтерскую воду. Выбранный ими слоган «Сделано из самого лучшего» подчеркивал их приверженность принципам здорового образа жизни. Год спустя партнеры вышли на зарождающийся рынок чайных напитков с высококачественным, готовым к употреблению охлажденным чаем, и этот шаг оказался очень своевременным решением, определившим дальнейшую судьбу компании. После выкупа контрольного пакета акций за счет кредита компания, получившая новое имя — Sпарр1е, в 1993 году провела первоначальную публичную эмиссию. Стремясь покорить американский рынок, Sпарр1е активно эксплуатировала тему простых людей. Лицом компании стала ее сотрудница Венди Кауфман, которая дружески приветствовала телезрителей от лица Snарр1е и с экрана отвечала на письма поклонников этой торговой марки. Кроме того, Sпарр1е заручилась поддержкой таких культовых персонажей, как радиозвезды Говард Стерн и Раш Лимбо, что обеспечило бренду индивидуальность и множество преданных поклонников. Компания завоевала огромную популярность, на ее счету было множество новаторских шагов. Она первой ввела на своих предприятиях процедуру горячей упаковки чайных напитков, которая впоследствии превратилась в отраслевой стандарт, и разработала торговые автоматы и холодильники новой конструкции — со стеклянной передней стенкой, которая позволяла покупателям видеть находящиеся внутри необычные бутылки S парр1е с широким горлышком. Секретной составляющей успеха компании стала обширная и безотказно работавшая сеть независимых упаковщиков и дистрибьюторов, которые подготавливали, разливали, складировали и продавали продукцию Sпарр1е. Sпарр1е уважала и ценила своих дистрибьюторов, и такое отношение окупалось сполна. Один из дистрибьюторов вспоминал: «Они посылали к нам специалистов, которые помогали решать возникающие проблемы; их представители продавали товар бок о бок с торговыми агентами. Они уделяли много времени и внимания «маленьким» людям, которые работали на уровне розничных продаж, потому что знали: именно там находятся корни их бизнеса». Такое сочетание инновационного продукта, изобретательного маркетинга и суперлояльной и эффективной распределительной сети в начале 90-х годов превратило S парр1е в настоящую машину по зарабатыванию денег. Через два года после того, как с помощью кредитов был выкуплен контрольный пакет S парр1е, на рынке произошли существенные изменения. Как это часто случается, признаки надвигающейся бури появились заранее. К концу 1994 года темпы роста рынка готовых к употреблению чайных напитков замедлились, впервые упав ниже отметки в 50 процентов. Лидирующие позиции в этом секторе быстро отвоевывали предприятия по производству чайных напитков, созданные Соса-Со1а (совместно с Nest1е) и РерsiСо (совместно с Liptoп). Дебютанты — Аrizопа Iсеd Теаs, Nuntucket Nectars и Мystiс— использовали для привлечения потребителей нишевые стратегии и различные нововведения, уменьшая тем самым рыночную долю Sпарр1е. В довершение всего, из-за неожиданно холодного летне-осеннего сезона 1994 года у компании возникло серьезное затоваривание. Эти проблемы отразились на курсе акций Sпарр1е, который понизился на 50 процентов по сравнению с уровнем предыдущего года. И вот на такую зыбкую почву ступила Quaker. 6 декабря 1994 года компания Quaker приобрела Sпарр1е, выложив 1,7 млрд. долларов. Вскоре после этого, чтобы расплатиться по образовавшимся долгам, Quaker рассталась с некоторыми своими подразделениями, которые с давних пор обеспечивали ей стабильный доход и присутствие на мировых рынках. Однако продажа отделений, которые занимались производством сладостей и производством корма для домашних животных, принесла компании новые проблемы, поскольку эти сделки повлекли за собой необходимость уплаты огромного налога на увеличение рыночной стоимости капитала. Очень скоро всем стало ясно, что приобретение Sпарр1е стало для Quaker Оаts началом очень серьезной битвы. К несчастью, жажда повторить оказавшийся удачным ход заставляет многие компании совершать ошибки, в особенности тогда, когда они считают уроки прошлого автоматически применимыми к настоящему. В прошлом у Quaker был чрезвычайно успешный опыт развития бренда Gatoradе. Мог ли Sпарр1е предоставить компании возможность для повторения этого успеха? Практически нет сомнений в том, что руководители Quaker видели в торговой марке Sпарр1е огромный потенциал, подобный тому, который им когда-то удалось разглядеть в Gatoradе. Они считали, что маркетинговые ходы, которые превратили Gatorade в мегабренд, вполне применимы и к Sпарр1е. Президент занимавшегося выпуском напитков подразделения заявлял: «В Gatoradе собралась прекрасная команда специалистов по маркетингу и продажам. Мы уверены, что знаем, как нужно работать с торговыми марками и как двигать бизнес вперед. Мы надеемся» что сможем вывести как Gatorade, так и S парр1е на новый уровень развития». Кроме того, руководители Quaker были убеждены, что компания «выиграет от полученного синергетического эффекта». Чего в компании не замечали, так это того, что Sпарр1е была вовсе не похожа на Gatoradе. Sпарр1е являлась «имиджевым» продуктом, а Gatorade – “продуктом для возмещения потерянной жидкости»; успех, которого к тому времени сумела добиться Sпарр1е, был основан на необычной маркетинговой стратегии, завоевавшей для Sпарр1е репутацию культового напитка, а продвижению Gatoradе способствовали более традиционные маркетинговые методы; распространением S парр1е занимались независимые дистрибьюторы, Gatoradе же использовала систему централизованных складов. Как сказал генеральный директор Тriarс Майкл Уэйнстайн, «в Quaker считали, что к Sпарр1е можно применить модель, опробованную на Gatoradе, но она только внесла в систему разлад». В Quaker и Sпарр1е ключевыми фигурами оказались дистрибьюторы. Quaker организовала новое подразделение по производству напитков, в состав которого вошли как Gatoradе, так и Sпарр1е. В ее планах значилось создание смешанной системы распределения, в соответствии с которой дистрибьюторы Sпарр1е получали право заниматься поставкой охлажденных однопорционных упаковок Gatoradе в рамках используемой компанией системы прямой поставки в обмен на частичный отказ от права на торговлю неохлаждаемыми напитками Sпарр1е в пользу распределительной системы Gatoradе. Этим планам было не суждено воплотиться в жизнь по двум причинам. Во-первых, многие давние дистрибьюторы Sпарр1е не доверяли Quaker, в том числе и потому, что сразу же после приобретения Sпарр1е компания попыталась внести изменения в имевшиеся у дистрибьюторов бессрочные контракты. Излишне говорить, что попытка эта закончилась полным провалом. Во-вторых, обмен Sпарр1е на Gatoradе был невыгоден с коммерческой точки зрения. Дистрибьюторы заявили Quaker, что «4 доллара, которые они получают с каждого ящика Sпарр1е, примерно в два раза больше того, что они смогут получить, продавая Gatoradе», и намного превышают норму прибыли в 1-2 доллара, стандартную для продавцов безалкогольных напитков. «Мы видели, что нам грозят убытки. Мы знали, что у нас хотят отобрать наш бизнес, не давая ничего взамен. Мы не желали отдавать права, на получение которых были потрачены многие годы». Поскольку дистрибьюторы не были расположены к сотрудничеству, стратегия «использования синергетического эффекта» рассыпалась в прах. И без того непростую ситуацию осложнили неожиданные сюрпризы, которыми всегда сопровождаются подобные сделки. Производительность фабрик, Sпарр1е оказалась гораздо менее низкой, чем ожидалось, на складе обнаружилось затоваривание упаковками старого образца, после поглощения уволились многие менеджеры по сбыту (это нанесло дополнительный ударпо отношениям с дистрибьюторами) и руководители (в том числе двое из трех основателей компании). Quaker понадобилось почти полтора года, чтобы разобраться со всеми проблемами. Лишь в мае 1996 года она смогла наконец наладить систему распределения и запустить новую маркетинговую кампанию. К этому времени конкуренция на рынке готовых к употреблению чайных и фруктовых напитков обострилась до такой степени, что отвоевать потерянную долю рынка было уже практически невозможно. В конце концов, в 1997 году S парр1е перешла во владение Тriarс. Эксперимент был завершен. Sпарр1е сильно отличалась от Gatoradе, и за непонимание этого Quaker Oats заплатила несколько миллиардов долларов. Пытаясь переделать Sпарр1е по образцу Gatoradе, руководители Quaker делали ставку на собственное представление о том, как нужно продавать бутилированные безалкогольные напитки, и бездумно игнорировали уникальный опыт приобретенной компании, касавшийся отношений с потребителями, организации каналов распределения и продвижения продукта; по сути дела, Quaker добровольно отказалась от использования того, за что она заплатила немалые деньги.
Історія 2 Sony отправляется в Голливуд Авторитет и влиятельность S опу настолько огромны, что в Японии мало кто может составить ей в этом конкуренцию. Тем не менее даже великие не застрахованы от ошибок. Sопу совершила такую ошибку, когда в 1989 году приобрела Со1итbiа Рictures уее тогдашнего владельца компании Соса-Со1а. Sопу приобрела компанию Со1итbiа Рictures и две ее производственные единицы — Со1итbiа и Тri-Stаr, а также принадлежащую ей фильмотеку, которая включала в себя как классику кинематографа, так и современные произведения. Со1итbiа также обладала правами на ряд синдицированных телевизионных программ, таких как «Женаты... с детьми» и «Колесо фортуны». Все это стало собственностью Sопу. Правда, генеральный директор Со1итbiа Рictures Виктор Кауфман отказался сотрудничать с новыми хозяевами и после слияния покинул свой пост. У Sопу был свой кандидат на это кресло, и ей оставалось только подобрать руководящую команду, которой предстояло работать под началом этого человека. Руководитель Sопу North Атеriса Мики Шульхоф, на которого были возложены обязанности по поиску директора студии Со1итbiа Рictures, остановил свой выбор на возглавлявших Gиbеr - Реtеrs Епtertainment Сотрапу Питере Губере и Джоне Питерзе. В активе Губера числились такие известные кинофильмы, как «Бездна» и «Какими мы были». Он был, если можно так сказать, типичным калифорнийцем, со всеми этими модными взглядами насчет «самоощущения» и неравнодушием к производимому впечатлению. Беседуя с нами о своих достижениях, Губер сказал нам: «Первым делом я обращаюсь к своей интуиции, потому что я считаю, что каждое деловое решение должно быть творческим решением». Питерз сделал себе имя, приняв участие в создании фильма «Рождение звезды», главную роль в котором сыграла его тогдашняя подружка Барбра Стрейзанд. В мае 1980 года Губер и Питерз объединили свои усилия и реализовали несколько успешных проектов, в числе которых оказались такие киноленты, как «Грязные танцы» и «Цветы лиловые полей». «Аборигены» Голливуда, однако, относились к этой команде без особого восторга, в частности, печальной известностью пользовался тяжелый нрав Питерза. Недавние успехи Gиbеr - Реtеrs Епtertainment Сотрапу (GРЕС) и изысканные манеры Губера убедили Sопу в том, что она нашла для своей студии подходящую команду руководителей, хотя Губер и Питерз только что подписали пятилетний контракт с Wаrпеr Вrоs. Это значило, что для того, чтобы заполучить энергичную парочку, S опу необходимо было выкупить их производящую компанию. Что S опу и сделала, заплатив 200 млн. долларов, то есть на 40 % больше реальной рыночной стоимости GРЕС. Губер и Питерз поделили кругленькую сумму в 80 млн. долларов, образовавшуюся в результате продажи принадлежавших им акций, и как руководители студии должны были получать жалованье в 2,7 млн. долларов, долю в приросте рыночной стоимости предприятия и премиальный фонд в размере 50 млн. долларов (которым они могли распоряжаться по своему усмотрению) к концу пятилетнего срока. Sопу выложила за Со1итbiа Рiсtures 3,4 млрд. долларов, а учитываяобразoвавшиеся долги, Со1итbiа обошлась ей почти в 5 млрд. долларов (на 70% выше номинальной стоимости). Затем глава Wаrner Вrоs. Стив Росс в последний момент отказался освободить Питерза и Губера от обязательств по заключенному с ними контракту, и S опу пришлось уступить Wаrпеr: (1) часть принадлежащих ей съемочных площадей Со1итbiа в Бербанке в обмен на находившуюся в собственности Wаrпеr старую площадку МGМ, которая располагалась в гораздо менее привлекательном Калвер Сити; (2) 50-процентную долю в акционерном капитале высокоприбыльного клуба-магазина Со1итbiа Ноиsе, занимавшегося почтовой рассылкой музыкальных товаров; и (3) право транслировать содержимое фильмотеки Со1итbiа по своим кабельным телесетям. Все считали условия соглашения «настолько невыгодными для Sопу, что в течение нескольких недель все только и говорили об этой сделке, которая получила кодовое название «месть за Перл-Харбор»». Общая стоимость соглашения, по оценкам, превышала 500 млн. долларов. К моменту вступления в должности Губера и Питерза общие затраты Sопу на приобретение Со1итbiа Pictures достигли почти 6 млрд. долларов. Практически сразу же эти двое начали не считая тратить деньги направо и налево. Старая площадка МGМ, доставшаяся Со1итbiа от Wаrпеr, была подвергнута реконструкции, которая обошлась компании почти в 1 млрд. долларов. Офисы руководителей обновили, обставив их антикварными столами и стульями. Расходы, связанные с реализацией телевизионных проектов, а также производством и управлением, на протяжении следующих двух лет тоже росли как на дрожжах. Накладные расходы к 1991 году увеличились на 50 % и достигли отметки в 300 млн. долларов — примерно на 60 млн. долларов больше, чем у других крупных киностудий. Производственный бюджет компании составил 700 млн. долларов, что почти вдвое превышало соответствующие бюджеты конкурентов. В среднем создание одной кинокартины обходилось Sопу в 40 млн. долларов, в то время как средний показатель по отрасли составлял 28 млн. долларов. Непомерные накладные расходы и высокая стоимость производства стали причиной возникших у компании проблем, когда в 1991 году объем кассовых продаж в целом по отрасли сократился на 25 % по сравнению с предыдущим годом; подобного удара киноиндустрия не испытывала на протяжении целых двадцати лет. Не наблюдалось стабильности и в управлении: у студии непрерывно менялись руководители, и каждый из них неизменно получал очень щедрое выходное пособие. Ушел даже Питерз (забрав 50 млн. долларов и средства на организацию новой продюсерской компании). Пресса не преминула обратить внимание на текучесть руководящих кадров Соluтbiа; журнал Sру писал: «Самое модное развлечение в Голливуде — лотерея Sопу Lottо, которая обещает быстрое обогащение удачливому игроку, который получает уведомление об увольнении со студии и чек на круглую сумму впридачу». Невзирая на огромные расходы и отсутствие порядка, Губер утверждал, что 2 млрд. долларов S опу потратила отнюдь не впустую: в 1991 году компания заняла первое место в отрасли по кассовым сборам. В действительности своими достижениями начала 90-х Sопу во многом была обязана дистрибьюторским соглашениям, которые она заключила с двумя небольшими компаниями — Саstle Rock и Саrо1со. (Половину своих кассовых доходов в 1991 году Sопу получила за счет «Терминатора-2», который был снят Саrо1со.) Даже в ставший для компании лучшим 1992 год все 400 млн. долларов дохода от основной деятельности полностью ушли на уплату процентов и списания условной стоимости репутации и деловых связей. В конце концов наблюдавшийся в Японии экономический спад, уменьшение объема продаж техники Sопу и подъем курса иены по отношению к доллару привели к тому, что из Токио послышались голоса, которые требовали от нового подразделения повышения эффективности. Sопу решила бросить все силы на производство самой ожидаемой картины 1993 года «Последний киногерой» с Арнольдом Шварценеггером. На создание этого кинофильма ушло 90 млн. долларов. В наличии было все, кроме одной важной вещи: фильм, который вошел в число самых дорогих проектов в истории кинематографа, потерпел_коммерческую неудачу. За «Героем» последовал ряд менее шумных, но, тем не менее, достаточно болезненных провалов, и деятельность студии оказалась парализована. Начиная с весны 1994 года Губер на протяжении почти 6 месяцев не одобрил к производству ни одного сценария. Из 26 картин, которые компания выпустила в 1994 году, 17 оказались убыточными; общие убытки Sопу от кинопроизводства в этом году составили 150 млн. долларов. Терпение Sопу наконец истощилось. 29 сентября 1994 года Губер «ушел в отставку», не преминув получить компенсационный пакет размером в 275 млн. долларов, который включал в себя годовое жалованье, оценивавшееся в 5—10 млн. долларов. Рыночная доля Sопу Рictures, которая значительно увеличилась в 1991-92 годах, вернулась к уровню 1989 года, а финансовый ущерб еще только предстояло подсчитать. Эпоха Губера — Питерза окончательно завершилась в ноябре 1994-го, когда S опу объявила о списании 3,2 млрд. долларов; в результате акционерный капитал компании уменьшился почти на 25 %. Вскоре после этого президент Sопу USА Мики Шульхоф был смещен со своего поста, а S опу приступила к реорганизации работы своего кинопроизводящего подразделения. На вопрос, что бы, по его мнению, нужно было сделать иначе, Шульхоф ответил: «Наверное, им стоило поменять руководство». Історія 3 Сказание о братьях Saatchi От крохотного лондонского агентства до самой большой рекламной машины в мире всего за шестнадцать лет. От эскизов рекламных объявлений до консультаций по самому широкому кругу вопросов: система оплаты труда, отбор присяжных, стратегии работы с недвижимостью, компьютерные системы... От бедных иммигрантов из Ирака до влиятельных членов партии Тори. Морис и Чарльз Саатчи заново переписали существовавшие правила и построили великую компанию, упадок которой, в стиле классической греческой трагедии, был обусловлен ее собственными недостатками. С самого начала они вели себя крайне агрессивно. Они не стали вступать в Британскую ассоциацию рекламы, которая боролась за соблюдение этических норм и запрещала своим членам переманивать у конкурирующих фирм клиентов, и Морис, не таясь, обрабатывал перспективных клиентов, а Чарльз с гордостью сообщал отраслевым журналам о новоприобретенных заказчиках. Будучи неопытными новичками, они, не раздумывая, подавали заявки на приобретение других лондонских агентств, вне зависимости от величины и стоимости последних. Кем были эти братья, для которых не существовало пределов или границ? О Чарльзе говорят как о «динамичной и предприимчивой натуре», «выдающемся человеке» и «гениальной творческой личности». Он начал свою карьеру в рекламном бизнесе, когда ему было 18 лет, получив должность офисного работника в небольшом лондонском агентстве. Некоторое время спустя он перешел в Со11еtt Dickenson Реаrсе, которое в те времена считалось самым прогрессивным рекламным агентством Лондона. Здесь он быстро завоевал репутацию творческого человека и вскоре покинул компанию для того, чтобы начать свой собственный рекламный бизнес. Морис в союзе братьев играл роль администратора и специалиста по заключению сделок. Он учился в Лондонской школе экономики, где получил степень в области социологии, а затем занимался вопросами развития бизнеса, работая в одном из специализированных журналов. Братья объединили усилия в 1970 году и организовали фирму S ааtchi & Saatchi, приняв в штат девять человек, которые обосновались в маленьком офисе, расположенном в Сохо. Чарльз отвечал за творческую составляющую; Морис занимался продажами, финансовым контролем и разработкой долгосрочной стратегии. Вместе они демонстрировали блестящее умение находить талантливых работников и создавать оригинальные рекламные продукты. Очень скоро на S ааtchi & Saatchi посыпались разнообразные награды за креативность в рекламе, что, в свою очередь, способствовало привлечению в компанию известных своим новаторским подходом специалистов. Добавьте сюда готовность братьев платить самую высокую по отрасли заработную плату и все возможности для свободного творчества. Что такое «быть "номером один"»? Для братьев Саатчи это означало «стоять на вершине мира», «быть лучше всех» и «сделать так, чтобы все знали о том, что ты победил». Чтобы превратиться в «номер один», их компания должна была стать больше, лучше, могущественнее и влиятельнее, чем все остальные. На это ушли годы, но в конце концов братья все же сумели реализовать свои мечты, по крайней мере в рекламном бизнесе. Попробовав в 70-х свои силы на нескольких английских агентствах, в 1982 году S ааtchi & Saatchi сделала решительный шаг и приобрела старое рекламное агентство, имевшее солидную репутацию, — Сотрtoп Аdvertising. Эта сделка открыла шлюзы, и братья бросились скупать агентства на просторах Европы и Америки. К 1986 году S ааtchi & Saatchi завоевала славу лучшей компании, занимающейся глобальной рекламой, и собрала под свое крыло несколько крупнейших рекламных агентств. В частности, за 450 млн. долларов собственностью компании стало агентство Теd Ваtеs; эта сделка вывела S ааtchi & Saatchi на передовые позиции мирового рекламного рынка. Однако братья настолько сосредоточились на поглощении все новых и новых компаний, что проблемы интеграции и даже вопросы цены отошли далеко на второй план. Например, в результате одного из слияний клиентами компании одновременно оказались две конкурирующие фирмы, что привело к очевидному столкновению интересов. Это стоило S ааtchi & Saatchi контракта с таким крупным заказчиком, как Со1gаtе-Ра1тоlivе. Вообразите себе компанию, которая скупает по всему миру фирмы, оказывающие профессиональные услуги, не утруждая себя при этом встречами с руководителями этих фирм, не задумываясь о том, как ее новые приобретения впишутся в уже существующую организационную структуруи как они будут взаимодействовать с остальными ее подразделениями, и не слишком заботясь о тем, в какую сумму обходятся ей эти сделки, — перед вами S ааtchi & Saatchi в период ее расцвета. Не менее тревожным симптомом было и то, что компания не сумела поделиться с поглощенными предприятиями своим основным преимуществом — не смогла привить им отличающую S ааtchi & Saatchi идеологию победителей и нестандартность мышления. Вполне вероятно, это произошло потому, что в своем агентстве братьям Саатчи удалось создать нечто слишком яркое, слишком значительное и культоподобное, чтобы его можно было легко перенести на другую почву. Резюмируя, обратимся к мнению одного из руководителей: «Стратегия поглощений, реализуемая S ааtchi & Saatchi, отличалась крайней непродуманностью». Несмотря на все перечисленные упущения, в целом братья выполнили поставленную перед собой задачу, и результат их трудов оказался весьма впечатляющим. Десятилетний покупательный марафон сделал S ааtchi & Saatchi самым большим рекламным агентством в мире. Годовая выручка компании достигла 7,5 млрд. долларов, в пятистах офисах S ааtchi & Saatchi, которые располагались в 65 странах мира, работало 18 тысяч сотрудников. S ааtchi & Saatchi приобрела 37 фирм, заплатив за них более 1 млрд. долларов, и в 1987 году стала первой компанией в мире, зарегистрированной сразу на трех крупнейших фондовых биржах: токийской, лондонской и нью-йоркской. Что вы станете делать, если ваша цель — быть «номером один»? Заметьте, братья никогда не уточняли: «Номером один в рекламе», — они говорили просто «номером один». И вот в середине 80-х S ааtchi & Saatchi форсировала темпы своего роста, теперь уже за счет поглощения консультационных и телекоммуникационных фирм. Начав с Нау Grоир, занимавшейся консультированием по вопросам выплат и компенсаций, S ааtchi & Saatchi потратила сотни миллионов фунтов стерлингов и скупила 12 консалтинговых компаний. Затем, в 1987 году, она сделала решительный шаг и попыталась приобрести Мidland Вапk РLС. Сделка не состоялась, но братья дали понять, что это была вовсе не первая попытка S ааtchi стать участником международных денежных игр. Один из аналитиков вздохнул по этому поводу: «Нет смысла притворяться, что здесь можно заметить хотя бы намек на синергию». Рынок отреагировал падением курса акций S ааtchi 8,2 процента. Здесь вы можете задать резонный вопрос: в чем заключался смысл этих действий? Почему консалтинг, откуда банковское дело? Отвечает Морис Саатчи: «Мы не стесняемся признавать, что хотели бы добиться рыночного превосходства в каждом секторе экономики». Вероятно, мнение о том, что «больше всего на свете они хотели, чтобы о них говорили», не лишено справедливости. Так или иначе, очевидно, что «мечта» S ааtchi & Saatchi не имела абсолютно никаких границ. Поэтому переход от приобретения всех попадающих в поле зрения рекламных агентств к поискам новых объектов для поглощений в секторе банковских и консультационных услуг(для работы в котором братья не имели ни склонностей, ни необходимой подготовки) был для компании совершенно естественным шагом. В братьях Саатчи успех выявил глубоко скрытые дефекты личности, которые они оказались не в состоянии держать под контролем. Общение с верхушкой британского общества, дружба с самыми влиятельными политическими деятелями страны приобрели для Саатчи более важное значение, чем управление обычным рекламным агентством, пусть даже и крупнейшим в мире. Даже перспектива стать самой большой компанией в мире, занимающейся оказанием профессиональных услуг, неспособна была удовлетворить амбиции братьев, потому что, как любил говорить Морис, «недостаточно просто одержать победу, нужно еще нанести поражение остальным». Невозможно понять логику слияний и поглощений или корпоративную стратегию как таковую, не поняв психологии руководителей и людей, которые определяют порядок функционирования организации. Личные качества братьев оказывали сильное влияние на атмосферу в основанной ими компании, и это влияние имело как позитивные, так и негативные стороны. Разговаривая с людьми, которым довелось работать в «старой» S ааtchi & Saatchi, мы не раз слышали вариации на темы «нет ничего невозможного», «люди готовы были сделать для агентства все что угодно» и «братья были гениями креатива, выдающимися предпринимателями, динамичными натурами». Это влияние усиливалось и проявляло свои новые грани, по мере того как компания добивалась все больших успехов и характер братьев Саатчи постепенно менялся. Люди стали говорить: «Они отказываются подчиняться общим для всех правилам», «Решимость стать первыми оттеснила все остальное на второй план», «Они не понимали принципов управления компанией» и даже «Они просто сумасшедшие». Внимание руководителей сконцентрировалось на росте и только росте компании, следствием чего стало большое количество принципиальных ошибок, сопровождавших бесконечные слияния и поглощения. Лидеры S ааtchi & Saatchi гнались за званием «номер один»,. система стимулирования ответственных руководителей была нацелена на повышение количества заключаемых сделок, и фирма осуществляла одно поглощение за другим, не уделяя никакого внимания тому, чтобы освоить искусство слияний и поглощений. Компания страдала не только из-за отсутствия логически обоснованной стратегии (вспомните о планах S ааtchi по отношению к компаниям, занятым в сфере консалтинга и банковских услуг, напрочь лишенным всякого синергетического потенциала), но и из-за пренебрежения к вопросам предварительной экспертизы и интеграции. История S ааtchi & Saatchi — это история о фантазии без границ, о безмерном самомнении и готовом на все честолюбии, которая должна стать назиданием для других руководителей, одержимых непреодолимой тягой к соперничеству и борьбе за выполнение невыполнимых целей. В июне 1989 года S ааtchi & Saatchi выставила на продажу свое консультационное подразделение. Это было официальным признанием несостоятельности стратегии мегароста. Ситуация осложнилась с наступлением экономического спада. Кризис нанес по позициям S ааtchi сокрушительный удар. Доходы резко понизились, задолженность возросла, а акции потеряли 98 % своей стоимости. Братья призвали на помощь специалиста по финансовому оздоровлению Роберта Луи-Дрейфуса. Многочисленные мероприятия, направленные на снижение затрат, и продажа 12 дочерних компаний позволили S ааtchi & Saatchi продержаться на плаву еще пять лет. В какой-то из ненастных дней, наступивших для компании, погас и ее знаменитый творческий огонек. И (может быть, к лучшему) случилось так, что протесты акционеров в конце концов вынудили Чарльза и Мориса Саатчи покинуть в декабре 1994 года компанию, которую они основали двадцать четыре года назад. ДОДАТОК З
Формирование «НОУ-ХАУ»
Кейс 1 Знание потребителей против информации о потребителях Многие анкеты, разработанные для того, чтобы получить обратную связь от потребителей, способны дать лишь информацию, но никак не важные знания. Отчасти это происходит потому, что от людей требуют рационального, логического объяснения их взглядов и решений, в то время как в действительности покупки диктуются преимущественно эмоциями, чувствами и интуицией. К тому же анкеты разработаны для того, чтобы передать основу этих взглядов и решений в виде логических фраз, тогда как в действительности потребитель использует визуальные ключи, стимулы и ощущения, часто не задумываясь, и уж точно без какой-либо рационализации. Можно провести следующую аналогию — насколько хорошо вы знаете своего супруга и других членов семьи. Вы знаете их как свои пять пальцев. Вы точно знаете, что они думают и как они будут реагировать. Получение большего количества информации о предпочтениях и решениях потребителей вряд ли приведет к качественно новым результатам. Для этого нужны новые полезные знания. Поэтому если вы продаете зубной эликсир, то вам не помешает знать, что люди любой ценой хотят избавиться от язвы и дурного запаха изо рта — даже если они убеждают вас, что хотят освежить дыхание. Согласитесь, что между этими желаниями огромная разница. Если вы продаете парфюмерию, то вам нужно знать не только то, что некоторые женщины используют духи с целью привлечения мужчин, но также то, что женщины способны распознавать едва различимые сигналы, исходящие от мужчин, привлеченных запахом духов. Именно по этим признакам женщины будут оценивать духи, хотя в анкете с логическими вопросами и ответами они укажут, что им нравится запах или стойкость той или иной марки. Если вы торгуете средствами для ухода за волосами, предназначенными для мужчин, вам полезно знать, что многие мужчины не желают, чтобы их волосы тем или иным образом привлекали внимание: они не должны выглядеть так, будто нуждаются в мытье, но также не должны быть в идеальном порядке, отвлекая внимание от того, что мужчина считает более важным. Однако в анкете они напишут, что по тем или иным причинам любят свои волосы — просто потому, что считают такое отношение к волосам правильным. Кейс 2 Знание особенностей работы против информации о принципах работы В большинстве компаний прослеживается огромное различие между информацией о принципах работы компании и знанием того, как она функционирует на практике. Информация о работе компании, вероятно, содержит описание официальных процедур, правил и обязательных процессов. Указываются также роли и обязанности, приводятся схематические изображения структуры. Однако на практике все происходит совсем не так. Люди обнаруживают, что то или иное правило не всегда работает. Приходится приспосабливаться к коллегам и взаимоотношениям с ними. То, что действует на одного человека, не действует на другого, и т.д. Во многих случаях вся власть сосредоточивается в руках секретаря, а не начальника. Знание принципов работы позволяет человеку добиться лучших результатов, чем любое количество информации о том, как все это должно работать. Такое знание не только эффективно внутри вашей компании, но и оказывает воздействие на третьих лиц — имеются в виду партнеры, которым вы что-либо продаете, у которых покупаете, с которыми сотрудничаете, в поддержке, влиянии или одобрении которых нуждаетесь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.110 (0.013 с.) |