Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение: «Доброе сердце дядюшки Ух»

Поиск

Программа

«Сказочная страна друзей!»

Для детей старшего дошкольного возраста

Авторы составители: Петраш С. И, Пичиже Ю.О,

Ащаулова А. Р., Миронова М. Ю.,

Ибраева Г. А.

 

 

Магнитогорск 2015 г

 

 

«Цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

К. И. Чуковский

 

Актуальность

Работая в детском саду педагогом-психологом, часто сталкиваешься с проблемой межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Дети зачастую испытывают неуверенность в собственных силах, тревожность, заниженную самооценку. Причин данному поведению великое множество. Это и нарушение детско-родительких отношений, и непринятие в коллективе детей.

В работе в дошкольных образовательных учреждениях можно наблюдать такую картину: приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, тем самым развитие эмоциональной сферы детей уходит на второй план. Также родители чаще заботятся о физическом, познавательном развитии ребенка, а эмоционально-волевое становление кажется им не столь важным.

В результате мы получаем дисгарманичную личность.

Говоря о гармоничном развитии ребенка, мы подразумеваем гармонию эмоциональной сферы и интеллекта. Только когда будет учитываться согласованное развитие эмоциональной и интеллектуальной систем, ребенок будет гармонично развиваться.

Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве – это наиболее сензитивный период для формирования базовых положительных качеств личности, необходимых для развития механизмов межличностного взаимодействия. Таким образом, в целях сохранения психологического здоровья детей целесообразно начинать работу в этом направлении уже в детском саду, пока ребенок еще мал. Важнейшие показатели личностного роста ребенка – это эмоциональное благополучие, сформированность самооценки, средний уровень тревожности. С помощью эмоций и чувств ребенок сигнализирует взрослым о своём самочувствии, желаниях, нуждах. Преодоление этих трудностей, формирование желание общаться, в наших силах.

Способность ребенка правильно оценивать свои возможности в различных аспектах деятельности и ориентироваться в реалиях жизни обеспечивает ему более высокую приспособляемость к требованиям окружающей среды, снижает риск внутриличностных и межличностных конфликтах.

Так как же можно помочь детям, с помощью чего задать направление в их становлении?

Одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми, является сказкотерапия. Потому как, лежащая в основе сказка, оказывает значительное воздействие на эмоциональную сферу детей. Она вызывает у ребенка удивление, желание познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта. Причём, если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости детям.

Через восприятие с казок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.

Программа «Сказочная страна друзей!» направлена на формирование взаимодействия детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данные будут способствовать развитию у ребенка адекватной самооценки, снижению тревожности, развитию его индивидуальности. В рамках данной программы составлены авторские конспекты, написаны авторские сказки.

При составлении программы использованы идеи и практики комплексной сказкотерапии (автор метода Т. Д. Зинкевич-Евстигенеева), игры и упражненияТ.М. Грабенко, а также психогимнастика М.И. Чистяковой.

Цель программы: Вовлекая ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, создать условия для старших дошкольников в познании себя и развитии навыков общения на основе метода комплексной сказкотерапии.

В соответствии с этой целью формируются задачи: (у Вас в цели прописано как главное познание себя и общение, значит часть задач должны работать на ПОЗНАНИЕ СЕБЯ, другие на РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ. Точнее согласуйте, пожалуйста, задачи с целью. Каждая задача должна работать на приближение к цели. Проверить правильности выбора задачи очень просто, задав вопрос: Как решение этой задачи поможет достичь цели)

  1. Способствовать повышению уверенности в себе.
  2. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
  3. Развивать творческие способности
  4. Приведение в равновесие эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения.
  5. Снижение уровня тревожности.
  6. Развитие коммуникативных навыков.
  7. Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
  8. Формирование умения работать в команде.

9. Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать объяснять свои суждения.

  1. Учить детей способам проявления дружеских взаимотношений.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в первую половину дня, продолжительностью 30 – 40 минут. Оптимальное количество детей 6-8 человек. Группы формируются на основе наблюдения психолога, воспитателя, запросов родителей с использованием следующих диагностических методик:

  1. «Несуществующее животное» (модификация текста Кряжевой Н.Л., для детей 5-6 лет) (Приложение 1);
  2. «День рождение» (Панфилова М.А.) (Приложение 3);
  3. «Изучение социальных эмоций» (Приложение 2);
  4. «Маски» (Приложение 4);
  5. «Два домика» (Приложение 5);

Дорогие коллеги! Вы составили интересную программу и подобрали хорошие упражнения и задачи, но не соблюли структуру сказкотерапевтического занятия. Предлагаю посмотреть раздатку «Сказочной игротерапии» и описать занятия по нашей структуре. В каждом занятии помимо цели и задач надо написать уроки занятия и домашнее задание. Наша сверхзадача – это формирование определённых духовно-нравственных ценностей и навыков, поэтому д/з нужны обязательно. Предлагаю поговорить по скайпу – мой ник: vestnik316

 

Занятие 1

Тема: «Волшебные звездочки»

Цель: Установить контакт с детьми (это не может быть целью, а только условием)

Задачи:

-создать атмосферу безопасности и доверия.

-снятие эмоционально-психического и телесного напряжения

-развитие воображения.

Уроки занятия: …….?

Оборудование: свеча, музыкальное сопровождение, кукла – марионетка Фея, звезды для оборудования комнаты, картон, ножницы, цветная бумага, картон, клей, колокольчик, пиктограммы с разными эмоциями.

Ход занятия: (занятия нужно выстроить по нашей структуре: ориентация, «вход», расширение, закрепление, интеграция, обобщение и сообщение дом. задания, «выход»)

Приветствие

Дети встают в круг, зажигается свеча. Психолог предлагает поздороваться друг с другом, передавая по кругу свечу. Звучит загадочная музыка. Ребята посмотрите на свечу: как красиво колышется пламя. Когда вы будете передавать свечу, друг другу, то почувствуете тепло, исходящее от неё. Возьмите себе немного тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя ему в лицо, скажите: «Мое (имя), я рад(а) тебя видеть!».

Звенит колокольчик и появляется Фея. Пора отправляться в путешествие в Сказочную страну. Но прежде чем мы перенесемся в нее, мы должны с вами открыть ларец. Этот ларец не простой, а волшебный, в нем лежит послание мудрецов.

(открывают ларец и читают присказку)

Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик, украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь,

То поверь, что в доме проснется старушка,

Седая, седая старушка и сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет «Входи, не стесняйся, дружок»

На стол самовар поставит, в печи испечет пирожочек.

И будет с тобою вместе чаек распивать до темна,

И старую добрую сказку расскажет тебе она.

Но если, но если, но если…

Ты в этот уютный дом начнешь кулаком стучаться

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга.

И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога.

Ребята, для того чтобы наше с вами путешествие было добрым и чудесным будьте внимательны и добры к друг-другу.

Я предлагаю вам закрыть глаза, сейчас каждого из вас я коснусь волшебной палочкой, и мы перенесемся в Сказочную страну.

(Фея касается каждого ребенка волшебной палочкой и переносит в Сказочную страну.)

Вот и мы в сказке, оглянитесь вокруг, как здесь красиво и тепло. Присаживайтесь на теплую лужайку.

Фея: «Ребята вы мечтали когда-нибудь? Хотите помечтать сегодня в Сказочной стране?»Сегодня я вам предлагаю путешествие в звездном саду.

 

 

Вхождение в сказку

Ребята предлагается сесть поудобнее закрыть глазки и слушать голос Феи.

Есть птица, но она имеет необычайную красоту. Одно крыло у неё белое, а одно черное. Махнет птица один раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно. Дружно жили два крыла, никогда друг другу не мешали. Понимая всю важность своей работы. Так что же происходит, когда птица взмахивает?

Это совсем просто. День следует за ночью, а ночь за днем.

Давайте попробуем себе представить, как день сменяется ночью. Медленно уходит свет. На темном небе зажигаются звезды. Их много-много. Но только одна так ярко и нежно светит тебе. Ведь у каждого человека есть своя звезда. Она есть и у тебя. Представте себе свою звезду..... Какая она, какого цвета, формы….

Твоя звезда освещает тебе путь.

Медленно, медленно твоя путеводная звезда переносит тебя в звездный сад. Вот он сад, полон сказочных чудес. Какие волшебные цветы растут там, сколько солнечных зайчиков пробегают по их лепесткам. Звездный сад поистине, может творить чудеса. Здесь сбываются все мечты и желания. Побудь здесь…..У каждого из нас есть мечты. Попробуй загадать самое сокровенное желание, ведь оно обязательно исполниться.. …..

Тебя нежно подхватывает облачко и потихоньку опускает на землю.

Вот он какой мир тепла, доброты и любви. Возьми свою мечту с собой и вместе со звездой всегда будет то, что ты увидел и прочувствовал".

Вот и вернулись из Звездного сада, где каждый из вас смог помечтать о самом важном. А кто же помогал вам в вашем пути? (звезда)

Ребятам предлагается высказать свои чувства о путешествии.

Упражнение «Моя звезда».

Детям предлагается создать звезду, которая исполняет желания. С помощью картона, красок, цветной бумаги, ножниц и ленточки. Во врем работы звучит спокойная музыка. В результате у каждого есть своя звезда.

Можно ли сказать, что каждый человек подобен звезде!

Превращение. Раз, два, три! Дети – это звезды на небосводе: большие они или маленькие; расположены высоко в небе или низко? Есть ли рядом другие звездочки? Какие?

В руке каждого ребенка находится звезда. Звучит спокойная «космическая» музыка…

Упражнение: «Созвездие»

Вы звезды. Каждый из вас – яркая прекрасная звездочка. Как наша Земля движется вокруг Солнца, так и звезды двигаются по небосводу. Звездочки могут объединяться в группы – созвездия. Сейчас вы звездочки, начнете двигаться и, главное. Объединяться в созвездия. Вначале по двое! Продолжаем медленно двигаться. Теперь постройте созвездие из трех звезд и т.д.

Теперь соединим все наши звездочки между собой. Получилось большое созвездие. Созвездие под названием…

Название может быть разным (название группы или дети придумывают другое название).

Сейчас очень важный момент: наше космическое небо ожило, на нем зажглось новое созвездие….(название)!

Но пора возвращаться. Вы снова дети, но дети способные мечтать и творить.

Детям предлагается забрать с собой «звезды».

Выбрать соответствующую пиктограмму эмоционального состояния.

Время пребывания в Сказочной стране подходит к концу, нам пора покинуть Сказочную страну. Давай встанем в круг, возьмем свечу и вместе задуем её.

 

Занятие 2

 

Тема: «Находчивый Ежик»

Цель: Определение(диагностика) эмоциональной сферы детей, изучение сильных сторон старших дошкольников.
Задачи:

-наблюдение за организацией совместной работы детей.

-создание условий для сплочения детей

А задача для изучения сильных сторон?

Оборудование: клубок ниток разных размеров и одного цвета (большой и маленький), бланки к игре «Варежки», музыкальное сопровождение, пиктограммы эмоций

Ход занятия:

Приветствие

Дети встают в круг, зажигается свеча. Психолог предлагает поздороваться друг с другом, передавая по кругу свечу. Звучит загадочная музыка. Ребята посмотрите на свечу: какое красивое пламя. Когда вы будете передавать свечу, друг другу, то почувствуете тепло, исходящее от неё. Возьмите себе немного тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя ему в лицо, скажите: «Свое (имя), я рад(а) тебя видеть!».

Вхождение в сказку

 

Сегодня добрая Фея явилась к нам с волшебным клубочком. Только с ним нам предстоит сегодняшнее путешествие по сказке. Давайте сядем поближе друг к другу в кружок.

Включается музыка. Психолог передаёт клубочек по кругу. Дети закрывают глаза. Каждый ребенок задерживает его в своих руках, прислушивается к себе и передаёт следующему.

Вот мы и перенеслись в сказку

– Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в одном сказочном лесу. Её мне рассказал маленький ёжик, а ещё он просил рассказать эту историю вам. Итак – начинаем!

Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но нашему ёжику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как.

Сказка «Маленький ёжик»

Брёл ёжик по лесу. Видит – пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:

Спасибо, мама!

Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:

– Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!

А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:

– Кто тебя обидел?

– Никто не обидел, – отвечает Ёжик.

– А почему тогда у тебя слезинки на глазах?

– Потому, что вы Зайчонка…погладили…лапкой.

– Разве тебя мама не гладит?

– Не гладит. Никто меня не гладит.

Я бы тебя, малыш, погладила, если бы…если бы ты не был таким колючим, – пожалела ёжика Зайчиха.

– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапу уколоть.

– А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ёжик.

– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно!

– Возможно! – крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик. Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:

– Теперь я…совсем…не колючий. Правда?

Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.

– Молодец! – сказала она. – Ах, какой находчивый Ёжик растет!

 

– Ребята, когда Ёжик рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. А чтобы Ёжик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный лес. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали Ёжика. А вопросы такие:

Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.

Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.

Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.

Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие “иголки”, которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если “иголки” появляются часто и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко.

Когда ты приходишь в свою группу, ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.

 

Спасибо, ребята, за ответы.

 

А теперь ребята все ваши рисунки мы положим в конверт и отправим по почте Ёжику в его сказочный лес. Если кому-то из вас хочется написать или нарисовать свою историю, похожую на историю Ежика, вы можете это сделать после уроков или дома и принести свои письма мне, а я их отправлю в сказочный лес.

 

 

Есть у нашего Ежика друг один любимый, который всюду сопровождает нашего героя – Ветерок.

Упражнение: «Ветер дует на…»

Со словами «Ветер дует на..» ведущий начинает игру. Чтобы дети побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, кто любит животных», «кто часто грустит», «у кого нет друзей». В игре ведущий меняется, давая возможность поспрашивать детей каждому.

Вот и вас коснулся ветерок, поиграл с вами.

Ребята, ветерок так дул, что Ежик наш даже немного замерз. А как сделаться ему легче, он не знает. Скажите ребята, как мы сможем помочь нашему Ежику? Вот, например, Фея очень любит вязать носочки для своих лесных жителей, чтобы их лапки всегда оставались в тепле, а что можем сделать мы с вами?

Отмечаются ответы детей, и предлагается, например, связать варежки для Ежика.

Упражнение: «Варежки»

Для игры нужны вырезанные из бумаги варежки, количество пар равных количеству пар детей. Психолог раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по комнате. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Совсем другое дело, посмотрите, Ежик согрелся. (показывают картинку ежа или игрушку) Теперь он может внимательно рассмотреть, что же получилось у вас, ребята. У кого же варежка получилась самой красивой и аккуратно связанной. Победители награждаются аплодисментами.

Сегодняшний день Ежик не забудет, ведь он приобрёл столько друзей.

А что или кого приобрели сегодня вы?

Как вы будете это использовать?

Перед детьми раскладываются пиктограммы. Необходимо выбрать ту пиктограмму, которая отражает данное состояние.

Все данные заносятся в бланк каждого ребенка.

Есть приятное чувство усталости. Но, к сожалению, силы волшебные начинают слабеть и надо поскорее возвращаться назад.

Ребята, давайте сядем в кружок, передадим волшебный клубок по кругу и поблагодарим его за сегодняшнее путешествие.

 

Занятие 3

Тема: «Дядюшка Ух».

Цель: Развивать чувство общности в группе, коммуникативные навыки

Задачи:

-развивать воображение, творческие способности, речь.

-развивать саморегуляцию, умение снимать эмоциональное напряжение

Оборудование: одеяла, стулья на каждого ребенка, листы бумаги и карандаши, воздушные шарики в виде сердечек.

Ход занятия:

Дети встают в круг, зажигается свеча. Психолог предлагает поздороваться друг с другом, передавая по кругу свечу. Звучит загадочная музыка. Ребята посмотрите на свечу: какое красивое пламя. Когда вы будете передавать свечу, друг другу, то почувствуете тепло, исходящее от неё. Возьмите себе немного тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя ему в лицо, скажите: «Свое (имя), я рад (а) тебя видеть!».

Вхождение в сказку

Ребята, вы слышите эти звуки? Сказка зовет, сказка вас ждет. Но войти в Сказочную страну может только тот, кто умеет слышать то, что происходит него. И только тот, кто умеет ходить осторожно, не нарушая покоя в Сказочной стране. Сказочная страна полна неожиданностей.

А для того, чтобы попасть в сказку, нам необходимо пройти через «волшебный туннель». Да, там темно, но кто не боится и преодолеет свой страх, того ждут удивительные приключения вместе с героями Сказочной страны (туннель заранее построен из стульев, сверху накрытые одеялом или плотной тканью).

Вот мы и в сказке, вас встречает наша добрая Фея. Она вас предлагает сесть на коврике поудобнее, в расслабленной позе. Наполнимся волшебной энергией света. Сегодня мы совершим маленькое путешествие в лес. Представьте себе, что вы идете по лесной тропинке, прекрасный летний день, вокруг лес. Светит солнышко, и вы ощущаете, как оно вас греет, какое оно теплое и ласковое. Дует нежный ветерок, который вас освежает. Солнце светит сквозь листву деревьев. В воздухе стоит удивительный лесной аромат. Тропинка выводит вас к избушке. А в избушке этой живёт не то большой, не то маленький дядюшка. А имя у него интересное – Ух. Доброты в нем было много. Потому что сердце доброе и разум чистый.

Упражнение: «Я могу»

Детям предлагается обвести свою ладошку на листе бумаги, оживив ее, дорисовав пальчикам личики, а в середине ладошки написать «я». Ребята по очереди говорят что-то хорошее о себе: что они могут, что у них хорошо получается. «Я могу» - ребенок показывает попеременно на все пять нарисованных пальчиков, произносит не менее 5 фраз

И с этими мыслями он уснул. А проснулся от того, что дым вокруг. Дядюшка Ух вскочил, а там ужасная картина творилась. Горел лес. Выбежав из дома он помчался прямо на огонь. А там звери мечутся, не знают куда деваться. Глаза все повытаращили и стоят в оцепенении. Видит Дядюшка Ух как белочка прыгает с ветки на ветку не может своих бельчат найти, бросился он их искать. В самый огонь полез и н соседней елке одного за другим бельчат достал. Обхватил всех и к маме белке отправился. Когда белка увидела бельчат, ё сердце затрепетало.

Но, вдруг обгоревшая ветка начала заваливаться и упала, придавив самое любимое место - ухо Дядюшки Ух. Белка посадив своих бельчат в безопасное место, кинулась спасать Дядюшку ух. Она аккуратно достала придавленное ушко и поцеловала его. Дядюшка Ух засмущался. Ведь раньше не приходилось ему быть спасенным. А здесь такая очаровательная белочка поцеловала его в самое любимое ушко.

- Большое спасибо тебе, милое создание: - вымолвил Дядюшка Ух.

- Это тебе спасибо, как тебя зовут?: -спросила белочка

- Дядюшка Ух!

- Я очень бы хотела с тобой дружить – сказала Белочка

Дядюшка Ух так обрадовался, ведь у него не было таких очаровательных друзей.

С тех пор, частенько можно увидеть, как маленькие бельчата несут лукошко с орешками для Дядюшки Ух. А Дядюшка, тем самым заботиться о своих новых друзьях. И по-прежнему творит добро для всех

Вот так и закончилась наша сказка?

Ребята, скажите, какой в нашей сказке был главный герой?

Почему он был добрый? Правильно у него доброе сердце, которое дает ему возможность совершать добрые поступки.

Я хочу пожелать вам, чтобы ваши сердечки были так же добры, и вы друг к другу относились с уважением и терпением.

Сегодня я вам приготовила небольшой подарок, вот такие красивые сердечки, пусть оно напоминает вам о нашем занятии (детям предлагается воздушный шарик в виде сердца).

Дети выбирают пиктограммы в соответствии эмоционального состояния.

А нам пора возвращаться в детский сад, значит надо покидать сказочную страну. Пройдем через туннель и окажемся снова в группе

 

Занятие 4

Тема: «Паутинка радости»

Цель: снижать уровень тревожности, преодолевать нерешительность, стеснительность.

Задачи:

-развивать коммуникативные способности;

-формировать доброжелательное отношение друг к другу;

-снижение психоэмоционального напряжения;

-развитие воображения, речи, мелкой моторики рук;

-повышать уверенность в себе через создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

Оборудование: воротца с колокольчиками, кукла-марионетка, колокольчик, магический шар, пиктограммы разных эмоциональных состояний, листы бумаги, карандаши, клубок ниток, музыкальное сопровождение

Ход занятия:

Привествие

Дети встают в круг, зажигается свеча. Психолог предлагает поздороваться друг с другом, передавая по кругу свечу. Звучит загадочная музыка. Ребята посмотрите на свечу: какое красивое пламя. Когда вы будете передавать свечу, друг другу, то почувствуете тепло, исходящее от неё. Возьмите себе немного тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя ему в лицо, скажите: «Свое (имя), я рад (а) тебя видеть!».

 

Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы сегодня пришли ко мне. Я рада вас видеть. Вы хотите попасть в Сказочную страну.

Ребята, вы слышите эти звуки? Сказка зовет, сказка вас ждет. Там все может меняться, в этой стране можно позволить себе превратиться в любой предмет, любого героя. Ну что ж, если готовы, тогда в путь.

Вхождение в сказку

 

Детям предлагается пройти через волшебные ворота, проходя, дети касаются колокольчиков, которые издают приятный звук. Звенит колокольчик, появляется Фея.

- Здравствуйте ребята, вы уже на пороге сказки. Я сейчас прикоснусь каждого волшебной палочкой. и перенесу вас в Сказочную страну. Фея касается каждого ребенка палочкой.

Присаживайтесь на ковер, я вам поведаю одну из моих любимых сказок.

Сказка «Ловкая лапка»

Жил в лесу в маленьком домике паучок Ловкая Лапка. Он уже был большим и потому скоро должен был пойти в школу. А пока он ходил в детский сад. Еще в детский сад ходили другие ребята-зверята. Настал день, когда всем зверятам нужно было готовиться к утреннику. Они хотели, чтобы их выступление было лучше всех, и они долго репитировали. Все ребята зверята обожали кататься на роликах, и поэтому они решили показать всем, как здорово они умеют это делать. Они выучили специальный танец и решили показать его на утренники.

А наш друг Ловкая Лапка, у которого было пять правых ножек и пять правых ножек, плохо катался на роликах, потому что его ножки-ручки всегда заплетались, спотыкались и путались. Но ловкая Лапка боялся, стеснялся сказать остальным ребятам-зверятам об этом. И вот, наконец настал день праздника. Ловкая Лапка очень волновался. Тут зазвучала музыка, ребята-зверята выезжают на сцену, а у паучка ручки-ножки растянулись во все стороны, ребята-зверята начали спотыкаться и падать. В зале все засмеялись и начали громко хлопать, так как думали, что все было так и задумано, как у клоунов в цирке. Но Ловкая Лапка сгорал от стыда, и остальные ребята были очень расстроены таким выступлением. Бедный паучок думал, что он самый плохой и ни на что не годиться.

Этюд «Расстроенный паучок»

Дети изображают расстроенного паучка. Сжимают сначала руки, потом ноги, потом всё тело. Затем расслабляют его.

А что же произошло дальше с нашим Паучком? Мы продолжим путешествие, а для этого надо нам пройти по дорожке. Она непростая. В сказке может все быстро меняться.

Давайте выполним упражнение «Меняющая дорожка»(музыкальное сопровождение).

Сейчас мы с вами идем по очень мягкой травке, теперь ступаем на дорожку, где песочек, теплый песочек, и он становится все горячее. Ой! Он просто обжигает ноги…Но вот ручеек, мы войдем в него, волна накатила на песочек, и мы теперь идем по теплой воде…И снова по песочку, он теплый и уже не обжигает ноги…Мы вышли на лесную тропинку, идем и пришли в Волшебный лес. Обернитесь как здесь красиво. Давайте присядем и послушаем пение птиц, шелест листвы. Закройте глазки побудьте здесь…

Теперь мы открываем глазки. Вы чувствуете себя отдохнувшими и веселыми.

А Ловкая Лапка очень старался, занимался, учил много стихотворений, читал и учился писать. Но при этом был очень грустным. А когда было совсем грустно, он плел серые паутинки и развешивал их по углам. А тут еще скоро Новый год придет. Как же хотелось Паучку сделать подарок для своих друзей. Но что он может сделать, ведь он ничего не умеет.

Ребята поможем Паучку. Тогда нам нужна волшебная сила. Вот «магический шар», он придаст нам силы.

Дети прикасаются к «магическому шару». Почувствуйте как вы наполняетесь волшебной силой.

Ну что ж есть силы, значит можно помогать Паучку. Он совсем растерялся и не знает что ему делать.

Занятие 5

Приветствие

 

Дети встают в круг, зажигается свеча. Психолог предлагает поздороваться друг с другом, передавая по кругу свечу. Звучит загадочная музыка. Ребята посмотрите на свечу: какое красивое пламя. Когда вы будете передавать свечу, друг другу, то почувствуете тепло, исходящее от неё. Возьмите себе немного тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя ему в лицо, скажите: «Свое (имя), я рад (а) тебя видеть!».

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу справа в глаза и молча дружелюбно улыбаются друг другу.

Игра «Лохматый пес»

Выбирают «пса», который сидит в стороне. Дети медленно идут к нему. Психолог читает:

Вот сидит лохматый пес,

В лапки свои, уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что же будет?!

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает и ловит детей. Игра повторяется 2-3раза.

Вхождение в сказку

Психолог: «Сегодня Фея снова приглашает нас в сказочную страну и хочет рассказать сказку. Закройте глаза и ждите прикосновения Феи. Тот, до кого она дотронется волшебным перышком, сразу же садится на стульчик и ждет начала сказки» (Звучит тихая музыка и фея мягко прикасается к каждому ребенку).

Упражнение «Аэробус»

Психолог: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать». Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля… Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится на ковер».

Когда Аэробус «летит» можно комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Можно попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет.

Упражнение «Башня дружбы»

Дети ставят свои кулачки «столбиком», затем громко кричат: «Всем-всем до свиданья», и убирают кулачки.

Занятие 6

Приветствие

Дети встают в круг, зажигается свеча. Психолог предлагает поздороваться друг с другом, передавая по кругу свечу. Звучит загадочная музыка. Ребята посмотрите на свечу: какое красивое пламя. Когда вы будете передавать свечу, друг другу, то почувствуете тепло, исходящее от неё. Возьмите себе немного тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя ему в лицо, скажите: «Свое (имя), я рад (а) тебя видеть!».

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу справа в глаза и молча дружелюбно улыбаются друг другу.

Психолог. Вспомним о том, что мы узнали и чему научились на прошлом занятии.

Сказка

Психолог. У каждого дома есть свой хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если в доме плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Также и с чувствами. Один человек может быть хорошим хозяином своих чувств, управлять ими, распоряжаться ими. Другой человек может не быть хозяином своих чувств. Тогда, наоборот, чувства будут управлять, распоряжаться этим человеком и доставлять ему много хлопот.

 

Послушайте сказку.

«В одной семье жило три сына: двое умных, а третий дурак. Двое ходили на службу, начальство ими было довольно, награды давало. И денег они подкопить сумели, так что собирались вскоре жениться и невест присматривали. А третий, как мы уже говорили, Иван был дурак дураком, битым по стольку раз на день бывал, что и не сосчитаешь. То всей округе расскажет, на каких девушек братья глаз положили. «Да ведь людям интересно, спрашивают»,— оправдывается он потом. То в драку влезет. Как услышит, кто резкое слово скажет, так скорее кулаком учить его начинает. «Чтобы неповадно было», — оправдывается потом Иван. То по хозяйству урон нанесет. Как попросят его братья помочь чем-нибудь: лошадь запрячь или же такую малость, как яйцо от курицы принести, так Иван и рад помочь, мигом с места срывается, да либо что-нибудь второпях не так сделает, либо разобьет, либо сам упадет — лечи его потом. «Так я же скорее хотел сделать», — оправдывается он потом.

И вот надоело Ивану битым быть и пошел он в лес куда глаза глядят. Шел он шел и устал, сел на пенек и ногами болтает. Глядь, откуда ни возьмись старушенка с гриб величиной, а глаза у ней большие и добрые. «Знаю, знаю про беду твою, — говорит ему старушонка, — не можешь сдержать ты ни радость, ни гнев, ни усердие, нет у тебя крепких запоров, чтобы чувства твои из тебя не выскакивали, когда это ненадобно». «Правильно ты говоришь, бабушка, — отвечает Иван, — радость тут же на язык скачет, а гнев кулаки чесать начинает да так, что невтерпеж становится». «Помогу я тебе, — молвит старушонка, — слушай внимательно. Дам я тебе три совета:

— Перво-наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на Мать-Сыру Землю. Встань и пяткой, и всеми пальцами, чтобы Земля силу дала.

— Второй, когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и, пока что-нибудь маленькое не найдешь — муравья, комара, муху ли какую или цветочек махонький, чувство наружу не выпускай.

— А третий — это вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихонечко выдохни, чтобы ты сам своего выдоха не услышал.

И когда три мои совета выполнишь, то сразу поймешь — надо ли сейчас смеяться или плакать, кулаками махать или спокойный разговор повести». Так сказала старушонка и исчезла.

Огорчился Иван, не все он понял, хотел еще спросить-пораспросить, но потом встал на ноги крепко, рассмотрел божью коровку, которая на т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.210 (0.013 с.)