Тема 1. Конституционное (государственное) право как основная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Конституционное (государственное) право как основная



отрасль национального права, как наука и учебная дисциплина

(семинарское занятие – 2 ч.)

1. Понятие, предмет и методы отрасли конституционного (государственного) права зарубежных стран.

2. Конституционно-правовые отношения.

3. Конституционно-правовые нормы, их виды и особенности.

4. Система конституционного (государственного) права зарубежных стран.

5. Источники конституционного (государственного) права зарубежных стран.

6. Место конституционного (государственного) права в национальных правовых системах.

7. Конституционное право как наука: понятие, предмет, методы, источники науки конституционного (государственного) права.

Литература основная: [1-16]; дополнительная: [17, 70, 92-94].

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие значения имеет термин «конституционное (государственное) право»?

2. Чем конституционное право отличается по своему предмету и методу от других отраслей права?

3. Как строится система конституционного права?

4. Каковы характер и особенности конституционно-правовых отношений?

5. В чем специфика источников конституционного права?

6. Чем обусловлена и в чем проявляется ведущая роль конституционного права в правовой системе?

7. Каковы основные тенденции в развитии конституционного права и в чем они проявляются?

8. Чем занимается наука конституционного права?

9. Что представляет собой учебная дисциплина «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»? Чем она отличается от науки?

 

Тема 2. Конституция – основной закон национального права

(семинарское занятие – 2 ч.)

1. Понятие, сущность и значение конституции в современном обществе.

2. Юридические свойства конституций.

3. Разработка, принятие и изменение конституций.

4. Форма, структура и классификация современных конституций.

5. Формирование и основные этапы конституционализма в зарубежных странах.

6. Конституционный контроль в зарубежных странах.

Литература основная: [1-16]; дополнительная: [24, 31, 110, 128, 140, 157, 178].

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое конституция с юридической и социально-политической точек зрения?

2. Почему конституция является юридической базой текущего законодатель-

ства и актом высшей юридической силы?

3. Какие признаки положены в основу классификации конституций?

4. Сравните юридическое оформление переходных положений в конституциях зарубежных европейских государств и в действующей Конституции России.

5. Чем органы политического конституционного контроля отличаются от органов судебного такого контроля?

6. Как сочетается в конституции влияние общесоциальной и национальной культуры?

7. Каким образом конституция влияет на развитие материальной культуры общества, от каких факторов зависит это влияние?

8. Как выглядит поведенческий аспект реализации конституции?

 

Тема 3. Конституционные основы экономической, политической,

Социальной и духовной жизни общества в зарубежных странах

(семинарское занятие – 2 ч.)

1. Понятие и сущность гражданского общества, его основные черты и признаки.

2. Гражданское общество и государство: взаимоотношения при различных типах государственных режимов.

3. Институты гражданского общества.

4. Конституционные основы экономических отношений.

5. Конституционные основы социальных отношений.

6. Конституционные основы политических отношений.

7. Конституционные основы духовно-культурных отношений.

Литература основная: [1-16]; дополнительная: [54, 61, 80, 82, 95, 108, 145, 189].

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое общественный строй, и каким образом его основы регулируются конституциями?

2. Что представляет собой конституционно-правовой институт экономической системы?

3. В чем различие между публичной и частной собственностью? В каких формах выступают оба типа собственности? Может ли орган публичной власти быть частным собственником? А должностное лицо?

4. В чем заключается социальная функция собственности?

5. Как современные конституции регулируют отношения между трудом и капиталом?

6. Какими конституционно-правовыми институтами регулируются национальные отношения?

7. Каковы современные тенденции в конституционно-правовом регулировании семейных отношений?

8. Как отражаются в современном конституционном праве проблемы экологии?

9. Сравните конституционные принципы государственной политики в социальной области западноевропейских и социалистических государств.

10. Каково современное конституционно-правовое регулирование общественных отношений в области образования, науки и культуры?

11. Как в конституциях регулируются проблемы религии? Каково соотношение понятий религии, вероисповедания, религиозной общины и церкви в современном конституционном праве?

12. Сравните конституционно-правовое регулирование политических систем в демократических и социалистических странах.

13. Какими конституционно-правовыми институтами регулируется политический процесс? Какие виды политического процесса приобрели характер юридического процесса? Из каких стадий он складывается в каждом случае?

14. Как отражается на конституционно-правовом регулировании общественных отношений политическая и правовая культура общества?

15. Посмотрите тексты конституций зарубежных стран и попробуйте на их основании определить характер политического режима в соответствующих странах. В каких конституционных институтах он получил отражение? Приведите примеры изменения конституций, обусловленного изменением политического режима. Используйте знания, полученные при изучении курса всеобщей истории государства и права.

 

Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина

в зарубежных странах (семинарское занятие – 2 ч.)

1. Понятие и принципы правового положения человека и гражданина.

2. Структура правового положения человека и гражданина в зарубежных странах.

3. Классификация и общая характеристика основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в зарубежных странах.

4. Гражданство (подданство) как институт конституционного права зарубежных стран.

5. Современные проблемы охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Литература основная: [1-16]; дополнительная: [22, 30, 36, 38, 51, 112, 115, 119, 138, 193].

Вопросы для самоконтроля

1. Чем различаются права и свободы, права человека и права гражданина?

2. В чем различие позитивного и негативного формулирования прав и свобод, в чем смысл этого различия?

3. Как классифицируются права, свободы и обязанности?

4. Каковы конституционные гарантии равноправия?

5. Для чего нужны конституционные ограничения прав и свобод?

6. Что представляют собой конституционные гарантии прав и свобод?

7. Каково значение гражданства для прав и свобод? Что значит право на гражданство?

8. Что такое филиация, натурализация, экспатриация, экстрадиция?

9. Что такое право на жизнь и физическую целостность? Как вы относитесь к смертной казни и праву на аборт?

10. Какие вам известны права и свободы, связанные с информацией?

11. Каковы проявления и гарантии личной свободы в конституционном праве?

12. Как соотносятся между собой права собственников и права трудящихся?

13. В чем различие конституционного регулирования права на образование в демократических и социалистических странах?

14. Сравните перечень конституционных прав, свобод и обязанностей, записанных в Конституции Российской Федерации и какой-либо конституции зарубежной демократической страны, сравните формулировки отдельных прав, свобод и обязанностей в этих конституциях и дайте собственный комментарий.

 

Тема 5. Формы современных зарубежных стран (семинарское зан-е – 2 ч.)

1. Понятие и многообразие форм государства.

2. Понятие и классификация форм правления современных зарубежных государств.

3. Понятие, виды и признаки политических режимов современных зарубежных стран.

4. Понятие и формы государственного устройства зарубежных стран.

5. Конституционно-правовой статус административно-территориальных единиц.

6. Субъекты федерации, конституционное определение их статуса.

Литература основная: [1-16]; дополнительная: [70, 147, 154, 162, 171, 175, 187, 188, 195].

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое форма правления? Можно ли, определив форму правления, получить целостное представление об организации публичной власти в стране?

2. Чем различаются монархия и республика? В чем отличие выборной монархии от республики с пожизненным президентом?

3. Какие государственные режимы вы знаете? Как они соотносятся с формами правления?

4. В чем различие между парламентарными и дуалистическими формами правления?

5. Чем отличается советская республика от парламентарной? В чем суть партократического государственного режима?

7. Проанализируйте текст любой конституции зарубежного государства и определите форму правления. Подтвердите ваше суждение положениями этой конституции.

8. Можно ли на основе текста конституции определить государственный режим соответствующей страны? Попытайтесь это сделать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.014 с.)