Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый менеджмент как система и механизм управления финансами. Объекты и субъекты финансового менеджмента.

Поиск

Финансовый менеджмент как система и механизм управления финансами. Объекты и субъекты финансового менеджмента.

В рын.усл. фин потоки явл-ся осн объектом упр на предприятии,т.к от этого зависят,как производительные ре-ты так и фин-ые. ФМ тесно связан с такими категориями,как фин.ден,фонды ден ср-в,фин.рес,фин отнош. ФМ можно опр-ть,как управл.фин рес и д-ть хоз-го субъекта напр-ое на достиж стратег-х и текущ целей. ФМ предст-ся как наука,как сист.управл.фин-ми хоз.субъекта,как вид предприн-й д-ти. ФМ как научн дисципл,предст-т собой сист теоретич знаний,конц,моделей и разраб на их осн приёмов,инстр исп-х при принятии упр-х реш.Сущность ФМ проявл-ся в его функц.т.к ФМ явл-ся частью банк-го мен-та,то он имеет общие и спец ф-иию

ФМ можно рассм-ть как сист состоящию из управляющ подсист и управляем:

А)управляющая(субъекты управл)

-совет дир-в,кредитн комитет,казначейство,спец кред структ

Б)управляемая(объект управл)

-ден.ср-ва,фин-ые отнош(кот-ые возник между различн контрагент)

В рамках фин.упр-ия должны обеспеч-ся след-е виды уст-ти:финансовая,организационная,функциональная,коммерческая.

ФМ -упр-ие финн-ми ресурсами,финн-ой деят-тью хоз.субъекта, напр на реал-ию его страт-их и тек. целей, конечной целью явл получ прибыли. ФМ направлен на увелич финн-ых ресуросв инв-ий и наращи V капитала. ФБМ -сис-ма отнош возник в КО по поводу привлеч и исп финн-ых ресурсов. ФБМ -упр-ие движ ден потока его формир-ия и размещ в соот с целями и задачами конкр КО. Можно рассматр как научн дисциплин, вид пред-ой деят-ти и сис-му упр-ия финн-ми. Как научн дисципл – сис-ма теорет знаний, концепций, моделей разраб на основе прикладных методов приемов и инстр-ов примен в процессе принятия упр-их реш. Функции ФБМ: 1.стр-ое план-ие – опр перспективы финн-ых задач и разраб программ направл на вып этих задач. 2.моделирование – исп сов-ти методов технол и инстр-ов для подготовки инф-ии способной убедить рук-во в эф-ти предл проектов. 3.оперативное план-ие – опр рациональных способов реш тек задач с учетом необх достиж перспект финн-ых целей КО. 4.мониторинг – сбор инф-ии о сост объекта упр-ия и окр.среды. 5.диагностика – оценка соотв тек.знач праметров хар-к состояния объекта планового пок-ля на данный момент врмеени. Ф-ии объекта: орг-ия ден оброта, снабж осн фондовами, орг-ия финн-ой работы, снабж финн-ми и ср-ми. Ф-ии субъекта: общий вид деят-ти,выраж направл осущ воздействия на людей в процессе финн-ой работы; орг-ия, прогноз-ие, план-ие,мотив-ия,контроль. Объект – ден ср-ва наход в распоряж КО, сис-ма их фор-ия и исп. Субъекты – высшее рук-во, аппарат упр-ия персонал, кот посредством разл форм упр-ого воздействия осущ целенаправл упр-ие объектом. Цель ФБМ – опр рацион требов и метод основ постороения опт орг-ых стр-р и режимов работы ф-ых тех-их сис-м, обеспеч план-ие и реал-ию фин-ых оп-ий и поддерж устойчивости при сохран стабильсности. Задачи: 1.обеспеч фор-ия досточного V финн-ых рес в соот с потре-ми КО, 2.обеспеч эф-ого исп финн-ых рес в разрезе осн напр-ий деят-ти, 3.орг-ия ДО и расчетной пол-ки, 4.максим тек приб, 5.обеспеч пост финн-ого равновес КО в процессе его развития.

 

Характеристика базовых концепций финансового менеджмента.

В практич.деят-ти ФМ исп-т след.конц: 1)Концепция денежного потока предполагает - идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без); - оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока; - выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; - оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета 2) Временная ценность денег. По экономическому содержанию эта концепция характеризует деловую активность предприятия – возможное приращение капитала.– неравноценность денежных ресурсов во времени, обусловлена:инфляцией;риском не получения ожидаемой прибыли;оборачиваемость. 3)Концепция риска и доходности. Эта концепция состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем чем выше требуемая или ожидаемая доходность, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности .4)Портфельная теор. в соотв сданной теор совокупный рост отд-х Аможет быть снижен за счёт объединения А в портфели 5)Т.агентских отношений. Интересы владельцев компании и ее управленцев могут не совпадать, особенно это связано с анализом и принятием альтернативных решений. Чтобы ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы несут агентские издержки. 6)Т.Эффективности рынка – отражает на сколько быстро информация отражается на ценах и степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации всем участникам рынка. 7)Т.стр-ры капит. Эта концепция используется при проведении оценки вариантов возможного вложения капитала, использования производственных мощностей, выбора вариантов политики кредитования покупателей и др.

 

Внешняя среда финансового менеджмента банка.

КО как субъект рынка в процессе план-ия и осущ своей деят-ти не может искл.влияние: внутренней среды, микросреды, макросреды. Внутренняя среда: не есть часть окружения,но элемент кот постоянно взаимодей с др.составляющими, подвергается их влиянию, и вкл. в себя тот потенциал кот КО распол в своей деят-ти. Составляющие вкл. в себя: орг-ая (внутренняя нормат база КО, иерархия подчинения), фин-ая (стр-ра финн-ых потоков, ресурсная база); кадровая (орг-ия труда, стимул-ие,стр-ра отнош внутри коллектива), прои-ая (прои-ая и хоз-ая стр-ра). Микросреда - непосредственное окруж, обл-ть прямого постоянного контакта, внутренней среды КО. Вкл в себя: потребит БП, конкуренты, партнеры, рынок труда. Стр-ра взаимоотнош этих субъектов наход под влиянием географ, демограф и соц факторов непосредственно опр наличие или отсутст у КО доп воз-тей развития. Макросреда – формирует общие условия функ-ия КО и ее взаимод с внешней средой. Ее составляющ предст из себя факторы, не оказ конкретного влияния на деят-ть КО но опр ее позиционир на рынке, продуктовую напр-ть и пр.воз-ти ведения бизнеса. Вкл в себя: пол-ую, общеэкон-ую, нормат правовоую базу, соц, тех-ую.

Внешняя среда определяет условия формированиякак банковской системы в целом, так и отдельных КО. Внешняя среда может рассматриваться на различных уровнях:

-мегаэкономика

-макроэкономика

-мезоэкономика

Внешнее окружение:

-экономические факторы

-социальные факторы

-состояние законодательной базы

-технологические факторы

Банковская система развивается в соответствии со стратегическими планами реализуется стратегия развития банковского сектора.

Цели, задачи, функции и механизм финансового банковского менеджмента.

Осн. целью банк.мен-та явл-ся максимиз ст-ти б.

Исходя из этой цели вытек-т задачи:обеспеч.приб-ти КО,обеспечение ликвидн.КО,оптимизация рисков.(противоречие есть на Ур.прибыльн и ликвидн.больше приб вклад в более высокориск А)

Фин мех-мы состоят из отд-х элем: финн мет(планиров,прогнозир,инвестир,кредитов),фин.рычаги(прибыль,дох,%ст,вкл),правовое обеспеч(зак,указы презид,постан-ия правит,нпа ЦБ,приказы и письма Министерств,ведомость,устав),нормативнобеспеч(инстрии,нормативы,нормы,методич указ,др норм док),информац обеспеч(инф-ия разн вида и рода).

Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента. Требования к качеству финансовой отчетности. Основные показатели отчетности, используемые в финансовом менеджменте.

Фин отч-ть – это сов-ть форм отч-ти на основе данных фин отч за опред отч период в удобной и понятной форме для принятия пользователями деловых решений.

Принципы фин отч-ти:

1.Треб к кач финн отч:понятность,сопоставимость,уместность,достоверность,своевременность,значи ость,ценность для ан,правдивость,преоблад сод-ие над формой,возможность проверки,нейтральность

2.Элем.фин отч:А,П,ДОХ,РАСХ,ПРИБ,УБЫТ

Принц включ данн в отч-ть:принц уч инф-ии,включ в отч(двойная запись,эк.ед,переодичность,ден.оц,метод начисл,соотнош),ограничительные принципы(соотнош затрат выгод,осторожность,конфедециальность

 

11. Показатели экономического анализа, используемые в финансовом менеджменте для подготовки управленческих решений.

КО исп-т широкий набор показ-й для принятия упр-х реш.Часть показ-й явл-ся собств разраб КО,др.часть-определена функц гос рег-ия,в том числе БР

В любом случае пок-ли расчит и исп-ся на осн-ии методики КО

БР в своих норм-актах даёт перечень показ-й по кот-м оценивается деят-ть КО.

2005-у «Об оц эк полож б»предполагает базовые хар-ки по кот-м раасчит гр пок-й для оц деят-ти:капитал,активы,доходность,ликвидность,обязат.норм,качество управл,прозрачн стр-ры собств кап(CAMEL)

№110-и «Об обяз норм б»

Обяз норм:дост-ть собств ср-в,ликвидн ко,макс р-р риска на 1 заёмщ или гр связанных заёмщ,макс р-р крупн кред рисков,макс р-р кред и б- гарант,совок-ть велич риска по инсайдерам ко,использ собст ср-в ко для приобр акц др ю.л

1. Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска. В расчет норматива достаточности собственных средств (капитала) банка включаются:

- величина кредитного риска по активам, отраженным на балансовых счетах бухгалтерского учета (активы за вычетом созданных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, взвешенные по уровню риска);

- величина кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера;

- величина кредитного риска по срочным сделкам;

- величина рыночного риска.

2. Норматив мгновенной ликвидности банка Н2 регулирует риски потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования.

3. Норматив текущей ликвидности банка Н3 регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчёта норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов по счетам до востребования и на срок 30 календарных дней.

Минимально допустимое значение норматива (Н3) устанавливается в размере 50%, т.е. банк должен в состоянии покрыть 50% обязательств, которые возникнут в течение месяца за счёт ликвидных средств.

4. Норматив долгосрочной ликвидности банка Н4 регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней к капиталу банка и пассивам с оставшимся сроком погашения свыше 365 или 366 календарных дней.

5. Норматив общей ликвидности Н5 регулирует общий риск потери банком ликвидности и определяет минимальное отношение ликвидных активов к суммарным активам банка. Общая сумма всех активов по балансу банка уменьшается на сумму обязательных резервов банка.

Пок-ли могут группир по целям их исп-ия.

Структурные пок-ли(фин рычаг,деловая активн,стр-ра кап,А по степени ликвидн.)Цель их исп-ия:оц и поддерж оптим стр-ры баланса.

Пок-ли диверсифик- позв-т оц зависим КО от одного источн рес,от одного заёмщ.

Пок-ли фин уст-позв-т оц стр-ру прибыли с эт зр фин уст-ти.

 

Ресурсы ИТ.

Для рес обеспеч хар-ны 3 пробл:недостаток рес,избыток рес,несбалансир рес.Решая эту пробл след-т помнить что сами ИТ не явл целью,они явл ср-ми достиж др.целей.

ИТ рес:люди,инф,технология,система,инфраструктура,ден.ср-ва.

Люди-самое слабое звено,до 80% неудач в обл ИТ связано с пробл кадров.Одним из элд-в рес обеспеч явл-ся возм-ть исп-ия сторонних рес(аутсорсинг)

Методология ИТ

Отв-т на вопр,как наиболее эф-но и сбалансир исп-ть ИТ.Сущ-т методологии и станд на Ур стран одного гос-ва,на базе кот-х каждая КО разраб-т собств методологию исп-ия ИТ.

Базовые методол в РФ:ГОСТ,станд упр кач,междунар станд.

Качеств метод позв-т обеспечив гарант достиж рез-в,полож маркет и рыночн эф упр,повыш кач-во упри т. д

Экономика ИТ

Направл на обеспеч реализ-ии эк-х проц в обл ИТ и прежде всего связана с оптимиз изд-к и оказанию помощи рук-ву КО принят реш в обл ИТ.

В обл эк-ки ИТ выд-т след осн асп:управл инвест в ИТ, бюдж.планир,распред.изд-к по подразд,сравнит ан изд-к,структ ан,управл ценностью ИТ.

Эк ИТ позв-т реалих след «+» в упр:оптимизировать затраты,повысить эф-ть и контроль,обеспеч сбалансир разв,достичь конкур преим-в

 

13. Сущность, принципы и функции планирования деятельности банка. Виды планов, содержание и последовательность их разработки.

Т.упр отличает знач-ть планир и указывает,что планир начин-ся с цели упр и планир опр-т методол и технол всех ост-х проц мен-та.

Сущн планир выр-ся в функц:

-опр-ие генер-х направл и приорит перспект разв б.Определ тактич целей и задач

-разраб мер по разв БП,кот-е польз спросом и планов по их внедрен в практ КО

-соглосов конкр оп-х планов со стратегич целями и задачами с фин планом КО

-опред путей достиж оптим-х фин рез-в при огранич совок-го риска б

-опр-ие принц-х усл в рамках кот-х будут опр-ся текущ реш

-стуктурир ф-ии планир персонала

-контроль за вып-м плановых показ-й

Планир можно рассматрив:

-в шир см- это проц принят и орг-ии вып-ия упр.реш связ-х с будущ КО на осн их систем-й подгот

- в узк см- это проц по систем-й подгот реш связ-х с будущ КО

Принципы планирования:

1.Гибкость и индикативность 2.альтернативность планирования 3. Обяз.контр за выполнением плановых показ-й 4.Принцип публичн 5.Принц оптимальности 6.Интегрир подх,предпол-т проведение анализа и прогнозирования всей сист пок-й д-ти КО.,на единой информ и методологич платф.Интегрир подх базир-ся на сист и ситуац подх.

Сист подх предпол-т рассмотр КО как единой сист. Ситуац подх предпол что должны быть выделены ключевые факт,кот-е могут оказ-ть возд-ие на сост КО и с уч этих факт предпол-ся подгот альтерн сценар разв.

Виды планмров:

1. планирован страт б предпол-е опр-е миссии б его цели зад приорит разв

2.маркет планир нацелено на разраб бп польз-ся спроом на р.

3.Бизнес плнир оно должно опр-ть конкретн пути реш стратег целей и зад

4.операт планир опр-т переч и сроки реализ конкр-х меропр кот-ые обепеч вып-ие бизн-пл

5.фин планир,цель:оц фин рез-в и построение прогнозного баланса

6.Смета расх и исп-ие приб б

7.бюдж планир,опр-т осн-ые направл,планов фин показ деят-ти отд-х стр-х подразд или бизнес-направл

8.планир текущ д-ти-это подгот и соглас тек-хреш о провед конкр- оп КО

9.Структуриров орг-ии и планир перс

Все виды планир тесно взаимосв между собой,в частности обеспеч единая инф.база для сост-я плана,единая методол ан,един реглам планир д-ти б

Регламент планир опр-т послед-ть разраб плана,врем-е отрезки планир отв-х за их составл.как правило проц планир предшеств СА

14. Стратегическое планирование. Цели и задачи стратегического планирования. Уровни процесса стратегического планирования. Этапы стратегического планирования.

Стратегическое планирование – процесс разработки альтернативных стратегий управления организацией, обеспечивающий достижение её целей, согласованных с требованиями рынка и внутренним потенциалом кредитной организации. Цель стратегического планирования – разработка, внедрение и развитие таких новых направлений банковской деятельности и банковских продуктов, которые обеспечивали бы рост доли завоёванного рынка, доходов банка и как следствие увеличение рыночной стоимости кредитной организации. Задача стратегического планирования состоит в обеспечении основы для бизнес-планирования.

Стратегические планы составляются на 3-5 лет В соответствие с международным подходом банк должен иметь три иерархических уровня или компонента формального процесса планирования:

1) Уровень банка в целом – разрабатывается стратегическое видение, по средствам которого в будущем будет осуществляться общее руководство и определяться направления деятельности банка, его организационная структура и распределение ресурсов. На этом уровне решения будут принимать Совет директоров, президент и высшее руководство банка или управления.

2) Уровень подразделений – рассматриваются оперативные стратегии, которые направлены на создание конкурентного преимущества, способного сохраниться длительное время. Разрабатывается отдельно для каждого подразделения банка. Решения принимаются управляющим, его заместителями или менеджерами отдела маркетинга.

3) Функционально-оперативный уровень – разрабатываются стратегии, которые консолидируют функциональные/операционные требования, предъявляемым к взаимосвязанным между собой подразделениям банка, создающих набор методик, инструкций и других документов, регламентирующих функциональные процессы.

Этапы процесса стратегического управления и планирования:

I этап – Стратегическая ориентация и миссия банка.. II этап – Миссия стратегических бизнес-единиц III этап – Формулирование стратегических целей деятельности и методов их IV этап – Разработка функциональных и операционных стратегий V этап – Первоначальное одобрение и расстановка авторитетов VI этап – Определение и оценка целевых программ VII этап – Функциональные требования и затраты VIII этап – Принятие долгосрочных программ IX этап – Определение плана осуществления мероприятий и разработка бюджета X этап – Определение функциональных обязанностей и издержек XI этап – Утверждение плана и бюджета

15. Аналитические методы стратегического планирования деятельности банка. Внешний и внутренний стратегический анализ. Виды банковских стратегий.

Внешний анализПри разработке стратегии банка возникает проблема. Необходимо оценить факторы, воздействующие со стороны внешней среды. Внешний анализ предусматривает определение общего состояния банковской отрасли в целом. Его целью является определение всесторонних экономических, политических, технологических и социальных факторов, оказывающих противоречивое влияние на банковскую индустрию.

Этап 1. Оценка воздействия внешних факторов Этап 2. Определение ключевых внешних факторов Этап 3. Оценка конкурентной позиции Этап 4. Анализ сегментации рынка

Внутренний анализ Если внешний анализ направлен на выявление и определение степени влияния факторов, которые действуют извне, внутренний анализ нацелен на оценку особенностей самого банка, являясь второй составной частью ситуационного анализа. Анализируется: Организационная структура: Финансовое положение: Продукты и услуги: Управление кадрами: В конечном итоге целью внутреннего анализа является определение банком сильных и слабых сторон своей деятельности.

Виды стратегий банка Экономия на издержках или лидерство в ценообразовании; Поставщик продуктов и услуг высокого качества или дифференциация; Концентрация на рыночной "нише "; Альтернативные стратегии: Ничего не делать; Отступить; Консолидировать операции; Полнее охватить рынок. Разрабатывать и внедрять новые продукты; Проникать на новые рынки; Диверсифицировать деятельность (расширение диапазона деятельности).

16. Структура бизнес-плана банка и порядок его формирования. Основные финансовые показатели в системе бизнес-планирования. Анализ бизнес-плана банка.

Бизнес-планирование – второй уровень в разработке планов деятельности кредитной организации. Оно осуществляется на основе Указаний БР от 05.07.2002 года №1176-У «О бизнес-плане кредитной организации».

Бизнес-план – документ на ближайший период времени (минимум 2 года), содержащий предположительную программу действий кредитной организации и ожидаемые результаты, позволяющие ЦБРФ оценить ее деятельность.

Структура бизнес-плана:

Общая информация о кредитной организации (наименование, информация о создании, местонахождение, уставный капитал, сведения об аудиторе и др.)

Перспективы развития бизнеса:

цели, задачи и рыночная политика кредитной организации. Рыночная политика создаёт описание спектра банковских операций и сделок; влияние правовых и экономических условий в стране и в регионах присутствия на деятельность кредитной организации; основные параметры активных и пассивных операций; ожидаемые финансовые результаты управление рисками; возможности развития клиентской базы; участие в банковских группах, холдингах и др.

Система управления кредитной организацией:

схема и развитие системы управления кредитной организации; система внутреннего контроля внутренние документы, регламентирующие осуществление банковских операций

Учредители кредитной организации и группы лиц (учредители единолично владеющие 5% акций или более), (лица, имеющие возможность прямо или косвенно оказывать влияние на принятие решений)

Обеспечение деятельности кредитной организации материально-техническое обеспечение; кадровая политика

17. Организация финансового планирования. Задачи и основные этапы финансового планирования. Финансовый план. Прогноз отчета прибылей и убытков. Прогнозный баланс.

Финансовое планирование – часть бизнес-планирования, а финансовый план завершает процесс разработки бизнес-плана. В составе финансового плана отражается: Доходы; Расходы; Валовая прибыль; Налоги; Чистая прибыль; Использование прибыли; Основа составления финансового плана – планирование прибыли. Методика планирования – сопоставление желаемой (необходимой для решения задач развития) прибыли с реальной, на которую может рассчитывать банк, имеющий определённый объём и структуру активных и пассивных операций. Для составления финансового плана используются показатели расчётного баланса, в котором приводятся прогнозируемые среднегодовые остатки активов и пассивов по текущему году, планируемые остатки на два последующих года и процентные ставки, прогнозируемые и планируемые на соответствующие отрезки. Построение расчётного баланса, финансового плана, планового баланса, прогноза отчёта о прибылях и убытках осуществляется с помощью различных моделей.

В бизнес-плане даны формы расчётного баланса, в который включаются активы и пассивы, превышающие 1% валюты баланса. В бизнес-плане указываются показатели, характеризующие влияние внешней среды на деятельность кредитной организации:

Ставка рефинансирования; Курс рубля к доллару США, рублей за 1 доллар; Инфляция за год, темп роста; Ставка налога на прибыль кредитной организации; Налоговые отчисления, относимые на себестоимость (с доходов кредитной организации); Нормативы обязательных резервов, депонируемые в Банке России; Средние процентные ставки по депозитам в Банке России; Кроме того, в расчётных таблицах определяется средняя доходность по размещенным и привлечённым средствам в процентах к годовым. Расчёты осуществляются на: текущий год; первый планируемый год; второй планируемый год.

На основании прогнозируемых и планируемых показателей финансового плана составляется плановый баланс, кроме него составляется план доходов, расходов и прибыли.

Основные показатели планового баланса:

1) Активы: касса и корреспондентские счета средства в банках ссуды юридическим лицам и населению государственные ценные бумаги корпоративные ценные бумаги прочие активы

2) Пассивы: привлечённые ресурсы остатки на расчётных счетах депозиты юридических и физических лиц средства банков векселя и депозитные сертификаты средства в расчётах

3) Собственные средства: уставный фонд прочие собственные средства прибыль использованная прибыль

18. Финансовое планирование на основе бюджетирования. Система бюджетов банка и ее структура. Характеристики бюджетов. Порядок составления и принятия бюджетов. Контроль за исполнением бюджетов. Проблемы внедрения бюджетирования в банках.

Бюджет кредитной организации на плановый период – совокупность стоимостных, количественных показателей доходов и расходов на данный период. Он складывается из совокупности бюджетов бизнес-центров банка.

Структура процесса бюджетирования в банке:

1) Планируемая реструктуризация бизнес-процессов (бюджет капитальных вложений) – составляется смета капитальных вложений с расписанием графика инвестиций по срокам реализации

2) План движения финансовых ресурсов (бюджет финансовых ресурсов) – калькуляция стоимости планируемых привлечённых ресурсов

3) Бюджет операционных доходов и расходов – планируются процентные расходы, доходы по выданным кредитам

4) Бюджет хозяйственных расходов (проект отчёта о прибыли) – делятся на нормируемые и ненормируемые, на основе нормировок и фактических расходов составляется смета хозяйственных расходов, которая рассматривается и утверждается на уровне правления банка

5) Бюджет расходов на трудовые ресурсы (проект баланса) – составляется на основе штатного расписания банка и планируемого движения кадров

6) Бюджет коммерческих и административных расходов (проект бюджета денежных потоков) – расходы на рекламу и представительские расходы планируются по рассмотрении заявок, представленных маркетинговым подразделением банка

Использование финансово-экономических расчетов в принятии управленческих решений. Математический аппарат финансовых вычислений: текущая стоимость будущих поступлений, дисконтирование, определение наращенной суммы, финансовая рента (аннуитет), простые и сложные проценты, эквивалентность процентных ставок.

Осуществляя стратегическое планирование, бизнес-планирование, текущее планирование, занимаясь оперативной деятельностью, менеджеры банка при принятии управленческого решения используют математический аппарат финансовых вычислений, как инструмент, источник информации и т.д. На основании осуществлённых расчётов, менеджеры делают выводы, анализируют проблемы и вследствие этого принимают решения.

Простые и сложные процентные ставки

Простые и сложные процентные ставки используются банками при проведении депозитной политики. Они указываются в депозитных договорах. Процентная ставка характеризует доходность кредитной сделки. Она показывает, какая доля от суммы выданного кредита будет возвращена владельцу капитала в виде дохода.

Существуют различные методы начисления процентов: по простым процентным ставкам; по сложным процентным ставкам. По условиям кредитного договора процентные деньги могут выплачиваться кредитору или по мере их начисления в каждом периоде, или совместно с основной суммой долга по истечении срока контракта. В последнем случае сумма, получаемая кредитором, называется наращенной суммой. Наращенная сумма есть результат сложения суммы, предоставляемой в кредит, и процентных денег.

Финансовая рента (аннуитет)

В случае средне- и долгосрочных кредитов используется финансовая рента (аннуитет). К кредитному договору составляется график погашения долга. Есть два подхода к его составлению: Указывается сумма основного долга к погашению с определённой периодичностью и указывается сумма начисленных процентов на остаток задолженности; Аннуитетные платежи: указываются даты погашения и суммы аннуитета, включающие в себя как основной долг, так и проценты по нему (аннуитетные платежи равными частями)

Виды финансовых рент: По размеру каждого отдельного платежа: постоянные переменные По продолжительности периода: годовые – 1 платёж в году р – срочные – р платежей в году По количеству процентов начисленных в году: проценты начисленные один раз в году проценты начисленные несколько раз в году По моментам выплат постнумерандо – платежи в конце периодов пренумерандо – платежи в начале каждого периода По количеству платежей:

ограниченные – конечное количество платежей бесконечные (вечные) – неограниченное количество платежей

Текущая стоимость будущих поступлений

Оценка экономической эффективности инвестиций базируется на понятиях настоящей и будущей стоимости денежных вложений.

Сумма денег, которую инвестор должен вложить в настоящее время, чтобы получить определённую сумму через некоторое время при данном уровне процента является настоящей стоимостью будущей денежной суммы (PV).

Стоимость, которую образуется через период времени t называется будущей стоимостью

Дисконтирование

Термин «дисконтирование» употребляется в финансовом менеджменте весьма широко. Под дисконтированием может пониматься способ нахождения величины Р на некоторый момент времени при условии, что в будущем при начислении на нее процентов она могла бы составить наращенную сумму S. Величину Р, найденную дисконтированием наращенной величины S, называют современной или приведенной величиной. С помощью дисконтирования в финансовых вычислениях учитывается фактор времени.

1. Дисконтирование по простой ставке процентов. 2. Дисконтирования по сложной ставке процентов: 3. Дисконтирование по учётной ставке (банковское дисконтирование)

Задачи, решаемые в ходе управления собственным капиталом банка. Оценка достаточности собственного капитала и надежности банка. Требования Базельского комитета к собственному капиталу банков.

В ходе оценки достаточности капитала с одной стороны выявляется эффек-ь его использ-я за прогнозный период, с другой-опред-я проблемы и прерспективыдальнейшего повышения эффек-и управления.

Достаточность-достаточность его абсолютной суммы ОС для покрытия банковских рисков.

БР для оценки достаточности капитала использ-ет показатели:

- достаточ-и собственных средств

- общей достаточности капитала

- оценки кач-ва капитала

С 1.08.2010 норматив достат-ти капитала рассич-я по формуле с учетом операционного риска.

С 01.08.2010 размер операционного риска включается в Н1 в размере 40% от расчетной суммы.

С 01.08.2011 в размере 70% от расчетной суммы

С 01.08.2021 в размере 100%.

Показатель общей достаточности капитала=капитал\рискрв-е активы*100%

Показатель оценки качества капитала=допол-й капитал\основной капитал*100%

Управление капиталом означает прогнозир его величины с учетом роста балансовых и забалансовых операций, величины рисков принимаемых банком, соблюдения пропорций между различными частями капитала.

Потребность в управлении капиталом банка связана с необходимостью:

1. ограничить риски банкротства.

2. с необх. поддерж-ть обществ. доверие к банкам.

3. с целью сокращения расходов по страх. депозитов (выплаты сумм обанкротившим банкам)

Каждый банк разрабатывает капитальную политику, которая является частью банковской политики.

Капитальная политика выстраивается на основе:

1. стратегического плана

2. бизнес-плана

3. фин. планирования

Причины увеличения капитала:

1. инфляц-е издержки2 неустойчивый характер экономики3-условия глобализации4- ограниченность ресурсов и растущие издержки по их привлечению.

Оценка достаточности собственного капитала и надежности банка.

Достаточность капитала оценивается менед-ми, проводящими капит. политику по отношению к:

1. размеру рисковых активов

2. размерам банка

3. ожидаемому росту банка

4. качеству управления

Норматив достаточности капитала в соотв. 110-И может иметь след. знач-е

10%- мин. знач. (капитал не менее 5 млн евро)

11% - капитал менее 5 млн. евро

Сущ-ет несколько методов, кот-х банки придерж-ся, наращивая собств-е ср-ва:

1. планировать капитал необходимо как в долгосрочном, так и в оперативном порядке.

2. планир-е величины и структуры собственного капитала предполагает прогнозирование динамики и пропорций его элементов.

3. планир-е капитала в обяз-м порядке увязывается с динамикой рисков в банк-й деят-ти.

 

28. Методы увеличения собственных средств банка. Проблема слияния и поглощения кредитных организаций. Оценка стоимости активов при слиянии и поглощении.

1 Прибыль

2 Нераспределенная прибыль

3 Эмиссия акций

4 Субординированные кредиты

Состав привлеченных ресурсов банка. Факторы, влияющие на размер привлеченных ресурсов. Основные элементы системы управления привлеченными ресурсами. Методы и инструменты управления привлеченными ресурсами.

Привлеченные средства-это средства непринадлежащие банку,но временно участвующие в его обороте в качестве источников А-х апераций.

Состав привлечённых ресурсов банка: депозитные (расчёт.сч., текущ. сч, вклады, депозиты, сберег. и депозит. сертификаты), недепозитные (выпущенные векселя, облигации, иные долговые обязательства, МБК, в т.ч. кредиты рефинансирования).

Привлеченные ресурсы включабт в себя:

- ср-ва физ-их и юр-х лиц привлеч-е на банк-е счета и срочные депозиты

- бюджетные средства органов местного самоупр-я

- ср-ва обществ-х фондов

- кредиты получ-е от других банков в т.ч. от ЦБ

- ср-ва полученные от выпуска облигаций

- товароматериальные ценности преобрет-е банком для лизинговых операций.

Факторы, влияющие на размер привлечённых ресурсов банка: 1.размер %ставки,2.сроки привлечения,3.репутация,имидж,надежность,4.состояние финансового рынка,5.масштабы банка,6.стратегические цели,задачи,7.эффект.менеджмент,8.качество обслуживания, оперативность обслуж.,9.виды банк.продуктов. Факторы, влияющие на размер привлечённых ресурсов:1.внешние: уровень инфляции,степень доверия к б.сис-ме,уровень рын.%ставок, конкуренция и др.2.внутренние:достатлчность капитала,степень развития фин.рынка банка,общая политика банка,%политика банка, уровень менеджмента, сервисн.обслуживание, качество, оперативность, степень ликвидности

Методы и инструменты управления привлечёнными ресурсами. Управление активами и пассивами при выборе методов и инструментов управления привл. ресурсами руководствуется рядом принципов:1)диверсификация (депозит.- юр. и физ.лица, на разные сроки, в раз.валюте; недепозит.-выпуск векселей,облигаций,МБК)2)достаточность ресурсов,3) оптимизация издержек по привлеч.ресурсов(сравнение с группой банков,в которую мы входим,местные условия-какие %ставки в данном регионе),4)соблюдение соотношений между собств. и привлеч.ресурсами,между депозит. и недепозит.источниками,5)соблюд-е оптимальных пропорций между депозит. до востребования и сроч.депозитами. Инструменты: ограничения на остаток (мин.суммы ср-в на счёте),блокирование средств на счёте, комиссия за обслуживание, начисл. % на остатке денеж. ср-в на счетах и во вкладах и др. Методы: анализ прив. ресурсов К О, диверсификация ресурсов, привлечение нов. клиентов, улучшение стр-ры прив. ср-в. Основные принципы управления депоз.ист-ми:1.депозит. операции организ-ся т.о., чтобы содействовать получ. банком прибыли или создавать усл. для получения прибыли в будующем 2.в процессе организации депоз. операции следует стремится к разнообраз. субъектов депоз. операций и сочетанию разных форм депозитов (принцип диверсификации депозитов).3.при осуществлении депоз. операций след. обеспечить взаимосвязь и взаимодействие м/у этими операциями и операциями по выдаче ссуд по срокам и сумм депозитам и кредитных вложений.4.Особое вн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.64.68 (0.02 с.)