Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гармонический тип направленности личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этот тип во многом представляет собой как бы усредненный тип архитектора — по ценностной структуре и личностным свойствам. Ценностная структура такая — «любовь», «семья», «творчество», «интересная работа», «друзья». При анализе формирования архитекторов этого типа направленности специфика усредненности проявляется как смешение различных форм развития и путей в профессию. Разнообразие начинается с семьи: профессии родителей будущих архитекторов этого типа в основном не имеют отношения к изобразительному искусству (рабочие, военнослужащие и т. д.), но есть и представители 2—3 поколений архитекторов или дизайнеров. Только часть представителей типа имели возможность получить азы художественного воспитания в семье, большинство же искали свой путь самостоятельно, исходя из своих способностей, иногда по примеру сестер и братьев. Дополнительная подготовка по будущей специальности не очень сильная, только около половины посещали кружки изобразительного творчества, из них совсем незначительная часть — художественные школы. Примерно у половины из числа представителей типа в школьные годы не было никакой специальной подготовки; часть из них уже после 15 лет училась в архитектурном техникуме или на подготовительных курсах при вузе. Внешкольная подготовка по другим направлениям неосновательна. Тип можно трактовать как смешанный по признаку путей формирования интересов в детстве и юности. Свободолюбиво-гедонистический тип Ведущие ценности — «свобода», «творчество», «любовь». Статистически значимо повышенная роль ценностей «удовольствия», «материально обеспеченная жизнь». Все представители этого типа — выходцы из интеллигентных семей (в основном родители — инженеры, архитекторы). Большинство имело родственников — художников или архитекторов (как правило — отца, деда или дядю). Примерно у половины представителей типа на формирование интересов и склонностей повлияли родители (архитекторы или художники) у части — другие родственники— художники, которые прививали навыки изобразительного мастерства (например, техники живописи маслом). Разнообразие в развитии небольшое. У половины — художественные школы, у других — домашняя подготовка по рисунку с родителями-профессионалами и подготовительные курсы при вузе. Кроме художественной подготовки — несистематические занятия в каких-либо кружках и студиях (не более одного направления — музыка, гимнастика). У части представителей — только одно направление образования (изобразительное искусство). Планы на будущее — с 11—16 лет — профессия художника, либо неопределенные планы о специальности, связанной с изобразительным искусством. Выбор профессии — как правило, в старших классах под влиянием советов родителей, родственников, которые реалистично оценивали способности сына, или под влиянием многократных неудач с поступлением в художественное заведение. В целом характерно сильное влияние на профессиональное самоопределение родственников, выбор сделан под влиянием обстоятельств. Характерная черта этого типа — «путь наименьшего сопротивления»; на основе генезиса представителей этого типа его можно охарактеризовать как «несостоявшихся художников». Интересно, что у тех представителей типа, которых опрашивали в студенческие годы, в 20-летнем возрасте зафиксированы ведущие ориентации на 10-летнюю перспективу — наличие друзей, чуть ниже оценивалось создание семьи, ценности «интересная работа», «популярность», «повышение образования» уступают дружбе и любви, а «достижение высоких результатов в творчестве» уступает всем предыдущим. Через 10 лет ведущие ценности (друзья, семья) сохраняются, и возрастет ценность работы. То есть это тип личности, сформированный в художественной среде, второе поколение творческой интеллигенции, с ориентацией больше на интимные человеческие ценности, без стремления к достижениям и славе. Таким образом, наиболее продуктивными во взрослом возрасте оказались люди, чье детство проходило в семьях, предоставлявших им атмосферу поддержки и возможность самостоятельного выбора собственного пути (которое осуществлялось детьми с 10-12 лет, а не с 5). Раннее многостороннее развитие привело к формированию лю- дей с направленностью на познание и некоторым уходом от реальных проблем (у мужчин) и к преобладанию семейно-бытовых интересов (у женщин) с отвержением ценности творчества у тех и других. При этом опрошенные взрослые архитекторы-мужчины, чье детство было отмечено ранним многосторонним развитием (по инициативе матерей) вспоминали, что оно было им не совсем по душе и не очень успешно. Итак, раннее многостороннее развитие, несмотря на видимые первоначальные результаты (чтение в 2—3 года, игра на скрипке в 4 года), чревато негативными последствиями: ■ у некоторых детей уже в 2-летнем возрасте отмечается отвращение ко всему, что напоминает учебные пособия; ■ у детей, вынужденных в течение долгого времени заниматься зубрежкой, не остается времени на исследование окружающего их ■ чрезмерное внимание, уделяемое когнитивному развитию, отодвигает на второй план социальное развитие и развитие личности ребенка. Дети могут стать неуверенными в себе, излишне ■ страдает и нравственное развитие ребенка, так как у некоторых ■ нарушается эмоциональное развитие ребенка, так как не хватает времени для игр, угасает интерес к неформальному общению; ■ как ни странно, страдает и собственно когнитивное развитие, поскольку несмотря на то, что дети помнят наизусть сложные определения и умеют бегло читать, они могут не иметь элементарных представлений о физическом мире (Крайг Г., 2002). В России наблюдается феномен образованного некультурного ребенка, когда ребенок, учась в двух спецшколах (например, в школе с двумя иностранными языками и в музыкальной, куда его постоянно перевозит занятый только этим член семьи — обычно бабушка), вое- питывающийся в материально обеспеченной семье, в которой ему ни в чем не отказывают, по-настоящему интересуется лишь жвачкой, компьютерными играми и праздным досугом с подростками противоположного пола. Истинный интерес к тому, чему его учат, и мировой культуре вообще (музыке, литературе, истории, технике и т. д.) у него отсутствует. Главное же, что взрослый человек, с детства «перекормленный» насильственно введенными в него знаниями, даже впечатлениями от экскурсий, если это не синхронизировано с его развивающимися постепенно потребностями, оказывается равнодушным к освоению нового, красоте архитектуры, природы, дальнейшему познанию, становится как бы «закрытым» для развития. На творческий потенциал взрослого человека раннее многостороннее обучение, идущее от активных родителей и не синхронизированное с его собственным развитием и интересами, оказывает скорее негативный эффект. Став взрослыми, такие люди склонны избегать деятельности, связанной с принятием на себя ответственности и со стрессами, и заниматься более «кабинетной» работой: теоретическими разработками и т. д. Женщины же с ранним разносторонним образованием избегают совмещения профессиональных и семейных ролей, предпочитая семью. Люди, у которых ценность творчества или интересной работы стоят в числе лидирующих в ценностной иерархии, и способные противостоять неприятным факторам в своей профессии без разочарований, в детстве не подвергались своими родителями систематическому стимулированию умственного развития и регулярным занятиям не только с самого раннего, но и вообще с дошкольного возраста. Регулярное внесемейное и внешкольное обучение начиналось у них не ранее 10 лет по их свободному выбору (Андреева Т. В., 1989, 1996). Сигель, проанализировав результаты раннего образования детей на отрезке «младенчество — начало обучения в школе», в качестве альтернативы «тепличному воспитанию» предложил родителям обеспечить детям обогащенную среду и социальную поддержку, так, чтобы у детей была возможность делать самостоятельный выбор и развивать когнитивные способности в своем индивидуальном темпе (Sigel I., 1987). Независимо проведенные в то же время (1986-1989) исследования в России показали сходные результаты: обогащенная культурная среда и ненавязчивая поддержка семьи способствуют устойчивым достижениям в творчестве в зрелом возрасте.
Литература Адлер А. Наука жить. Перевод с англ. и немецкого. Киев: Port-Royal, 1997. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996. Андреева Т. В. О мотивации трудовой деятельности архитекторов (опыт лонгитюдиналь-ного исследования) //Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Новосибирск, 1985. Андреева Т. В. Социально-психологические факторы формирования направленности личности в процессе творческого становления (на примере архитекторов). Дис.... канд. психол. наук. Л., 1989. Андреева Т. В. Биографический метод в исследовании творческого становления личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 2. Ч. 2. СПб., 1996. Андреева Т. В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия //Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1998. С. 203-216. Байярд Р. Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991. Белов В. Лад. Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982. Берне Р. Развитие концепции. Я и воспитание. М., 1986. Бойко В. В., Оганян К. М., Копытенкова О. И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб., 1999. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001. Воспитание детей в неполной семье. Пере иод с чешского / Общая ред. Н. М. Ершовой М.: Прогресс, 1980. Вдовиченко А. А. О типах акцентуации характера у делинквентных подростков // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976. С. 23-24. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.СПб.: OMS, 1994. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Лсииздат, 2000. Иванов Е. С. О некоторых закономерностях патологического формирования личности детей и подростков // Всесоюзн. конф. по организации некрологической и психиатрической помощи детям. М., 1980. С. 118. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М.: Псллтгика, 1991. Кааринен К, Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие // Вопросы философии. 1997. №6. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000. Кемпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка / Пер. с англ. СПб.: Мирт, 1995. Кон И. С. Социология личности. М.: Изд-во молитич. литературы, 1967. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании / Пер. с польск. М.: Политиздат, 1990. Крайг Г. Психология развития. М.; СПб.: Питер, 2002. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. Макаренко А. С. Книга для родителей. Л.. Лениздат, 1981. Новикова Л. Г. Основные характеристики динамики населения // СоцИС: социологические исследования. 1998. № 9. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1990. ПанковаЛ. М. Воспитание внуков. СПб.: Питер, 1998. Психоло! ия. Учебник/Под ред. А. А. Крылова. М.; Проспект, 1999. Психолсч ия подростка. Психологическая энциклопедия / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Праим-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. РеанА. А. Психология изучения личное: и. СПб., 1999. РеанА.А., КоломинскийЯ. Л. Социальная гк- шгогическая психология. СПб.: Питер, 1999. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб.: Медицинская пресса, 2002. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с немецкого. М.: Мир, 1994. Ричардсон Р. Силы семейных уз. СПб.: Акцидент; Ленато, 1994. Сидоренко Е. В. Психологическое знание о личности // Психология: итоги и перспективы. Тез. научно-практ. конф. 28-31 окт. 1996 / Под общей ред. А. А. Крылова. СПб., 1996. Соколова В. Я., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991. Тимощенко Л. Н. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1983. Цукерманис Л., Аугустинавичюте А. Вопросы пола и психогигиена семейной жизни / Культура семейных отношений. М.: Знание, 1980. Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996. Эйдемиллер Э. Г. Тактика семейной психотерапии при психопатиях и психопатоподоб-ных расстройствах подросткового возраста // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психологическая корреляция делинквентного поведения у подростков с отклонениями характера. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982. С. 115— 119. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000. Ainsworth M. D. Infancy in Uganda: Infant care and the growth of love. Baltimore Johns Hopkins University Press, 1967. Bornstein, M. H. (Ed.). Maternal responsiveness: Characteristics and consequences. San Francisco: Jossey-Bass, 1989. Clarke-Stewart K. A. And daddy makes three: The father's impact in mother and young child. Child Development, 49, 466-478. Heifer, R. The relationship between lack of bonging and child aduse and neglect. In Round Table on Maternal Attachment and Nurturing Disorder (Vol. 2). Ney Brunshwick, NJ: Johnson & Johnson, 1982. Mead G. H. Mead self and society. Chicago, 1934. Palkomtz, R- Father's birth attendance.early contact and extended contact with their newborns: A critical review: Child Development, 56,1985. 392-406. Parke R. D. Perceptions of father-infant interaction. In J. Osofsky (Ed), Handbook of Infant development. New York: Wiley, 1979. Pederson,F., et al. Infant development in father-absent families//Journal of Genetic Psychology, 135,1979.51-61. Sigell. Does hothousing rob children of their childhood? Early Childhood Research Quarterly, 2,211-225. ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ1 ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Рассмотрены актуальные проблемы психологии семейных отношений. Освещены вопросы половых различий применительно к семье, проблема выбора брачного партнера, супружеская адаптация в молодой семье, удовлетворенность и совместимость в браке, социально-демографические проблемы, общение в семье. Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускника по специальности 020400 — Психология (утвержден Госкомвузом РФ 11.07.96) и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 521000 — Психология (утвержден Госкомвузом РФ 31.12.93). Приведены содержание дисциплины с вопросами лля самопроверки после каждого раздела, темы семинарских занятий и список основной и дополнительной литературы. Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями к минумуму содержания и уровню подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускника по специальности 020400 — 11сихология (утвержден Госкомвузом РФ 11.07.96) и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 521000 — Психология (утвержден Госкомвузом РФ 31.12.93). Дисциплина «психология семейных отношений» изучается в 8-м семестре и является одной из важнейших дисциплин гуманитарного цикла при подготовке специалистов и бакалавров в области психологии. Цель преподавания дисциплины — обучение определения причин и способов разрешения семейных проблем. Задачи курса 1. Ознакомление студентов с основными проблемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений. 2. Обзор методов изучения супружеских отношений. 3. Обучение приемам определения причин и разрешения супружеских конфликтов. В результате изучения материалов курса студенты должны: — приобрести знания о проблемах в области современных семей - знать основные отечественные и зарубежные работы по психологии, социологии семьи, а также психологического консультирования супружеских пар; — научиться самостоятельному анализу и коррекции семейно-брачных проблем; - владеть разнообразными методиками исследования супружеских Изучение «Психологии семейных отношений» базируется на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: «Общая психология», «Социальная психология», «Сексология», «Психология развития». Общий объем курса для специалистов (бакалавров) — 30 часов. Он включает в себя аудиторные занятия. Аудиторные занятия для специалистов — 30 часов (из которых лекции — 20 часов, практические занятия — 10 часов). На лекциях освещаются наиболее трудные вопросы курса. Чтобы овладеть знаниями в области дефектологии, студенты должны большое внимание уделять самостоятельной работе с рекомендуемой литературой, как основной, так и дополнительной, а также с изданиями периодической печати. Форма отчетности — экзамен. Содержание дисциплины Раздел 1. Семья и брак (основные понятия) 1.1. Определение брака и семьи. 1.2. Функции семьи. Классификация семей по их структуре: семья нуклеарная, пополненная, смешанная, семья родителя- 1.3. Жизненный цикл семьи. Стадии развития семьи по различным классификациям. Сложности, возникающие на разных стадиях. Изменения в семье: позитивные и негативные, нормальные и ненормальные, неожиданные и ожидаемые, их влияние на супружеские отношения. 1.4. Семейные легенды. Понятие семейных легенд и мифов, их 1.5. Семейные правила. Понятие семейных правил, их роль в Вопросы для самопроверки 1. Стадии развития семейных отношений. 2. Роль семейных легенд в поддержании «устойчивого состояния» семейных отношений. 3. Открытые и скрытые семейные правила. 4. Изменения в жизни членов семьи и их роль в возникновении Раздел 2. Проблема половых различий и семейные отношения 2.1. Понятия полового диморфизма и дипсихизма. Концепция В. А. Геодакяна о женском и мужском как наследственности 2.2. Социально-психологические различия мужчин и женщин. 2.3. Потребности мужей и жен в браке, их различия, связь с удовлетворенностью браком. Сравнение данных американских Вопросы для самопроверки 1. Факты, подтверждающие теорию В. А. Геодакяна о половом 2. Половые различия в познавательной и эмоциональной сферах. 3. Социально-психологические различия между мужчинами и 4. Различия в потребностях мужей и жен в браке. Раздел 3. Подготовка к семейной жизни. 3.1. Половая социализация и подготовка к браку. Понятие поло 3.2. Проблема адекватных брачно-семейных представлений юно 3.3. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак. Проблема неадекватности выбора брачного партнера, его факторы. Теории выбора брачного партнера. Благоприятные и Вопросы для самопроверки 1. Теории формирования половой идентичности. 2. Особенности предбрачных представлений молодежи. 3. Факторы риска при вступлении в брак. Раздел 4. Проблемы любви и брака 4.1. Сексуальность, любовь и брак. Типы мотивации сексуального поведения. Типология чувств по античным представлениям. Типология любви по исследованиям американских психологов. Гипотезы о механизмах зарождения любовных переживаний и природы любовной страсти (психологические модели Д. Теннов, Бершайда и Уостера, Д. Делиса, О. Вейнингера). Мотивация вступления в брак. Типы брачных мотивов. Механизм «эмоциональной идентификации с семьей» как фактор, укрепляющий брак. Вопросы для самопроверки 1. Типология любовных переживаний по античным представ 2. Типология чувств по исследованиям Д. Ли. 3. Мотивация брака и ее влияние на удовлетворенность супружескими отношениями. Раздел 5. Проблемы молодой семьи 5.1. Классификация семей по жизненному циклу. Периодизация 5.2. Понятие адаптации и интеграции в семье. Адаптация материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно- 5.3. Проблема распределения ролей в семье. Основные виды супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские (по Киркпатрику К.). Согласованность мнений супругов по различным аспектам семейной жизни (профессиональной занятости женщины, проведении досуга и др.), их влияние на удовлетворенность браком. Период жизни молодой семьи, связанный с рождением ребенка-первенца, и его особенности. Вопросы для самопроверки 1. Семейные трудности, связанные с различными стадиями существования семьи. 2. Виды супружеской адаптации. 3. Классификация супружеских ролей. Раздел 6. Удовлетворенность браком и супружеская совместимость 6.1. Удовлетворенность браком. Понятие удовлетворенности бра- ком и его стабильности. Характеристики, влияющие на удовлетворенность браком. 6.2. Супружеская совместимость. Аспекты (уровни) супружеской совместимости. Результаты конкретных исследований, соотнесенные с уровнями совместимости. Понятие компле-ментарности и гомогамии применительно ксупружеской совместимости. Становление личности в родительской семье и супружеская совместимость. Позиция ребенка в родительской семье и ее влияние на различные сферы жизни (в том числе на построение семейных отношений). Зрелость личности и построение семейных отношений. Вопросы для самопроверки 1. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком. I! 2. Супружеская совместимость и ее уровни. 3. Совместимость по характеристикам темперамента. 4. Совместимость на социальном уровне (понятие гомогамии). 5. Становление личности и совместимость в браке. 6. Позиция ребенка в семье и ее влияние на совместимость в Раздел 7. Проблемы семейного общения 7.1. Возможности позитивного общения в семье. Принципы бе 7.2. Трудности общения в семье. Типы семейных конфликтов и Вопросы для самопроверки 1. Принципы безобвинительного общения. 2. Причины семейных конфликтов и их типы. 3. Закон многоуровневой каузальной атрибуции. Раздел 8. Разрушение брака и семьи 8.1. Проблема ревности и супружеских измен. Понятие ревности и ее типы. Ревность и фазы развития любовных отношений. Особенности мужской и женской ревности. 8.2. Внебрачные связи. Отношение к супружеским изменам по 8.3. Проблема разводов и повторного брака. Разводы: факторы Вопросы для самопроверки 1. Типы ревности.
2. Причины и мотивы внебрачных связей. 3. Развод: последствия для детей, мужчин и женщин. Раздел 9. Социально-демографические проблемы семьи 9.1. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. 9.2. Репродуктивные установки. Понятия прокреационной и ре 9.4. Факторы, влияющие на репродуктивные установки. Внешние и внутренние факторы, влияющие на РУ. Позитивная и негативная мотивация репродуктивных установок. 9.5. Репродуктивные установки и семейные отношения. Совпадение репродуктивных ориентации мужей и жен. Исследование связи числа детей в семье и удовлетворенности бра Вопросы для самопроверки 1. Понятие репродуктивной установки. 2. Факторы, влияющие на репродуктивные установки. 3. Позиция ребенка в семье и ее влияние на особенности воспи- тания. Темы семинарских занятий 1. Проблемы любви и брака. 2. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак. 3. Проблемы молодой семьи. 4. Распределение ролей в семье. 5. Совместимость супругов в браке. 6. Супружеские конфликты и их разрешение. 7. Проблемы ревности и супружеских измен. 8. Потребность в детях и проблемы воспроизводства населения. Основная литература Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: СПбГУ, 1998. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981. Харли У. Законы семейной жизни. М., 1992. Дополнительная литература Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дис....канд. Психол. Наук. М., 1985. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестник Моск. Унта. Сер. 14. Психология. 1987. № 2. Андреева Т. В., Бакулина Ю. А. Представления молодых супругов (с ребенком-первенцем) о распределении семейных ролей и удовлетворенность браком // Психология: итоги и перспективы: Тез. конф. СПб., 1996. Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? М., 1995. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1991. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988. ГолодС. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984. Дементьева И. Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. М., 1991. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи: Дис.... канд. психол. наук. М., 1993. Каган В. £. Воспитателю о сексологии. М., 1991. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988. Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. СПб., 1996. НикитинаЛ. А. Наши уроки. СПб., 1992. Обозов Н. Н. Мужчина женщина. СПб., 1995. Обозов Н. Н., ОбозоваА. Н. Факторы устойчивости брака//Семья и личность. М., 1979. ОбозоваА. Н. Супружеская совместимость — фактор устойчивости брака//Личность в системе общественных отношений. Ч. 4. М., 1983. Ричардсон Р. Силы семейных уз. СПб., 1994. Скиннер Р., КлиизД. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989. Трапезникова Т. М. Этика и психология семейных отношений. Л., 1988. Фотеева Е. В. Семья в современном буржуазном мире. М., 1988. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990. ХарчевА. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990. Юркевич Н. Г. Советская семья: функции и условия стабильности. Минск, 1970. ЯффеМ., ФенвикЭ. Секс в жизни женщины. М., 1991. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-25; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.190 (0.019 с.) |