Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности возникновения цивилизаций на Древнем Востоке (Шумер, Египет).↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 1. Антропосоциогенез: проблемы и этапы. Происхождение и становление человека..XIXв.. Проблемы. Время, когда появился человек. Связь с признаками человека. Ок.3млн.л.н..–homo habilis австралопетекус. Ему отказали в человеческих чертах, качествах, навыках. М.б.ок.2млн.л..З.Е.-т-ко неандерталец (ок.100 т.л.т.н.-проблески духовной жизни). Церковн. учёные-homo sapiens (до него-существа). Прародина человека. Вт.пол.XIX-п.п.XXв.в..Приоритет-Юго-Вост. Азия (древнейш. находки ископаем. чел-ка). Сер.XXв.-Лики в Сев.-Вост. Афр.. Недостающие звенья в ант-зе. П.п.XXв.-ряд линейн. эв-ций чел-ка. Уч-е Дарвина об эв-ции живого мира-нач. с человекоподобн. Обезъян и до homo sapiens. 2 пробела. 1-антропоморфн. обезъяна, кот. явл-ся переходн. этапом от об-ны к чел-ку, не найдена в ископ. виде. Она антропоморфна, а не человекообразна, т.к. чел-к от неё не образ-ся. 2-м/у неанд-цем и homo sapiens. Пробел не заметен по внеш. параметрам, но м/у мозгом настоящ. провал (н-ц 1600-2000куб.см, 1400-1450 h.s.). Мозг неанд-ца намного примитивнее. Неанд-ц и h.s. родственниками не явл-ся, это кажд. отдел. чел. тип со св. эв-цией. Критерий чел-ка. Платон: чел-ка отлич. дух-ть, преоблад-е духа над материей, что возвелич-т чел-ка над ост-ной прир..Вт.пол.XIXв.-материал-кий подход. Дарвин. Биолог-е кр-рии чел-ка. Сейчас призн-т и дух-е и биолог-е кр-рии (культ-е кр-рии -совок-ть достиж-й чел-ка в дух-й и мат-й сфере). 1.Возм-ть мыслить, осозн-ть трудов. пр-с. 2.Орудийн. деят-ть. 3.Нормы повед-я в общ-ве: мораль, этика, нормы общения, забота др. о др.,нормы иерархии в общ-ве, сист. воспит-я и обуч-я, з-ны жизни. 4.ИЗО и религия: предст-я о мироздании и месте чел-ка в нём, древнейш. иск-во. Биолог. кр-рии ( чел-к сост. из тех же эл-тов и молек. стр-р, что и жив-ные, что связ. с близк. усл-ми сущ-ния). 1.Двуногая локомоция-прямостоящ. скелет, сбалансир-я вертикал-я походка, сигмавидн-я изогнутость позвоночника и спец-ка стопы. 2.Чел-кая рука с гибк. тонк. пальцами и сильно отстающ. больш. пальцем (точн. захват и тонк. манипул-е предметом). 3.Трёхмерн. цветов. зрение: глаза чел-ка различ. цвет, форму, объём, перспективу и яркость; взгляд с высоты и вперёд: подвиж-ть глаза>чел-к видит намного шире и б-ше жив-ных. 4.Уникальн. по св. строению мозг: спос-ть к обуч-ю, спос-ть упраления речью, спос-ть координир-ть движ-е и зрение, спос-ть к аналитич. и абстрактн. мышл-ю и членораздельн. речи. Эв-ция в антр-зе. 60-ег.г.XXв.-пробл. «недостающ. звеньев» не решена, 2 лагеря в обл-ти молек-й биологии, по отн-ю к учёным термин антиэв-ный, но они таковыми не явл-сь. Основа 3-х религий-Ветхий Завет: чел. сущ-во разумн.,ощущ-ее, созд-е Богом на 6-й день Твор-я-любовь Творца к чел-ку и его связи с ним, чел-к- мат-ное и дух-ное. Мат. телесн. жизнь счит-ся Божьим даром. Предназн-е чел-ка- отраж-е Бога в окруж-м его мире. Бог созд. чел-ка в готов., совершен. виде, и это отриц. эв-цию чел-ка. Но сущ-ва до h.s. ещё не б. людьми. Эв-ция. Термин появ-ся во вт.пол.XIXв.(Дарвин,Гексли). Спор м/у стор-ками религ. т.з. и послед-ми просвет-лей, кот. отверг. Бож. начало. 1859г.-книга о происх-ии видов и половом отборе: основы эв. уч-я Дарвина, чел-к- пр-т эв-ции жив. мира. 60-ег.г.-книга Гексли:чел-к произ-л от об-ны. 70-ег.г.-книга Д-на «Происх-е чел-ка и полов. отбор». Жив. мир делится на классы, отряды, сем-ва, роды и виды от простейш. многоклеточн. до сам. сложн. млекопит-ся. Эти группы (см. выше), развиваясь, м. переход. один в др..Это основа эв-ной т-рии Д-на. Движущ. сила- полов. отбор, передача по насл-ву признаков, накопл-х в ходе измен-я о.с..Чел-к принадл-т к классу млекопит-х, к отряду приматов, к подотряду антропоидов, к сем-ву гомининов, к виду h.s..Морфология и молек. стр-е тканей чел-ка общ. с жив. миром+насл-ть и генет. фонд. Внутриутробн. разв-е чел-ка: 1-2нед.-чел. зародыш простейш,2-4-рыбообразн,5-6-млекопит-е,7-8-обезъяноподобн сущ-во,после 8нед-чел-к. Приматы: полуоб-ны, об-ны, чел-к. Полуоб-ны-60-70млнлетназад (Аз. и Афр.)- низш. и высш. полуоб-ны (антропоиды). Происх. от грызунов- адаписы-ископаем. вид, лимуры и долгопяты сейчас: 20-25см, длин. хвост, цепк. пальцы, кругл. глаза, больш. мозг, ногти, вертик-но поставл. зубы, 50-10млнлеттн. Об-ны и гоминиды- высш..Об-ны ок.40млнлеттн в Центр. и Южн. Ам-ке, на юге Евр.,в Юго-Вост. Аз., в Сев. Афр..Их ископаем. виды- рамопитеки и дриопитеки. Они обит. в усл-х лесов и субтропич. саванн. Укороч. лицеев. часть, смотр. вперёд, заглублён. в череп глаза, округл. череп, крупн. мозг, вертик. зубы, 2молочн. железы, больш. продолжит-ть жизни,10-40кг, травоядн.. Соврем. антропоморфн., человекоподобн. об-ны- «недост. звено»: шимпанзе, гориллы, орангутаны-140-180см, самки и самцы различ-ся в росте и весе, 50-180кг, зубн. дуга U-образню, сильно выдвиню вперёд челюсти, крупню зубы, наличие диастемы (промежутки м/у зубами для клыков), руки длиннее ног, на черепе костн. гребень в затылочн. части с мощн. мышцами шейно-плечев. пояса, отсут-е хвоста, на руке отодвин. больш. палец, больш. головн. мозг по сравн-ю с массой тела. Эти об-ны– рез-т эв-ции или рез-т регресса. Док-во2- отсут-е неотеним. Это факт, когда детёныш рожд-ся с полн. набором признаков вида. У шимпанзе детёныш рожд-ся, >похож на чел-ка, затем приобр. признаки в стор. регресса.>>далёк предки, чем шимпанзе,>похожи на чел-ка. Предок антропоморфн. об-н неизвестен. Они живут соц. группами. Самки со стор.>кровосмесит связей нет, привяз-ть к детёнышу, растит. пища, охота на себеподобн.,ходят на 2-х ногах. От них произ-ли гоминины(гоминиды)-человекообразн. об-ны. «Антиэв-ты» не отриц. эв-цию, а отстаив. её особ-ти. Главн. пр-п перехода из одн. вида в др. при накопл-ии признаков под возд-м о.с. ими отверг-ся. В рез-те скрещ-я или мутаций м. появ-ся потомтсво, кот. не размнож-ся, прир. выставл. ест. преграды. Ген. инженерия: из соврем. человекообразн. об-н б-ше не разовьётся, нет передачи приобрет. признаков. Внутривидовая эв-ция. Эв-ция чел-ка не линейн.,есть тупоков. ветви, регресс пути эв-ции. Австралопетеки. 4,5-4млнлтн. Не изгот. ор-я тр.,за пределами рода homo. Остатки их предков не найдены. 1924-1925г.г.- Дарт ввёл слово в оборот («Южн. об-на»).5млнлетназад пути об-ны и чел-ка разошлись, расхожд-е в генных признаках. Неск. рановид-тей: 140-180см,.об-м мозга 410кубсм до 550. 1.>мал. и примитивн. из Афра (70-ег.г., Эф-я, Ричард Лики):140см, 30кг, мозг 410, отсут-е центра Брока(речи). 2.Ав-к Бойса, Танзания: 170-180см, 80кг, мозг 500. 3.Ав-к Могучий, Танзань и Южн. Афр.: 160см, 50кг, мозг 550, 3-2 млнлетназ. Кроме костей отпечатки стоп 3,8млнлетназад (кал.-арг. м-д). Танзания, Мэри Лики обнаруж. спрессов. вулканическ. пепел>сущ-во двуногое(двуног. локомоция), строение стопы чел-кое, но стопа плоск.(стопа-платформа), широк.,рост 160-170см. Морфология: прям. посадка головы, но сильно выдвин. вперёд; позвон-к им. заметн. сигмавидн. сдвиг; шир. таз; длин. бедрен. кости, длиннее голени; стопа-платформа; череп хар-ся отсут-м лобн. долей, округл. форма черепн. коробки, вогнут. профиль, отсут-е лба и носов. кости, выдвин. мощн. челюсти, отсут-е центра Брока и подбород. выступа, больш. надбровн. дуги, отсут-е диастемы, волосян. покров нач. сходить. Нет орудийн. деят-ти, но умнее об-н, м. использ. предметы как ор-я тр..Нач-я с них разум>силы определ. стиль жизни чел-ка. Homo habilis: 2,6млн-1млнлетназад. Генетт. преем-ть от австралопетека. 1960г.,Танзань, Олдувэй, Джонатан Лики. Перв. сущ-во в ряду чел. эв-ции.Морф-гия, оруд. деят-ть- кал.-арг. м-д: 2,6млнлеттн или ок.3млнлтн. В теч-е 1-1,5млнлет сосущ-л с австралопет..Простейш. ор-я тр. на основе гальки. 2 группы учёных: 1- это австралопетек, его сам. последн. форма, ор-я тр. не его, а чел-ка, кот. съел автралопетека; 2- ор-я тр. H.h., ряд>прогресс. черт.Найден в Вост. Афр, Юго-вост. Аз. в к.80-хг.г.XXв..Остатки: ор-я тр.,несложн. укрытия с подветрен. стор. загородки, в р-не кот. с внутр. стор. находки костей>охота нос. случайн. хар-р. В осн-м собир-во. Охота на австр-ков. Костей много. Морф-я: рост 1,5м(как средн. авст-к); вогнут. профиль, но голова >округл.,мозг 700куб.см, в мозге в зачаточн. виде сущ-т центр Брока; отсут-е диастемы, ост-е как у австр-ка. Homo erectus - прямоходящ..Происх. от h.h.1,6млнлтн). Даты наплыв. др. на др..Приход. не на смену др. др.,а сосущ-т вместе. оспар-ся даты 1,7-1,5млнлтн. Перв. нах-ки Дюбуа на о-ве Ява 1898-1899г.г..Он назв. его питекантропом(обезьяночел-к). Неск. 10-ков особей. В Герм. гейдельбергск. чел-к: мало ост-ков(нижн. челюсть). Китай, 1927-1929г.г.,Дэвидсон- ок.40 особей синантропа. Аз.- мегантроп. Универсальн. ор-е тр.- чопперы, на отщепах скребла и остроконечники. Гл. зан-е- охота. умел польз-ся огнём, но не умел добывать. Распростр-сь в Афр. (Кения, Алжир, ЮАР), Евр. (юг- Герм., Фр., Венгр., Грец.), Южн. Аз. (юго-вост.,Кит.,Инд.,Ява). Чел-кие коллективы. Загон., облавн. охота. Примитивн. жильё коническ. формы. Освоение пещер. Кругл. загородки очагов из вертик-но поставл. камней. Морф-я: рост 150-180см; вес 40-75кг; мозг 850-950куб.см; развитый центр Брока, у синантропов слабо выраж. подбород. выступ >зачатки речи; появл-ся лобн. доли, сильно скошен. назад; бол. надглазн. валики; отсут-е носов. кости; выдвинут. челюсть. Преем-ть м/у h.h. и h.er..Массивн. зубы. Ледник сильно не повлиял, климат благоприятн..Т.О.,морф-я, жильё, ор-я тр.,огонь, м.б. горяч. пища >намет-ся приоритет культ. разв-я. Нач-ся правила этики и морали в чел. стаде. H.er. исчез м/у 300-200тлтн, в конце(100тл) сосущ-т с неанд-цем. На местах ночёвок кости об-н и h.h.- об-ты охоты. Неандерталец. М/у h.er. и им недостающ. звено. Ген. преем-ть, но в морф-ии оч. бол. разница.
2.Осн этапы разв-я первобыт мат и дух к-ры (палеолит, мезолит, неолит). Пробл. пер-ции и хрон-гии. 1.П.-о. строй-сам длит. эпоха>пер-ция затрудн.. Чем древнее, тем < дан-х. 2.П.о. вкл-т неск. дисц-н и наук>хрон-гия исход. из методик датировок неск. наук. Кажд. наука им. св. методики>неск пер-ций, осн.3. Главн.-археолог.+соц., антрополог.(на костн. останках). Все пер-ции неустоявш-ся. 3.Верхн. и нижн. грани. Нижн.-начало первобыт-ти, чел. ист-ии. Верхн.-конец первобыт-ти, начало цив-ции. Нижн.: *1,5млнлтн появ-ся чел-к, способ-й изгот-ть ор-я тр. (1,7-1,5);*неанд-ц, до него-т-ко сущ-ва(200-100тлтн);*50-40тлтн-Homo sapiens; *ок.3млнлтн-2,6млнлтн, когда появ-ся чел-к умелый, способ-й изгот. перв. ор-я тр.. Верхн.-не столь остр. пробл..П.о. неравномерно заканч. св. сущ-ние на земле. *Шумер, Др.Ег.(4-3тыс.дон.э.); *П.п.XXв. (конец2тыс.н.э).-ряд народов в сост-ии первобыт-ти+XXIв.. Но это исключ-я, т.к. соврем.мир-цив-я. Соц. пер-ция. Особенно много сложностей, поп-ки выделения п-дов с XIXв.. В основе-кач. измен-я, кот. наблюд-ся в стр-ре устр-ва общ-ва.Ист-я-наука об общ-ве.Пер-ция Генри Моргана быстро устарела, т.к. он не учитыв. археолог. дан-е. В СССР ист. пер-ция в русле Маркс.-ленинск. идеологии. Она удобна, когда речь идёт о форме устр-ва общ-ва.1871г.Г.Морган-3 этапа: дикость, вар-во, цив-я. Без дат. Перв. постав.? о верх.грани, перв. выдел. признаки, по кот. м. опред.-поздн. п.о. или ран. цив-я: письм-ть, взн-е городов, образ-е сословий и классов. Кажд. эпоха делится на 3 ступени: низш., средн.в дик-ти и вар-ве, высш. Дикость. Низш. ступ.-речь(перв. признак чел-ва). Но он ошибся. Археология-оружейн. деят-ть, нач. изгот-я ор-й тр..Язык мимики, жестов и звуков долго предшест-л членораздельн. речи. Сред. ступ.-освоение и добыча огня и рыболовство(Г.М.). Но б. и охота. Но Г.М. наблюд. за индейцами, кот. истреб всю дичь. Высш. ступ.-лук и стрелы, охота, но у Г.М. она оч. поздно. Варварство. Низш. ступ.-гончарчтво (Г.М.). Но это производное от земледелия и скотоводства. Он исход. из этнограф. набл-й. Сред. ступ.-землед-е и скот-во. Это главн., что отдел. дикость от вар-ва. Высш. ступ.-железо, но правильнее б. бы металлы. Недостаток пер-ции-отсут-е хрон-гии. В к.XIX-н.XXв.в. дополн-я с хрон-гией, Ф.Энгельс. Дикость -время присваив. хоз-ва: собир-во, охота, рыб-во при привалир. охоты. Варв-во -произв. хоз-во: землед-е и скот-во. Это отдел. дикость от вар-ва. Это эк. парам-ры. 70-е г.г.-окончат. оформл-е. Основа-пр-п кач. измен-й, кот. происх. в древн. общ-ве с теч-м врем.. Источники малоинформативны, помог. этнография. Община-общ. ед-ца, кот прониз. всё п.о., это коллектив людей, кот. свойств. всему п.о.. Она легла в основу соц. пер-ции. С.Толстов в 50-е г.г. выдел. 3 осн. п-да: 1.первобытн. чел. стадо, для кот. хар-но стан-е п.о. и изгот-е и употребл-е ор-й тр.; 2.первобытн. община, зрелое п.о., основ. на кровно-родств. связях; 3.воен. демократия(термин Маркса), разлож-е п.о., зарожд-е нерав-ва и классов. отн-й. Ю.Семёнов на эт. основе созд. св. пер-цию с един. пр-пом-измен-я в общине. Он выдел. стад. разв-я общины. 1.Праобщина(чел. стадо)-чел. стадо и соб-но праобщина. Это соц.-биолог. этап. Огромн. протяж-ть. 2.Первобытн. родов. община, главн. признак-акровно-родств. связь. Первобытн. община:ранне первобытн. и позднее первобытн. родов. община. Разница-присваив. и произв. хоз-ва. Коллективн. труд, жилище, распред-е пр-тов,коллективизм. 3.Первобытн. соседск. община-стан-е сем. и част. соб-ти, разлож-е п.о.. Признак единый-община. Археолог. пер-ция( 30-90-ег.г.XIXв.; Томсен, Ворсо, Леббок, Мортелье). Пр-пы: выделение эпох(«веков») на осн-ии мат-ла, из кот. изгот. осн. ор-я тр.: камень, энеолит, бронза, железо. В посл. четв-ти XIXв. появ-сь хрон-гия. Эпохи раздел-сь. Камень: палеолит, мезолит, неолит. Вних тоже раздел-я. Энеолит, бронза и железо вкл. в себя ран. и поздн. п-ды. Сам. подробн. пер-ция, т.к. больш. кол-во п-дов, ей удобно польз-ся. П-ды внутри эпох выдел-ся на основе мат-ла и тех-ки. I. Эпоха камня (ок. 3млнлтн-4-3тыслдонэ): 1.палеолит(ок.3млнлтн-15/10тлтн)-нижн., ран.(ок.3млнлтн-200тысл), средн.(200-50/40тыслтн), верхн.,поздн.(50/40-15/10); 2.мезолит-ран.(15/12тыслтн), поздн.(11-7/5); 3.неолит (7/5-4/3тсылдонэ)-ран.(7-6тсылтн), поздн.(5-4/3). II.Энеолит(4-3тыслдонэ). III.Бронза(3-1тлдонэ)-ран.(3тыслдонэ), поздн.(2-1тыслдонэ). IV.Железо(1тыслетдонэ-сер2тыслнэ)-ран.(1тысдонэ-сер1тыснэ), поздн.(вт.пол.1тыснэ-сер2тыснэ). Антрополог. пер-ция. Основа- п-ды эв-ции ископаем. чел-ка, т.е. формы ископ. чел-ка от примитивн. до современ.. 1. П-д сущ-ния чел-ка умелого. 2.П-д анхантропа(древнейш. чел-ка). 3.П-д палеантропа (палайос-древн.). 4.П-д неоантропа(нов. чел-ка). Внутри есть разновидности. 1.Ок.3млнлет-1,5млнлетдонэ. 2.1,7млнлет-100тыслет. 3.100тыс-40тыс.4.50/40-15/10. Дальше она не актуальна.
Возникновение буддизма Буддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в середине I тысячелетия до н.э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и социально-духовного господства в Северной Индии брахманизма. Эта религиозная система, восходившая к племенным культам древних арьев и признававшая высшим авторитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний—Веды, сочетала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и архаические социальные нормативы, закреплявшие племенной принцип принадлежности к социально-политической группе, в первую очередь к сословию-варне. Господствовали варны брахманов и кшатриев, восходившие— реально или номинально—к арьям. Их считали «дваждырожденными», но даже и они были бессильны перед возникавшими отношениями собственности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферах деятельности: культовая практика племени и даже семьи все более смещались в соседскую общину, неоднородную в социальном, этническом и культурном отношении; племенная дружина вытеснялась войском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия. Доминирующей становилась верхушка смешанных аборигенных этносов, территориальных образований, весьма арьянизированная, но не включаемая ортодоксами брахманизма в привилегированные брахманскую и кшатрийскую варны. Она оставалась социально и ритуально приниженной, хотя и была опорой царской власти в возникавших государствах. Распадались родовая организация, традиционные связи. Расиад основной производственной ячейки — большой патриархальной семьи — и переход к земледельческой соседской общине подрывал власть племени и требовал нового механизма социального регулирования и защиты, новой системы обеспечения социальной стабильности. Индия изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими из мира аскетами. Их активное противостояние существующему миропорядку вызывало симпатии, сочувствие, интерес к их идеям широких масс населения, что, в свою очередь, заставило внимательно приглядываться к наиболее талантливым и популярным проповедникам новых идей крепнущую новую элиту. На северной окраине индо-арийского культурного ареала, в предгорьях Гималаев, сложились конфедерации племен Шакья, Личчхавов, Вриджи —арьянизированных, но политически оппозиционных архаичным элитам и центральным структурам, со слабым шшянием брахманов, но усвоивших культурное наследие брахманизма. Именно здесь, в среднем течении Ганга, чаще появлялись, активнее выступали и привлекали больший интерес мудрецы, учителя, школы, предлагавшие свое видение мира. Среди нескольких основных направлений наибольшее влияние приобрел буддизм. За легендарной фигурой основателя буддизма, по-видимому, скрывается реально существующий персонаж. Предание гласит, что знатный член племенного образования Шакья — царевич Сиддхартха Гаутама (из рода Готама) после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед универсальной для индийского самосознания идеей о бесконечной череде перевоплощений души. Этическое истолкование священных текстов, а также интуитивные методы познания оставались в рамках традиционного мышления и не удовлетворяли его, поскольку не давали возможности понять смысл человеческого бытия и примириться с идеей космического воздаяния —кармы, определяющей судьбу человека в чередовании его рождений. Пришедшее к Гаутаме озарение позволило ему стать Буддой («буддха» — просветленный). Именно Будде Шакьямуни («мудрецу из племени шакьев») удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно спастись, есть путь спасения — этот путь нашел и описал Будда. Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тщательно разработанными в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком — санскритом. Их размышления в общем вписывались в идейно-культурный фон брахманизма: принимались принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался от коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный, «праведный» путь, и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние. В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая цель и возможность на этом пути — повышение статуса будущего рождения — была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишенных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа брахманов признавать за «единождырожденными» право на участие в культе. Главная же цель буддиста — выход из цепи перевоплощений. Идеи первоначального буддизма способствовали его распространению. В III в. до н.э. Ашока (ок. 268—ок. 231/232 до н.э.), правитель крупнейшего государства Индии, объявил себя покровителем буддийского монашества — сангхи и защитником этических норм буддизма — дхармы и тем самым укрепил цент ральную власть империи в соперничестве с местными элитами. На проведенном под контролем государства III Соборе в Паталипутре начался процесс канонизации учения. Утвердилось представление о «трех драгоценностях» буддизма: учителе — Будде, учение — дхарме, хранителе истины —сангхе. Именно сангха признавалась таким институтом, который указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Ключевой становится роль учителя, наставника, заступника, прошедшего весь путь к нирване или большую его часть — путь архата или бодхисаттвы. Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало его приспособление к местным условиям, освоение местных культов. ВПН и падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств,их роль в становлении средневековой Европы. Причины: 1. климатические (2-5 вв. резкое похолодание, высыхание почвы,смена растительного покрова – неприятность для кочевников! Экстенсивный характер землепользования варваров +рост населения =>движение!; 2. разложение родоплеменного строя. Ход: Готы. До 2в. жили в низ.Вислы. 3в. =>Причерноморье. Разделились на вестготов и остготов. Там подчинили славян и скифо-сарматские нар., герулы. Создали большой многоплеменной союз. Походы в Рим, арианская ересь. НАисвысший расцвет при Эрманарихе (подчинил ряд славян и разд.границы на восток). В 375г. в Причерноморье вторглись гунны=>союз пал, вестготы переселились в Мезию, там они подняли восстание. 378г. битва у Адрианополя,победа готов. После небольшого перемирия Алларих осуществлял набеги и захватил Константинополь. 401-поход в Северную Италию. 404 г. – с верховьев Дуная в Италию пришли германцы, осадили Флоренцию. Стилихон всех разогнал! Был отозван гарнизон из Британии и туда (в Британию) вторглись англо-саксы. 24 августа 410 г. –Алларих (вождь вестготов) берет Рим. Хотел на Сицилию и Африку – не дали!Умер. Вестготы захватили ю-з Галлию и основали свое королевство в Тулузе. Формально – федераты империи.Варвары=>крестьяне-общинники! Захватили часть Испании и Франции до Луары. После нападения франков вестготы переместились в Испанию. Жили среди испано-римского населения, которому в развитии уступали.Смута в Вестготском королевстве=>завоевание арабами. Вандалы. 3в. – Германия =>Средний Дунай=>Галия(5в.)=>Испания. 428г. вандалы+аланы=> С.Африка.Там за 10 лет они завоевали большую часть рим влад. 439г.(до 534г.,съела Византия) – королевство вандалов,столица –Карфаген.Федераты,но все равно грабили - Средиземноморье!Арианская ересь.455г.-разграбили Рим. Бургунды. 4в.=>Средний Рейн,область Вормса,бургундское королевство,рагромлено гуннами=>остатки переселились в кач федератов в Савойю=>В. и ср.Рона,457г.новое королевство,ст.-Лион.Поделили землю с местными.Селились фарами(кровнородст.группы),потом террит общины.Держало связь с империей.В 534г. завоевано франками. Гунны. Подчинили герулов,остготов,в.бургундов и др.=>огромный военный союз создали! К.5в.=>Паннония.Римляне их использовали для борьбы с варварами. 5в.-наследственная власть.Аттила (435-453) в 451г.=>Галлия. Решающая битва - битва народов на Каталунских полях (около Труа).Римляне,вестготы,франки,бургундыVSгунны=>победа Рима! 452 г.Аттила в Италии.453г.-он умре,союз распался,покоренные ими обрели независимость. Все плохо,но Рим стоит!Императорский двор=>Равенна.476г.- казнь Ромула Августула-принятая дата падения Рима.Знаки императорского достоинства отпр в Константинополь.Одоакр провел реформу,наделив дружинников землей=> «союзники»(варвары-федераты) обрели независимость. Остготы. После распада гуннского союза-независимость.Теодорих в 488г.(с согласия Виз.)=>Италия.493г.Теодорих заключил с Одоакром договор о разделе Италии, но после его смерти вся Италия-остготам!Королевство остготов(Италия,часть совр Швейцарии,Австрии и Венгрии,столица-Равенна).Общинное землевладение.Королевская власть-деспотические черты.Законодательсов на римском праве,сохр прежний гос аппарат,высшие должности-римлянам.Готы хотели римлян принизить чуток.534г.византийская армия в Италии.555г.Византия их завоевала. Лангобарды. К.6в.-с севера в Италию лангобарды.В Паннонии у них был воен союз(гермнцы,болгары,сраматы).Византийцы исп их в кач союз против готов.Завоевали б.частьИталии.ЗА службу дружинникам – земельные наделы.Ослабление корол власти-полит борьба+римские папы теснили=>754 и 757гг.Пипин Короткий всех побил и поделился с Папой. Итоги и значение ВПН: 1.падение Рима и изменение полит карты Европы; 2.формируется служилая знать; 3.двойственная правовая система-обычное право+римское; 4.синтез традиций=>формир феод общество; 5.передел собственности; 6. 8в.-аграрный переворот; Источники (по варварским королевствам)– местные хроники: «История лангобардов», «История франков» (Григорий Турский, там про Меровингов), «Церковная история народа англов» и т.д. – отражение преемственности у Рима (христианство, схожие истор сюжеты и т.д.).
Феодальное землевладение · Земельная собственность махараджей была передана государству. Индусские землевладельцы получили землю на правах заминдаров. Они обязаны были содержать за свой счет наемное войско и следить за перечислением налогов. Но земли остались в их распоряжении. · Мусульманская военно-служилая знать получила землю на условиях икты. Они получили не столько землю, сколько налог с нее, чтобы содержать себя и свое войско. Иктадары довольно часто переводились из одной области в другую. · Земли духовных феодалов – инамы. Налог с них шел на содержание мечетей и т.п. · Земли султанского домена – хасс, налог – в гос. казну. · Новые власти не посягали на общины, которые стали налогооблагаемыми единицами. · Государство не было крепким. Содержание наемного войска требовало огромных затрат. Вводились новые налоги, вызывавшие возмущение и феодалов, и простого населения. Уже в сер. XIV в держава распадается, начиная с Южной области, Бенгалии. В начале XV в Делийский султанат распадается и попадает под власть Великих Моголов. Иран в IX-XV вв. Общее развитие - в 651 Иран завоеван арабами. Начинается распространение ислама, которое сталкивается с местными верованиями (зороастризм). Тяготение к мистике и дуализму, распространение шиитских традиций. Иран к IX в – «сектантский» центр халифата (маздакиты, хуррамиты и др.) - иранская знать оказала военную помощь халифу Мамуну в борьбе за власть и получила расширенные права (наследственное наместничество Тахиридов в 821) – почти независимость, чем и воспользовались для упрочения положения. В к. IX в началась борьба в Иране. Были созданы гос-ва Саманмдов (вост. Иран) и Буидов (зап. Иран) Образование Монгольского государства и монгольские завоевания в XIII в. Общее развитие. К нач XI в монголоязычные племена вытеснили тюркских кочевников в р-не Алтай – Байкал – Великая Китайская Стена. Племенные союзы – татары, тайчжиуты, кереиты, найманы и меркиты. Экстенсивное отгонное скотоводство – основа жизни. Кочевали всем родом. Борьба союзов между собой. Род (аил) делился на юрты (малая семья). В к XII в активизируется торговля со Ср. Азией, Китаем, появляются более прогрессивные орудия труда. Общество смогло существовать не родом, а отд семьей. Начинается дифференциация. Выделяются неимущие и состоятельные люди (нойоны). Нойоны могут содержать людей, занимающихся только битвой (нукеры). Появляется отработочная рента, начинается объединение племенных союзов в улусы во главе с ханами, зарождается институт патроната – основы будущего государства. Образование государства. В 1201 Темучин, известный нойон, сын убитого Есугей-хана начинает борьбу с покровителем. В 1206 его провозгласили великим ханом – Чингисханом. Ч. выражал интересы новой аристократии – нойонов. Важнейшей становится политика внешних войн. Гос-во было агрессивно по своей сути. Для существования гос-ва не достаточно было внутренних ресурсов: Гос-во для войны, война для гос-ва. Внутреннее устройство. Армия и территория поделены на тумены (10000 чел), тысячи, сотни, десятки. Строжайшая дисциплина. Каждый начальник имеет хоз-ую, матер., военную власть, но только пока успешно воюет. Начало завоеваний. С 1207. 1209 – подчинены уйгуры. 1210 – джурджени. 1211-1215 – вторжение в Китай. Захватил сев. Терр. Империи Цзинь с г. Яньцзином (Пекин). Чингисхан заготавливает несколько направлений экспансии для своих сыновей. Подавляет остатки сопротивляющихся племен. 1220 – захв. Бухару, Нерф, Самарканд (Джучи). Взяты Хорезм, Отрар. Джебе и Субеде – вторгаются на территорию совр Ирана, Грузии, Азербайджана. Разбиты половцы и аланы. 1223 – битва на Калке. Захв. Сурож (Крым). Осенью 1225 вернулись на родину. Новые цели – Китай, Персия. 1227 – разбили тангутов (Сев Китай). 1229 – умер Чингисхан. Его место занял Угедей. К 1234 Сев Китай был захвачен, обложен данью. 1235 курултай принял решение о войне в новом направлении – Европа. 1236 – Булгария, 1237-39 – Русь, битва на Сити 1238, захват Киева 1240. Поход на Европу (Польша, Венгрия) показал, что силы монголов исчерпаны. 1241 умер Угедей. Бату вынужден был вернуться. Курултай выбрал Гуюка в 1243. Бату основал свою столицу в Сарае. Раздор между ними. Гуюк умер в 1248. Новый – Мункэ. 1251 – наступление в Двуречье. 1258 – взят Багдад. Хубилай воевал в Китае, пришел там к власти, основал династию Юань. 1274-81 – попытка покорить Японию не удалась, как и в Индонезии. Экспансия утихала. После смерти Мункэ держава распадается на отдельные улусы, порой враждующие между собой. Причины: громадная территория, объединившая на основе террора по сути разные цивилизации +разность интересов элиты на местах.
Образование и развитие раннефеодального Арабского государства в VII – VIII вв. Общее развитие. К нач VII в большая часть арабов – кочевники. Земледелие – в оазисах. Скотоводство отгонное, разведение верблюдов. «Бадауи» - бедуин – кочевник. Полная зависимость от верблюда. Лошадь – элемент престижа, в хозяйстве не использовалась. В VIIв жили племенами. Шатер – жилище одной семьи – основа родовой орг-ии. Клан – группа шатров. Племя – несколько кланов. Шейх – сейид (старейшина) во главе племени. Пастбища делились между племенами. Право собственности на землю основывалось на военной мощи. Выделяются богатые семьи, присваивающие земли – предтеча гос-ва. Конец VII в – распад патриархальных связей, усиление родовой знати, складывание основ классового общ-ва. Соц-экон развитие. Неодинаково. Наиб. Развитый Йемен (юг п-ва) – развитое с/х, города, торговля (с Египтом, Палестиной, Эфиопией). Мекка (запад) – перевалочный пункт в торговле как внутренней, так и внешней. Др центры: Таиф, Ясриб (Медина). Ислам. Доктрина объединения племен на основе братства в исламе. Проповеди Мухаммеда в Мекке, изгнание в 622 (хиджра – переселение в Медину). Было достигнуто соглашение с мекканской знатью, начинается распространение ислама и объединение Аравии. Почему ислам? 1)претензия на уникальность (не хр-во, не иудаизм). 2)знамя борьбы с ростовщичеством, т.е. с целым классом, олицетворявшим власть и могущество. 3)оправдание агрессивной внешней политики – извлечение собственности у неверных. Начало государственности. После смерти Мухаммеда в 632 халифом («заместителем» пророка) избран Абу Бекр. Он покорил аравийские племена. Омар (634-644) начал движение в Средиземноморье и Переднюю Азию. Активные участники войн – племенная арабская знать. 640 – заняты Палестина и сирия. 642 – египет. 637 – столица Ирана Ктесифон, весь Иран – к 651. Новая история стран Запада НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ВОСТОКА 49. Китай под властью династии Цинн в 17-18 вв. Манчжуры сохранили китайские традиции в социальном устройстве и политическом. Вначале маньчжурам запрещалось смешанные браки и ношение китайской одежды на службу. Внешность – коса длинная как покорность императору, должны были изъясняться на родном языке, а документация велась на 2-х языках. Вся территория манчжурами не заселялась китайцами и самостоятельно обрабатывали земли. В области государственной организации – монархия, восточная деспотия, которая отвечала задачам управления. Глава государства – совместитель 3-х ветвей власти – император считался сыном неба (официальный титул), исключительное право отправлять молитвы в храме неба; олицетворял живую связь между отцом неба Янь и матерью земли Инь и ее людьми, которые составляли небесную империю Тян Ся. У них было 3 имени: личное, историческое, храмовое. Император признавался потомком предшествующего императора с земной женщиной. Не было прямого родства. Женщина не могла управлять страной, но могла быть регентшой (Цыси). Государь есть выразитель и реализатор идей народа, его защитник благодетель. Обязанности императора: принесение жертв, вознесение молитв, т.е. выступал в роли верховного жреца; управление государством, в военных сражениях не участвовал, не вел переписки с другими народами, т. к. считал их варварами. Возглавлял высшие органы управления: верховный императорский совет – высший орган управления, назначался императором и состоял из манчжурской аристократии. Включал в себя ведомства: налоговые – деловая переписка, учет и контроль земель. 52. Продолжение. Все документы заверялись печатями, на которых вырезались иероглифы. Высший военный совет занимался состоянием армии, выработки стратегии и подчинение соседних территорий. Государственная канцелярия (великий секретариат). Делился Китай после завоевания на 12 провинций, которые возглавлялись губернаторами, вице-губернатором. Оба обладали правом прямого доклада императору и импичмента. Особенность административной структуры – звенья ее доходили до каждого человека. Провинции → районы→ уезды→ стодворки (села) → десятидворки →пятидворки→ деревенские дворы. Система круговой поруки (система коллективной ответственности). Эта система была на уровне десяти – дворки. Должность губернатора была ключевой (порядок в обществе и казна). Имел казенный продовольственный паек + участок земли, необлагаемый налогом. Отбирали по личным способностям, а не по знатности. Школа была 2-х типов: частная и казенная. Обучение платное, учились только мальчики. Каждый проходил индивидуальное обучение. Человек дожжен был научиться писать, читать, считать. В Китае существуют иероглифы, чтобы научиться читать нужно знать 1,5-2 тыс. иероглифов. Учили по конфуцианским книгам. Учили арифметическим знаниям и истории. В округе сдавали экзамены. Студентов запирали в отдельных комнатах, где они писали трактат в стиле богуа. Сдавали экзамены только 2-5 % → статус и достаток. Шеньши – черные одежды, очки, ученые занимавшие должности среднего ранга + длинные ногти. Раз в 2-3 года столица принимала экзамен. На самую высокую должность. Каждые 5-6 чиновников должны были подтвердить свои знания и должности. Гос. Служба считалась престижной, но боле престижной считалась военная служба (т. к. манчжуры кочевые племена). Отличительные черты Китая – разветвленный аппарат. Одежда и обувь только строго по должности. Наказание – битье бамбуковыми палками, возили по городу с табличкой на шее и били в гонг, ношение шейной колодки, бамбуковые клетки пирамидальной формы, обезглавливание (душа не найдет пристанища, т. к. она возвращается через голову.). Социальная структура и общественный строй. Равенство признавалось лишь неизбежность иерархии. 1 высшее сословие составляли профессиональные военные манчжуры, знаменные моголы, это было закрытое сословие. 2 сословие ученых – ши – элита империи, знатоки и хранители имперских традиций. Имели привилегии – освобождение от налогов, повинностей. 3 земледельцы – феодалы и крестьяне, на севере – мелкое землевладение, на юге – аренда и субаренда. 4 ремесленники – считалось это занятие унизительным для знатного населения (лишь как увлечение). 5 торговцы. 6 подлые людишки – займы. Основная ячейка общества – семья. Китай себя рассматривал как большую семью. Род имел одну и ту же фамилию. Особую роль играют кланы по мужской линии, они достаточно большие (до нескольких 1000 человек), имеют фонд земель и школ. Существовали профессиональные корпорации. У каждого хана есть свой устав, создавались по отраслям. Землячество – объединение земляков (особенно много среди ремесленников и торговцев). В Китае несколько зон земледелия: северная – среднекитайская равнина, основная культура пшеница, использовали плуг, буйволов, озимая и яровая пшеница, просо, ячмень, создание ирригационных систем → существовали семьи кланового типа, община была устойчивой. Южная – плодородное, но ограниченное площади. Основна
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.166.127 (0.025 с.) |