Особенности возникновения цивилизаций на Древнем Востоке (Шумер, Египет). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности возникновения цивилизаций на Древнем Востоке (Шумер, Египет).



ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

1. Антропосоциогенез: проблемы и этапы.

Происхождение и становление человека..XIXв.. Проблемы. Время, когда появился человек. Связь с признаками человека. Ок.3млн.л.н..–homo habilis австралопетекус. Ему отказали в человеческих чертах, качествах, навыках. М.б.ок.2млн.л..З.Е.-т-ко неандерталец (ок.100 т.л.т.н.-проблески духовной жизни). Церковн. учёные-homo sapiens (до него-существа). Прародина человека. Вт.пол.XIX-п.п.XXв.в..Приоритет-Юго-Вост. Азия (древнейш. находки ископаем. чел-ка). Сер.XXв.-Лики в Сев.-Вост. Афр.. Недостающие звенья в ант-зе. П.п.XXв.-ряд линейн. эв-ций чел-ка. Уч-е Дарвина об эв-ции живого мира-нач. с человекоподобн. Обезъян и до homo sapiens. 2 пробела. 1-антропоморфн. обезъяна, кот. явл-ся переходн. этапом от об-ны к чел-ку, не найдена в ископ. виде. Она антропоморфна, а не человекообразна, т.к. чел-к от неё не образ-ся. 2-м/у неанд-цем и homo sapiens. Пробел не заметен по внеш. параметрам, но м/у мозгом настоящ. провал (н-ц 1600-2000куб.см, 1400-1450 h.s.). Мозг неанд-ца намного примитивнее. Неанд-ц и h.s. родственниками не явл-ся, это кажд. отдел. чел. тип со св. эв-цией. Критерий чел-ка. Платон: чел-ка отлич. дух-ть, преоблад-е духа над материей, что возвелич-т чел-ка над ост-ной прир..Вт.пол.XIXв.-материал-кий подход. Дарвин. Биолог-е кр-рии чел-ка. Сейчас призн-т и дух-е и биолог-е кр-рии (культ-е кр-рии -совок-ть достиж-й чел-ка в дух-й и мат-й сфере). 1.Возм-ть мыслить, осозн-ть трудов. пр-с. 2.Орудийн. деят-ть. 3.Нормы повед-я в общ-ве: мораль, этика, нормы общения, забота др. о др.,нормы иерархии в общ-ве, сист. воспит-я и обуч-я, з-ны жизни. 4.ИЗО и религия: предст-я о мироздании и месте чел-ка в нём, древнейш. иск-во. Биолог. кр-рии ( чел-к сост. из тех же эл-тов и молек. стр-р, что и жив-ные, что связ. с близк. усл-ми сущ-ния). 1.Двуногая локомоция-прямостоящ. скелет, сбалансир-я вертикал-я походка, сигмавидн-я изогнутость позвоночника и спец-ка стопы. 2.Чел-кая рука с гибк. тонк. пальцами и сильно отстающ. больш. пальцем (точн. захват и тонк. манипул-е предметом). 3.Трёхмерн. цветов. зрение: глаза чел-ка различ. цвет, форму, объём, перспективу и яркость; взгляд с высоты и вперёд: подвиж-ть глаза>чел-к видит намного шире и б-ше жив-ных. 4.Уникальн. по св. строению мозг: спос-ть к обуч-ю, спос-ть упраления речью, спос-ть координир-ть движ-е и зрение, спос-ть к аналитич. и абстрактн. мышл-ю и членораздельн. речи. Эв-ция в антр-зе. 60-ег.г.XXв.-пробл. «недостающ. звеньев» не решена, 2 лагеря в обл-ти молек-й биологии, по отн-ю к учёным термин антиэв-ный, но они таковыми не явл-сь. Основа 3-х религий-Ветхий Завет: чел. сущ-во разумн.,ощущ-ее, созд-е Богом на 6-й день Твор-я-любовь Творца к чел-ку и его связи с ним, чел-к- мат-ное и дух-ное. Мат. телесн. жизнь счит-ся Божьим даром. Предназн-е чел-ка- отраж-е Бога в окруж-м его мире. Бог созд. чел-ка в готов., совершен. виде, и это отриц. эв-цию чел-ка. Но сущ-ва до h.s. ещё не б. людьми. Эв-ция. Термин появ-ся во вт.пол.XIXв.(Дарвин,Гексли). Спор м/у стор-ками религ. т.з. и послед-ми просвет-лей, кот. отверг. Бож. начало. 1859г.-книга о происх-ии видов и половом отборе: основы эв. уч-я Дарвина, чел-к- пр-т эв-ции жив. мира. 60-ег.г.-книга Гексли:чел-к произ-л от об-ны. 70-ег.г.-книга Д-на «Происх-е чел-ка и полов. отбор». Жив. мир делится на классы, отряды, сем-ва, роды и виды от простейш. многоклеточн. до сам. сложн. млекопит-ся. Эти группы (см. выше), развиваясь, м. переход. один в др..Это основа эв-ной т-рии Д-на. Движущ. сила- полов. отбор, передача по насл-ву признаков, накопл-х в ходе измен-я о.с..Чел-к принадл-т к классу млекопит-х, к отряду приматов, к подотряду антропоидов, к сем-ву гомининов, к виду h.s..Морфология и молек. стр-е тканей чел-ка общ. с жив. миром+насл-ть и генет. фонд. Внутриутробн. разв-е чел-ка: 1-2нед.-чел. зародыш простейш,2-4-рыбообразн,5-6-млекопит-е,7-8-обезъяноподобн сущ-во,после 8нед-чел-к. Приматы: полуоб-ны, об-ны, чел-к. Полуоб-ны-60-70млнлетназад (Аз. и Афр.)- низш. и высш. полуоб-ны (антропоиды). Происх. от грызунов- адаписы-ископаем. вид, лимуры и долгопяты сейчас: 20-25см, длин. хвост, цепк. пальцы, кругл. глаза, больш. мозг, ногти, вертик-но поставл. зубы, 50-10млнлеттн. Об-ны и гоминиды- высш..Об-ны ок.40млнлеттн в Центр. и Южн. Ам-ке, на юге Евр.,в Юго-Вост. Аз., в Сев. Афр..Их ископаем. виды- рамопитеки и дриопитеки. Они обит. в усл-х лесов и субтропич. саванн. Укороч. лицеев. часть, смотр. вперёд, заглублён. в череп глаза, округл. череп, крупн. мозг, вертик. зубы, 2молочн. железы, больш. продолжит-ть жизни,10-40кг, травоядн.. Соврем. антропоморфн., человекоподобн. об-ны- «недост. звено»: шимпанзе, гориллы, орангутаны-140-180см, самки и самцы различ-ся в росте и весе, 50-180кг, зубн. дуга U-образню, сильно выдвиню вперёд челюсти, крупню зубы, наличие диастемы (промежутки м/у зубами для клыков), руки длиннее ног, на черепе костн. гребень в затылочн. части с мощн. мышцами шейно-плечев. пояса, отсут-е хвоста, на руке отодвин. больш. палец, больш. головн. мозг по сравн-ю с массой тела. Эти об-ны– рез-т эв-ции или рез-т регресса. Док-во2- отсут-е неотеним. Это факт, когда детёныш рожд-ся с полн. набором признаков вида. У шимпанзе детёныш рожд-ся, >похож на чел-ка, затем приобр. признаки в стор. регресса.>>далёк предки, чем шимпанзе,>похожи на чел-ка. Предок антропоморфн. об-н неизвестен. Они живут соц. группами. Самки со стор.>кровосмесит связей нет, привяз-ть к детёнышу, растит. пища, охота на себеподобн.,ходят на 2-х ногах. От них произ-ли гоминины(гоминиды)-человекообразн. об-ны. «Антиэв-ты» не отриц. эв-цию, а отстаив. её особ-ти. Главн. пр-п перехода из одн. вида в др. при накопл-ии признаков под возд-м о.с. ими отверг-ся. В рез-те скрещ-я или мутаций м. появ-ся потомтсво, кот. не размнож-ся, прир. выставл. ест. преграды. Ген. инженерия: из соврем. человекообразн. об-н б-ше не разовьётся, нет передачи приобрет. признаков. Внутривидовая эв-ция. Эв-ция чел-ка не линейн.,есть тупоков. ветви, регресс пути эв-ции. Австралопетеки. 4,5-4млнлтн. Не изгот. ор-я тр.,за пределами рода homo. Остатки их предков не найдены. 1924-1925г.г.- Дарт ввёл слово в оборот («Южн. об-на»).5млнлетназад пути об-ны и чел-ка разошлись, расхожд-е в генных признаках. Неск. рановид-тей: 140-180см,.об-м мозга 410кубсм до 550. 1.>мал. и примитивн. из Афра (70-ег.г., Эф-я, Ричард Лики):140см, 30кг, мозг 410, отсут-е центра Брока(речи). 2.Ав-к Бойса, Танзания: 170-180см, 80кг, мозг 500. 3.Ав-к Могучий, Танзань и Южн. Афр.: 160см, 50кг, мозг 550, 3-2 млнлетназ. Кроме костей отпечатки стоп 3,8млнлетназад (кал.-арг. м-д). Танзания, Мэри Лики обнаруж. спрессов. вулканическ. пепел>сущ-во двуногое(двуног. локомоция), строение стопы чел-кое, но стопа плоск.(стопа-платформа), широк.,рост 160-170см. Морфология: прям. посадка головы, но сильно выдвин. вперёд; позвон-к им. заметн. сигмавидн. сдвиг; шир. таз; длин. бедрен. кости, длиннее голени; стопа-платформа; череп хар-ся отсут-м лобн. долей, округл. форма черепн. коробки, вогнут. профиль, отсут-е лба и носов. кости, выдвин. мощн. челюсти, отсут-е центра Брока и подбород. выступа, больш. надбровн. дуги, отсут-е диастемы, волосян. покров нач. сходить. Нет орудийн. деят-ти, но умнее об-н, м. использ. предметы как ор-я тр..Нач-я с них разум>силы определ. стиль жизни чел-ка. Homo habilis: 2,6млн-1млнлетназад. Генетт. преем-ть от австралопетека. 1960г.,Танзань, Олдувэй, Джонатан Лики. Перв. сущ-во в ряду чел. эв-ции.Морф-гия, оруд. деят-ть- кал.-арг. м-д: 2,6млнлеттн или ок.3млнлтн. В теч-е 1-1,5млнлет сосущ-л с австралопет..Простейш. ор-я тр. на основе гальки. 2 группы учёных: 1- это австралопетек, его сам. последн. форма, ор-я тр. не его, а чел-ка, кот. съел автралопетека; 2- ор-я тр. H.h., ряд>прогресс. черт.Найден в Вост. Афр, Юго-вост. Аз. в к.80-хг.г.XXв..Остатки: ор-я тр.,несложн. укрытия с подветрен. стор. загородки, в р-не кот. с внутр. стор. находки костей>охота нос. случайн. хар-р. В осн-м собир-во. Охота на австр-ков. Костей много. Морф-я: рост 1,5м(как средн. авст-к); вогнут. профиль, но голова >округл.,мозг 700куб.см, в мозге в зачаточн. виде сущ-т центр Брока; отсут-е диастемы, ост-е как у австр-ка. Homo erectus - прямоходящ..Происх. от h.h.1,6млнлтн). Даты наплыв. др. на др..Приход. не на смену др. др.,а сосущ-т вместе. оспар-ся даты 1,7-1,5млнлтн. Перв. нах-ки Дюбуа на о-ве Ява 1898-1899г.г..Он назв. его питекантропом(обезьяночел-к). Неск. 10-ков особей. В Герм. гейдельбергск. чел-к: мало ост-ков(нижн. челюсть). Китай, 1927-1929г.г.,Дэвидсон- ок.40 особей синантропа. Аз.- мегантроп. Универсальн. ор-е тр.- чопперы, на отщепах скребла и остроконечники. Гл. зан-е- охота. умел польз-ся огнём, но не умел добывать. Распростр-сь в Афр. (Кения, Алжир, ЮАР), Евр. (юг- Герм., Фр., Венгр., Грец.), Южн. Аз. (юго-вост.,Кит.,Инд.,Ява). Чел-кие коллективы. Загон., облавн. охота. Примитивн. жильё коническ. формы. Освоение пещер. Кругл. загородки очагов из вертик-но поставл. камней. Морф-я: рост 150-180см; вес 40-75кг; мозг 850-950куб.см; развитый центр Брока, у синантропов слабо выраж. подбород. выступ >зачатки речи; появл-ся лобн. доли, сильно скошен. назад; бол. надглазн. валики; отсут-е носов. кости; выдвинут. челюсть. Преем-ть м/у h.h. и h.er..Массивн. зубы. Ледник сильно не повлиял, климат благоприятн..Т.О.,морф-я, жильё, ор-я тр.,огонь, м.б. горяч. пища >намет-ся приоритет культ. разв-я. Нач-ся правила этики и морали в чел. стаде. H.er. исчез м/у 300-200тлтн, в конце(100тл) сосущ-т с неанд-цем. На местах ночёвок кости об-н и h.h.- об-ты охоты. Неандерталец. М/у h.er. и им недостающ. звено. Ген. преем-ть, но в морф-ии оч. бол. разница.

 

2.Осн этапы разв-я первобыт мат и дух к-ры (палеолит, мезолит, неолит). Пробл. пер-ции и хрон-гии. 1.П.-о. строй-сам длит. эпоха>пер-ция затрудн.. Чем древнее, тем < дан-х. 2.П.о. вкл-т неск. дисц-н и наук>хрон-гия исход. из методик датировок неск. наук. Кажд. наука им. св. методики>неск пер-ций, осн.3. Главн.-археолог.+соц., антрополог.(на костн. останках). Все пер-ции неустоявш-ся. 3.Верхн. и нижн. грани. Нижн.-начало первобыт-ти, чел. ист-ии. Верхн.-конец первобыт-ти, начало цив-ции. Нижн.: *1,5млнлтн появ-ся чел-к, способ-й изгот-ть ор-я тр. (1,7-1,5);*неанд-ц, до него-т-ко сущ-ва(200-100тлтн);*50-40тлтн-Homo sapiens; *ок.3млнлтн-2,6млнлтн, когда появ-ся чел-к умелый, способ-й изгот. перв. ор-я тр.. Верхн.-не столь остр. пробл..П.о. неравномерно заканч. св. сущ-ние на земле. *Шумер, Др.Ег.(4-3тыс.дон.э.); *П.п.XXв. (конец2тыс.н.э).-ряд народов в сост-ии первобыт-ти+XXIв.. Но это исключ-я, т.к. соврем.мир-цив-я. Соц. пер-ция. Особенно много сложностей, поп-ки выделения п-дов с XIXв.. В основе-кач. измен-я, кот. наблюд-ся в стр-ре устр-ва общ-ва.Ист-я-наука об общ-ве.Пер-ция Генри Моргана быстро устарела, т.к. он не учитыв. археолог. дан-е. В СССР ист. пер-ция в русле Маркс.-ленинск. идеологии. Она удобна, когда речь идёт о форме устр-ва общ-ва.1871г.Г.Морган-3 этапа: дикость, вар-во, цив-я. Без дат. Перв. постав.? о верх.грани, перв. выдел. признаки, по кот. м. опред.-поздн. п.о. или ран. цив-я: письм-ть, взн-е городов, образ-е сословий и классов. Кажд. эпоха делится на 3 ступени: низш., средн.в дик-ти и вар-ве, высш. Дикость. Низш. ступ.-речь(перв. признак чел-ва). Но он ошибся. Археология-оружейн. деят-ть, нач. изгот-я ор-й тр..Язык мимики, жестов и звуков долго предшест-л членораздельн. речи. Сред. ступ.-освоение и добыча огня и рыболовство(Г.М.). Но б. и охота. Но Г.М. наблюд. за индейцами, кот. истреб всю дичь. Высш. ступ.-лук и стрелы, охота, но у Г.М. она оч. поздно. Варварство. Низш. ступ.-гончарчтво (Г.М.). Но это производное от земледелия и скотоводства. Он исход. из этнограф. набл-й. Сред. ступ.-землед-е и скот-во. Это главн., что отдел. дикость от вар-ва. Высш. ступ.-железо, но правильнее б. бы металлы. Недостаток пер-ции-отсут-е хрон-гии. В к.XIX-н.XXв.в. дополн-я с хрон-гией, Ф.Энгельс. Дикость -время присваив. хоз-ва: собир-во, охота, рыб-во при привалир. охоты. Варв-во -произв. хоз-во: землед-е и скот-во. Это отдел. дикость от вар-ва. Это эк. парам-ры. 70-е г.г.-окончат. оформл-е. Основа-пр-п кач. измен-й, кот. происх. в древн. общ-ве с теч-м врем.. Источники малоинформативны, помог. этнография. Община-общ. ед-ца, кот прониз. всё п.о., это коллектив людей, кот. свойств. всему п.о.. Она легла в основу соц. пер-ции. С.Толстов в 50-е г.г. выдел. 3 осн. п-да: 1.первобытн. чел. стадо, для кот. хар-но стан-е п.о. и изгот-е и употребл-е ор-й тр.; 2.первобытн. община, зрелое п.о., основ. на кровно-родств. связях; 3.воен. демократия(термин Маркса), разлож-е п.о., зарожд-е нерав-ва и классов. отн-й. Ю.Семёнов на эт. основе созд. св. пер-цию с един. пр-пом-измен-я в общине. Он выдел. стад. разв-я общины. 1.Праобщина(чел. стадо)-чел. стадо и соб-но праобщина. Это соц.-биолог. этап. Огромн. протяж-ть. 2.Первобытн. родов. община, главн. признак-акровно-родств. связь. Первобытн. община:ранне первобытн. и позднее первобытн. родов. община. Разница-присваив. и произв. хоз-ва. Коллективн. труд, жилище, распред-е пр-тов,коллективизм. 3.Первобытн. соседск. община-стан-е сем. и част. соб-ти, разлож-е п.о.. Признак единый-община. Археолог. пер-ция( 30-90-ег.г.XIXв.; Томсен, Ворсо, Леббок, Мортелье). Пр-пы: выделение эпох(«веков») на осн-ии мат-ла, из кот. изгот. осн. ор-я тр.: камень, энеолит, бронза, железо. В посл. четв-ти XIXв. появ-сь хрон-гия. Эпохи раздел-сь. Камень: палеолит, мезолит, неолит. Вних тоже раздел-я. Энеолит, бронза и железо вкл. в себя ран. и поздн. п-ды. Сам. подробн. пер-ция, т.к. больш. кол-во п-дов, ей удобно польз-ся. П-ды внутри эпох выдел-ся на основе мат-ла и тех-ки. I. Эпоха камня (ок. 3млнлтн-4-3тыслдонэ): 1.палеолит(ок.3млнлтн-15/10тлтн)-нижн., ран.(ок.3млнлтн-200тысл), средн.(200-50/40тыслтн), верхн.,поздн.(50/40-15/10); 2.мезолит-ран.(15/12тыслтн), поздн.(11-7/5); 3.неолит (7/5-4/3тсылдонэ)-ран.(7-6тсылтн), поздн.(5-4/3). II.Энеолит(4-3тыслдонэ). III.Бронза(3-1тлдонэ)-ран.(3тыслдонэ), поздн.(2-1тыслдонэ). IV.Железо(1тыслетдонэ-сер2тыслнэ)-ран.(1тысдонэ-сер1тыснэ), поздн.(вт.пол.1тыснэ-сер2тыснэ).

Антрополог. пер-ция. Основа- п-ды эв-ции ископаем. чел-ка, т.е. формы ископ. чел-ка от примитивн. до современ.. 1. П-д сущ-ния чел-ка умелого. 2.П-д анхантропа(древнейш. чел-ка). 3.П-д палеантропа (палайос-древн.). 4.П-д неоантропа(нов. чел-ка). Внутри есть разновидности. 1.Ок.3млнлет-1,5млнлетдонэ. 2.1,7млнлет-100тыслет. 3.100тыс-40тыс.4.50/40-15/10. Дальше она не актуальна.

 

Возникновение буддизма

Буддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в середине I тысячелетия до н.э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока.

В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и социально-духовного господства в Северной Индии брахманизма. Эта религиозная система, восходившая к племенным культам древних арьев и признававшая высшим авторитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний—Веды, сочетала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и архаические социальные нормативы, закреплявшие племенной принцип принадлежности к социально-политической группе, в первую очередь к сословию-варне. Господствовали варны брахманов и кшатриев, восходившие— реально или номинально—к арьям. Их считали «дваждырожденными», но даже и они были бессильны перед возникавшими отношениями собственности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферах деятельности: культовая практика племени и даже семьи все более смещались в соседскую общину, неоднородную в социальном, этническом и культурном отношении; племенная дружина вытеснялась войском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия. Доминирующей становилась верхушка смешанных аборигенных этносов, территориальных образований, весьма арьянизированная, но не включаемая ортодоксами брахманизма в привилегированные брахманскую и кшатрийскую варны. Она оставалась социально и ритуально приниженной, хотя и была опорой царской власти в возникавших государствах.

Распадались родовая организация, традиционные связи. Расиад основной производственной ячейки — большой патриархальной семьи — и переход к земледельческой соседской общине подрывал власть племени и требовал нового механизма социального регулирования и защиты, новой системы обеспечения социальной стабильности.

Индия изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими из мира аскетами. Их активное противостояние существующему миропорядку вызывало симпатии, сочувствие, интерес к их идеям широких масс населения, что, в свою очередь, заставило внимательно приглядываться к наиболее талантливым и популярным проповедникам новых идей крепнущую новую элиту.

На северной окраине индо-арийского культурного ареала, в предгорьях Гималаев, сложились конфедерации племен Шакья, Личчхавов, Вриджи —арьянизированных, но политически оппозиционных архаичным элитам и центральным структурам, со слабым шшянием брахманов, но усвоивших культурное наследие брахманизма. Именно здесь, в среднем течении Ганга, чаще появлялись, активнее выступали и привлекали больший интерес мудрецы,

учителя, школы, предлагавшие свое видение мира. Среди нескольких основных направлений наибольшее влияние приобрел буддизм.

За легендарной фигурой основателя буддизма, по-видимому, скрывается реально существующий персонаж. Предание гласит, что знатный член племенного образования Шакья — царевич Сиддхартха Гаутама (из рода Готама) после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед универсальной для индийского самосознания идеей о бесконечной череде перевоплощений души. Этическое истолкование священных текстов, а также интуитивные методы познания оставались в рамках традиционного мышления и не удовлетворяли его, поскольку не давали возможности понять смысл человеческого бытия и примириться с идеей космического воздаяния —кармы, определяющей судьбу человека в чередовании его рождений. Пришедшее к Гаутаме озарение позволило ему стать Буддой («буддха» — просветленный). Именно Будде Шакьямуни («мудрецу из племени шакьев») удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно спастись, есть путь спасения — этот путь нашел и описал Будда.

Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тщательно разработанными в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком — санскритом. Их размышления в общем вписывались в идейно-культурный фон брахманизма: принимались принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался от коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный, «праведный» путь, и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние.

В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая цель и возможность на этом пути — повышение статуса будущего рождения — была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишенных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа брахманов признавать за «единождырожденными» право на участие в культе. Главная же цель буддиста — выход из цепи перевоплощений.

Идеи первоначального буддизма способствовали его распространению. В III в. до н.э. Ашока (ок. 268—ок. 231/232 до н.э.), правитель крупнейшего государства Индии, объявил себя покровителем буддийского монашества — сангхи и защитником этических норм буддизма — дхармы и тем самым укрепил цент ральную власть империи в соперничестве с местными элитами. На проведенном под контролем государства III Соборе в Паталипутре начался процесс канонизации учения. Утвердилось представление о «трех драгоценностях» буддизма: учителе — Будде, учение — дхарме, хранителе истины —сангхе. Именно сангха признавалась таким институтом, который указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Ключевой становится роль учителя, наставника, заступника, прошедшего весь путь к нирване или большую его часть — путь архата или бодхисаттвы. Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало его приспособление к местным условиям, освоение местных культов.

ВПН и падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств,их роль в становлении средневековой Европы.

Причины: 1. климатические (2-5 вв. резкое похолодание, высыхание почвы,смена растительного покрова – неприятность для кочевников! Экстенсивный характер землепользования варваров +рост населения =>движение!; 2. разложение родоплеменного строя.

Ход:

Готы. До 2в. жили в низ.Вислы. 3в. =>Причерноморье. Разделились на вестготов и остготов. Там подчинили славян и скифо-сарматские нар., герулы. Создали большой многоплеменной союз. Походы в Рим, арианская ересь. НАисвысший расцвет при Эрманарихе (подчинил ряд славян и разд.границы на восток). В 375г. в Причерноморье вторглись гунны=>союз пал, вестготы переселились в Мезию, там они подняли восстание. 378г. битва у Адрианополя,победа готов. После небольшого перемирия Алларих осуществлял набеги и захватил Константинополь. 401-поход в Северную Италию.

404 г. – с верховьев Дуная в Италию пришли германцы, осадили Флоренцию. Стилихон всех разогнал! Был отозван гарнизон из Британии и туда (в Британию) вторглись англо-саксы.

24 августа 410 г. –Алларих (вождь вестготов) берет Рим. Хотел на Сицилию и Африку – не дали!Умер. Вестготы захватили ю-з Галлию и основали свое королевство в Тулузе. Формально – федераты империи.Варвары=>крестьяне-общинники! Захватили часть Испании и Франции до Луары. После нападения франков вестготы переместились в Испанию. Жили среди испано-римского населения, которому в развитии уступали.Смута в Вестготском королевстве=>завоевание арабами.

Вандалы. 3в. – Германия =>Средний Дунай=>Галия(5в.)=>Испания. 428г. вандалы+аланы=> С.Африка.Там за 10 лет они завоевали большую часть рим влад. 439г.(до 534г.,съела Византия) – королевство вандалов,столица –Карфаген.Федераты,но все равно грабили - Средиземноморье!Арианская ересь.455г.-разграбили Рим.

Бургунды. 4в.=>Средний Рейн,область Вормса,бургундское королевство,рагромлено гуннами=>остатки переселились в кач федератов в Савойю=>В. и ср.Рона,457г.новое королевство,ст.-Лион.Поделили землю с местными.Селились фарами(кровнородст.группы),потом террит общины.Держало связь с империей.В 534г. завоевано франками.

Гунны. Подчинили герулов,остготов,в.бургундов и др.=>огромный военный союз создали! К.5в.=>Паннония.Римляне их использовали для борьбы с варварами. 5в.-наследственная власть.Аттила (435-453) в 451г.=>Галлия. Решающая битва - битва народов на Каталунских полях (около Труа).Римляне,вестготы,франки,бургундыVSгунны=>победа Рима! 452 г.Аттила в Италии.453г.-он умре,союз распался,покоренные ими обрели независимость.

Все плохо,но Рим стоит!Императорский двор=>Равенна.476г.- казнь Ромула Августула-принятая дата падения Рима.Знаки императорского достоинства отпр в Константинополь.Одоакр провел реформу,наделив дружинников землей=> «союзники»(варвары-федераты) обрели независимость.

Остготы. После распада гуннского союза-независимость.Теодорих в 488г.(с согласия Виз.)=>Италия.493г.Теодорих заключил с Одоакром договор о разделе Италии, но после его смерти вся Италия-остготам!Королевство остготов(Италия,часть совр Швейцарии,Австрии и Венгрии,столица-Равенна).Общинное землевладение.Королевская власть-деспотические черты.Законодательсов на римском праве,сохр прежний гос аппарат,высшие должности-римлянам.Готы хотели римлян принизить чуток.534г.византийская армия в Италии.555г.Византия их завоевала.

Лангобарды. К.6в.-с севера в Италию лангобарды.В Паннонии у них был воен союз(гермнцы,болгары,сраматы).Византийцы исп их в кач союз против готов.Завоевали б.частьИталии.ЗА службу дружинникам – земельные наделы.Ослабление корол власти-полит борьба+римские папы теснили=>754 и 757гг.Пипин Короткий всех побил и поделился с Папой.

Итоги и значение ВПН:

1.падение Рима и изменение полит карты Европы;

2.формируется служилая знать;

3.двойственная правовая система-обычное право+римское;

4.синтез традиций=>формир феод общество;

5.передел собственности;

6. 8в.-аграрный переворот;

Источники (по варварским королевствам)– местные хроники: «История лангобардов», «История франков» (Григорий Турский, там про Меровингов), «Церковная история народа англов» и т.д. – отражение преемственности у Рима (христианство, схожие истор сюжеты и т.д.).

 

Феодальное землевладение

· Земельная собственность махараджей была передана государству. Индусские землевладельцы получили землю на правах заминдаров. Они обязаны были содержать за свой счет наемное войско и следить за перечислением налогов. Но земли остались в их распоряжении.

· Мусульманская военно-служилая знать получила землю на условиях икты. Они получили не столько землю, сколько налог с нее, чтобы содержать себя и свое войско. Иктадары довольно часто переводились из одной области в другую.

· Земли духовных феодалов – инамы. Налог с них шел на содержание мечетей и т.п.

· Земли султанского домена – хасс, налог – в гос. казну.

· Новые власти не посягали на общины, которые стали налогооблагаемыми единицами.

· Государство не было крепким. Содержание наемного войска требовало огромных затрат. Вводились новые налоги, вызывавшие возмущение и феодалов, и простого населения. Уже в сер. XIV в держава распадается, начиная с Южной области, Бенгалии. В начале XV в Делийский султанат распадается и попадает под власть Великих Моголов.

Иран в IX-XV вв.

Общее развитие

- в 651 Иран завоеван арабами. Начинается распространение ислама, которое сталкивается с местными верованиями (зороастризм). Тяготение к мистике и дуализму, распространение шиитских традиций. Иран к IX в – «сектантский» центр халифата (маздакиты, хуррамиты и др.)

- иранская знать оказала военную помощь халифу Мамуну в борьбе за власть и получила расширенные права (наследственное наместничество Тахиридов в 821) – почти независимость, чем и воспользовались для упрочения положения. В к. IX в началась борьба в Иране. Были созданы гос-ва Саманмдов (вост. Иран) и Буидов (зап. Иран)

Образование Монгольского государства и монгольские завоевания в XIII в.

Общее развитие. К нач XI в монголоязычные племена вытеснили тюркских кочевников в р-не Алтай – Байкал – Великая Китайская Стена. Племенные союзы – татары, тайчжиуты, кереиты, найманы и меркиты. Экстенсивное отгонное скотоводство – основа жизни. Кочевали всем родом. Борьба союзов между собой. Род (аил) делился на юрты (малая семья). В к XII в активизируется торговля со Ср. Азией, Китаем, появляются более прогрессивные орудия труда. Общество смогло существовать не родом, а отд семьей. Начинается дифференциация. Выделяются неимущие и состоятельные люди (нойоны). Нойоны могут содержать людей, занимающихся только битвой (нукеры). Появляется отработочная рента, начинается объединение племенных союзов в улусы во главе с ханами, зарождается институт патроната – основы будущего государства.

Образование государства. В 1201 Темучин, известный нойон, сын убитого Есугей-хана начинает борьбу с покровителем. В 1206 его провозгласили великим ханом – Чингисханом. Ч. выражал интересы новой аристократии – нойонов. Важнейшей становится политика внешних войн. Гос-во было агрессивно по своей сути. Для существования гос-ва не достаточно было внутренних ресурсов: Гос-во для войны, война для гос-ва.

Внутреннее устройство. Армия и территория поделены на тумены (10000 чел), тысячи, сотни, десятки. Строжайшая дисциплина. Каждый начальник имеет хоз-ую, матер., военную власть, но только пока успешно воюет.

Начало завоеваний. С 1207. 1209 – подчинены уйгуры. 1210 – джурджени. 1211-1215 – вторжение в Китай. Захватил сев. Терр. Империи Цзинь с г. Яньцзином (Пекин). Чингисхан заготавливает несколько направлений экспансии для своих сыновей. Подавляет остатки сопротивляющихся племен. 1220 – захв. Бухару, Нерф, Самарканд (Джучи). Взяты Хорезм, Отрар. Джебе и Субеде – вторгаются на территорию совр Ирана, Грузии, Азербайджана. Разбиты половцы и аланы. 1223 – битва на Калке. Захв. Сурож (Крым). Осенью 1225 вернулись на родину. Новые цели – Китай, Персия. 1227 – разбили тангутов (Сев Китай). 1229 – умер Чингисхан. Его место занял Угедей. К 1234 Сев Китай был захвачен, обложен данью. 1235 курултай принял решение о войне в новом направлении – Европа. 1236 – Булгария, 1237-39 – Русь, битва на Сити 1238, захват Киева 1240. Поход на Европу (Польша, Венгрия) показал, что силы монголов исчерпаны. 1241 умер Угедей. Бату вынужден был вернуться. Курултай выбрал Гуюка в 1243. Бату основал свою столицу в Сарае. Раздор между ними. Гуюк умер в 1248. Новый – Мункэ. 1251 – наступление в Двуречье. 1258 – взят Багдад. Хубилай воевал в Китае, пришел там к власти, основал династию Юань. 1274-81 – попытка покорить Японию не удалась, как и в Индонезии. Экспансия утихала.

После смерти Мункэ держава распадается на отдельные улусы, порой враждующие между собой. Причины: громадная территория, объединившая на основе террора по сути разные цивилизации +разность интересов элиты на местах.

 

Образование и развитие раннефеодального Арабского государства в VII – VIII вв.

Общее развитие. К нач VII в большая часть арабов – кочевники. Земледелие – в оазисах. Скотоводство отгонное, разведение верблюдов. «Бадауи» - бедуин – кочевник. Полная зависимость от верблюда. Лошадь – элемент престижа, в хозяйстве не использовалась. В VIIв жили племенами. Шатер – жилище одной семьи – основа родовой орг-ии. Клан – группа шатров. Племя – несколько кланов. Шейх – сейид (старейшина) во главе племени. Пастбища делились между племенами. Право собственности на землю основывалось на военной мощи. Выделяются богатые семьи, присваивающие земли – предтеча гос-ва. Конец VII в – распад патриархальных связей, усиление родовой знати, складывание основ классового общ-ва.

Соц-экон развитие. Неодинаково. Наиб. Развитый Йемен (юг п-ва) – развитое с/х, города, торговля (с Египтом, Палестиной, Эфиопией). Мекка (запад) – перевалочный пункт в торговле как внутренней, так и внешней. Др центры: Таиф, Ясриб (Медина).

Ислам. Доктрина объединения племен на основе братства в исламе. Проповеди Мухаммеда в Мекке, изгнание в 622 (хиджра – переселение в Медину). Было достигнуто соглашение с мекканской знатью, начинается распространение ислама и объединение Аравии. Почему ислам? 1)претензия на уникальность (не хр-во, не иудаизм). 2)знамя борьбы с ростовщичеством, т.е. с целым классом, олицетворявшим власть и могущество. 3)оправдание агрессивной внешней политики – извлечение собственности у неверных.

Начало государственности. После смерти Мухаммеда в 632 халифом («заместителем» пророка) избран Абу Бекр. Он покорил аравийские племена. Омар (634-644) начал движение в Средиземноморье и Переднюю Азию. Активные участники войн – племенная арабская знать. 640 – заняты Палестина и сирия. 642 – египет. 637 – столица Ирана Ктесифон, весь Иран – к 651.

Новая история стран Запада

НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ВОСТОКА

49. Китай под властью династии Цинн в 17-18 вв.

Манчжуры сохранили китайские традиции в социальном устройстве и политическом. Вначале маньчжурам запрещалось смешанные браки и ношение китайской одежды на службу. Внешность – коса длинная как покорность императору, должны были изъясняться на родном языке, а документация велась на 2-х языках. Вся территория манчжурами не заселялась китайцами и самостоятельно обрабатывали земли. В области государственной организации – монархия, восточная деспотия, которая отвечала задачам управления. Глава государства – совместитель 3-х ветвей власти – император считался сыном неба (официальный титул), исключительное право отправлять молитвы в храме неба; олицетворял живую связь между отцом неба Янь и матерью земли Инь и ее людьми, которые составляли небесную империю Тян Ся. У них было 3 имени: личное, историческое, храмовое. Император признавался потомком предшествующего императора с земной женщиной. Не было прямого родства. Женщина не могла управлять страной, но могла быть регентшой (Цыси). Государь есть выразитель и реализатор идей народа, его защитник благодетель. Обязанности императора: принесение жертв, вознесение молитв, т.е. выступал в роли верховного жреца; управление государством, в военных сражениях не участвовал, не вел переписки с другими народами, т. к. считал их варварами. Возглавлял высшие органы управления: верховный императорский совет – высший орган управления, назначался императором и состоял из манчжурской аристократии. Включал в себя ведомства: налоговые – деловая переписка, учет и контроль земель. 52. Продолжение. Все документы заверялись печатями, на которых вырезались иероглифы. Высший военный совет занимался состоянием армии, выработки стратегии и подчинение соседних территорий. Государственная канцелярия (великий секретариат). Делился Китай после завоевания на 12 провинций, которые возглавлялись губернаторами, вице-губернатором. Оба обладали правом прямого доклада императору и импичмента. Особенность административной структуры – звенья ее доходили до каждого человека. Провинции → районы→ уезды→ стодворки (села) → десятидворки →пятидворки→ деревенские дворы. Система круговой поруки (система коллективной ответственности). Эта система была на уровне десяти – дворки. Должность губернатора была ключевой (порядок в обществе и казна). Имел казенный продовольственный паек + участок земли, необлагаемый налогом. Отбирали по личным способностям, а не по знатности. Школа была 2-х типов: частная и казенная. Обучение платное, учились только мальчики. Каждый проходил индивидуальное обучение. Человек дожжен был научиться писать, читать, считать. В Китае существуют иероглифы, чтобы научиться читать нужно знать 1,5-2 тыс. иероглифов. Учили по конфуцианским книгам. Учили арифметическим знаниям и истории. В округе сдавали экзамены. Студентов запирали в отдельных комнатах, где они писали трактат в стиле богуа. Сдавали экзамены только 2-5 % → статус и достаток. Шеньши – черные одежды, очки, ученые занимавшие должности среднего ранга + длинные ногти. Раз в 2-3 года столица принимала экзамен. На самую высокую должность. Каждые 5-6 чиновников должны были подтвердить свои знания и должности. Гос. Служба считалась престижной, но боле престижной считалась военная служба (т. к. манчжуры кочевые племена). Отличительные черты Китая – разветвленный аппарат. Одежда и обувь только строго по должности. Наказание – битье бамбуковыми палками, возили по городу с табличкой на шее и били в гонг, ношение шейной колодки, бамбуковые клетки пирамидальной формы, обезглавливание (душа не найдет пристанища, т. к. она возвращается через голову.).

Социальная структура и общественный строй. Равенство признавалось лишь неизбежность иерархии. 1 высшее сословие составляли профессиональные военные манчжуры, знаменные моголы, это было закрытое сословие. 2 сословие ученых – ши – элита империи, знатоки и хранители имперских традиций. Имели привилегии – освобождение от налогов, повинностей. 3 земледельцы – феодалы и крестьяне, на севере – мелкое землевладение, на юге – аренда и субаренда. 4 ремесленники – считалось это занятие унизительным для знатного населения (лишь как увлечение). 5 торговцы. 6 подлые людишки – займы. Основная ячейка общества – семья. Китай себя рассматривал как большую семью. Род имел одну и ту же фамилию. Особую роль играют кланы по мужской линии, они достаточно большие (до нескольких 1000 человек), имеют фонд земель и школ. Существовали профессиональные корпорации. У каждого хана есть свой устав, создавались по отраслям. Землячество – объединение земляков (особенно много среди ремесленников и торговцев). В Китае несколько зон земледелия: северная – среднекитайская равнина, основная культура пшеница, использовали плуг, буйволов, озимая и яровая пшеница, просо, ячмень, создание ирригационных систем → существовали семьи кланового типа, община была устойчивой. Южная – плодородное, но ограниченное площади. Основна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.87.94 (0.178 с.)