Гуситское движение в Чехии: предпосылки, ход, итоги. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуситское движение в Чехии: предпосылки, ход, итоги.



Предпосылки:

Чешское королевство в 14-15 вв. является одним из развитых государств в Европе. Высокоразвитое было городское хозяйство, ее столица Прага насчитывала более 40 тыс. человек. Католическая церковь занимала в Чехии могущественные позиции, ей принадлежало 50% хороших земель (церковная собственность не дробилась, в отличие от ч/с). Здесь сосредоточилось множество богатств, а праздность иерархов вызывала раздражение в обществе + злоупотребляла своим положением (торговля индульгенциями). + претендовала на высшую политическую власть светскую, + в ней происходила борьба различных группировок, которые претендовали на папский престол. Целибат выполнялся только формально, многие папы имели детей. В Чехии это еще было осложнено немецким священством, которые игнорировали чешские нормы. Авторитет католической церкви был сильно подорван, а она еще + взимала со всех десятину + поборы другие. Алчность и мздоимство стало притчей во языцех. Немцы занимали руководящие места в церкви, в городах (полностью контролировали), чешское папство не могло понять церковных обрядов по причине. Недовольство в обществе росло. Немецкие феодалы, где они получали землю, взимали новую ренту (ввели баналитет – исключительное право феодала на все). Немецкие феодалы начали вводить в чешских землях отработки, первыми к ним начали переходить монастыри. Не было объединения сил из-за сословных различий. Вместе с тем все сословия – крестьянство, плебс, бюргерство, часть феодалов формулируют проблему – секуляризация земель. Крестьянство требовало возвращение к старым формам взимания платежей. Движение возглавило бюргерство (они хорошо знали юридические нормы). Королевская власть высказалась за ограничение папских полномочий и части секуляризации церковных земель. В адрес духовенства стала высказываться все более смелая критика. В Чехии первым таким критиком стал Конрад Вальдгаузер (ум. в 1369 г.), немец, представитель ордена августинцев. В 60-е годы он выступил в одном из пражских храмов с разоблачением лицемерия нищенствующих орденов - францисканцев и доминиканцев. Сущность католической церкви он не затрагивал, желая только ее исправления в духе нравов первых времен христианства. Последующие критики пошли дальше. Еще одной предпосылкой гуситского движения было также учение английского реформатора Джона Виклефа, чьи сочинения подтверждали справедливость критиков церкви.

Ход:

На рубеже XIV и XV вв. антицерковная оппозиция делает резкий скачок вперед, это связано с деятельностью магистра Пражского университета Яна Гуса. Гус решительно критиковал церковь, ее жадность и алчность, ее феодальный характер, противоречие ее жизни с установлениями Библии и церковных авторитетов, эксплуатацию подданных. Его радикализация была связана с учением о благодетели (идею предопределения внедряли католические патеры→санкционировали положение слабых), то учение о благодетели – по нему человек мог изменить свое предопределение, если он сознательно и целенаправленно трудиться. Но главное, что благодать сойдет от бога на самого человека, без посредников→церковь не нужна обществу. Если в обновляемой церкви священники были нужны, то часть черного клира становится не нужной. Поэтому гуситы были настроены к ним крайне отрицательно. Они закрывали монастыри и заставляли монахов заниматься общественно-полезным трудом. Т. о. Ян Гус соединил реформаторские идеи с национальными в своих работах «О 10 заповедях божьих» и «О симонии (грех)», где он указывал, что извращение христианства связано с засильем немцев. Свои проповеди Гус произносил на чешском языке, воздействуя на самые широкие слои населения. В 1403 г. пражский архиепископ получил от священников жалобу на Гуса, они требовали наказать его за "еретические" высказывания. Пражский архиепископ вскоре признал высказывания Гуса подстрекательскими и подлежащими суду инквизиции. Папа римский издал буллу, налагавшую на Гуса проклятие. Гус объявил, что папа не Бог, а потому не может прощать грехи. После прибытия в Прагу продавцов индульгенций в мае 1412 г. в городе начались волнения. Для острастки власти казнили трех подмастерьев, а Гус был снова предан анафеме, и ему пришлось покинуть Прагу, так как городу угрожал интердикт. В 1414 г. Гус был вызван на церковный собор в южнонемецком городе Констанце, взят там под стражу, после 8 месяцев заключения осужден как еретик и 6 июля 1415 г. сожжен на костре.

Весть о гибели Гуса в Чехии вызвала большие волнения. Начались нападения на монастыри и на представителей церковной иерархии. Формируются политические партии. Зажиточные слои общества стремились лишить церковь ее имущества и привилегий, сохранить за собой политическую власть, как и господство над народными массами. Последние же выступали за уничтожение всякой эксплуатации. Это привело к разделению гуситов на два основных лагеря. Феодалы, бюргерство, университетские магистры и другие зажиточные слои образовали лагерь умеренный, провозгласивший своей главной задачей добиться причащения из чаши и для мирян со всеми экономическими и социально-политическими последствиями такой меры. Этот лагерь стал называться партией утраквистов (подобоев, чашников). Народные же массы, рассматривали программу первых как программу минимум, + священником признавался каждый, кто мог и имел желание проповедовать. Они требовали и более глубоких реформ, установления общественного строя основанного на Библии. Они получили название "таборитов" по имени города Табора, в котором образовался их центр. Король Вацлав IV отказывался удовлетворить требования о подавлении в стране "еретичества". Население захватывало церковные земли, изгоняло католических священников и заменяло их гуситскими.

В 1420 у таборитов сильна идея общинного коммунизма, называли себя братьями и сестрами. Требовали ликвидаций немецких традиций, создание общего божьего закона, все доходы у церковников отнять, все ростовщические записи уничтожить. Они были за отмену сборов, за социальное равенство, отрицали королевскую власть. Весной 1420 папа Мартин V провозгласил Крестовый поход против гуситов, , который возглавил Сигизмунд, который не удался для папской стороны. В 1421 II Крестовый поход против гуситов, столкновение у Жатца и у Путной Горы, неудача крестоносцев. Осень 1422 III Крестовый поход у г. Тахово, гуситы разгромили крестоносцев. Теперь гуситы стали мобильными, первыми применили артиллерию, армия отличалась высокой дисциплиной. Гуситы были непобедимы в течение 15 лет. Лето 1426 IV Крестовый поход – Устье на Лаве , где крестоносцы были разбиты. На это папская курия в мае провозгласила общий V Крестовый поход, но уже приближение гуситов распугало армию крестоносцев. В августе 1431 был организован VI крестовый поход, но это не принесло успеха папским воскам. В Чехии католические паны имели большие потери, все земли были захвачены гуситами. Церковный собор решил изменить тактику – идти на переговоры. Табориты выдвинули 20 статей, которые настаивали на ликвидации католической церкви, признании гуситской церкви, всех ее догм, поборов, монашеств. Чашники продолжали настаивать на своих 4 статьях. В ходе переговоров были сделаны редакции, по которым признавалась свобода проповеди, секуляризация свободных земель была признана, но в дальнейшем церковь оговорила их вернуть себе как на помин души, были сохранены списки грехов, причастие свершалось в 2-х видах, но с совершеннолетия. Табориты были против этого договора и в 1434 в битве при Липамах они потерпели поражение, т. к. были преданы чашниками, которые заключили тайный договор с католичеством. Поражение также объяснялось уменьшением социальной базы, переход многих в более умеренный лагерь, часть зажиточных крестьян перешла на сторону чашников, т. к. не хотели социальных экспериментов и хотели закрепить свои приобретения.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.0.112 (0.01 с.)