Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуситское движение в Чехии: предпосылки, ход, итоги.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предпосылки: Чешское королевство в 14-15 вв. является одним из развитых государств в Европе. Высокоразвитое было городское хозяйство, ее столица Прага насчитывала более 40 тыс. человек. Католическая церковь занимала в Чехии могущественные позиции, ей принадлежало 50% хороших земель (церковная собственность не дробилась, в отличие от ч/с). Здесь сосредоточилось множество богатств, а праздность иерархов вызывала раздражение в обществе + злоупотребляла своим положением (торговля индульгенциями). + претендовала на высшую политическую власть светскую, + в ней происходила борьба различных группировок, которые претендовали на папский престол. Целибат выполнялся только формально, многие папы имели детей. В Чехии это еще было осложнено немецким священством, которые игнорировали чешские нормы. Авторитет католической церкви был сильно подорван, а она еще + взимала со всех десятину + поборы другие. Алчность и мздоимство стало притчей во языцех. Немцы занимали руководящие места в церкви, в городах (полностью контролировали), чешское папство не могло понять церковных обрядов по причине. Недовольство в обществе росло. Немецкие феодалы, где они получали землю, взимали новую ренту (ввели баналитет – исключительное право феодала на все). Немецкие феодалы начали вводить в чешских землях отработки, первыми к ним начали переходить монастыри. Не было объединения сил из-за сословных различий. Вместе с тем все сословия – крестьянство, плебс, бюргерство, часть феодалов формулируют проблему – секуляризация земель. Крестьянство требовало возвращение к старым формам взимания платежей. Движение возглавило бюргерство (они хорошо знали юридические нормы). Королевская власть высказалась за ограничение папских полномочий и части секуляризации церковных земель. В адрес духовенства стала высказываться все более смелая критика. В Чехии первым таким критиком стал Конрад Вальдгаузер (ум. в 1369 г.), немец, представитель ордена августинцев. В 60-е годы он выступил в одном из пражских храмов с разоблачением лицемерия нищенствующих орденов - францисканцев и доминиканцев. Сущность католической церкви он не затрагивал, желая только ее исправления в духе нравов первых времен христианства. Последующие критики пошли дальше. Еще одной предпосылкой гуситского движения было также учение английского реформатора Джона Виклефа, чьи сочинения подтверждали справедливость критиков церкви. Ход: На рубеже XIV и XV вв. антицерковная оппозиция делает резкий скачок вперед, это связано с деятельностью магистра Пражского университета Яна Гуса. Гус решительно критиковал церковь, ее жадность и алчность, ее феодальный характер, противоречие ее жизни с установлениями Библии и церковных авторитетов, эксплуатацию подданных. Его радикализация была связана с учением о благодетели (идею предопределения внедряли католические патеры→санкционировали положение слабых), то учение о благодетели – по нему человек мог изменить свое предопределение, если он сознательно и целенаправленно трудиться. Но главное, что благодать сойдет от бога на самого человека, без посредников→церковь не нужна обществу. Если в обновляемой церкви священники были нужны, то часть черного клира становится не нужной. Поэтому гуситы были настроены к ним крайне отрицательно. Они закрывали монастыри и заставляли монахов заниматься общественно-полезным трудом. Т. о. Ян Гус соединил реформаторские идеи с национальными в своих работах «О 10 заповедях божьих» и «О симонии (грех)», где он указывал, что извращение христианства связано с засильем немцев. Свои проповеди Гус произносил на чешском языке, воздействуя на самые широкие слои населения. В 1403 г. пражский архиепископ получил от священников жалобу на Гуса, они требовали наказать его за "еретические" высказывания. Пражский архиепископ вскоре признал высказывания Гуса подстрекательскими и подлежащими суду инквизиции. Папа римский издал буллу, налагавшую на Гуса проклятие. Гус объявил, что папа не Бог, а потому не может прощать грехи. После прибытия в Прагу продавцов индульгенций в мае 1412 г. в городе начались волнения. Для острастки власти казнили трех подмастерьев, а Гус был снова предан анафеме, и ему пришлось покинуть Прагу, так как городу угрожал интердикт. В 1414 г. Гус был вызван на церковный собор в южнонемецком городе Констанце, взят там под стражу, после 8 месяцев заключения осужден как еретик и 6 июля 1415 г. сожжен на костре. Весть о гибели Гуса в Чехии вызвала большие волнения. Начались нападения на монастыри и на представителей церковной иерархии. Формируются политические партии. Зажиточные слои общества стремились лишить церковь ее имущества и привилегий, сохранить за собой политическую власть, как и господство над народными массами. Последние же выступали за уничтожение всякой эксплуатации. Это привело к разделению гуситов на два основных лагеря. Феодалы, бюргерство, университетские магистры и другие зажиточные слои образовали лагерь умеренный, провозгласивший своей главной задачей добиться причащения из чаши и для мирян со всеми экономическими и социально-политическими последствиями такой меры. Этот лагерь стал называться партией утраквистов (подобоев, чашников). Народные же массы, рассматривали программу первых как программу минимум, + священником признавался каждый, кто мог и имел желание проповедовать. Они требовали и более глубоких реформ, установления общественного строя основанного на Библии. Они получили название "таборитов " по имени города Табора, в котором образовался их центр. Король Вацлав IV отказывался удовлетворить требования о подавлении в стране "еретичества". Население захватывало церковные земли, изгоняло католических священников и заменяло их гуситскими. В 1420 у таборитов сильна идея общинного коммунизма, называли себя братьями и сестрами. Требовали ликвидаций немецких традиций, создание общего божьего закона, все доходы у церковников отнять, все ростовщические записи уничтожить. Они были за отмену сборов, за социальное равенство, отрицали королевскую власть. Весной 1420 папа Мартин V провозгласил Крестовый поход против гуситов,, который возглавил Сигизмунд, который не удался для папской стороны. В 1421 II Крестовый поход против гуситов, столкновение у Жатца и у Путной Горы, неудача крестоносцев. Осень 1422 III Крестовый поход у г. Тахово, гуситы разгромили крестоносцев. Теперь гуситы стали мобильными, первыми применили артиллерию, армия отличалась высокой дисциплиной. Гуситы были непобедимы в течение 15 лет. Лето 1426 IV Крестовый поход – Устье на Лаве, где крестоносцы были разбиты. На это папская курия в мае провозгласила общий V Крестовый поход, но уже приближение гуситов распугало армию крестоносцев. В августе 1431 был организован VI крестовый поход, но это не принесло успеха папским воскам. В Чехии католические паны имели большие потери, все земли были захвачены гуситами. Церковный собор решил изменить тактику – идти на переговоры. Табориты выдвинули 20 статей, которые настаивали на ликвидации католической церкви, признании гуситской церкви, всех ее догм, поборов, монашеств. Чашники продолжали настаивать на своих 4 статьях. В ходе переговоров были сделаны редакции, по которым признавалась свобода проповеди, секуляризация свободных земель была признана, но в дальнейшем церковь оговорила их вернуть себе как на помин души, были сохранены списки грехов, причастие свершалось в 2-х видах, но с совершеннолетия. Табориты были против этого договора и в 1434 в битве при Липамах они потерпели поражение, т. к. были преданы чашниками, которые заключили тайный договор с католичеством. Поражение также объяснялось уменьшением социальной базы, переход многих в более умеренный лагерь, часть зажиточных крестьян перешла на сторону чашников, т. к. не хотели социальных экспериментов и хотели закрепить свои приобретения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 981; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.14 (0.006 с.) |