Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические взгляды Милюкова П.Н.

Поиск

П.Н. Милюков (1859-1943), являлся не только выдающимся политическим деятелем, но был и крупнейшим представителем консервативного направления в отечественной либерально-буржуазной историографии.

Широкую известность получили его научные труды "Государственное хозяйство в России первой четверти XVIII столетия и реформы Петра Великого", "Очерки по истории русской культуры", "Главные течения русской исторической мысли", "История второй русской революции", "Россия на переломе".

Будучи лидером кадетской партии, оформляя концептуально программные установки русского либерализма, развивая позитивистскую методологию, Милюков, естественно, оказался в гуще политических страстей. Политические пристрастия во многом заслонили научно-исторические заслуги П.Н. Милюкова.

Милюков родился 15 января 1859 г. в Москве. Отец его занимался вопросами архитектурного облика города, был инспектором художественных училищ, преподавал, был оценщиком в московском банке. По линии матери Милюков был связан с дворянским родом Султановых из Ярославской губернии. Родители с детства воспитали у Павла и его брата Алексея любовь к искусству, к музыке.

После окончания гимназии, Милюков, как многие, наряду с учебой занимался и репетиторством, а в 1877 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Наряду с лекциями В.О. Ключевского, В.И. Герье, П.Г. Виноградова П.Н. Милюков слушал лекции по языкознанию, греческой философии, занимался санскритом. Под влиянием В.О. Ключевского он изучал историю России с точки зрения "внутренней органической эволюции". После завершения университетского курса Милюков был оставлен на кафедре Ключевского для подготовки к профессорскому званию. Вел спецкурсы по историографии, исторической географии, истории колонизации России. Историографические материалы Милюкова позднее войдут в книгу "Главные течения русской исторической мысли"(1896).

В мае 1892 г. П.Н. Милюков защитил магистерскую диссертацию по истории государственного хозяйства России в первой четверти XVIII в. Защита проходила по его монографии, которая была удостоена премии имени С.М. Соловьева. Он тесно общается с историками А.С. Лаппо-Данилевским, С.Ф. Платоновым, Н.М. Павловым-Сильванским, В.И. Семевским и другими. Вскоре Милюков издал книгу "Спорные вопросы финансовой истории Московского государства". Попытка защитить магистерскую монографию как докторскую диссертацию у П.Н. Милюкова не прошла, против восстал сам В.О. Ключевский, что привело к охлаждению отношений ученика и учителя.

В середине 90-х гг. Милюков активно включается в общественную деятельность, выезжает читать лекции в другие города. За "намеки" о чаяниях свободы и осуждение самодержавия на лекции в Нижнем Новгороде Милюков был исключен из Московского университета и сослан в Рязань. Будучи в Рязани, П.Н. Милюков сотрудничал с местной губернской ученой архивной комиссией, вел археологические раскопки, работал над "Очерками по истории русской культуры". По приглашению Софийского высшего училища он на два года выезжал преподавать в Болгарии и Македонии всеобщую историю. В поездке расширил свои языковые познания до 18 иностранных языков, освоив болгарский и турецкий.

В годы первой русской революции Милюков начинает сотрудничество с кадетами, пишет программу для журнала "Освобождение". Целью деятельности П.Н. Милюкова становится установление в России конституционного строя, и в октябре 1905 г. он становится одним из лидеров кадетской партии. Отмена сословных привилегий, равенство всех перед законом, свобода личности, свобода слова, увеличение крестьянских земельных наделов — все это заботило Милюкова и его соратников. Милюков активно выступал в Государственных думах. Однако кризис усугублялся. Первая мировая война его еще больше обострила, и Милюков восторженно приветствует отрешение царя и начавшуюся Февральскую революцию. В марте он стал министром иностранных дел во Временном правительстве князя Г.Е. Львова. Настаивал на ведении войны до победного конца, за что поплатился карьерой, он предлагал Советам "сойти с политической арены". Октябрьскую революцию Милюков воспринял враждебно. Он помогал формировать Добровольческую армию, создавал международную коалицию по борьбе с большевизмом. Вполне естественно, что это привело к необходимости эмиграции в Англию, а затем переезд в Париж, где он редактировал газету "Последние новости", стал учредителем и председателем Клуба русских писателей и ученых, Комитета помощи голодающим в России. Милюков участвовал в создании Русского народного университета, читал лекции в Сорбонне, во Франко-Русском институте.

Научное творчество П.Н. Милюкова привлекает внимание исследователей не случайно. Уже первые его труды, посвященные государственному хозяйству России XVIII в. и спорным вопросам финансовой истории Московского государства, являются во многом оригинальными, основанными на строго выверенном материале мастером научного синтеза и аналитиком. Был привлечен широкий круг источников. Рассмотрена была деятельность податной и финансовой систем в условиях Петровских реформ, работа административных органов приказных и губернских. Реформы Петра I оценивались П. Милюковым как своевременные только с точки зрения военных потребностей.

Общая концепция русской истории дана П.Н. Милюковым в книге " Очерки по истории русской культуры" (1895-1896). Во введении к ней дан обширный очерк теоретико-методологических принципов исследования. Предмет его - "культурная история". Под "культурной историей" он понимал все стороны внутренней истории: экономическую, социальную, государственную, умственную, нравственную, религиозную, эстетическую. Объявив о появлении "нового направления" в развитии исторической мысли, Милюков, во-первых, заявлял о начале изучения массовой истории, массовых явлений, а не только жизни героев, а во-вторых, это изучение многогранного процесса исторического развития, истории "внутренней", а не только политической. В этом и состояло содержание термина "культурная история" в широком смысле.

Часть первая включает разделы о населении, экономическом быте, государственном и сословном строе России. Часть вторая — разделы о церкви, о вере и творчестве, о школе и образовании. Третья — проблемы национализма и общественного мнения.

Общеисторическая концепция П.Н. Милюкова строилась на многофакторном подходе к анализу исторического материала. Он призывал изучать в синтетическом начале факторы материальные и духовные. Причем рассматривать их необходимо не отвлеченно-теоретически, а в конкретных исторических условиях. Сравнение этих условий в рамках отдельных национальных традиций давало почву подхода сравнительно-исторического, когда можно выявить общее и особенное в характере исторического развития. Хотя при этом П. Милюков утверждал, что все элементы социальной жизни идут от основы человеческой природы.

Производя наблюдения за русской демографией, экономическим политическим и социальным строем, Милюков выделял некоторые процессы, которые проходят красной нитью через весь исторический процесс. Осуществляя наблюдение над "количественным и качественным составом русского населения", автор пришел к заключению, что наблюдается большая разница по сравнению с Западной Европой. Слабая и неравномерная заселенность огромной страны, сложность географических условий, незавершенная ассимиляция различных племенных элементов, постоянная эксплуатация природных богатств страны, "расхищение природных почвенных сил", разобщенность различных частей России, слабость рынка, отдача внешней торговли на откуп иностранцам — все это типично для России. Она стоит на низших ступенях той лестницы, по которой уже прошли европейские государства. Вопрос о пути дальнейшего развития — это вопрос о соотношении "национализма" и "европеизма". И в том и другом, полагал П.Н. Милюков, "истина смешана с ошибкой".

Называя национальный характер "последствием исторической жизни", П.Н. Милюков, признавал, что "наиболее выдающейся чертой русского народного склада является полная неопределенность и отсутствие резко выраженного собственного национального обличья". Отсюда и развилась "способность усваивать всевозможные черты любого национального типа".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.6 (0.01 с.)