Функция страхования финансовых и ценовых рисков. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функция страхования финансовых и ценовых рисков.



Рыночная экономика – это система, базирующаяся на свободе выбора, частной собственности и конкуренции. Прежде всего, она гарантирует свободу потребителю, поскольку предоставляет ему свободу выбора на рынке продовольственных и прочих товаров и услуг. Главной движущей силой рыночной экономики и главным мотивом выступает личный интерес, только для покупателей он представляет собой максимум пользы, а для производителей - максимум прибыли. Основой здоровой конкуренции является полная свобода выбора.

Здоровая конкуренция предполагает:

Однородность услуг и товаров;

Большое количество покупателей и продавцов;

Отсутствие ценовой дискриминации;

Полную информацию о ценах;

Абсолютную мобильность всех ресурсов.

Частная собственность является гарантией невмешательства третьих лиц в добровольно заключённые контракты, она же и составляет базовую основу рыночной экономики. Между тем классическая рыночная экономика представляет собой метод, обусловленный государственным вмешательством в экономику. Правительство здесь выступает как организатор, определяющий правила игры на рынке и тщательно следящий за выполнением этих правил

 

32. Основные факторы рыночного саморегулирования

Механиз рыночного саморегулирования включает три главных взаимосвязанных фактора: 1) рыночные цены, 2) спрос и предложение товаров; и 3) конкуренцию.

Рыночные цены √ это фактические цены, свободно сказывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Спрос √ это платежеспособная потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода. Предложение √ это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного времени. И, наконец, конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и кyпли товаров. Производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже их продать; наемные работники √ получить большую заработную плату; потребители √ кyпить товары качественнее и дешевле. В столкновении этих разнонаправленных интересов, во взаимоуcтупках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном yспехе одних и неyдаче других и проявляется конкуренция. Обычно выделяют две ее формы: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция √ это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателя различными скидками, премиями, дешевыми распродажами и т.п.

Еще более разнообразны методы неценовой конкуренции. Это, в частности, а) обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий; б) лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (потребительский кредит, доставка кyпленного товара на дом, дополнительные гарантии и пр.); в) привлекательные реклама и оформление товара (особый стиль, яркая yпаковка, фирменный знак и т.д.). Все эти методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемyю дифференциацию продукта, т.е. наделение его ╚фирменными╩ чертами, которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента. Подобный выпуск одних и тех же товаров в многочисленных вариантах значительно расширяет свободный выбор потребителей √ в этом ╚плюс╩ товарной дифференциации. Но есть и ╚минус╩: трудности различения подлинных улучшений продукта и мнимых, увеличение затрат времени и нервных нагрузок при покупках.

Конкуренция √ живительная сила рыночной экономики. Она слyжит мощным стимулятором роста производства и повышения его эффективности. Благодаря ей создается огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для потребителей. Однако═ конкуренция постоянно находится под yгрозой сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи. В результате возникает своего рода враг конкуренции √ монополия.

 

33. Поступающий на рынок товар может пользоваться у потребителей большим или меньшим успехом, или, как говорят, большим или меньшим спросом. Спрос на товар — понятие рыночное. С ним связаны практически все рыночные категории, регуляторы и механизмы производства. Это ключевое понятие рыночной экономики. Оно означает желание и способность покупателей приобрести (купить) конкретный товар. Спросом можно назвать количество товара определенного качества и назначения, которое будет куплено потребителями в данном временном интервале по конкретной цене.

В рыночной экономике действует закон спроса. Он гласит, что величина покупательного спроса обратно пропорциональна цене товара при прочих равных условиях. Следовательно, при повышении цены товара спрос на него сокращается, а при снижении цены спрос растет.

Закон спроса универсален и действует (при прочих равных условиях) практически всегда, за одним лишь исключением: оно касается ажиотажного спроса, возникающего в ожидании повышения цен на товар. В таком случае описанная закономерность нарушается, и спрос на товар возрастает, несмотря на повышение цен.

Не менее важным понятием рыночной экономики является понятие предложение товара.

Предложение — это желание и способность продавцов предоставить товары для продажи на рынке. По сути дела предложение представляет собой количество товаров, которое производители готовы продать по определенной цене в данном временном интервале.

В рыночной экономике действует закон предложения, согласно которому предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Это значит, что по мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров, а при снижении цен — меньшее количество товаров.

Направление изменения предложения товара от изменения цены на него объясняется двумя причинами. Во-первых, предприятия включают в производство резервные мощности, проводят модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение производства, с тем чтобы произвести и продать больше товаров, цены на которые в данный момент высоки. Во-вторых, предприятия других отраслей срочно начинают осваивать производство тех товаров, цены на которые столь высоки.

Однако изменение предложения на рынке не может происходить мгновенно, по мере повышения цены товара. Это требует определенного времени, в течение которого производство отреагирует на конъюнктуру рынка соответствующим образом.

Закон предложения так же универсален, как и закон спроса, но и у него есть исключение: он не будет действовать, если в недалеком будущем ожидается падение спроса на данный товар. Тогда фирмы не будут стремиться увеличивать производство данного товара в будущем, если даже цены на него растут в настоящем времени.

Итак, спрос и предложение товара встречаются на рынке.

Представим, что на рынке появился новый товар. Объем его производства и продаж вначале незначителен, ибо очень высока цена, поэтому спрос на данный товар значительно превышает предложение. Учитывая сложившуюся конъюнктуру рынка, продавцы поставят для покрытия дефицита дополнительное количество данного товара. Тогда предложение превысит спрос и цена товара упадет.

Как только это произойдет, количество товара на рынке сократится, и цикл колебания цен повторится. При этом колебания цен относительно некоторой стабильной величины с каждым новым циклом будут сокращаться, закручиваясь в спираль. Это будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие между спросом и предложением товара (точка равновесия). Цена товара в этой точке называется ценой равновесия. Она довольно быстро устанавливается на рынке и с небольшими колебаниями может существовать длительное время, обеспечивая равновесие между спросом и предложением товара.

Таким образом, в рыночной экономике не издержки производства формируют цены товаров, а соотношение спроса и предложения товаров. Поэтому цена может быть больше издержек производства, равна им и меньше издержек. Она стремится к такому уровню, при котором спрос будет больше предложения, т.е. если товар в дефиците, то цена на него будет высокой; если предложение превысит спрос, то цена упадет.

Однако все это будет справедливо в процессе регулирования спроса и предложения, когда они выступают в качестве функции цены товара (спрос превышает предложение — цена больше равновесной при сложившемся дефиците товара; спрос меньше предложения — цена меньше равновесной при сложившемся излишке товара).

Но цена также может выступать регулятором спроса и предложения товара, когда соотношение между ними является функцией цены (рис. 5.3). Ведь в рынке все товаропроизводители свободны в политике установления цен на свои товары. И если, игнорируя законы рынка, продавцы установят цены своих товаров выше равновесной цены, то это приведет к появлению излишка продукции (предложение превысит спрос), а если, наоборот, продавцы установят на свой товар цену ниже равновесной цены, то это создает на рынке дефицит продукции (предложение окажется меньше спроса). В конечном счете продавцы не захотят оставаться в убытке и путем корректирования цен на свои товары придут к равновесной цене.

Вместе с тем не только цены могут регулировать спрос и предложение товаров на рынке. Такую роль выполняют и другие, неценовые факторы регулирования: доходы потребителей, качество товаров, расходы производителей и др. Поэтому следует различать такие понятия, как “изменение величины спроса” и “изменение спроса”, “изменение величины предложения” и “изменение предложения” и некоторые другие термины.

Изменение величины спроса — это изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара (движение вдоль кривой спроса).

Изменение спроса — изменение количества товара, которое покупатели желают и могут купить, происходящее вследствие изменения неценового фактора (сдвигом кривой спроса).

Изменение величины предложения — изменение того количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения цены товара (движение вдоль кривой предложения).

Изменение предложения — изменение количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения неценового фактора (сдвиг кривой предложения).

Различия в этих понятиях представлены на рис. 5.4 и 5.5. Кроме отмеченных различий имеются различия в понятиях товара.

Взаимозаменяющие товары (субституты) — такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар.

Взаимодополняющие товары (комплементы) — пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар.

Нормальный товар — товар, спрос на который растет при росте потребительских доходов.

Низший товар (товар низкого качества) — товар, спрос па который падает при росте потребительских доходов.

 

34. Неценовые факторы рыночного спроса

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. Уравнение количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег М и скорость их обращения V. покупка юридического адреса Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой AD. купить теплицу в москве купить теплицу в москве iopkНапример, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо (рис. Строительные саморезы универсальные оптом. 4.1), а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразится графически сдвигом AD влево.

Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает другиекомпоненты совокупного спроса.

 

35. Эластичность спроса и предложения

Показатель эластичности был введен в экономический анализ А. Маршаллом.

Эластичность спроса относительно цены (ценовая эластичность) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 процент.

где εрD – эластичность спроса по цене;

ΔQd - относительное изменение спроса (в процентах);

ΔP - относительное изменение цены (в процентах).

Это точечный коэффициент эластичности, используется при небольших изменениях цены.

Когда рассматриваемые изменения ΔQ и ΔР оказываются значительными, значения коэффициента эластичности при использовании начальных и конечных величин спроса и цены могут существенно расходиться. Тогда лучше определять дуговую эластичность:

εрD = (ΔQ/∆P) *10)/(Q1+Q0).

Также в расчетах применяется следующая формула:

где Q1, Q0 - величина спроса до и после изменения цены;

P1, P0 - цена до и после изменения.

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается. Чтобы избежать отрицательных чисел, значение εрD берут по модулю или вводят знак минус.

Спрос называют эластичным, когда εрD > 1. Это означает, что спрос растет или падает быстрее цены. Когда εрD < 1, спрос неэластичный (жесткий), т.е. спрос растет или падает медленнее, чем изменяются цены. Если εрD = 1, то спрос единичной эластичности.

Крайние случаи: если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то εрD=0, случай абсолютной неэластичности; если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то εрD = - ∞, случай абсолютной эластичности (рис.4.4).

Рис.4.4. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос

Если спрос по цене эластичный, то снижение цены вызовет рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению TR.

Если спрос по цене неэластичен, то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, рост цены приведет к росту общей выручки.

Факторы, влияющие на эластичность:

1. Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. Размер дохода.

4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на него эластичен) или предметом необходимости (спрос неэластичен).

5. Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

6. Фактор времени: спрос на товары в долгосрочном периоде будет эластичен.

7. Определение границ рынка: чем более агрегирована группа товаров, тем меньше у нее заменителей, тем менее эластичен спрос. Например, стиральные порошки, как широкая товарная категория, обладают менее эластичным спросом, так как практически не имеют заменителей. Стиральный порошок «Тайд» (более узкая товарная категория) обладает и более эластичным спросом, так как его проще заменить другими марками стиральных порошков.

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью.

Коэффициент перекрестной эластичности определяется по формуле:

где Q1B, Q0B – величина спроса на благо B до и после изменения цены блага А;

P1A, P0A – цена блага А до и после изменения.

Если εс > 0, то перед нами товары-субституты, если εс < 0 – взаимодополняемые.

Чем выше эластичность спроса на благо Х, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда εс= +∞, товары – совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если εс=-∞, то это пример жесткой взаимодополняемости).

Однако это правило может использоваться лишь при небольших ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, масло, но и на др. товары, в т. ч. и на мебель. Тогда εс < 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода.

Эластичность спроса относительно дохода (εi) показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Определяется по формуле:

где Δ I – относительное изменение дохода потребителя.

εi = (ΔQ/∆I) * (I /Q).

Если показатель εi является отрицательным, то товары являются недоброкачественными. Если εi > 0, благо является нормальным. Если 0 < εi < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости. При εi > 1 спрос на благо опережает рост доходов (предметы роскоши).

Закон Энгеля: для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы, должно существовать благо с εi > 1 для конкретного потребителя.

Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1 %.

Может применяться формула:

εрS = ΔQs/∆P* Р/Qs

Это точечный коэффициент эластичности (используется при небольших изменениях цены).

Коэффициент ценовой эластичности предложения может быть выражен через производную функции предложения:

εрS = Q'(Р) * Р/Qs.

Когда рассматриваемые изменения ΔQs и ΔР оказываются значительными, значения коэффициента эластичности при использовании начальных и конечных величин предложения и цены могут существенно расходиться. Тогда лучше определять дуговую эластичность:

εsр = ΔQs/∆P * [(Р12)/(Qs1+Qs2)].

Для понимания эластичности предложения необходимо учесть фактор времени. В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (εрS = 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.

В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства.

В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном их повышении.

 

36. Издержки производства и прибыль

Издержки – это затраты на производство и реализацию продукции в денежной форме.

Издержки бывают внешними (явными, бухгалтерскими) и внутренними (неявными, вмененными). К внешним издержкам относится стоимость израсходованных ресурсов, оцененная в текущих ценах их приобретения.

Внутреннимииздержками являются:

1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю;

2) нормальная прибыль, которая приходится на такой ресурс, как предпринимательские способности.

Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Они равнысумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ресурсов.

Совокупный доход (TR) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:

TR = P * Q,

где P – цена;

Q – проданное количество благ.

Средний доход (AR) – доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:

Предельный доход (MR) – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

В условиях совершенной конкуренции, когда производителей много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Цена складывается объективно, поэтому каждая фирма выступает как ценополучатель.

В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой (совокупным доходом) и совокупными издержками:

PF = TR – TC,

где TR – совокупная выручка;

TC – совокупные издержки;

PF – прибыль.

Бухгалтерская прибыль (APF) = Совокупная выручка – Внешние издержки.

Экономическая прибыль (EPF) =Бухгалтерская прибыль – Внутренние издержки.

Прибыль бухгалтерская будет больше прибыли экономической на величину неявных затрат.

Нормальная прибыль появляется, когда TR = TC, исчисленным как затраты упущенных возможностей для всех использованных ресурсов. Нормальная прибыль (NPF) определяется равенством бухгалтерской прибыли и неявных затрат. Фирма, которая получает нормальную прибыль, считается безубыточной.

Нормальная прибыль – минимальный доход, при котором предприниматель останется в данной сфере производства.

Нормальная прибыль рассматривается в двух аспектах:

1) прибыль на вложенный капитал. Она определяется объективными факторами (процентная ставка по депозитам);

2) цена предпринимательского таланта и риска. Определяется субъективными факторами (как оценивают себя предприниматели) и минимальным уровнем прибыли, который получают большинство предпринимателей в этой сфере бизнеса.

Если TR > TC, то фирма получает положительную экономическую прибыль (сверхприбыль). Наличие экономической прибыли означает, что на данном предприятии ресурсы используются более эффективно, чем где бы то ни было. Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования имеющихся ресурсов. Ее наличие или отсутствие является стимулом привлечения дополнительных ресурсов или перехода их в другие сферы использования. Деятельность экономически оправдана, если она приносит экономическую прибыль.

Каждая фирма заинтересована в максимизации прибыли. Этого можно достичь за счет:

1) увеличения выпуска продукции (если фирма обладает финансовой устойчивостью);

2) повышения цены (если фирма обладает монопольной властью;

3) снижения издержек.

Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие – переменными.

К постоянным факторам относятся основные фонды, количество фирм, функционирующих в отрасли. В этом периоде фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей.

Долгосрочный период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий, сооружений, количество оборудования, а отрасль – число функционирующих в ней фирм.

Все издержки фирмы делятся на две группы в зависимости от их реакции на изменение объема выпуска – постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные).

Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.

К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.

Т.к. с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки (AFC) представляют собой уменьшающуюся величину.

AFC = FC/ Q.

Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства.

К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда и отчисления на социальные нужды.

Средние переменные издержки (AVC) равны:

AVC = VC/ Q.

Общие издержки (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы.

Общие издержки являются функцией от произведенной продукции:

TC = f (Q), TC = FC + VC.

Графически общие издержки получают путем суммирования кривых постоянных и переменных издержек (рис.6.3).

Средние общие издержки равны: ATC = TC/Q или AFC +AVC = (FC + VC)/ Q.

Графически АТС могут быть получены путем суммирования кривых AFC и AVC.

Рис.6.3. Кривая переменных, постоянных и общих издержек

Предельные издержки (MC) – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

MC = ΔTC = ΔVC
ΔQ ΔQ

Графики функций средних, средних переменных и предельных издержек представлены на рисунке 6.4.

С ростом объема производства AVC сначала уменьшаются, достигая минимума, а затем возрастают в силу закона убывающей отдачи.

Рис. 6.4.Функции средних и предельных издержек

Различные характеристики затрат связаны друг с другом, а значит и графики функций расположены в определенной зависимости относительно друг друга:

1) Кривая предельных издержек пересекает кривую средних в точке, где средние издержки принимают наименьшее значение;

2) Если MC< AC, средние издержки убывают; а если MC>AC, то средние издержки растут;

3) Кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек в точке, где средние переменные издержки принимают наименьшее значение;

4) Если MC< AVC, средние издержки убывают; а если MC>AVC, то средние переменные издержки растут.

Взаимосвязь между производственной функцией и функциями издержек (труд – единственный переменный ресурс):

AVC = VC/Q = wL/Q = w/APL

МС = ΔVC/ΔQ = wΔL/ΔQ = w/МPL,

где w – ставка заработной платы;

L – труд;

АРL – средний продукт труда;

МPL– предельный продукт труда.

Если предельный продукт труда уменьшается, то предельные издержки увеличиваются, и наоборот. Если средний продукт труда уменьшается, то средние переменные издержки увеличиваются, и наоборот. Таким образом, существует обратная зависимость между МР и МС, АР и АС.

 

37. Валовой национальный продукт (ВНП) - рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определённого периода времени (года).

При подсчете ВНП учитываются товары и услуги, произведенные факторами производства, принадлежащими данной стране. Это означает, что в ВНП включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной стране за рубежом. Например, если профессор ТРТУ читает лекции в Гарварде, то его гонорар должен быть учтен при подсчете ВНП России. С другой стороны не все, что произведено в России, произведено за счет отечественных средств производства. Например, если американская компания построила в России свой завод, то стоимость произведенной продукции за вычетом зарплаты российских служащих, является составной частью ВНП США.

В стоимость ВНП не включается стоимость продуктов, производимых внутри домохозяйства, на приусадебных участках для личного потребления.

Расчеты ВНП осуществляются на основе данных официальной статистики, значит, теневая экономика не учитывается. Эта проблема особенно актуальная для стран с большой долей теневой экономики, поскольку в этом случае показатель ВНП может быть значительно занижен. Для решения этой проблемы используется дооценка ВНП с учетом доли теневого сектора.

 

38. Номинальный ВНП — это ВНП, измеренный в текущих ценах. Его динамика может быть вызвана как изменением объема производства, так и общего уровня цен.

Реальный ВНП — это ВНП измеренный в постоянный ценах (ценах базисного периода). В отличии от номинального внп, на него измерение не влияет рыночная конъюнктура.

Для выявления реального изменения объема национального производства с учетом инфляции или дефляции используется дефлятор ВНП, который представляет собой отношение номинального ВНП к реальному. Дефлятор ВНП — это наиболее общий показатель, учитывающийся для измерения уровня инфляции в стране.

Наиболее простой метод инфлирования и дефлирования внутреннего национального продукта — деление номинального ВНП на индекс цен (дефлятор ВНП).

Реальный ВНП = Номинальный ВНП / индекс цен данного года

 

 

39. Под экономическим ростом понимается такое развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный объем производства (ВВП). Мерой экономического роста служит темп прироста реального ВВП в целом или на душу населения.

Виды роста

Экономический рост называется экстенсивным, если он не меняет среднюю производительность труда в обществе. Когда рост ВВП опережает рост числа занятых в производстве, имеет место интенсивный рост. Интенсивный рост экономики является основой роста благосостояния населения и условием уменьшения дифференциации в доходах различных социальных слоев.

Факторы экономического роста

Факторами экономического роста являются:

количество и качество природных ресурсов;

количество и качество трудовых ресурсов — производительность труда, образование и профессиональная подготовка;

объем основного капитала;

новые технологии.

Перечисленные факторы способствуют физическому росту производства, но также необходимо, чтобы происходило использование, или потребление, возросшего ВВП. Поэтому рост зависит также от факторов спроса (повышение уровня совокупных расходов) и факторов распределения (эффективное использование ограниченных ресурсов в различных отраслях).

Экономический рост осуществляется за счет инвестиций в производство. Следует отметить важную особенность инвестиций: в момент своего осуществления они повышают совокупный спрос, а в последующие периоды — совокупное предложение, так как увеличивают объем производственных мощностей.

Для экономического роста важным фактором является научно-технический прогресс, так как он позволяет использовать имеющиеся ресурсы более эффективно и способствует повышению производительности труда.

Кроме количественной оценки экономического роста, в виде темпов роста ВВП необходима его качественная оценка. В последние годы возникли серьезные сомнения насчет желательности экономического роста для стран, уже достигших высокого уровня благосостояния.

Аргументы против роста заключаются в следующем:

Загрязнение окружающей среды. Практически все, что вовлекается в производство, со временем возвращается в окружающую среду в виде отходов, так как производственный процесс лишь преобразует ресурсы, но не утилизирует их полностью. Поэтому для стран с высоким уровнем развития производства существует угроза экологического кризиса.

Экономический рост не решает все проблемы. Например, уровень бедности в стране зависит не от объема производства, а от сложившихся механизмов распределения национального дохода.

Отсутствие гарантий. Быстрый экономический рост несет угрозу занятости, так как машины могут вытеснить людей, лишить их работы и доходов.

Пренебрежение человеческими ценностями. Экономический рост означает индустриализацию, массовое производство, которое не носит творческого характера и не приносит удовлетворения работнику.

С другой стороны, существуют серьезные аргументы в защиту экономического роста:

Повышение уровня жизни. В условиях роста выбор социальных целей становится менее острым. Можно решать несколько задач одновременно — модернизировать армию, помогать бедным, улучшать систему образования и т.п.

Проблемы роста и загрязнения окружающей среды можно разделить. Загрязнение является следствием не экономического роста, а нерационального использования ресурсов. Значительная часть естественных ресурсов (реки, озера, океаны и воздух) рассматривается как общая собственность и не имеет цены. Поэтому эти ресурсы используются чрезмерно интенсивно, что ухудшает их состояние. Прекращение экономического роста не решит проблему. В данном случае необходимо вмешательство государства, которое законодательно устанавливает экологические нормативы.

Возможность достижения социального равенства. В каждом обществе существуют свои представления о качестве жизни, однако везде признается, что люди должны быть обеспечены минимальными средствами к существованию. В случае экономического роста государству легче найти средства для решения проблемы бедности; рост национального дохода повышает благосостояния всего общества.

Внеэкономические доводы. Замедление или прекращение роста не обеспечит автоматически "хорошую жизнь". Наоборот, консервация сложившихся экономических отношений приведет к упадку и деградации общества. Страны прогрессивного типа развития не могут просто взять и остановиться на одном месте. С другой стороны, следует помнить, что экономический рост приносит улучшение условий труда и позволяет людям тратить больше времени на образование, размышление и самореализацию.

 

40. Макроэкономическая нестабильность и безработица

Одной из важнейших закономерностей функционирования капиталистической рыночной экономики является макроэкономическая нестабильность, проявляющаяся в периодических колебаниях общего объема производства, занятости (безработицы) и уровня цен. Безработица и инфляция, входя в круг важнейших макроэкономических проблем, являются ярчайшими проявлениями макроэкономической нестабильности. В то же время и безработица, и инфляция оказывают сильное воздействие на социально-экономическое развитие общества в целом, являясь объектом не только пристального внимания ученых-экономистов, но и государственной макроэкономической политики. 41.Существует несколько видов безработицы. Первый вид - фрикционная безработица. Она связана с поиском и ожиданием работы. Дело в том, что человеку, оставившему прежнее место работы или потерявшему его, не всегда просто устроиться на новое рабочее место, даже если оно существует. Отсутствие необходимой информации, отдаленность рабочего места от места проживания и многие другие факторы приводят к тому, что человек какое-то время подыскивает место работы, соответствующее определенным параметрам. В некот


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.006 с.)