Эволюция теории социального научения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция теории социального научения.



См. предыдущие вопросы +

 

3-ье поколение –Дж. Аронфрид ставит под сомнение утверждение Скиннера о том, что успешная социализация ребенка может обойтись без наказаний, и его также не удовлетворяют идеи психоанализа о травмирующем воздействии наказаний на детей. Социализация не может опираться только на поощрение. Общество, подчеркивает он, передает ребенку множество сложных структур социального поведения взрослых, но эти формы часто расходятся с мотивационными установками ребенка. Научение не могло бы преодолеть этот разрыв, если бы наказание не было присуще социализации в такой же мере, как и поощрение. Аронфрида интересовал вопрос о том, как формируется у ребенка внутренний контроль за порицаемым поведением. Оказалось, что наказание порождает тревогу, уровень и степень которой достаточны для последующего подавления действия даже в случае, когда взрослый, контролирующий поведение, не присутствует в ситуации. Формы наказания неравноценны по своему влиянию на социализацию, но механизм их действия, по мнению Аронфрида, один и тот же.

 

Психоаналитические учения З.Фрейда и Э.Эриксона. Сравнительный анализ. См. вопрос 31, 50

Основные понятия эпигенетической теории Э.Эриксона.

Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности. Эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Согласно этому принципу, все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. С точки зрения Э. Эриксона, последовательность стадий - результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. По Э. Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит от того, какова продолжительность его жизни.

По мнению Э. Эриксона, основы человеческого "Я" коренятся в социальной организации общества.

Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях "Я" и общества. Вместе с тем, его концепция - это концепция детства. Именно человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. Э. Эриксон трактует структуру личности так же, как и З.Фрейд. Когда мы хотим - это "Оно", когда мы должны - это "Сверх-Я", а "мертвая точка" - это "Я". Постоянно балансируя между крайностями этих двух инстанций, "Я" использует защитные механизмы, которые позволяют человеку прийти к компромиссу между импульсивными желаниями и "подавляющей силой совести".

Наиболее важные понятия концепции - "групповая идентичность" и "эгоидентичность".

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения.

Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий, причем, стадии 3. Фрейда не отвергаются Э.Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени.

Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону: Старость – интеграция и разочарование в жизни, зрелость – творчество и застои, молодость – интимность и изоляция, подростковый возраст (латентная ст.) – идентичность, школьный возраст – достижения и неполноценность, возраст игры (фаллическая стадия) – инициативность и чувство вины, ранний возраст (анальная ст.) – автономия, сомнения, стыд, младенчество (оральная ст.) – доверие и недоверие.

Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. При воспитании ребенка нельзя забывать, что "негативные" чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами "позитивных" чувств на протяжении всей жизни.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э.Эриксону,- это "поворотные пункты", "моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой".

 

Этологи показали, что наиболее высокоорганизованные животные развивают в отношениях друг с другом систему ритуализированных действий, служащих фактически средством выживания для отдельных особей. Надо заметить, что у примитивных народов существует практика ежегодных ритуальных войн, служащих для предотвращения настоящей войны. На всех уровнях человеческих отношений в сущности есть ритуальные действия. В способности к ритуализации своих отношений и выработке новых ритуалов Э. Эриксон видит возможность создания нового стиля жизни, способного привести к преодолению агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях.

Ритуализация в человеческом поведении - это основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах; оно имеет важное значение для "Я" всех участников.

Стадии развития ритуализаций по Э. Эриксону

 

1. Младенчество Взаимность(Религия)

2. Ранее детство Различие добра и зла (Суд)

3. Игровой возраст Драматическая разработка (Театр)

4. Школьный возраст Формальные правила (Школа)

5. Юность Солидарность убеждений (Идеология)

Элементы развитого Нуминоз- Крити- Драмати- Формаль- Идеалогический

Ритуала ный еский ческий ный

 

Синдром патологии идентичности по Э. Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ("унисекс"); презрение ко всему американскому и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу "хорошо там, где нас нет"). В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление "стать ничем" как единственный способ самоутверждения.

Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности. Эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Согласно этому принципу, все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. С точки зрения Э. Эриксона, последовательность стадий - результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. По Э. Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит от того, какова продолжительность его жизни.

Теория Эрика Эриксопа так же, как и теория Анны Фрейд, возникла из практики психоанализа. По мнению Э. Эриксона, основы человеческого "Я" коренятся в социальной организации общества.

Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях "Я" и общества. Вместе с тем, его концепция - это концепция детства. Именно человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. "Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости",- писал Э. Эриксон.

Э. Эриксон трактует структуру личности так же, как и З.Фрейд. Когда мы хотим - это "Оно", когда мы должны - это "Сверх-Я", а "мертвая точка" - это "Я". Постоянно балансируя между крайностями этих двух инстанций, "Я" использует защитные механизмы, которые позволяют человеку прийти к компромиссу между импульсивными желаниями и "подавляющей силой совести".

Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к истории. Психоисторический метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Основная задача Э. Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.

 

Наиболее важные понятия концепции - "групповая идентичность" и "эгоидентичность".

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения.

Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий, причем, стадии 3. Фрейда не отвергаются Э.Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени.

 

Психоаналитическая практика убедила Э. Эриксона в том, что освоение жизненного опыта осуществляется на основе первичных телесных впечатлений ребенка. Именно поэтому такое большое значение он придавал понятиям "модус органа" и "модальность поведения". Понятие "модус органа" определяется Э. Эриксоном вслед за 3. Фрейдом как зона концентрации сексуальной энергии. Орган, с которым на конкретной стадии развития связана сексуальная энергия, создает определенный модус развития, то есть формирование доминирующего качества личности. В соответствии с эрогенными зонами существуют модусы втягивания, удержания, вторжения и включения. Зоны и их модусы, подчеркивает Э. Эриксон, находятся в центре внимания любой культурной системы воспитания детей, которая придает значение раннему телесному опыту ребенка. В отличие от 3. Фрейда, для Э. Эриксона модус органа - лишь первичная точка, толчок для психического развития. Когда общество через различные свои институты (семья, школа и др.) придает особый смысл данному модусу, то происходит "отчуждение" его значения, отрыв от органа и превращение в модальность поведения, таким образом, через модусы осуществляется связь между психосексуальным и психосоциальным развитием. Особенность модусов, обусловленная разумом природы, состоит в том, что для их функционирования необходим другой, объект или человек.

Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону

Старость интеграция разочарование в жизни Достижением новой завершенной формы эгоидентичности. Составляющие состояния души целостной личности: это все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; это постнарциссическая любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; это приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. На этой стадии развития возникает мудрость, которую Э.Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни как таковой перед лицом смерти. Напротив, отсутствие этой личностной интеграции ведет к страху смерти. Возникает отчаяние, ибо слишком мало осталось времени, чтобы начать жизнь сначала и по-новому, чтобы попытаться достичь личностной целостности иным путем.
Зрелость творчество застои Центральная стадия на взрослом этапе жизненного пути человека. По Э. Эриксону, развитие личности продолжается в течение всей жизни. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны детей, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность и порождение (продолжение рода) как главные положительные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. Если складывается неблагоприятная ситуация развития, сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению. Если условия благоприятствуют такой тенденции, то наступает физическая и психологическая инвалидизация личности Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование самопоглощенности и личностное оскудение.
Молодость интимность изоляция Поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы. Молодой человек не боится теперь утраты своего "Я" и обезличивания. Основой стремления к сближению с окружающими служит полное овладение главными модальностями поведения. Уже не модус какого-то органа диктует содержание развития, а все рассмотренные модусы подчинены новому, целостному образованию эгоидентичности, появившемуся на предшествующей стадии. Опасность этой стадии представляет одиночество, избегание контактов, требующих полной близости. Появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития.
Подростковый возраст (латентная ст.) идентичность диффузия идентичности Пятую стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный кризис. Формирование первой цельной формы эгоидентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание ("физиологическая революция"); озабоченность тем, "как я выгляжу в глазах других", "что я собой представляю"; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. Подросток должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности. За кризисом следует либо обретение "взрослой идентичности", либо задержка в развитии, то есть "диффузия идентичности". Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе - "психический мораторий". Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу социальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности.
Школьный возраст (латентная ст.) достижение неполноценность Время "психосексуального моратория", характеризуемое определенной дремотностью инфантильной сексуальности и отсрочкой генитальной зрелости, необходимой для того, чтобы будущий взрослый человек научился техническим и социальным основам трудовой деятельности. Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувствах неадекватности и неполноценности. Если в благоприятных случаях фигуры отца и матери, их значимость для ребенка отходят на второй план, то при появлении чувства своего несоответствия требованиям школы семья вновь становится убежищем для ребенка.
Возраст игры (фаллическая ст.) инициативность чувство вины Модусы вторжения и включения создают новые модальности поведения. Ребенок жадно и активно познает окружающий мир; в игре, создавая воображаемые, моделирующие ситуации, ребенок совместно со сверстниками осваивает "экономический этос культуры", то есть систему отношений между людьми в процессе производства. В результате этого у ребенка формируется желание включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность, выйти из роли маленького. Чувство инициативности, по мнению Э. Эриксона, имеет всеобщий характер. Агрессивное поведение ребенка неизбежно влечет за собой ограничение инициативы и появление чувства вины и тревожности. Так, по Э. Эриксону, закладываются новые внутренние инстанции поведения - совесть и моральная ответственность за свои мысли и действия. Именно на этой стадии развития, как ни на какой другой, ребенок готов быстро и жадно учиться.
Ранний возраст (анальная ст.) автономия сомнение, стыд Стадия начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии зона получения удовольствия связана с анусом. Анальная зона создает два противоположных модуса - модус удержания и модус расслабления. Общество, придавая особое значение приучению ребенка к опрятности, создает условия для доминирования этих модусов, их отрыва от своего органа и преобразования в такие модальности поведения, как сохранение и уничтожение. Борьба за "сфинктерный контроль" в результате придаваемого ему значения со стороны общества преобразуется в борьбу за овладение своими двигательными возможностями, за утверждение своего нового, автономного "Я". Возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия к миру. Появление чувства стыда, связано с возникновением самосознания, ибо стыд предполагает, что субъект полностью выставлен на общее обозрение, и он понимает свое положение. Наказания и пристыживания ребенка за плохие поступки приводят к ощущению того, что "глаза мира смотрят на него". Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие взрослые не будут, управляя ребенком чрезмерно, подавлять его стремление к автономии.
Младенчество (моральная ст.) доверие недоверие Важен оральный способ взаимодействия, который состоит не только в способности "получать через рот", но и через все сенсорные зоны. Рот - фокус отношения ребенка к миру лишь на самых первых ступенях его развития. Модус органа - "получать" отрывается от зоны своего происхождения и распространяется на другие сенсорные ощущения (тактильные, зрительные, слуховые и др.), и в результате этого формируется психическая модальность поведения - "вбирать". Подобно 3. Фрейду, вторую фазу младенческого возраста Э.Эриксон связывает с прорезыванием зубов. С этого момента способность "вбирать" становится более активной и направленной. Она характеризуется модусом "кусать". Отчуждаясь, модус проявляется во всех видах активности ребенка, вытесняя собой пассивное получение. Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру, или, говоря словами Э. Эриксона, "количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта", определяется качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в заботе о малыше. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях.

Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. При воспитании ребенка нельзя забывать, что "негативные" чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами "позитивных" чувств на протяжении всей жизни.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э.Эриксону,- это "поворотные пункты", "моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой".

 

Этологи показали, что наиболее высокоорганизованные животные развивают в отношениях друг с другом систему ритуализированных действий, служащих фактически средством выживания для отдельных особей. Надо заметить, что у примитивных народов существует практика ежегодных ритуальных войн, служащих для предотвращения настоящей войны. На всех уровнях человеческих отношений в сущности есть ритуальные действия. В способности к ритуализации своих отношений и выработке новых ритуалов Э. Эриксон видит возможность создания нового стиля жизни, способного привести к преодолению агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях.

Ритуализация в человеческом поведении - это основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах; оно имеет важное значение для "Я" всех участников.

Стадии развития ритуализаций по Э. Эриксону

 

1. Младенчество Взаимность(Религия)

2. Ранее детство Различие добра и зла (Суд)

3. Игровой возраст Драматическая разработка (Театр)

4. Школьный возраст Формальные правила (Школа)

5. Юность Солидарность убеждений (Идеология)

Элементы развитого Нуминоз- Крити- Драмати- Формаль- Идеалогический

Ритуала ный еский ческий ный

 

Синдром патологии идентичности по Э. Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ("унисекс"); презрение ко всему американскому и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу "хорошо там, где нас нет"). В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление "стать ничем" как единственный способ самоутверждения.

Основные понятия американской психологии развития.

Самым значительным направлением в исследовании развития ребенка в американской психологии считается теория социального научения. В конце 30-хг. Н.Миллер, Дж.Доллард, Р.Сирс и др. сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К.Холла. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ – исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности. В 1941г. Милер и Доллард ввели термин “социальное научение”. Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации. Социализация – это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального “гуманоидного” состояния к жизни в качестве полноценно-го члена общества. Различия новорожденных через 2-3 года – результат научения. Сущ. Разные концепции нау-чения. При классическом обуславливании павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении по Скиннеру поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов. А.Бандура считал, что награ-да и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации и идентификации.

· Cкиннер считает, что человеческое поведение можно “сделать”, создать и осуществлять контроль над ним. Главное понятие концепции Скиннера – подкрепление, т.е. увеличение или уменьшение, вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление усиливает поведение, награда не обязательно способствует этому. Подкрепление бывает положительным и отрицательным. Отрицательное подкрепление усиливает поведение, наказание подавляет его. Наказание не имеет устойчивого эффекта; чрезмерно суровое наказание может прекратить не желаемое поведение, но оно снова возобновится, когда наказание будет отсро-чено. Дети будут вести себя правильно, если их хорошее поведение будет замечаться, и одобряться родителями. Р.Сирс изучал отношения родителей и детей, находясь под влиянием психоанализа. Главное внимание уделяет влиянию родителей на развитие ребенка. Практика детского воспитания определяет природу детского развития. Сирс выделяет 3 фазы развития ребенка: фаза рудиментарного поведения – основывается на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни; фаза первичных моти-вационных систем – основывается на научении внутри семьи (основная фаза социализации); фаза вторичных мотивационных систем – основывается на научении вне семьи. Новорожденный находится в состоянии аутиз-ма, его поведение не соотносится с социальным. Подкрепление исходит от матери. Ребенок адаптирует свое поведение так, чтобы вызывать постоянное внимание с ее стороны (реципрокное поведение матери). В диади-ческих отношениях ребенок научается контролировать ситуацию, и сам постоянно находится под контролем. Подкрепление в диадических отношениях всегда зависит от контактов с другими, оно присутстствует уже в самых ранних контактах ребенка и матери, когда ребенок путем проб и ошибок учится удовлетворять свои органические потребности с помощью матери. В результате взаимно удовлетворяющх взаимодействий возникают вторичные подкрепления и подкрепляющие стимулы для обоих членов пары (разговор, поглажива-ние). Вторым следствием взаимодействия матери и ребенка является развитие у обоих членов пары ожиданий.

· Должно существовать определенное, заранее предсказуемое взаимоотношение между практикой родительского ухода за ребенком и зависимым поведением у детей. Социальная среда (пол ребенка, его поло-жение в семье, счастье его матери и др.), в которой рождается ребенок, оказывает влияние на его развитие. Первая фаза развития ребенка связывает биологическую наследственность новорожденного с его социальным наследием. Эта фаза вводит младенца в окр. среду и составляет основу для расширения его взаимодействия с окр. миром. Вторая фаза развития ребенка длится со второй половины второго года жизни до поступления в школу. Первичные потребности превращаются во вторичные побуждения. Мать должна воспитать у ребенка желание социализироваться. Ребенок стремится осваивать действия, которые приносят удовлетворение для него и удовлетворяют его родителей. Когда ребенок становится старше, мать начинает видеть в эмоциональной зависимости поведение, которое надо изменить. Зависимость в отношениях с матерью у ребенка модифици-руется, в жизнь ребенка входят другие люди. На третьем году жизни ребенка появляется идентификация его с родителями, что приводит ребенка к умению действовать как другие. Зависимость – принципиальный источник идентификации как процесса, который происходит без обучения со стороны родителей. Сирс выделяет 5 форм зависимого поведения: “поиск негативного внимания”, “поиск постоянного подтверждения”, “поиск позитив-ного внимания”, “пребывание поблизости”, “прикосновение и удержание”.

· В целом ребенок ведет себя так, как он был воспитан своими родителями. Детское развитие – зеркало прак-тики воспитания ребенка. Следовательно, развитие ребенка – результат научения.

· В исследованиях амер. психологов среде как основной детерминанте развития поведения ребенка всегда уделялось первостепенное внимание. За прошедшее время стало общепринятым дифференцировать и иерархиезировать различные компоненты средовых влияний; выделять в среде физический и социальный, межличностный и исторический асаекты. Но ядерный признак этого понятия остался неизменным. Среда понимается как «широкий комплекс сил, воздействующих на развитие ребенка в его семейной, социальной и культурной обстановке»(Дж.Вулвилл). в понятие среды включаются все характеристики обстановки, в которой растет ребенок (экол. Аспекты – населенность и т.д., учреждения по воспитанию и обучению). В посл. Десятилетие подчеркивается иной аспект: среда не только источник стимуляции, но и контекст для реагирования. При этом акцент смещается на анализ предоставляемых окружением ребенка возможностей для осуществления действий (реакций, ответов). т.е. одна обстановка способствует выработке двигательных навыков, другая – развитию речи. Причем определяющую роль могут играть как чисто физические св-ва среды, так и особенности межличностной сферы. Особенности «контекста», в котором растет ребенок, соотносятся непосредственно с особенностями стихийно складывающихся у него форм поведения, минуя звено формирования адекватной деятельности.(т. е. Деятельности, способствующей раскрытию имеющихся у ребенка возможностей).

· Соц. Жизнь ребенка рассматривается с позиций приспособления к среде. Концепция социального научения показывает как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки, нормы общества. Входит как «крыса в лабиринт».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.025 с.)