Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сензитивных периодов развития.

Поиск

Сензитивные периоды - периоды развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики. Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.
Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. О сензитивных периодах Л. С. Выготский писал: "В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы называли... оптимальными сроками обучения"

Сензитивный период [лат. sēnsus — чувство, ощущение] — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. С. п. определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения. Развивающее обучение должно учитывать последовательность С. п. Наиболее хорошо известны такие С. п., как период сензитивности ребенка к усвоению речи (от одного до трех—пяти лет), период сензитивности к формированию социальной привязанности (первый год жизни). Особым видом С. п. являются критичные сензитивные периоды — кратковременные периоды оптимальной готовности организма к усвоению специфических реакций в ответ на "ключевые раздражители", примером которых может служить импринтинг (К. Лоренц). В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных С. п., наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей функции. В отечественной психологии проблема С. п. рассматривается в контексте концепции периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, в основу которой положен принцип периодичности развития мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности в онтогенезе. Периодическая смена ведущих линий развития обуславливает особую чувствительность и избирательность личности к различного рода содержаниям деятельности на разных возрастных стадиях развития: к содержанию, определяющему опережающее, преимущественное развитие структур личности, либо к содержанию, выступающему источником развития интеллектуальных способностей. Применительно к понятию "зона ближайшего развития" (Л.С. Выготский), С. п. определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе "ребенок—взрослый" на данной возрастной стадии.

82. Виды взрослости в подростковом возрасте. (Т. В. Драгунова)

1. Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют "низкой культурой досуга", при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими жизненными ценностями.

2. Равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины". Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.

3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в различных видах деятельности, когда подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, где фактически подросток оказывается в положении взрослого. Здесь забота о близких, их благополучие принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки - готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста - очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что подростков необходимо включать на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразовании

83. Проблема предметной деятельности и ее развития в раннем
возрасте.

Эльконин Д.Б. Статья: Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве.

Традиция исследования предметных действий восходит к знаменитым исследованиям интеллекта человекообразных обезьян В.Келера. После исследованиям Бюллера использование элементарных орудий у детей самого раннегот возраста, этот период стали рассматривать как «шимпанзеобразный». Исследование развития предметных действий раннего возраста слилось с исследованием развития интеллекта у ребёнка.(как дети решали задачи с орудиями-средствами – такой и интеллект).

В основе стратегии: развитие интеллекта происходит при столкновении ребёнка с окружающими предметами, как физических объектов в системе «ребёнок – вещь». Например Пиаже: развитие интеллекта –взаимодействие процессов аккомодации и ассимиляции.

Ассимиляция – включение предмета, с которым сталкивается ребёнок, в уже имеющиеся у него схемы действия или движений, аккомодация – изменение последних под влиянием физических свойств новых объектов, включаемых в уже существующие схемы действия.

Однако взаимодействием процессов ассимиляции и аккомодации невозможно объяснять происхождение новых действий с новыми предметами, которые могут быть совершенно – ни по своей функции, ни по своему операциональному составу – никак между собой не связаны.

Пиаже понимает роль взрослого в возникновении действий с предметами, но ему совершенно безразлично как появилась первоначальная схема действия (с пом. взросл. или рефлекторно). Его интересует только процесс дальнейших её преобразований. Пиаже подмечал у ребёнка новую схему действия и ставил её в различные условия и наблюдал дальнейшее её изменение.

Эльконин: Пиаже не чуждо в вопросе возникновения предметных «шимпанзеподобная» теория.

Доктор медицинских наук Л.Фирсова (наблюдение за детёнышами шимпанзе): Поведение шимпанзе детей, подростков и взрослых шимпанзе напоминает очень человеческое.

Эльконин: это не так.

1.С момета рождения детёныш шимпанзе неотрывно находиться с матерью.

Человек с рождения физически отделён от матери, поэтому всё развитие протекает по флагом становления коммуникативной функции.

2.Детёныша шимпанзе в 4 месяца интересует всё, до чего он может дотянуться. У человека все отношения с предметным миром опосредованы через взрослого.

 

Гальперин в превые указал различия в употреблении спомогательных предметов у обезьяны и у человека:

предмет у обезьяны – простое удлинение или придаток руки. У человека рука подчинена требованием орудийных предметов. Её движения перестраиваются в той мере, в какой они противоречат логике орудия, именно при усвоении орудийных операций для ребёнка возникает и само орудие как та новая действительность, которой надо овладеть. Например, использование ребёнком ложки. С начала ложка продолжение руки ребёнка, потом использование ложки как орудия.

Эльконин: Перестройка «ручной» операции в «орудийную» происходит под влиянием образца, который предлагает взрослый. В совместной деятельности взрослые организуют действие ребёнка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий.(Происходит своеобразная «ритуализация» порядка выполнения действия и постоянное подравнивание действия к образцу.) В этом процессе слиты воедино и усвоение предмета, и технические приёмы его осуществления.

Ребёнок раньше выделяет на основе указанного образца действия общую функцию предмета (Напр, ложкой надо есть). Лишь потом начинается усвоение операционально-технического образца (Есть ложкой, держась за край ручки).

Ребёнок перестаёт обращаться к взрослому за подтверждением правильности производимого действия только тогда, когда оно освоено, т.е. когда образец действия ребёнком уже построен.

Процесс формирования образа действия с предметом-орудием есть одновременно процесс отождествления ребёнка со взрослым.

Экеспериментально подтверждение выше сказанного (исследование М.Г. Елагиной,М.И, Лисинаой «Возникновение активной речи у детей ранненго возраста в процессе сотрудничества со взрослым»). Суть экспер-та: вызвать у ребёнка активное использование слова в качестве единственного адекватного средства общения со взрослыми.

Взрослый действовал перед ребёнком с предметом и называл этот предмет. Затем помещал предмет на недоступное для ребёнка расстояние. Взрослый помогал ребёнку, если ребёнок называл предмет соответствующим словом.

3 периода достижения результата ребёнком:

Главный компонент ситуации – предмет.(Ребёнок всячески пытается дотянуться до предмета, сопровождая свои действия эмоциями, носящими характер воздействия на взрослого.)

Главный компонент ситуации – взрослый.(Ребёнок переводит взгляд с предмета на взрослого.Ребёнок опробывает различные речевые средства. Возникновение указательных жестов. Дети пытаются обратиь внимание взрослого на свои попытки.

Слово – центр ситуации. Ребёнок присматривается к артикуляции взрослого. Появление попыток произнести слово, в которых ребёнок строит ретикулярно-произносительный образ слова. Неадекватные речевые пробы исчезают, и ребёнок произносит требуемое слово.

Назвав предмет и получив его от взрослого, дети вызывают взрослого на повторение ситуации., т.е. функция слова, как орудия коммуникации,раз возникнув, она сохраняется и не требует повторений.(В последующих опытах ребёнок сразу переходит к активному созданию образца слова.)

Освоению оперционально-техничечкой стороны отдельного действия у ребёнка предшествует выяснение смысла этого освоения в системе отношений, которые выступают как образцы со взрослыми, т.е. с определённого момента развития ребёнок – это всегда «два человека» - ребёнок и взрослый.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 3062; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.22.202 (0.009 с.)