Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи.

Поиск

Отсутствие понимания принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета еще раз подтверждает, что ребенок сначала может рассуждать лишь на основе "абсолютных" представлений. Для него два равных по весу шарика из пластилина перестают быть равными, как только один из них принимает другую форму, например, чашки. Уже в ранних работах этот феномен Пиаже рассматривал как общую черту детской логики. В последующих исследованиях он использовал появление у ребенка понимания принципа сохранения в качестве критерия возникновения логических операций и посвятил его генезису эксперименты, связанные с формированием понятий о числе, движении, скорости, пространстве, о количестве и др.

Итак, по своему содержанию детская мысль, сначала полностью не отделяющая субъект от объекта и потому "реалистическая", развивается по направлению к объективности, реципрокности и релятивности. Пиаже считал, что постепенная диссоциация, разделение субъекта и объекта, осуществляется вследствие преодоления ребенком собственного эгоцентризм а.
Наряду с качественным своеобразием содержания детской мысли, эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как синкретизм (тенденцию связывать все со всем), соположение (отсутствие связи между суждениями), трансдукцию (переход в рассуждении от частного к частному, минуя общее положение), нечувствительность к противоречию и др. У всех этих особенностей детского мышления, по мнению Пиаже, имеется одна общая черта, которая также внутренне зависит от эгоцентризма. Она состоит в том, что ребенок до 7-8 лет не умеет выполнять логические операции сложения и умножения класса. Логическое сложение - нахождение класса наименее общего для двух других классов, но содержащего оба этих класса в себе:((ВОТНЫЕ = ПОЗВОНОЧНЫЕ + БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ) Логическое умножение - операция, состоящая в том, чтобы найти наибольший класс, содержащийся одновременно в двух классах, то есть найти совокупность элементов, общую двум классам:((НЕВЦЫ Х ПРОТЕСТАНТЫ = ЖЕНЕВСКИЕ ПРОТЕСТАНТЫ)

Отсутствие этого умения наиболее ярко проявляется в том, как дети определяют понятие. Пиаже экспериментально показал, что каждое детское понятие определяется большим числом разнородных элементов, не связанных иерархическими отношениями. Например, ребенок, определяя, что такое сила, говорит: "Сила - это когда можно нести много вещей". Когда его спрашивают: "Почему ветер обладает силой?" - он отвечает: "Это когда можно двигаться вперед". Тот же ребенок говорит по поводу воды: "Ручьи обладают силой, потому что она (вода) течет, потому что она спускается". Через минуту (если тонет камень, брошенный в воду) он говорит, что вода не имеет силы, потому что она ничего не несет. Еще через минуту он говорит: "Озеро обладает силой, потому что несет на себе лодки".

Логический опыт - это опыт человека над самим собой, поскольку он является субъектом мыслящим. Это опыт, аналогичный тому, который субъект проделывают над самим собой, чтобы урегулировать свое моральное поведение. Это усилие, которое человек делает, чтобы осознать свои собственные умственные операции (а не только их результаты), чтобы видеть, связаны ли они между собой или противоречат друг другу.

Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь "со своей точки зрения", и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный - собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо.

большое значение для коэффициента эгоцентрической речи (отношение эгоцентрических высказываний ко всей спонтанной речи ребенка) имеют связи, которые складываются между ребенком и взрослым. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других.
Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым и, с другой стороны, между детьми-ровесниками. Там, где ребенок предоставлен самому себе, в спонтанной среде, коэффициент эгоцентрической речи возрастает.

Эгоцентризм, по Пиаже, - фактор познания. Это определенная совокупность докритических, и, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм - разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует интеллектуальная релятивность и реципрокность (кмение соотносить свою точку зрения с точкой зрения взрослого,явл. Условием преодоления детского эгоцентризма)

Наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка служит эксперимент с макетом из трех гор, описанный Пиаже и Инельдер. Горы на макете были разной высоты, и каждая из них имела какой-то отличительный признак - домик, реку, спускающуюся по склону, снежную вершину. Экспериментатор давал испытуемому несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с различных сторон. Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы изображены так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный снимок. После этого экспериментатор показывал ему куклу с головой в виде гладкого шара без лица, чтобы ребенок не мог следить за направлением взгляда куклы. Игрушка ставилась на другую сторону макета. Теперь, на просьбу выбрать фотографию, где горы были изображены так, как видит их кукла, ребенок выбирал снимок, где горы были изображены так, как он их видит сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то снова и снова он выбирал снимок, где горы выглядят так, как воспринимает их он со своего места. Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста.

Эгоцентризм свойствен не только ребенку, но и взрослому там, где он руководствуется своими спонтанными, наивными и, следовательно, не отличающимися, по существу, от детских суждениями о вещах. Эгоцентризм - это спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее истоках; она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития.
Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, а наши знания о мире - это не простой отпечаток внешних событий. Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей умственной позиции.
По мнению Пиаже, эгоцентризм - следствие внешних обстоятельств жизни субъекта.

Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития.

Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов.: Отношения принуждения навязывают ребенку систему правил обязательного характера. Этот тип отношений характеризует, по Пиаже, общество, особенно в сфере отношений ребенка и окружающих его взрослых. Это отношения одностороннего уважения, ребенок уважает мысль взрослого, а взрослый воспринимает суждения ребенка как детские и наивные.

Отношения кооперации строятся на основе взаимного уважения, которое возможно только между детьми-ровесниками. При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу. Столкновение своей мысли с чужой вызывает сомнение и необходимость доказательства.

социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка - переход от эгоцентрической позиции к объективной.

Каждое внешнее влияние предполагает со стороны субъекта два дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию (включение новой информации в уже сущес-ю схему действий) и аккомодацию (всякая модификация схемы действий,противоположна ассимиляции)

Когда ассимиляция и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход от "реализма" к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии ассимиляции и аккомодации.

50. Структура и динамика личности в классическом
психоанализе.

Основу теоретической концепции психоанализа составляют открытия бессознательного и сексуального начала.

Три уровня психической жизни:

· бессознательное,

· предсознательное,

· сознательное.

Бессознательное – источник инстинктивного заряда, придающий поведению мотивационную силу. Оно насыщено сексуальной энергией, т.е. либидо.

В предсознательном теснятся психические переживания и образы, кот. могут стать сознательными.

Сознание находится в конфликте с бессознательными процессами из-за необходимости подавлять сексуальные влечения.

Личность состоит из 3-х компонентов: «Я», «Оно», «Сверх-Я».

«Оно» - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». «Оно» подчиняется принципу удовольствия, являясь иррациональным и бессознательным. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» - носитель моральных норм, выполняет роль критика и цензора. Если Я примет решение в угоду Оно, но против Сверх-Я, то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.

Личность пользуется защитными механизмами (вытеснение, регрессия, сублимация и т.д.).

Личность – взаимодействие взаимопобуждающих и сдерживающих сил; динамика личности определяется действием инстинктов, которые состоят из 4-х компонентов: побуждение, цель, объект, источник.

Сексуальность – это все то, что доставляет телесное удовольствие. Сексуальные влечения носят амбивалентный характер. Инстинкт жизни и инстинкт смерти, следовательно, свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.

Стадии психического развития сводятся к стадиям преобразования и перемещения по эрогенным зонам либидонозной энергии.

Психоаналитические стадии – стадии генезиса психического течения жизни ребенка.

1. Оральная (0-1г.).

2. Анальная (1-3г.).

3. Фаллическая (3-5л.).

4. Латентная (5-12л.).

5. Генитальная (12-18л.).

 

1. Основной источник в зоне активности, связанной с кормлением. 2 фазы: ранняя (сосание) и поздняя (укус). Эрогенная зона – рот. Аутоэротичная стадия 1 фаза: не отделяет свои ощущения от объекта, которым они вызваны. Состояние первичного нарциссизма 2 фаза: представления о матери (сепарация).

Различие между внутренним и внешним достигается не на основе объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия. Затем стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. Я – часть Оно, модифицированного под влиянием внешнего мира. Нет Сверх-Я, Я конфликтует с Оно.

Черты личности, которые могут сформироваться благодаря фиксации: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность предлагаемым. Оптимисты/пессимисты.

2. Анус – объект внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Удовлетворение достигается в овладении функциями дефекации, выделения.

Образовано Я. Я контролирует Оно, находит компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Формируется Сверх-Я.

Черты: аккуратность, пунктуальность, скрытность, агрессивность, экономность и т.д.

3. Эрогенная зона – гениталии. Сексуальность становится предметной. Дети испытывают привязанность к взрослым.

Эдипов комплекс/комплекс Электры – мотивационно-аффективные отношения к родителям.

Полностью формируется сверх-Я. Появляются вытеснение и сублимация.

Черты: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.

4. Снижение полового интереса. Я полностью контролирует Оно; энергия переносится на усвоение общечеловеческого опыта, формируются дружеские отношения со сверстниками и взрослыми.

5. Эрогенные зоны объединяются. Подросток стремится к нормальному сексуальному общению. Я борется с Оно, которое дает о себе знать, появляются аскетизм и интеллектуализация.

Нормальное развитие происходит с помощью сублимации, патологическое развитие – благодаря вытеснению, регрессии и т.д. Две линии патологии: гомосексуализм и нарциссизм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.108 (0.011 с.)