Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кризис подросткового возраста.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выделяют две фазы подросткового возраста: I фаза 12-15 лет, II фаза 15-18 лет. У современных подростков сначала наступает половое созревание, потом органическое и только потом социальное. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению продолжительности подросткового возраста. Депривация в этом возрасте связана с внутренними факторами. Сохраняется зависимость от взрослых, и усиляется потребность освобождения от контроля. Д. Б. Эльконин. Поворот ребенка на самого себя в учебной деятельности, и как следствие этого, возникновение вопроса: «Кто я?». Симптомы перехода: - Трудности отношения со взрослыми - Появление детских компаний - Появление личных дневников Новообразования по Л. С. Выготскому: развитие рефлексии, и на ее основе – самосознания. Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. "Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятиях,"- писал он. Согласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение "уходит в сферу фантазии". Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что "она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя". Подросток прячет свои фантазии "как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии". Л. И. Божович выделяла еще одно новообразование этого возраста - самоопределение. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессию. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не заканчивается в это время, оно "как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка". Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Кризисы - переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Можно сказать вслед за Л. С. Выготским: "Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически". Раскрыть психологическую сущность кризиса - значит понять внутреннюю динамику развития в этот период. Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет - кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет - кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. Характеристика кризиса новорожденности. Социальная ситуация развития – в момент родов ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Период новорожденности - соединительное звено между внутриутробным и внеутробным существованием: · Ребенок продолжает получать пищу из организма матери (молозиво, молоко). · Большую часть времени ребенок дремлет (не спит, но и не бодрствует). Сон и бодрствование выделяются позднее. · Эмбриональная поза. · Обилие и частота дремоты. · Не может самостоятельно передвигаться в пространстве, хотя имеет в наличии определенные двигательные реакции. · Рефлекс обхватывания и хватательный рефлекс служат для прикрепления к матери (ребенок как плод должен находится вместе с матерью). · Последние месяцы эмбрионального развития могут в случае преждевременных родов протекать в условиях внеутробного развития. · Время появления на свет жизнеспособных детей обладает широтой вариаций приблизительно в 4 месяца. Центральное новообразование – индивидуальная психическая жизнь ребенка (ребенок – это уже не плод, являющийся частью матери, это отдельный организм). Вопрос о содержании психической жизни новорожденного порождал долгое время разногласия и споры ввиду того, что прямое исследование психики недоступно. Рефлексологическая школа. У новорожденного нет психики, так как кора головного мозга у него незрелая (именно с деятельностью коры связаны высшие формы деятельности сознания).
Некоторые исследователи считают, что у новорожденного есть своеобразные начатки психики, так как: · Помимо коры есть еще и подкорковые структуры, отвечающие за инстинкты, влечения и аффекты. · Хоть кора и незрелая, но она участвует в поведении новорожденного. Она делает менее самостоятельными в функционировании подкорковые структуры. · Мы наблюдаем проявления, которые у взрослых связаны с психическими состояниями * выразительные движения при радости, гневе. Особенности психической жизни новорожденного:
1. В сознании ребенка - переживания, включающие в себя недифференцированные ощущения, эмоции и влечения. 2. Ребенок не отделяет себя и свои переживания от внешних объектов и от внешних воздействий. 3. Восприятие ребенка представляет нерасчлененное впечатление от ситуации в целом. Слиты не только отдельные объективные моменты ситуации, но и восприятия и чувства. Психика новорожденного носит все типические черты, характерные для новообразований критических возрастов (носит переходный характер, не исчезает совсем, а лишь утрачивает самостоятельное существование). Вопрос о границах новорожденности спорный. Кризис первого года жизни. К 9 месяцам - начало кризиса 1-го года - ребенок становится на ноги, начинает ходить. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации "Мы", теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития. Второе основное новообразование - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. (Исследователи называют ее "языком нянь".) Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - предметная деятельность. Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно сказать, что с самого начала есть две взаимосвязанные линии психического развития: линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной открывает новые возможности для развития другой. Основная задача воспитания ребенка в этот период (период младенчества) - максимально расширять и развивать широкую ориентацию ребенка в окружающей действительности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.169 (0.006 с.) |