Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис подросткового возраста.

Поиск

Выделяют две фазы подросткового возраста: I фаза 12-15 лет, II фаза 15-18 лет. У современных подростков сначала наступает половое созревание, потом органическое и только потом социальное. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению продолжительности подросткового возраста. Депривация в этом возрасте связана с внутренними факторами. Сохраняется зависимость от взрослых, и усиляется потребность освобождения от контроля.

Д. Б. Эльконин. Поворот ребенка на самого себя в учебной деятельности, и как следствие этого, возникновение вопроса: «Кто я?».

Симптомы перехода:

- Трудности отношения со взрослыми

- Появление детских компаний

- Появление личных дневников

Новообразования по Л. С. Выготскому: развитие рефлексии, и на ее основе – самосознания.

Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. "Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятиях,"- писал он. Согласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение "уходит в сферу фантазии". Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что "она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя". Подросток прячет свои фантазии "как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии".

Л. И. Божович выделяла еще одно новообразование этого возраста - самоопределение. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессию. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не заканчивается в это время, оно "как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка". Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.

Кризисы - переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Можно сказать вслед за Л. С. Выготским: "Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически". Раскрыть психологическую сущность кризиса - значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.

Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет - кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет - кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

Характеристика кризиса новорожденности.

Социальная ситуация развития – в момент родов ребенок отделяется от матери физически, но не биологически.

Период новорожденности - соединительное звено между внутриутробным и внеутробным существованием:

· Ребенок продолжает получать пищу из организма матери (молозиво, молоко).

· Большую часть времени ребенок дремлет (не спит, но и не бодрствует). Сон и бодрствование выделяются позднее.

· Эмбриональная поза.

· Обилие и частота дремоты.

· Не может самостоятельно передвигаться в пространстве, хотя имеет в наличии определенные двигательные реакции.

· Рефлекс обхватывания и хватательный рефлекс служат для прикрепления к матери (ребенок как плод должен находится вместе с матерью).

· Последние месяцы эмбрионального развития могут в случае преждевременных родов протекать в условиях внеутробного развития.

· Время появления на свет жизнеспособных детей обладает широтой вариаций приблизительно в 4 месяца.

Центральное новообразование – индивидуальная психическая жизнь ребенка (ребенок – это уже не плод, являющийся частью матери, это отдельный организм).

Вопрос о содержании психической жизни новорожденного порождал долгое время разногласия и споры ввиду того, что прямое исследование психики недоступно.

Рефлексологическая школа. У новорожденного нет психики, так как кора головного мозга у него незрелая (именно с деятельностью коры связаны высшие формы деятельности сознания).

 

Некоторые исследователи считают, что у новорожденного есть своеобразные начатки психики, так как:

· Помимо коры есть еще и подкорковые структуры, отвечающие за инстинкты, влечения и аффекты.

· Хоть кора и незрелая, но она участвует в поведении новорожденного. Она делает менее самостоятельными в функционировании подкорковые структуры.

· Мы наблюдаем проявления, которые у взрослых связаны с психическими состояниями * выразительные движения при радости, гневе.

Особенности психической жизни новорожденного:

 

1. В сознании ребенка - переживания, включающие в себя недифференцированные ощущения, эмоции и влечения.

2. Ребенок не отделяет себя и свои переживания от внешних объектов и от внешних воздействий.

3. Восприятие ребенка представляет нерасчлененное впечатление от ситуации в целом. Слиты не только отдельные объективные моменты ситуации, но и восприятия и чувства.

Психика новорожденного носит все типические черты, характерные для новообразований критических возрастов (носит переходный характер, не исчезает совсем, а лишь утрачивает самостоятельное существование).

Вопрос о границах новорожденности спорный.

Кризис первого года жизни.

К 9 месяцам - начало кризиса 1-го года - ребенок становится на ноги, начинает ходить. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации "Мы", теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. (Исследователи называют ее "языком нянь".) Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - предметная деятельность.

Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно сказать, что с самого начала есть две взаимосвязанные линии психического развития: линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной открывает новые возможности для развития другой. Основная задача воспитания ребенка в этот период (период младенчества) - максимально расширять и развивать широкую ориентацию ребенка в окружающей действительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.169 (0.006 с.)