Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кризис подросткового возраста.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Выделяют две фазы подросткового возраста: I фаза 12-15 лет, II фаза 15-18 лет. У современных подростков сначала наступает половое созревание, потом органическое и только потом социальное. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению продолжительности подросткового возраста. Депривация в этом возрасте связана с внутренними факторами. Сохраняется зависимость от взрослых, и усиляется потребность освобождения от контроля. Д. Б. Эльконин. Поворот ребенка на самого себя в учебной деятельности, и как следствие этого, возникновение вопроса: «Кто я?». Симптомы перехода: - Трудности отношения со взрослыми - Появление детских компаний - Появление личных дневников Новообразования по Л. С. Выготскому: развитие рефлексии, и на ее основе – самосознания. Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. "Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятиях,"- писал он. Согласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение "уходит в сферу фантазии". Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что "она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя". Подросток прячет свои фантазии "как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии". Л. И. Божович выделяла еще одно новообразование этого возраста - самоопределение. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессию. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не заканчивается в это время, оно "как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка". Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Кризисы - переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Можно сказать вслед за Л. С. Выготским: "Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически". Раскрыть психологическую сущность кризиса - значит понять внутреннюю динамику развития в этот период. Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет - кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет - кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. Характеристика кризиса новорожденности. Социальная ситуация развития – в момент родов ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Период новорожденности - соединительное звено между внутриутробным и внеутробным существованием: · Ребенок продолжает получать пищу из организма матери (молозиво, молоко). · Большую часть времени ребенок дремлет (не спит, но и не бодрствует). Сон и бодрствование выделяются позднее. · Эмбриональная поза. · Обилие и частота дремоты. · Не может самостоятельно передвигаться в пространстве, хотя имеет в наличии определенные двигательные реакции. · Рефлекс обхватывания и хватательный рефлекс служат для прикрепления к матери (ребенок как плод должен находится вместе с матерью). · Последние месяцы эмбрионального развития могут в случае преждевременных родов протекать в условиях внеутробного развития. · Время появления на свет жизнеспособных детей обладает широтой вариаций приблизительно в 4 месяца. Центральное новообразование – индивидуальная психическая жизнь ребенка (ребенок – это уже не плод, являющийся частью матери, это отдельный организм). Вопрос о содержании психической жизни новорожденного порождал долгое время разногласия и споры ввиду того, что прямое исследование психики недоступно. Рефлексологическая школа. У новорожденного нет психики, так как кора головного мозга у него незрелая (именно с деятельностью коры связаны высшие формы деятельности сознания).
Некоторые исследователи считают, что у новорожденного есть своеобразные начатки психики, так как: · Помимо коры есть еще и подкорковые структуры, отвечающие за инстинкты, влечения и аффекты. · Хоть кора и незрелая, но она участвует в поведении новорожденного. Она делает менее самостоятельными в функционировании подкорковые структуры. · Мы наблюдаем проявления, которые у взрослых связаны с психическими состояниями * выразительные движения при радости, гневе. Особенности психической жизни новорожденного:
1. В сознании ребенка - переживания, включающие в себя недифференцированные ощущения, эмоции и влечения. 2. Ребенок не отделяет себя и свои переживания от внешних объектов и от внешних воздействий. 3. Восприятие ребенка представляет нерасчлененное впечатление от ситуации в целом. Слиты не только отдельные объективные моменты ситуации, но и восприятия и чувства. Психика новорожденного носит все типические черты, характерные для новообразований критических возрастов (носит переходный характер, не исчезает совсем, а лишь утрачивает самостоятельное существование). Вопрос о границах новорожденности спорный. Кризис первого года жизни. К 9 месяцам - начало кризиса 1-го года - ребенок становится на ноги, начинает ходить. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации "Мы", теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития. Второе основное новообразование - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. (Исследователи называют ее "языком нянь".) Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - предметная деятельность. Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно сказать, что с самого начала есть две взаимосвязанные линии психического развития: линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной открывает новые возможности для развития другой. Основная задача воспитания ребенка в этот период (период младенчества) - максимально расширять и развивать широкую ориентацию ребенка в окружающей действительности.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.006 с.) |