ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.



Вещные права – одна из форм реализации отношений собственности. Вещные права обычно определяются как права, которые предоставляют их обладателю возможность непосредственно (независимо от какого-либо другого лица) воздействовать на вещь. Иначе говоря, вещное право предоставляет его обладателю непосредственную власть, господство над вещью.

Субъект вещного права может осуществлять в своем интересе действия по владению, пользованию и во многих случаях и по распоряжению вещью, не обращаясь за содействием к кому-либо иному. В этом коренное отличие вещных прав от обязательственных. Лицо, имеющее обязательственное право на вещь (например, из договора аренды, безвозмездного пользования), может реализовать свои правомочия по владению и пользованию ею лишь в том случае, если фактически получит ее от собственника, заключившего с ним договор.

В Гражданском кодексе Российской Федерации положения, относящиеся к вещным правам, сконцентрированы в разделе 2 “Право собственности и иные вещные права”. Наименование раздела подчеркивает как единство правовой природы этих гражданских прав, так и особое положение права собственности в группе вещных прав.

Право собственности отличается от других вещных прав полнотой содержания. Собственнику принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему усмотрению совершать по поводу его имущества любые действия, не противоречащие нормам права и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ). Никто из субъектов других вещных прав не имеет такой полноты правомочий на принадлежащее им имущество. Объем их прав по пользованию имуществом ограничен законом и волей собственника.

Перечень вещных прав, закрепленных в российском законодательстве, немногочислен. В соответствии со ст. 216 ГК РФ, вещными, наряду с правом собственности, признаны, в частности, следующие права лиц, не являющихся собственниками (вещные права): вещные права по использованию чужих земельных участков (право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования и сервитуты, которые могут обременять также здания и сооружения) и вещные права юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника (право хозяйственного ведения и право оперативного управления).

Этот перечень не является исчерпывающим. Из содержания ст. 216 ГК РФ вытекает, что в число других вещных прав могут включаться и иные права, но только при условии признания их таковыми в законе.

Итак, к вещным правам юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Под правом хозяйственного ведения понимается право государственного или муниципального унитарного предприятия, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом.

Право распоряжения ограничено в отношении недвижимого имущества. Такое имущество предприятие не вправе продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ). Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении (п. 1 ст. 295 ГК РФ).

Таким образом, субъектами права хозяйственного ведения признаются государственные унитарные предприятия (за исключением казенных предприятий) и муниципальные унитарные предприятия.

Объектами права хозяйственного ведения являются сами предприятия как имущественные комплексы, а также входящие в состав этих комплексов любые виды имущества, предназначенные для деятельности этих предприятий: здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, право требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права.

Моментом возникновения права хозяйственного ведения у унитарного предприятия закон считает момент передачи ему имущества собственником, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника. Передача осуществляется после принятия собственником решения о закреплении за предприятием имущества в хозяйственное ведение (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.

Другими словами, при решении вопроса о прекращении права хозяйственного ведения следует руководствоваться нормами, содержащимися в гл. 15 ГК РФ “Прекращение права собственности” и ст. 295 ГК РФ. Из содержания последней следует, что прекращение права хозяйственного ведения на имущество предприятия по решению собственника возможно, видимо, только в случае реорганизации либо ликвидации.

Под правом оперативного управления понимается право казенного предприятия, а также учреждения в отношении закрепленного за ним имущества осуществлять в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Право распоряжения имуществом, находящимся в оперативном управлении, допускается лишь с согласия собственника (для казенных предприятий) либо вообще не допускается (для учреждений). Вместе с тем закон устанавливает недопустимость изъятия собственником имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением. Исключение сделано только в отношении излишнего, неиспользуемого, а также используемого не по назначению имущества. Такое имущество собственник может изъять и распорядиться им по своему усмотрению.

Распоряжение доходами в казенном предприятии и учреждении осуществляется различно. Порядок распоряжения доходами казенного предприятия определяется собственником. Доходами, получаемыми учреждением от занятия предусмотренной в учредительных документах деятельности, оно распоряжается самостоятельно (ст.ст. 297, 298 ГК РФ).

Таким образом, право оперативного управления по объему правомочий обладателей этого права значительно уже права хозяйственного ведения.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ, субъектами права оперативного управления на имущество, закрепленное за ними собственниками, признаются казенные предприятия и учреждения. Казенные предприятия создаются на базе государственной федеральной собственности. Учреждения же могут создаваться субъектами любой формы собственности: государственной, муниципальной, частной. Так, благотворительная организация, реализуя предусмотренное ст. 7 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” право на создание благотворительных организаций в форме учреждений, закрепляет за благотворительными учреждениями выделяемое для достижения их целей имущество на праве оперативного управления.

Объектами права оперативного управления являются имущественные блага, перечень и правовой режим которых во многом совпадают с изложенным выше применительно к объектам права хозяйственного ведения. Однако в составе объектов права оперативного управления значительное место занимают деньги, которые выделяются из соответствующих бюджетов, а учреждениям, созданным юридическими или физическими лицами, – из собственных средств учредителей.

Возникновение и прекращение права оперативного управления подчинено правилам, изложенным выше применительно к праву хозяйственного ведения (ст. 299 ГК РФ). Однако прекращение права оперативного управления по воле собственника имущества может иметь место в случаях, если имущество, закрепленное за казенным предприятием или учреждением, оказалось излишним, не используется или используется не по назначению, что невозможно применительно к праву хозяйственного ведения.

Закрепленное в качестве самостоятельной разновидности ограниченных вещных прав право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 216 ГК РФ) обеспечивает его обладателю владение и пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, без установления срока (бессрочно).

Субъектами права постоянного (бессрочного) пользования могут быть государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 20 Земельного Кодекса РФ36 ). Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Основные рамки содержания права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком определены в ст. 269, 270 ГК РФ. Обладатель права постоянного пользования земельным участком осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, другими правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Если иное не предусмотрено законом, он вправе: самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен; использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, лес, растения и обособленные водные объекты.

Что касается распоряжения земельным участком, находящимся в постоянном пользовании, то возможности обладателя такого права незначительны. Общее правило сформулировано в п. 3 ст. 264 ГК РФ: владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором. По закону владелец имеет право передавать участок другим лицам только в аренду или в безвозмездное срочное пользование, и то лишь с согласия собственника участка (ст. 270 ГК РФ).

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком можно разбить на две группы. Первую составляют те случаи, которые предусмотрели стороны в заключенном ими договоре о предоставлении участка в постоянное пользование. Во вторую группу входят основания прекращения права постоянного пользования земельным участком, прямо названные в законе, в числе которых:

- возможность выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 283 ГК РФ; ст. 49 ЗК РФ);

- возможность изъятия земельного участка ввиду ненадлежащего использования (ст. 54 ЗК РФ).

Прекращение права постоянного пользования в этих случаях осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Сервитуты (сервитутные права), выделяемые законом в качестве разновидности вещных прав (ст. 216 ГК РФ), представляют собой права, закрепляющие возможность пользования в ограниченном объеме чужим недвижимым имуществом.

Земельный кодекс РФ проводит деление сервитутов на частные и государственные, а также на срочные и постоянные.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 274 ГК РФ, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Субъектами частного сервитута могут быть граждане и юридические лица. При этом субъекты обременяемого недвижимого имущества во всех случаях являются его собственниками. Что же касается лица, в интересах которого устанавливается сервитут, то оно может быть как собственником земельного участка, так и обладателем права пожизненного наследуемого владения или права постоянного пользования земельным участком.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

По общему правилу, частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Стороны договариваются об установлении и условиях сервитута. В частности, собственник недвижимого имущества, обремененного сервитутом, вправе требовать от лица, в интересах которого установлен сервитут, соразмерную плату за пользование имуществом (п. 5 ст. 274 ГК РФ). Договор об установлении сервитута подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

При этом сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Закон оговаривает, что сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним и в других указанных в законе целях (ст. 23 ЗК РФ).

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь или землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установивших публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.182 (0.006 с.)