Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность экспериментального подхода в изучении психологии личности. Вклад А.Ф. Лазурского, Г.Айзенка, Г. Оллопорта и Р.Кетеллав разработку проблем личности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На вопрос о том, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Во многих определениях содержится зерно истины, так что в целом представить себе, как психологи понимают личность, можно, только проанализировав 1 обобщив имеющиеся определения. Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжался вплоть до начала XIX века. В первые десятилетия XIX века наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных болезней, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название «клинический». Вплоть до начала XX века философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность. первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности. Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих Пор. Такое расширительное понимание личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчестве и в социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, такое определение представляется слишком широким. В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодов. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у психически больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности И ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно было описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность. Такое определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. Без тех качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности. В чем же тогда состояла его недостаточность?— В том, что 'такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие свойства личности, которые всегда положительны, «нормальны» независимо от того, в какой степени они развиты, например способности, интересы, порядочность, честность и др. Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в ней атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из сумм1ы которых трудно было как сложить его личность, так и понять и (объяснить более или менее сложные формы его социального поведения. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности, английский психолог Р. Кеттел сравнил ситуацию, сложившуюся к тому времени в психологии личности, с постановкой «сГамлета» без Принца Датского: в ней было все, кроме главного действующего лица — личности. Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний — психология личности — в этих условиях не могла уже строиться на старой, умозрительной основе или на 63130 непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной к здоровой личности, во-вторых, новые, более точные и надежные методики ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А. Ф. Лазурским, а за рубежом—Г. Айзенком и Р. Кетте-лом. А. Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получились коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты. Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р. Кеттел, воспользовавшись методом Г. Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названных его именем (16-факторный тест Кет-тела). - Из всех определений личностги, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирующсаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, ко- Широкий круг предполагаемых пользователей этой монографии (психологи, социологи, педагоги, врачи) обусловлен тем, что мы пытаемся вместе с читателем рассмотреть проблемы личности в их реально существующем многообразии. Естественно, каждый специалист может ориентироваться в основном на ту информацию, которая непосредственно ему и предназначена. Но он также сможет получить представление и о других, смежных вопросах, которые неразрывно связаны с психологией индивидуальности. Вопросы кадрового отбора решаются не только на основании сведений о профессионально важных свойствах или организаторских способностях человека, но и предусматривают психическую устойчивость, выносливость по отношению к стрессам, монотонии. Учащиеся как средней, так и высшей школы требуют не только индивидуализированного педагогического подхода, но и учета уровня их интеллектуального развития, психологической совместимости в группе, индивидуального стиля межличностного общения. Проблема подростка и молодежи сама по себе представляет такую сложность, что только на стыке педагогики, психологии, социологии и медицины можно браться за ее решение. Профкон-сультирование населения наряду с решением сложных вопросов по трудоустройству сталкивается с необходимостью выявления уровня тревоги, степени эмоциональной напряженности и применения психокоррекци-онных мер, так как многие из консультируемых лиц переживают сложный период ресоциализации. Семейное консультирование включает в круг решаемых психологом вопросов и индивидуальность каждого члена семьи, и его возрастные особенности, и стиль межличностного поведения. Весьма важным может оказаться также и дифференциально-диагностический аспект исследования, если кто-либо из членов семьи окажется психически неуравновешенным человеком, страдает алкоголизмом, наркоманией и т.д. Медицинские психологи и врачи, помня заповеди корифеев медицины, должны ориентироваться не на болезнь, а на больного, учитывать его преморбидные свойства, личностную основу, которая в значительной степени предопределяет и болезненные проявления, и индивидуализированный выбор фармакологической и психотерапевтической помощи. В работе наркологических диспансеров учет личностных свойств пациента, его ценностной ориентации и глубины регрессивных процессов, меняющих личность, необходим при решении не только сугубо медицинских, но и не менее важных семейных, трудовых, социально-правовых проблем страдающих алкоголизмом людей. Социально-психологическая работа с суицидентами включает в себя не только социальные и психологические аспекты, но тесно связана также с необходимостью решения дифференциально-диагностических вопросов. Поэтому проблемы личности должны рассматриваться в их сложном многообразии на стыке разных подходов, а не только в рамках узко профессиональных границ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.194 (0.008 с.) |