Предмет экспериментальной психологии. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет экспериментальной психологии.



Термин «экспериментальная психология» имеет много значений.Здесь представлены некоторые из них:

• под экспериментальной психологией понимают всю научную психологию как систему знаний, которая получена на основе экспериментального изучения поведения человека и животных;

• экспериментальную психологию иногда характеризуют как систему экспериментальных методов и методик, которые реализуются в конкретных исследованиях;

• термин «экспериментальная психология» употребляется в расширенном значении для характеристики научной дисциплины, которая занимается проблемой методов психологического исследования в целом.

Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX в. В физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций – ощущений, восприятия, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии как особой науки, отличной от философии и физиологии. Первый план ее разработки выдвинул В. Вундт, у которого получили подготовку многие психологи из различных стран, ставшие позднее инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений.

Экспериментальная психология охватывает не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но также индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и пр.

Можно выделить три основных задачи экспериментальной психологии в психологическом исследовании:
1. Выработка адекватных методов обследования, соответствующих предмету исследования.
2. Разработка принципов организации экспериментального исследования: планирование, проведение и интерпретация.
3. Выработка научных методов психологических измерений. Применение математических методов.

34. Научная проблема. Научные гипотезы: виды, типы, содержание.

Целью наукиявляется постижение науки, способом постижения являются истины – научное исследование. Различают теоретическое и эмпирическое исследования.

По характеруисследование может быть: 1) фундаментальное– направлено на познание реальности, но оно не стремится получить практический эффект от знаний; 2) прикладноеисследование, наоборот, проводится для получения знаний, чтобы решить конкретную задачу;3) монодисциплинарные и междисциплинарныеисследования проводятся в рамках определенной науки, с участием специалистов; 4) комплексныеисследования проводятся с участием методов и методик. В этой группе исследований выделяется основной признак – это выявление одного, главного аспекта реальности.

Любое исследование включает ряд этапов.Начинается оно с постановки задачи. Следующим этапом является формулировка гипотез. Для ее проверки строится план научного исследования. Проведение исследований по сложившемуся плану не есть следующий этап. После сравнения всех полученных экспериментов проводятся анализ, математическая обработка и обобщение.

Исследования по цели их проведенияделятся на: поисковые, критические, воспроизводящие. Целью поисковых исследований является решение проблемы, которую никто до этого не ставил. Критические исследования проводятся для того, чтобы опровергнуть существующую теорию, модель, гипотезу. Воспроизводящее исследование служит для повторения предшествующего эксперимента, чтобы убедиться в его достоверности.

Научный результат не должен зависетьот времени, личности исследователя, его планов, намерений, целей.

Началом любого исследования является постановка проблемы. Научная теория формируется в терминах определенной научной отрасли. Постановка проблемы должна представить формулировку гипотезы.

Исследователи выделяют следующие этапы порождения проблемы:1) выявление недостатка в научном знании о реальности; 2) описание проблемы на обычном простом языке; 3) формулирование проблемы, используя термины научной дисциплины.

Проблему формулируют, чтобы сузить диапазон поиска ее возможных решений. Проблема– это вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Проблемы подразделяются на реальные и «псевдопроблемы». Также выделяется класс неразрешимых проблем.

Гипотеза – это научное предположение, которое вытекает из теории. Оно является еще не подтвержденным и не опровергнутым. Теоретические гипотезы нужны для устранения внутренних противоречий в теории. Второй тип гипотез – предположения, которые выдвигаются для решения проблемы экспериментальным методом. Этот метод отличается тем, что он может основываться не на теории.

Исследователи различают: 1) научные гипотезы– это предполагаемое решение проблемы; 2) статистическая гипотеза– утверждение неизвестного параметра, который основывается на математической статистике. Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая – для организации сравнения параметров. Гипотезы, которые не опровергнуты в эксперименте, превращаются в факты, законы.

35. Психологические измерения (методы ранжирования абсолютной оценки, парных сравнений, выбора).

Психологическим измерениемсчитают оценку величины, определенных параметров реальности, сходств и различий объектов реальности, и оценку эту производит испытуемый. Измерение может быть как самостоятельным исследовательским методом, так и компонентом целостной процедуры эксперимента.

Как самостоятельный метод измерение служит для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения им окружающего мира. На основе теории измерения строятся психологические тесты. Это сокращенная по времени и более простая процедура психологического эксперимента, которая применяется для решения конкретных задач.

Все процедуры можно различить по объекту измерения.

Различают три основные процедуры психологического измерения:

• психолог может измерять особенности поведения людей для того, чтобы понять, чем один отличается от другого с точки зрения их свойств;

• исследователь может использовать измерение как определенную задачу, в ходе которой можно измерить внешние объекты других людей, собственные состояния и т. Д.;

• существует процедура совместного измерения стимулов и людей.

Психологическое измерение стимулов является задачей, которую выполняет не исследователь, а испытуемый в ходе обычного эксперимента.

Основой психологических измерений является математическая теория измерений – раздел психологии, активно развивающийся параллельно с развитием процедур психологического измерения. Сегодня это крупнейший раздел математической психологии.

Измерения в психологии (англ. Measurements in psychology) – процедуры получения числовых характеристик для величин свойств изучаемых в психологии явлений и объектов.

В психологии используется множество конкретных измеритель­ных методик. Удобную классификацию психологических измерений предложил С. С. Паповян .

Методы психологических измерений могут быть классифицированы по различ­ным основаниям:

1) процедуре сбора «сырых» данных;

2) предмету измерения;

3) виду используемой шкалы;

4) типу шкалируемого материала;

5) моделям шкалирования;

6) числу «мерностей» (одномерные и многомерные);

7) мощности метода сбора данных (мощные или слабые);

8) типу ответа индивида;

9) какими они являются: детерминистскими или вероятностными.

Для психолога-экспериментатора главными основаниями являются процедура сбора данных и предмет измерения.

Чаще всего применяются следующие процедуры субъективного шкалирования:

Методы ранжирования. Эксперту предъявляется весь набор объектов, подлежащих оцениванию, и предлагается упорядочить их по предпочтениям. Наиболее известны два способа ранжирования.
При первом способе эксперту предъявляется весь набор объектов и предлагается указать наиболее предпочтительный. Указанный объект исключается из дальнейшего рассмотрения – его ранг определен, после чего выбирается наиболее предпочтительный объект из оставшихся. Процесс продолжается до тех пор, пока останется последний объект.
При втором способе эксперту предъявляется часть объектов и предлагается упорядочить их по предпочтениям. Затем добавляется один новый объект и эксперту предлагается указать его место среди уже проранжированных. Процесс заканчивается, когда проранжируется последний объект.
Оба способа позволяют выполнить простое упорядочение. При частичном упорядочении используется только второй способ.

Метод парных сравнений. Эксперту последовательно предъявляются пары объектов, для каждой пары из которых предлагается указать, какой из объектов более предпочтителен или может ли данная пара объектов принадлежать одному классу.
Результаты оценки предпочтительности представляются в виде квадратной матрицы парных сравнений или графа предпочтений, дуги которого направлены от более предпочтительного объекта к менее предпочтительному.

Метод абсолютной оценки. Стимулы предъявляются по одному. Испытуемый дает оценку стимула в единицах предложенной шкалы.

Метод выбора. Индивиду предлагается несколько объектов (стимулов, выска­зываний и т.д.), из которых он должен выбрать те, которые соответствуют заданно­му критерию.

36.Психологическое тестирование. Тестовые нормы.

Валидность психологического теста– реальная способность теста измерять именно ту психологическую характеристику, для диагностики которой он предназначен. Валидность теста можно выразить через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например с успешностью выполнения соответствующей деятельности.

Существуют различные типы валидности:содержательная; по критерию, или эмпирическая; понятийная, или конструктивная.

С появлением первых тестов наиболее употребляемым термином, с помощью которого обозначается измерение индивидуально-психологических особенностей, стал термин «психологическое тестирование». Первоначально термин «психологическое тестирование» использовался широко, включая в себя любое измерение в психологической науке. По мере развития тестов, сфера психологического тестирования сузилась до измерения личностных и когнитивных особенностей. Термин«психодиагностика» впервые озвучил в 1921 году Г. Роршах, назвав так процесс обследование с помощью созданного им «теста чернильных пятен» позднее тест Роршаха. Далее термин «психодиагностика» использовался как синоним термина«психологическое тестирование», постепенно заменяя его употребление. Появление понятия «психодиагностика» связано со становлением проективного подхода, открывающего целостную картину личности, и кризисом психометрических тестов, «раскладывающих» личность испытуемого на отдельные функции. В этот период начинают использоваться достаточно обширные теории проективного подхода, разрабатываемые психоаналитическими авторами. Длительное время понятие «психодиагностика» отождествляется с проективными тестами, и используется в работах немецких и швейцарских психологов.
В научной литературе США продолжает развиваться понятие «психологическое тестирование» вплоть до 1970-х годов, и обозначает все то, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов. За этот период публикуется большое количество исследований по истории психологического тестирования, постепенно термин «психодиагностика»вытесняется из употребления.

В 70-х годах 20 столетия в области индивидуальных различий на территории стран Западной Европы и США вместо термина «психологическое тестирование» все чаще применяется понятие — психологическая оценка (psychological assessment).

На территории России благодаря усилиям Б. Г. Ананьева, возглавляющего в 1960-х годах Ленинградскую психологическую школу, описанное направление исследований получило название «психологическая диагностика».

Характеристики психологических тестов

§ Стандартность — тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социокультурного характера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений говорящие нам о силе выраженности исследуемого признака.

§ Надёжность — свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводится к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.

§ Валидность — соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Различаютвнутреннюю и внешнюю валидность. В случае с внешней это соответствие может быть проверенно положительнойкорреляцией, с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляться с академической успеваемостью. В случае с внутренней все сложнее, здесь речь идет о теоретической связи, о том, насколько выстроеннаямодель реально моделирует заявленный аспект. Но все может быть проще, если аналогичные «проверенные» методики уже существуют, тогда возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. В случае если вам повезло быть новатором, внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной и интеллектуальной работы и в каком-то роде остается на совести «создателя».

Тестирование в кадровой работе — метод отбора кандидатов для выполнения работы. Различаются две категории тестов:

§ Тесты, созданные для оценки эффективности исполнения работы, профессиональных знаний и умений;

§ Тесты, созданные для оценки черт характера и свойств (специальных способностей), которые способствуют эффективному исполнению работы.

Психологический тест — стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого. Тесты, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого, занимают промежуточное положение между психологическими, образовательными и проф. тестами.

§ Вербальный тест (Verbal test) — тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.

§ Стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.

§ Тесты личности (психология) (Personality tests) — тесты психологического тестирования, направленные на изучениехарактера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности. Личностные тесты подразделяются на :

§ Проективные тесты,

§ личностные опросники и

§ тесты деятельности (ситуационные тесты).

§ Тест достижений (Achievement test) — стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора:

§ конструируемый на учебном материале;предназначенный для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками.

§ Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Тест имитации используется в процессе отбора претендентов на работу.

§ Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений. Такие тесты помогают определить работу наиболее предпочтительную для конкретного человека.

§ Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. Задания тестов интеллекта:

§ адресуются к словесно-логическому мышлению; или

§ направлены и на оценку развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;

§ позволяют характеризовать память, внимание, пространственную ориентировку, вербальное развитие и др.

Первоначальный суммарный балл, подсчитанный с помощью ключа, не является показателем, который можно диагностически интерпретировать. Его называют в те-стологии «сырым тестовым баллом». Применение тестовых норм в профессионально организованной психодиагностике основывается на переводе тестовых баллов из «сырой» шкалы в «стандартную». Эта процедура называется «стандартизацией тестового балла».

Выборка, на которой определяются статистические тестовые нормы, называется выборкой стандартизации.Ее численность, как правило, не меньше 200 человек. Такое количество человек должно принять участие в психометрическом эксперименте по определению тестовых норм – в эксперименте по стандартизации теста.

Корреляция качественных признаков – метод анализа связи переменных, измеряемых в порядковых шкалах и шкалах наименований (см. шкалы измерительные). Наиболее часто такой корреляционный анализ проводят с помощью коэффициентов ранговой корреляции, используемых в случаях, когда обе переменные измеряются в шкалах порядка или легко могут быть преобразованы в ранги. При измерении сравниваемых переменных в шкалах наименований широко применяются коэффициенты сопряженности, в которых в качестве промежуточной расчетной величины используется критерий согласия Пирсона(см. критерий X2). Наиболее часто в таких расчетах пользуются коэффициентом сопряженности Пирсона:


Значение P всегда положительно и измеряется от нуля до единицы. Особенностью коэффициента сопряженности Пирсона является то, что максимальное его значение всегда меньше + 1 и в значительной степени зависит от количества наблюдений (размера таблицы). В случае квадратной таблицы (k x k):


Так, в таблице размером (5 x 5) Pmax = 0,894; в таблице (10 x 10) Рmax = 0,949. Поэтому окончательной формой выражения связи между переменными с помощью коэффициента Пирсона является его отношение к величине Рmax для данного случая (P/Pmax).

При расчете сопряженности находит применение также коэффициент Чупрова:


где t – число столбцов таблицы;

k – число строк таблицы.

В психологической диагностике описанные коэффициенты используются относительно редко





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.215.230 (0.01 с.)