Подвижные игры и эстафеты на развитие ловкости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подвижные игры и эстафеты на развитие ловкости.



Игры-эстафеты являются важным средством развития ловкости, в них могут сочетаться самые разнообразные двигательные задания, развивающие ловкость: пробежать, перелезть, удержать равновесие, перенести груз; проползти, присесть и взять мяч, провести его, попасть в цель, вернуться прыжками на двух ногах на исходную позицию к стартовой черте и т.д. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром рациональном решении двигательных задач. При проведении игры-эстафеты решается ряд задач – закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие у играющих ориентировки в пространстве, физических качеств быстроты и ловкости, смелости, решительности, организованности и дисциплинированности, внимания, выдержки, выносливости, точности, координации движении. Игры-эстафеты для развития ловкости должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц и нацеленными на совершенствование регуляторной деятельности центральной нервной системы. Совершенствование ловкости, которая связана с быстрым овладением новыми движениями, осуществляется в упражнениях, выполняемых в играх-эстафетах. Совершенствование ловкости должно быть непрерывным, по мере усвоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному по содержанию. Лучший путь развития ловкости у детей младшего школьного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков, - это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечают игры (приложение №1) эстафеты. (приложение №2)

Эстафеты бывают:

- линейные – соревнующие стоят в параллельных колонах;

- встречные – команды делятся пополам, и ее половины становятся в колонны друг против друга;

- круговые – команды становятся по кругу.

Планируя эстафету надо руководствоваться следующими правилами: включать в ее содержание движения хорошо знакомые детям; помнить, что от количества, сложности заданий, расстояния между местами их выполнения, подготовленности детей избранной оценки результата эстафеты зависит величина и характер физической нагрузки. Не обязательно побеждает команда, которая первая закончила эстафету. При определении победителя применяют объективную и не сложную очковую систему. Результаты каждой команды, участвующих в эстафете, оцениваются воспитателем либо по качеству, организованности и согласованности действий детей, либо по времени затраченному на выполнение задания. Организация и методика игр-эстафет должны быть направлены на воспитание взаимоотношений между детьми и их нравственно-волевого поведения. Следует предоставить детям задания без ограничения срока. Необходим тщательный подбор команд. Всего команд должно быть 3-4, в каждой команде не более 4-5 детей примерно равных по силам. Выполнение правил обязательно для всех участников. Нарушение правил должно фиксироваться и учитываться при подведении итогов. Преодоление несложной полосы препятствий служит совершенствованию навыков и умений детей, комплексному развитию двигательных качеств. Особенно ценно, что ребенок получает возможность использовать свои умения в новых нестандартных условиях, действовать в соответствии со своей подготовленностью, своеобразно своим силам, проявлять определенные волевые усилия. Руководителю эстафет нужны помощники, которые наблюдают за выполнением правил, замечают ошибки, ведут подсчет очков, поправляют по необходимости нарушенные препятствия. Содержание игр-эстафет зависит от возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся; размеров зала, площади, времени года, наличия необходимого физкультурного оборудования. И в зависимости от всего выше перечисленного можно подбирать разные сочетания двигательных заданий для дорожки препятствий. Наиболее приемлемое их количество 3-5.

 

 

Заключение.

Цель изучение методов литературы по проблеме развития ловкости у детей младшего школьного возраста показало, что для развития ловкости необходимо целенаправленно добиваться активизации умственной деятельности в процессе физических упражнений. Эффективность формирования двигательных навыков зависит от правильного подбора методов и приемов, средств и принципов обучения. Изучение особенностей развития ловкости у детей младшего школьного возраста показало, что этот возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками. Изучение средств развития ловкости у детей младшего школьного возраста показало, что средством развития ловкости у детей младшего возраста являются физические упражнения, а также важным средством являются подвижные игры, игры-эстафеты. Что при соблюдении требований методики и учете физического развития детей, при осуществлении индивидуального подхода подвижные игры, игры-эстафеты могут быть средством развития ловкости. Совершенствование ловкости должно быть непрерывным, по мере усвоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному по содержанию. Теоретическая значимость изучения заключается в том, что были проанализированы и систематизированы в теоретической части работы психолого-педагогические аспекты, касающиеся особенностей процесса развития ловкости у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость изучения состоит в том, что нами составлены подвижные игры и игры-эстафеты, которые могут использовать педагоги образовательных учреждений в процессе организации работы с детьми на уроках для решения задач развития ловкости. Также работой могут пользоваться студенты в ходе педагогической практики и родители при организации подвижных игр, игр-эстафет.

Список литературы.

1.Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость [Текст] / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 98с.

2.Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1983. – 83с.

3.Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: практическое пособие [Текст] / И.А. Гуревич. - Мн.: Высшая школа, 1994 – 319с.
4.Детские народные подвижные игры [Текст] / Под ред. Кенеман А.В., Т. И. Осокина. – М.: Просвещение, 1995. – 224с.

5.Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми [Текст] / Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. – 128с.

6.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры [Текст] / М.Ф. Литвинова. - М.: Просвещение, 1986. – 175с.

7.Мамаев А.П. Методика физического воспитания с основами теорий [Текст] / А.П. Мамаев, С.Т. Мельников. - М.: Просвещение, 1991–320с.
8.Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: Аркти, 2000. – 107с.

9. Развитие движений ребенка – дошкольника [Текст] / Под ред. М. И. Фонарева. – М.:Просвещение,1975.–133с.
10. Решетников Н. В. Физическая культура [Текст] / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - М.: Академия, 1998. – 157с.

11. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001. - 368с.

12. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет В.Л. Страковская. - М.: Новая школа, 1994. – 288с.
13. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Под ред. Б. А. Ашмарина. –М.:Просвещение,1990.–308с.
14.Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. – 480с.

15.Шишкина В. А. Движение + движения [Текст] / В.А. Шишкина. - М.: Просвещение,1992.–96с.

 

Приложение №1

Увернись от мяча

Все играющие распределяются на три команды. Площадка (зал) делится по длине на три равные части. В каждой из частей произвольно располагаются игроки одной команды. У одного из игроков команды, занимающей среднюю площадку, мяч.По сигналу учителя игроки средней команды бросают мяч в игроков крайних команд, стремясь осалить больше противников. Игроки крайних команд, получая мяч, стараются осалить как можно больше игроков из средней команды. Попадания подсчитываются. Команды дважды меняются местами (по истечении 3—4 минут). Таким образом, каждая команда побывает на всех трех площадках. Подсчитываются общий итог. Выигрывает команда, имеющая больше попаданий.

Ловкие ребята

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В центре круга водящий. По сигналу учителя дети говорят:

Мы — веселые ребята, Любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать! Раз, два, три — лови!

После слова «лови» дети бегут к границам площадки, водящий ловит. Пойманный становится водящим. Варианты: дети разбегаются по площадке; пойманный помогает водящему; пойманные подсчитываются; пойманные становятся на один шаг назад; играющие во время произношения слов передвигаются по кругу вправо или влево.

Салки (догонялки)

Играющие свободно располагаются на площадке (в зале). Один из участников — водящий. По сигналу водящий стирается догнать перебегающих и запятнать. Пойманным становится водящим. Он останавливается, поднимает руку я громко говорит: «Я салка (догонялка)!», после чего игра продолжается. Варианты: при большом количестве играющих выделяется несколько водящих (два-три); игрока, который присел, нельзя салить («Салки с приседанием»); игрок, спасаясь от водящего, берет кого-либо за руку — его пятнать нельзя («Салка, дай руку»); играющие прыгают на одной ноге («Салки с прыжками на одной ноге»).

Пустое место

Играющие образуют круг. Водящий идет по кругу (с внешней стороны) и дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в любую сторону по кругу. Игрок, до которого дотронулся водящий, бежит в противоположную сторону. Каждый из них старается прибежать к образовавшемуся пустому месту. Кто прибежит раньше,, становится в круг, опоздавший водит. Вариант: игроки прыгают на двух ногах или на одной ноге.

Лабиринт

Все играющие, кроме двух, выстраиваются рядами по пять-шесть человек на расстоянии вытянутых рук как по линии, так и в глубину. Держась за руки, участники образуют улицы. На одной из улиц находится убегающий, на другой— догоняющий. По сигналу учителя догоняющий старается осалить убегающего. Оба имеют право бегать только по улицам. Во время игры подаются условные сигналы (например, поворот), по которым игроки опускают руки, поворачиваются направо (налево), образуя новые улицы, и игра продолжается. Когда догоняющий осалил убегающего, они меняются ролями. Вариант: когда догоняющий осалил убегающего, выделяется новая пара.

Подвижная цель

Все играющие стоят за линией круга. В центре круга водящий. У одного из игроков мяч. Стоящие за линией круга бросают мячом в водящего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот выполнил бросок. Водящий бегает, увертывается. Игрок, не попавший мячом в водящего, становится на его место. Варианты: водящих двое; игрок, попавший мячом в водящего, становится на его место.

Зайцы в огороде

На площадке (зале) обозначаются два концентрических круга, один большой (диаметр — 8—12 м) — огород, другой малы;! (2—4 м) —домик сторожа, в нем водящий. «Зайцы» находятся за большим кругом. По сигналу учителя зайцы прыгают в круг, по кругу, выпрыгивают из него. «Сторож» бегает по огороду н старается поймать зайцев; пойманных отводит в домик. Когда будут пойманы три-четыре зайца, выделяется новый водящий.

Белые медведи

На площадке (в зале) обозначается льдина. На ней два «медведя». Остальные играющие—«медвежата». По сигналу учителя медведи, держась за руки, начинают ловить медвежат. Пойманным считается тот, кого удалось охватить свободными руками. Задержанного медвежонка отводят па льдину. Когда на льдине будут два медвежонка, они также берутся за руки и начинают ловить и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока будут пойманы асе медвежата. При повторении игры водящим назначается тот, кого дольше всех не могли поймать. Он же выбирает себе и второго медведя.

Заяц без дома

Играющие, кроме двух, становятся парами по кругу (лицом друг к другу), взявшись за руки. Один из игроков—«заяц», другой—«волк». Заяц, спасаясь от преследования, становится в середину пары. Тот, к кому заяц встал спиной, становится бездомным. Если догоняющий запятнал убегающего, они меняются ролями. Вариант: пары становятся не по кругу, а произвольно на площадке, водящие бегают между порами.

День и ночь

Две команды стоят на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии 1,5—2 м. Одна команда —«день», другая—«ночь». У каждой команды на своей стороне площадки дом.

Учитель неожиданно говорит: «День» (или «Ночь»). Команда «день» быстро убегает в свой дом, а, команда «ночь» догоняет. Затем все становятся на прежние места и учитель или помощники подсчитывают пойманных. Игра повторяется, команды убегают и догоняют не по очереди, а по вызову учителя, всегда неожиданно. Выигрывает команда, которая больше поймает противников. Варианты: команды называются «вороны» и «воробьи»; играющие стоят не спиной друг к другу, а боком, лицом; неходкое положение играющих — сидя.

Второй лишний

Все играющие стоят по кругу, лицом к центру. За кругом двое водящих: один убегает, другой догоняет. Убегающий становится впереди одного из игроков, стоящих по кругу. Тот, кто оказался стоящим сзади, убегает. Если догоняющий запятнал убегающего, то они меняются ролями.

Приложение №2

Эстафета с переноской предметов

Две команды стоят на длинных сторонах площадки, в шеренгах лицом одна к другой. У концов каждой команды обозначены круги (квадраты), в которых лежат набивные мячи. На расстоянии 10—15 м по прямой обозначены еще круги (квадраты), в которых стоят городки (кегли, булавы). Перед первыми кругами, в 2—3 м от них, стартовая линия, на которой становятся два игрока, по одному от команды. По сигналу учителя игроки берут мячи и бегут к другим кругам. Там кладут мячи, берут городки, возвращаются, ставят городки в первые круги, после чего встают на свое место. В то время, когда первые игроки бегут с мячом, вторые занимают место на стартовой линии и, когда первые закончат перебежку, начинают бежать, но они относят городки, а приносят мячи. Так продолжается, пока все игроки каждой команды закончат перебежки. Выигрывает команда, закончившая перебежки первой. Варианты: на пути перебежек преодолеваются препятствия (подлезать под веревочку, пролезать через обруч, перепрыгнуть «ров» и т. д.); все играющие делятся на три-четыре команды.

Передал — садись!

Все играющие делятся на две (три, четыре) команды и выстраиваются в колонны по одному. Лицом к своим командам, в 3—4 м от них стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу учителя капитаны бросают мячи игрокам, стоящим первыми. Те, получив мячи, передают их обратно и садятся. Капитаны бросают мячи вторым игрокам и т. д. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает его (мяч) вверх, все игроки встают. Побеждает команда, первой выполнившая задание. Вариант: последний игрок, получив мяч от капитана, бежит на его место, а бывший капитан становится впереди команды, так продолжается до тех пор, пока все игроки не будут капитанами.

Эстафеты с прыжками, лазаньем и перелезанием

Эти эстафеты проводятся так же, как и эстафеты с бегом, но на пути расставляются различные препятствия, которые должны быть преодолены участниками (скамейка, «ров», бревно, веревочка или планка и др-)

Перебежка с выручкой

Играющие делятся на две команды. Площадка (зал) разделена на две равные части. На каждой стороне площадки расставлено одинаковое количество предметов (флажки, кубики, эстафетные палочки). По сигналу учителя игроки каждой команды стараются перейти или перебежать среднюю линию и с половины противника перенести на свою часть площадки как можно больше предметов. Игроки, охраняя предметы на своей половине площадки, пятнают любого игрока из команды противника. Осаленный остается стоять там, где был пойман, пока кто-нибудь из игроков не выручит его, дотронувшись до руки или плеча. Игра продолжается, пока все предметы не будут перенесены на другую сторону или до сигнала учителя. Выигрывает команда, которая перенесет на свою площадку больше предметов. Примечание. Если игрок, взявший предмет, будет осален, а предмет успеет передать в руки другому игроку своей команды, который перебежит на свою площадку, то осаленный игрок считается задержанным. Он остается на площадке противника, а предмет остается у команды, перенесшей его на свою площадку.

Эстафета «Веревочка под ногами»

Две команды располагаются в колоннах по одному. Перед ними (в 2 м) линия старта. Около нее стоят первые номера с короткими скакалками в руках. По сигналу учителя первые игроки бегут вперед, обегают стойку, стоящую в 15—20 м от линии старта, и возвращаются обратно, где их уже ждут вторые номера. Первый подает второму один конец скакалки, и они, двигаясь по сторонам от колонны, проводят скакалку под ногами играющих. Игроки перепрыгивают через нее; затем первый номер становится в конец колонны, а второй бежит к стойке, обегает ее и уже с третьим ведет скакалку и т. д. Выигрывает команда, которая раньше закончит перебежки.

Эстафета с ведением мяча

Играющие делятся на две-три команды и за линией старта выстраиваются в колонны по одному. У первых игроков каждой команды в руках по мячу. По сигналу учителя они ведут мячи, ударяя по ним одной рукой. Дойдя до стойки, игроки обегают ее справа (слева), возвращаются обратно и ударом о землю передают мячи своим товарищам. Те принимают мячи и выполняют то же задание, и т. д. Выигрывает команда, раньше других закончившая эстафету. Варианты: мяч вести правой (левой) рукой; мяч вести, обходя несколько препятствий (булавы, флажки). При проведении игры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 3215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.167.163 (0.028 с.)